Проверочная работа по предметам гуманитарного цикла
опыты и эксперименты (7 класс) по теме
Цель работы – определить уровень сформированности читательской грамотности у учащихся 7 классов, выяснив уровень понимания содержания сплошного научно-учебного текста и несплошного текста, представленного в виде таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kimy.doc | 63 КБ |
instruktsiya.doc | 98 КБ |
spetsifikatsiya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вплоть до середины ХVI века все книги на Руси писались от руки. Изготовление одного экземпляра требовало огромного труда и занимало очень много времени. К тому же в рукописных книгах неизбежны ошибки. На Стоглавом соборе Иван Грозный негодовал: «Писцы пишут с неправленых переводов, а, написав, не правят же… и по тем книгам в церквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них». Искажения в священных богослужебных текстах были нетерпимы. Всё это побудило Ивана IV и митрополита Макария озаботиться введением на Руси книгопечатания.
Самая первая типография в России начала работу около 1553 года. История не сохранила имён первых мастеров, да и книги этой типографии (сгоревшей в одном из московских пожаров) не имели дат выхода в свет – их потому и называют «безвыходными». Эти первые книги анонимной типографии были ещё несовершенны по технике печати: например, строки не имели одинаковой длины.
В 1563-1564 годах дьякон одной из кремлёвских церквей Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец издали на печатном дворе первую книгу с точным указанием места и времени издания. Это был «Апостол» (или Деяния святых Апостолов) – часть Нового Завета, в которой повествуется о жизни и деятельности учеников Иисуса Христа. Книги Ивана Фёдорова отличались высочайшим по тому времени уровнем полиграфии. В течение всего ХVII века «Апостол» 1564 года воспринимался как образец для издателей. В 1565 году был издан «Часословец» («Часовник»), по которому не только вели службу, но и учились читать.
Иван Фёдоров был не только мастером-типографом, но и редактором. Он смело правил переводы книг Священного Писания, заменяя непонятные слова и выражения на доступные обычному читателю. Не исключено, что именно из-за этой редакторской правки его и обвинили в «порче» священных книг. Преследования вынудили Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца перебраться из Москвы в Великое княжество Литовское. Здесь в белорусских землях и на Украине, они продолжили свою просветительскую деятельность.
В 1574 году во Львове Иван Фёдоров напечатал первую известную нам восточнославянскую (кириллическую) Азбуку, которая стала первым светским учебником. Кроме самой азбуки, в ней содержались тексты для чтения и сведения по грамматике с правилами склонений и спряжений. Заключала книгу краткая хрестоматия – тексты для закрепления и развития навыков чтения и письма. Взятые из Библии, они были подобраны таким образом, что создавали нечто вроде свода этических норм и правил: «Не сотвори насилия убогому», «послушая отца твоего, иже тя родил».
После того, как Иван Фёдоров покинул Москву, дело книгопечатания, начатое им, не заглохло. Продолжали работать типографии в Александровой слободе. Всего во второй половине ХVI века было издано около 20 книг. А в 1634 году опубликовали букварь В.Бурцева, который в течение столетия переиздавали несколько раз. В 1694 году был напечатан букварь Кариона Истомина, снабжённый рисунками к буквам. Всего за вторую половину XVII столетия Печатный двор опубликовал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей и часословов. Тысячные тиражи таких пособий раскупались за несколько дней.
Фамилия, имя ____________________________________ класс ______________
1.О чём говорится в тексте? Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А) о древних книгах
Б) о развитии книгопечатания
В) о жизни Ивана Фёдорова
Г) о создании первых учебников
2. Определите стиль и тип текста
А) художественный, рассуждение
Б) научный (учебно-научный), повествование
В) публицистический, повествование
Г) разговорный, описание
3. О каких недостатках рукописного способа письма говорится в тексте?
1_________________________________________________________________________
2 ________________________________________________________________________
3 ________________________________________________________________________
4. Первая типография называлась анонимной, потому что книги, издававшиеся в ней
А) не имели авторства
Б) сгорели в одном из пожаров
В) не были совершенны по технике печати
Г) не имели дат выхода в свет
5. Продолжите фразу.
«Безвыходными» называли книги, которые _____________________________________ _____________________________________________________________________________
6. В каком значении употреблено в тексте слово ТИПОГРАФ?
А) одна из наборных машин, отливающих сразу целые строки
Б) владелец типографии
В) человек, занимающийся типографским делом
Г) большой еловый жук-короед, опасный вредитель
7. В каком году был издан первый русский учебник?
А) в 1553 году
Б) в 1634 году
В) в 1564 году
Г) в 1574 году
8. Опираясь на собственные знания, объясните происхождение слова «АЗБУКА».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что могли узнать и чему научиться ученики, обучаясь по Азбуке Ивана Фёдорова?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Можно ли Азбуку Ивана Фёдорова считать церковной книгой? Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Предположите, почему Азбука Ивана Фёдорова вызвала негодование польских католических священников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. К какому жанру можно отнести тексты из хрестоматии к Азбуке Ивана Фёдорова?
А) жития
Б) повести
В) поучения
Г) сказания
13. Составьте план текста
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. О чём говорят данные, представленные в таблице?
Количество грамотных людей в ХVI веке
1677 год | Москва | 36 % дворян и посадских людей |
90-е годы | Москва | 52% дворян и посадских людей |
80-90-е годы | Соликамск | 49 % посадских людей |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Сопоставьте содержание текста с данными таблицы.
Сформулируйте выводы и запишите их в виде небольшого сочинения-рассуждения (не менее 50 слов)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ зад. | Кол-во баллов | Полученный Балл |
1 | 1 | |
2 | 1 | |
3 | 2 | |
4 | 1 | |
5 | 1 | |
6 | 1 | |
7 | 1 | |
8 | 1 | |
9 | 2 | |
10 | 1 | |
11 | 1 | |
12 | 1 | |
13 | 2 | |
14 | 1 | |
15 | 12 | |
Всего | 29 |
Предварительный просмотр:
Инструкция по проведению проверочной работы
На выполнение проверочной работы отводится 90 минут
Перед началом работы проводится инструктаж. Учитель сообщает цель проведения проверочной работы, рассказывает о структуре работы и правилах оформления ответов.
Каждый учащийся получает лист с научно-учебным текстом и бланки, на которых напечатаны задания к тексту, несплошной текст, представленный в виде таблицы, задание на сопоставление текстов а также черновик. Учащиеся выполняют работу на данных бланках.
При выполнении заданий с выбором ответа учащиеся обводят только одну букву около выбранного ими ответа; при выполнении заданий с кратким и развернутым ответами учащиеся записывают свои ответы в специально отведенных для этого строчках, расположенных после формулировки задания.
После окончания работы ученики сдают бланки учителю-организатору, который передаёт их учителям-предметникам для проверки и внесения баллов в таблицу оценивания.
Инструкция по проверке и оценке работ
Проверочная работа оценивается в баллах.
Задания с выбором ответа
Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ.
Коды правильных ответов к заданиям с выбором ответа
№ заданий | Вариант ответа |
1 | Б |
2 | Б |
4 | А |
6 | В |
7 | Г |
12 | В |
Задания с кратким или развернутым ответом
Задание 3. О каких недостатках рукописного способа письма говорится в тексте?
2 балла – ответ принимается, указаны три недостатка:
- Процесс был трудоёмким/ написание книг требовало огромного труда
- Занимало много времени
- Неизбежны были ошибки
1 балл – ответ принимается, указано два недостатка
0 баллов – ответ не принимается
Задание 5. Продолжите фразу.
«Безвыходными» называли книги, которые
1 балл – ответ принимается. Дописаны слова: « не имели дат выхода в свет»
0 баллов – ответ не принимается, дописаны другие слова
Задание 8 Опираясь на собственные знания, объясните происхождение слова «АЗБУКА».
1 балл – ответ принимается, указано, что слово «азбука» произошло от начальных букв славянского/ русского алфавита «аз» и «буки», («аз», «буки», «веди» - первые буквы славянского/ русского алфавита)
0 баллов – ответ не является верным
Задание 9. Что могли узнать и чему научиться ученики, обучаясь по Азбуке Ивана Фёдорова?
2 балла – ответ принимается, указано, что ученики могли
- Узнать (познакомиться) русскую азбуку (алфавит)
- Научиться читать
- Научиться писать
- Научиться (овладеть/ освоить) правилам грамматики
- Закрепить навыки письма и чтения
- Узнать (получить представление, познакомиться) об этических нормах и требованиях
1 балл – ответ принимается, дано 4 правильных ответа
0 баллов – ответ не принимается
Задание 10. Можно ли Азбуку Ивана Фёдорова считать церковной книгой? Ответ обоснуйте.
1 балл – ответ принимается, указано, что Азбука – это светский учебник
0 баллов – ответ не принимается
Задание 11. Предположите, почему Азбука Ивана Фёдорова вызвала негодование польских католических священников?
1 балл – ответ принимается, указано что Азбука была напечатана во Львове, входящем в состав Великого княжества Литовского, где основной религией был католицизм. Польские священники утверждали, что богослужение должно вестись только на греческом и латинском языке. Азбука Ивана Фёдорова, дававшая представление о славянской культуре и её традициях, противостояла сильной католической реакции, стремящейся подчинить православие римскому папе. (Могу предположить, что польские священники были католиками, а Азбука печаталась на славянском языке, в ней содержались православные тексты. Соперничество между православием и католицизмом было сильным, а Азбука была написана на славянском (русском) языке).
0 баллов – ответ не является верным
Задание 13. Составьте план текста
2 балла – ответ принимается. Предложенный план является правильным, в нем представлены основные смысловые части текста, нет пропусков.
Возможные варианты плана:
- Причины введения (возникновения) книгопечатания на Руси. (Недостатки рукописных книг)
- Первая русская типография и её книги.
- Первые книги типографии И.Фёдорова. (Издание «Апостола»)
- И.Фёдоров – редактор. (Вынужденное бегство И.Фёдорова)
- Азбука И.Фёдорова. (Первый светский учебник)
- Развитие книгопечатания. (Продолжение дела И.Фёдорова. Не заглохло дело мастера.)
1 балл – ответ принимается, но не является совершенным: план не является достаточно сбалансированным, нечетко сформулированы пункты плана.
0 баллов – ответ не принимается, т.к. в плане перепутана последовательность смысловых частей, пропущены важные части.
Задание 14. О чём говорят данные, представленные в таблице?
Количество грамотных людей в ХVI веке
1677 год | Москва | 36 % дворян и посадских людей |
90-е годы | Москва | 52% дворян и посадских людей |
80-90-е годы | Соликамск | 49 % посадских людей |
1 балл – ответ принимается, выделены основные составляющие таблицы.
В XVII веке среди дворян и посадских значительно возросло число грамотных людей. Если в 1677 году в Москве было 36% грамотных, то в 90-х годах – уже 52%. Рост уровня грамотности характерен не только для столицы. В Соликамске в 80-90-х годах грамоту знали 49% посадских людей.
0 баллов – ответ не принимается, указаны не все составляющие или есть фактические ошибки.
Задание 15. Сопоставьте содержание текста с данными таблицы.
Сформулируйте выводы и запишите их в виде небольшого сочинения-рассуждения
Оценивается по следующим критериям
№ | Критерии оценивания | Баллы |
К1 | Ученик показал умение сопоставлять тексты и делать выводы на основе прочитанного | 2 |
Ученик показал умение сопоставлять тексты и делать выводы на основе прочитанного, но допустил фактические ошибки | 1 | |
Нет сопоставления , выводы не сформулированы | 0 | |
К2 | Ученик высказал собственное мнение, аргументировал его | 2 |
Ученик высказал собственное мнение, но не привёл аргументов | 1 | |
Собственное мнение не высказано | 0 | |
К3 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографические ошибки отсутствуют | 2 | |
1 ошибка | 1 | |
2 и более ошибок | 0 | |
К4 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационные ошибки отсутствуют | 2 | |
1-2 ошибки | 1 | |
3 и более | 0 | |
К5 | Соблюдение языковых норм | |
Грамматические ошибки отсутствуют | 2 | |
1 ошибка | 1 | |
2 и более ошибок | 0 | |
К6 | Соблюдение речевых норм | |
Речевые ошибки отсутствуют | 2 | |
1-2 ошибки | 1 | |
3 и более ошибок | 0 | |
Максимальное количество баллов | 12 |
Оценка выполнения проверочной работы
За верно выполненные задания № 1, 2, 4, 5 6, 7, 8, 10,11 12,14 ученик получает один балл. За полностью выполненные задания № 3, 9, 13 ученик получает два балла, за частично выполненные – один балл. За выполнение задания № 15 – 12 баллов Максимальное число баллов – 29..
Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися. Если в результате ученик набрал менее 11 баллов – это низкий уровень выполнения работы, 11-19 - средний уровень, 20 и более – высокий.
Шкала оценивания по предметам
№ зад. | Читательская компетентность | история | русский язык | литература |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 | ||
3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | 1 | 1 | 1 | |
5 | 1 | 1 | 1 | |
6 | 1 | 1 | ||
7 | 1 | 1 | ||
8 | 1 | 1 | ||
9 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10 | 1 | 1 | 1 | |
11 | 1 | 1 | ||
12 | 1 | 1 | ||
13 | 2 | 2 | 2 | 2 |
14 | 1 | 1 | ||
15 | 12 | 4 (К 1-2) | 8 (К 3-6) | 8 (К 1-2, К 6) |
Всего | 29 | 17 | 20 | 17 |
Перевод баллов в отметку
№ зад. | Читательская компетентность | история | русский язык | литература |
Всего баллов | 29 | 17 | 20 | 17 |
«5» | 25 29 | 15 - 17 | 17 -20 | 15 - 17 |
«4» | 19 -24 | 11- 14 | 13 -16 | 11- 14 |
«3» | 11- 19 | 7 -10 | 8 - 12 | 7 -10 |
«2» | менее 11 | менее 7 | менее 8 | менее 7 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 18
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ДАМБРАУСКЕНЕ НАТАЛЬИ ВИКТОРОВНЫ
Проверочная работа по предметам гуманитарного цикла
для
учащихся 7-х классов
Спецификация
проверочной работы по предметам гуманитарного цикла для учащихся 7-х классов
1. Цель работы – определить уровень сформированности читательской грамотности у учащихся 7 классов, выяснив уровень понимания содержания сплошного научно-учебного текста и несплошного текста, представленного в виде таблицы.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по предметам (Приказ МО от 19.05.1998 г. № 1236)
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089)
- Примерные программы основного общего образования. – М.: Дрофа, 1999.
3. Общая характеристика содержания проверочной работы
В результате анализа программных требований в качестве объекта контроля были выделены пять параметров:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде;
- умение интерпретировать текст;
- рефлексия на содержание текста;
- рефлексия на форму текста.
4. Общая характеристика структуры проверочной работы
1. Сплошной учебно-научный текст
2. 13 заданий к тексту
3. Несплошной текст, представленный в виде таблицы
4. Задание на сопоставление сплошного и несплошного текста
Задания можно разделить на пять групп в зависимости от их назначения:
1 группа заданий направлена на выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла: умения определять главную тему, определять составляющие таблицы.
2 группа заданий направлена на выявление умения находить информацию в тексте, выраженную в явном и неявном виде.
3 группа заданий направлена на выявление умения интерпретировать текст: сравнивать, систематизировать заключённую в тексте информацию, делать предположения и выводы.
4 группа заданий направлена на выявление рефлексии на содержание: умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, находить доводы в защиту своей точки зрения.
5 группа заданий направлена на выявление рефлексии на форму текста: умения составлять план текста, определять жанровую специфику, стилистическую принадлежность текста.
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами
Группа заданий | № заданий | Общее количество заданий |
1 группа | 1, 14 | 2 |
2 группа | 3, 4, 5, 7 | 4 |
3 группа | 9, 10, 15 | 3 |
4 группа | 6, 8, 11 | 3 |
5 группа | 2, 13, 12 | 3 |
В проверочной работе можно выявить задания трех уровней сложности: базовый, повышенный, высокий.
Уровень сложности | № заданий | Общее количество заданий |
Базовый | 1, 2, 3, 5, 6, 7, 12 | 7 |
Повышенный | 4, 8, 9, 10, 14 | 5 |
Высокий | 11, 13, 15 | 3 |
В проверочной работе используется три типа заданий: задания с выбором ответа из четырех предложенных (задания 1, 2, 4, 6, 7, 12); задания с кратким ответом (задания 3, 5, 8, 9, 10, 11); задания со свободным развернутым ответом (13, 14, 15).
5 Структура проверочной работы
№ задания | Контролируемые умения | Уровень Сложности | Тип задания | Время |
Чтение текста про себя | 5 мин | |||
№1 | Общее понимание содержания Текста | базовый | с выбором ответа | 2 мин |
№2 | Умение определять стиль и тип текста | базовый | с выбором ответа | 2 мин |
№3 | Умение найти информацию, заданную в явном виде | базовый | с кратким ответом | 4 мин |
№4 | Умение найти информацию, заданную в неявном виде | повышенный | с выбором ответа | 3 мин |
№5 | Умение найти информацию, заданную в явном виде | базовый | с кратким ответом | 3 мин |
№6 | Умение определять лексическое значение слова | базовый | с выбором ответа | 2 мин |
№7 | Умение найти информацию, заданную в явном виде | базовый | с выбором ответа | 2 мин |
№8 | Умение привлекать дополнительную информацию | повышенный | с кратким ответом | 4 мин |
№9 | Умение систематизировать и обобщать информацию | повышенный | с кратким ответом | 6 мин |
№10 | Умение находить информацию, заданную в неявном виде и делать выводы | повышенный | с кратким ответом | 4 мин |
№11 | Умение привлекать дополнительную информацию | высокий | с кратким ответом | 6 мин |
№12 | Умение определять жанр произведения | базовый | с выбором ответа | 2 мин |
№13 | Умение определять структуру текста и составлять план | высокий | с развернутым ответом | 10 мин |
№14 | Умение ориентироваться в таблице | повышенный | с развернутым ответом | 10 мин |
№15 | Умение сопоставлять тексты и делать выводы в виде связного текста | высокий | с развернутым ответом | 30 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла"
Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла"...
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
Внеклассная работа с обучающимися по предметам гуманитарного цикла
Содержание и формы внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла....
Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования
Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности. Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...
План работы школьного методического объединения учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла
План представляет собой схему-сетку, где отражены все важные направления работы методического объединения...
Анализ работы МО учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год
Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение профессиональной компетенции ...