Рабочая программа по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | Личностные | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение. 1 час. | |||||
1 | Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека. | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | Формирование «стартовой» мотивации к обучению. | |
Устное народное творчество. 10 часов. | |||||
2 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. | Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | |
3 | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. | Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты. | Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решении задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности. | |
4 | Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы). | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. | |
5 | Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Художественный мир сказки. | Научиться определять мораль сказки, композиционные части сказки, использовать при сказывании характерные речевые обороты. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям. | |
6-7 | Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чудо – юдо». Жанр сказки. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, принимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказки. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на лоснове поступков положительного героя; нравственно – этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | |
8-10 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. | Научиться владеть терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологической высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | |
Из древнерусской литературы. 3 часа. | |||||
11 | Общее представление о древнерусской литературе. | Научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения. | Формирование навыков исследовательской деятельности. | |
12-13 | Русское летописание. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков). | |
Из русской литературы XVIII века. 2 часа. | |||||
14-15 | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» | Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор). | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |
Из русской литературы XIX века 42 часа. | |||||
16-18 | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством. | Научиться понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению(, выявлять способы самообразования. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование мотивации к обучению. | |
19-22 | Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. | Научиться выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии (инсценированному чтению), навыкам проектной деятельности. | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | |
23-24 | В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок». | Научиться определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки. | Познавательные: уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. Регулятивные: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное. | Овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения баллады. | |
25 | К.Р. Контрольный текст за I четвертью | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст). Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |
26 | А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне». | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно – выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта. | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. | Формирование уважения к культурному наследию нашей Родины. | |
27 | «У лукоморья дуб зелёный...». пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно – выразительные средства, выразительно читать пролог; познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила». | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворного текста. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. | Формирование познавательного интереса. | |
28-29 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки. «Бродячие сюжеты». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. | Научиться выделять основные части сказки, отвечать на поставленные вопросы по её содержанию, оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений – иллюстраций к сказке. | Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе и в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. | Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления. | |
30 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки от народной сказки. | Научиться находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественное чтение (фонохрестоматия: диалог нищенки и царевны). | Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение. | Формирование познавательного процесса и навыков саморегуляции. | |
31-32 | Русская литературная сказка А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Подготовка к проекту. | Научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского». | Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала XIX века. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблемам урока. | Формирование мотивации к самосовершенствованию | |
33-34 | А. Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. Проект. | Научиться читать сказку по ролям, подбирать цитаты из текста к иллюстрациям к сказке, выполнять проектную деятельность по алгоритму. | Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. | Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления. | |
35 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения» | Научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника. | Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию. Регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | |
36 | Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать своё отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста (фонохрестоматия). | Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | |
37-38 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести. | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора. | |
39 | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя. | Научиться обсуждать поступки литературных героев и выражать своё мнение о них. | Познавательные: познакомиться с фактами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста с элементами анализа. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование навыков анализа текста. | |
40-41 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях…» - поэтический образ русской женщины. | Научиться находить автобиографические элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки. | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и бытом русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (проектные формы работы, ситуации учебного сотрудничества). | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | |
42 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства. | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения. | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать содержание текста. Регулятивные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | |
43 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа. | Научиться выявлять основную нравственную проблематику произведения. | Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, уметь анализировать текст. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | |
44 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму». | Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов. | Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | |
45 | Нравственное изображение «Герасима». Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. | Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать своё отношение к героям произведения. | Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. Регулятивные: уметь строить речевое высказывание- доказательство. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | |
46-47 | К.Р., Р.Р. Сочинение «Чему посвящён рассказ «Муму»?». | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Регулятивные: определять меры усвоения изученного материала. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |
48 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | Научиться выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно – выразительные средства. | Познавательные: приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследования прочитанного текста. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | |
49-50 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ описателе. Рассказ 2Кавказский пленник» бессмысленность и жестокость национальной вражды. | Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи. | Познавательные: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чём произведение и какова его тема), Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений. | |
51 | Жилин и Костылин – два разных характера, две розные судьбы. Жилин и Дина. | Научиться выявлять основную идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев. | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества. | Формирование мотивации познавательного интереса. | |
52 | Душевная близость людей из враждующего лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н. Толстого. | Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно – следственные связи между ними. | Познавательные: уметь производить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершённых действий в форме речевых значений. | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества. | |
53 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова». | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование мотивации познавательного интереса. | |
54-55 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте. | Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению использовать навыки проектной деятельности. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: Уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества. | Формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям. | |
56 | Поэты XIX в. О Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев 2Зима недаром злиться», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», А.Н. Майков «Ласточки», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…», И.З. Суриков «Зима», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне». Выразительное чтение стихотворений. | Научиться выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актёрское чтение (фонохрестоматия). | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | |
57 | Р.Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)». | Научиться анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: уметь работать самостоятельно по индивидуальному маршруту восполнения проблемных зон. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |
Из русской литературы XX века. 31 час. | |||||
58 | В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность повести. Гуманистический смысл произведения. | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям повести. | Познавательные: применять методы информационного поиска. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. операциональный опыт. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | |
59-60 | Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести В.Г. Короленко. | Научиться давать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте, составлять электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь пользоваться приемом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста. Коммуникативные: уметь владеть монологической и диалогической формами речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей. | |
61-62 | Р.Р. Обучение навыкам характеристики героев. | Научиться давать характеристики героям повести, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Познавательные: уметь формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по заданной теме. Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля. Коммуникативные: адекватно использовать разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование выстраивания системы личностных отношений. | |
63 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины. | Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать навыки проектной деятельности (иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина). | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | |
64 | П.П. Бажов. Краткий рассказ описателе. Сказ «Медной горы Хозяйка» . реальность и фантастика. | Научиться различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки проектной деятельности. | Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структуировать знания. Регулятивные: уметь ставить совместно с учителем задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Воспитание гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | |
65-66 | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству. | Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения диалектных слов, составлять электронную презентацию «Сказы П.П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха». | Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа. | |
67-68 | К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке. | Научиться определят тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки. | Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач. Коммуникативные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. | |
69-70 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». | Научиться понимать нравственное содержание сказки, душевные качества героя, определять отличительные черты романтизма, выявлять романтическую настроенность произведений писателя. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством собственных ошибок. | |
71-72 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | Научиться определять тему и проблему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки, слушать и оценивать актёрское чтение (фонохрестоматия), анализировать текст, определять композиционно – языковые особенности повествования. | Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей. | |
73-74 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы. | Научиться объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям. | Познавательные: научиться искать и выделять необходимую информацию, формировать способности к освоению новых видов деятельности. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности, научиться оценивать полученную информацию с точки зрения нужности. Коммуникативные: уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения. | |
75 | Положительные и отрицательные герои пьесы – сказки «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. | Научиться пересказывать и анализировать фрагменты сказки, выразительно читать пьесу по ролям, слушать и оценивать актёрское чтение, видеть традиции народной сказки в пьесе С.Я. Маршака. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного и личностного самоопределения. | |
76 | К.Р. Итоговый тест за III четверть. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |
77 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой. | Научиться давать характеристику главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе. | Познавательные: научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: научиться планировать ответ, комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | |
78 | Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя А.П. Платонова «Никита». | Научиться видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе. | Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата, корректировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героя произведения. | |
79-80 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения. | Познавательные: научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: уметь соотносить свои знания с поставленной целью, комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | |
81 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». | Научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор. | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | |
82-83 | Поэты о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети. | Научиться выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим; развивать патриотические чувства. | Познавательные: уметь воспринимать стихотворный текст, выделять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | |
84 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…», А.А. Прокофьев «Алёнушка», Д.Б. Кедрин «Алёнушка». | Научиться выразительно читать стихотворения наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности. | |
85 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон Аминадо «Города и годы» | Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, сопоставлять поэтические тексты один с другим. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности. | |
86-87 | Писатели улыбаются. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор. | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно – выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе и литературе; развивать творческие способности, чувство юмора. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности. | |
88 | Ю.Ч. Ким «Рыба – кит». Юмор в стихотворной форме. | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно – выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представление о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности. | |
89 | К.Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX – XX в.в.» (тестирование). | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений. | |
Из зарубежной литературы. 11 часов. | |||||
90 | Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. | Научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки. | Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | |
91-92 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Научиться выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение романа в истории литературы. | Познавательные: научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. | Формирование познавательного интереса к творчесту зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей. | |
93 | Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального и фантастичного. | Научиться отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки. | Познавательные: научиться видеть композицию произведения, понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности, научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно – этического оценивания содержания художественного произведения. | |
94 | Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева. | Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев. | Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для сравнения персонажей, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе указанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей. | |
95 | Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». Викторина. | Научиться понимать ценность дружбы и силу любви близких Каю людей. | Познавательные: уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ; мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывание; точно выражать свои мысли (давать точный ответ). | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей. | |
96-99 | М. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М. Твена. | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков. | Познавательные: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию; выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. Регулятивные: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам; корректировать текст. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание; учитывать мнения других. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей. | |
100-101 | В.Ч. Дж. Лондон. Краткий рассказ описателе. «Сказание о Кише» - повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество. | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно - выразительные средства. | Познавательные: уметь искать и выделять нужную для характеристики героя информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей. | |
102 | Итоговый тест за год. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. | Формирование познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....