Урок внеклассного чтения по рассказу Г. Юшкова "Коно Семо"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Шаповалова Евгения Яковлевна

Урок внеклассного чтения  о произведениях коми писателя Геннадия Юшкова. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа  № 53» пгт Изъяю

Печорский  район  Республика  Коми

                                                                         

Урок  литературы в 7 классе

Внеклассное чтение по рассказу Г.А. Юшкова «КОНО СЕМО»

                                                 

Составитель:  Шаповалова Е.Я.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

Пгт Изъяю

2014г

Тема «Рассказ Геннадия Юшкова «Коно Семо».

Цель урока: 

  1. дать представление о произведениях коми писателя Геннадия Юшкова;
  2. учить думать над насущными вопросами  отношения к людям, природе;                                
  3. создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного   отношения учащихся к собственной жизни;                                                                                                    
  4. развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать познавательный интерес;                  
  5. учить ребят работать в группе, умеющей уважать мнение других, чувствовать и слышать собеседника.

Оборудование: компьютер, презентация. Рассказ прочитан заранее.

Ход урока:

1.Оргмомент. Учащиеся садятся по дружбе, лицом друг к другу, получают задания, обдумывают вопросы, записывают выводы (на подготовку дается        5-7 мин).

2. Слово учителя:  Один из лучших коми писателей 20 века Геннадий Анатольевич Юшков (слайд 1). Он автор многих романов, повестей, рассказов (слайд 2-5). Пишет Юшков  на коми языке. Начинал он как поэт. Чтение стихотворения «Мать» (Слайд 3-10)

Рассказ о жизни Юшкова: родился  в семье колхозника в деревне, детство пришлось на военные годы. Отец погиб. Жить было трудно. Впечатления о детстве отразились в рассказе «Коно Семо». Его книги «Женщина из села Вилядь», «Иван-чай с белыми цветами», «Чугра» и другие, изданные в Москве, получили широкую известность. Многие произведения писателя переведены на языки народов России и иностранные языки. Г.А. Юшков – Лауреат Государственной Коми АССР имени И.А. Куратова и премии Союза писателей РСФСР, Почетный гражданин г. Сыктывкара.

3. Обсуждение вопросов, выступления детей:

- Когда и где происходит  действие? Как построен рассказ? (рассказ в рассказе)

- Кто главный герой рассказа? Его  русское  имя?  Каков он внешне? Найти  и прочитать. Сколько раз даётся портрет?  Почему? Сделать вывод. (слайд 11)

- Почему автор так хорошо помнит Коно Семо? Найти фразу, в которой автор говорит о роли Коно Семо в его жизни. Как вы понимаете эту фразу? Вывод записать, продиктовать ребятам.

- Чему и как учил Коно Семо мальчишек? (вывод-ответ записать, продиктовать). Какие случаи особенно запомнились? Кратко рассказать о них: случай с дятлом. Почему Коно Семо так рассердился? Почему его слова запомнились? (слайд 14-17) Случай с лодкой. Почему не побил, не стал напирать? Как уличил мальчишку во вранье? Почему Генагей радуется? (слайд13)

Слово учителя: Началась война, мужчины ушли на фронт. Женщины плакали, провожая мужей, а Генка помнит, как Коно Семо спрашивал у него, из чего делают топорища и дуги, ведь кому-то в деревне и это придется делать.  

- После войны.  Случай с косой. Как здесь показан Коно Семо? Случай на озерце – спасение коня и  граблей. Можно ли назвать этот поступок подвигом?

- Рассказывал ли Коно Семо о войне? Почему? Доказать текстом. Объяснить смысл «только дураку на войне не страшно».

- Зачем, почему Коно Семо возился с ребятишками? Подтвердить текстом. Записать как вывод.  Как работал сам Коно Семо?  

 - Что узнали  из рассказа  об  авторе? Записать, прочитать, продиктовать как вывод. Почему он  так горюет  о смерти Коно Семо? Как вы понимаете смысл фразы:  Коно Семо «делал затёски на моей жизненной тропе, чтобы я не заблудился».

- Заканчивается рассказ снова воспоминанием о внешности Коно Семо. Почему повторяется тот же портрет? (память!)

Слово учителя: Даже уехав из родных мест, надо помнить людей, которые помогали тебе, научили жить честно. Честное отношение к труду –«светлая болезнь предков» – отличительная черта коми народа, всех настоящих людей.

4. Дома написать  сочинение-отзыв о рассказе.  (слайд 18-19)

Список используемых источников:

  1. Г. Юшков. Женщина из села Вилядь. – Москва: Современник, 1972.
  2. Г. Юшков. Маршрут. – Москва: Современник, 1986.
  3. Литература Республики Коми: Хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Коми/ Авторы-составители: Е.Ф. Ганова, А.В. Горская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.
  4. Я иду землею Коми: Кнгига для чтения, 6-7 классы. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геннадий Анатольевич Юшков (1932 – 2009 )

Слайд 2

Геннадий Анатольевич Юшков - член союза писателей РФ, заслуженный работник культуры РФ, народный писатель Республики Коми, лауреат Государственной премии Коми АССР имени И.А.Куратова , премии Союза писателей СССР. Родился 14 марта 1932 года в деревне Красная Сыктывдинского района Республики Коми. Его перу принадлежат три романа (« Чугра », «Родовой знак», « Бива » ( Огнивница ), шесть повестей, десятки рассказов, более двадцати пьес и произведений драматической формы, сотни стихов, тексты широко известных в народе песен, таких как « Марьямоль », «Коми ань » и др. Основной темой его творчества был народ, любовь к родной земле, как часть любви к родине, совесть как часть личности человека. Геннадий Юшков много сделал для профессиональной культуры Республики Коми, своим творчеством дав толчок развитию литературы республики , национального театра, песенного творчества . Юшков -- лауреат Государственной премии Коми АССР имени И.А.Куратова , Лауреат премии Союза писателей, В 1991 году удостоен почетного звания «Народный писатель Республики Коми", в 2000 году – звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Слайд 3

Юшков начинал как поэт. Писал он на коми языке. МАТЬ. Нет , она не тронула б чужого. Ну, а мне: «Убью , - кричит , - такого!» Я от неожиданности замер, А она как врежет мне вожжами! Обожгло мне спину страшным жаром. Я упал и жду еще удара. Только вижу- что все это значит? Рядом мать моя стоит и плачет. Перевод Н. Старшинова . Много раз Юшков писал о своём детстве, юности, о тех, кто помогал ему становиться Человеком. Об этом рассказ « Коно Семо».

Слайд 7

Так могли выглядеть Генагей и Коно Семо, герои рассказа Юшкова.

Слайд 8

О т чьего имени ведётся повествование в рассказе « Коно Семо »? Близок ли рассказчик в своей оценке людей и событий к автору? Как он относится к окружающим?

Слайд 9

Главный герой рассказа « Коно Семо» по-русски зовётся Семен Кононович, он простой крестьянин. Прошел войну, вернулся и стал помогать жителям подымать деревню после разрухи.

Слайд 11

Семен Кононович ─ человек опытный, мудрый, честный и добрый. В рассказе есть всего одна сцена, которая говорит о бережном отношении Семена к природе. Мальчишки увидели на дереве гнездо дятла и захотели его разорить. Но так как залезть на дерево у них не получалось, они решили его срубить. За этим занятием их застал Коно Семо. Таким сердитым его еще никто не видел: «Не смейте гнездо трогать! Эта птица наши леса охраняет! Если хотите жить здесь ─ не губите без нужды ни зверя, ни птицу, ни дерево…» Словами Семена Кононовича говорит сам автор. Он считает, что человек должен защищать и охранять природу родных мест, иначе не жить ему на родине, не быть истинным патриотом. А люди живут на всем земном шаре: и в высоких горах, и на маленьких островах, и в холоде, и в жаре. Так значит… мы должны хранить природу на всем земном шаре. Иначе … не жить нам на Земле!

Слайд 13

Дома: написать сочинение - отзыв о рассказе. План написания отзыва: Общая информация об авторе и книге. 2 . Сюжет . Несколько предложений о содержании произведения. 3. Герои. Рассказать о героях. Что запомнилось, что раздражало, чем впечатлили. Можно рассказать о примечательной внешности героев. М ожно написать об отношениях между героями. 4. Впечатления . Какое впечатление произвела книга: понравилась? Чем? Не понравилось? Что? 5. Заключение. Советуем - не советуем прочитать, кому. 6 . Настроение. Под какое настроение эту книгу лучше всего читать.

Слайд 14

При работе над отзывом часто допускаются неоправданные повторы слов: автор, книга, понравиться, интересный, описывать и др. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться синонимами. Автор – известный писатель, поэт, мастер слова, классик детской литературы. Книга - рассказ, повесть, роман, сборник, произведение, любимые страницы. Понравиться – запомниться, привлечь внимание, глубоко взволновать, произвести неизгладимое впечатление, запечатлеться в памяти. Интересный – занимательный, увлекательный, любопытный. Описывать – показывать, рассказывать, знакомить, вводить, обрисовывать, рисовать, очерчивать, изображать.



Предварительный просмотр:

Задания для учеников

1.        Когда и где происходит  действие? Как построен рассказ?

2.        Кто главный герой рассказа? Его  русское  имя?  Каков он внешне? Найти  и прочитать. Сколько раз даётся портрет?  Почему? Сделать вывод.

3.        Почему автор так хорошо помнит Коно Семо? Найти фразу, в которой автор говорит о роли Коно Семо в его жизни? Как вы понимаете эту фразу? Вывод записать.

4.        Чему и как учил Коно Семо мальчишек? Вывод-ответ записать. Какие случаи особенно запомнились? Кратко рассказать о них.

5.        Рассказывал ли Коно Семо о войне? Почему? Доказать текстом. Объяснить смысл «только дураку на войне не страшно».

6.        Зачем, почему Коно Семо возился с ребятишками? Подтвердить текстом. Записать как вывод. Как работал сам Коно Семо?

7.        Что узнали  из рассказа  о самом  авторе? Записать, прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...