Урок литературы в 5 классе «Только жизнь невозместима…» (Антон Рубинштейн) (По отрывку из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цели и задачи урока:
· – помочь учащимся разобраться в отношении Л. Толстого к войне как величайшей трагедии на примере судеб героев романа; обсудить вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным;
· – формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; познакомить ребят с жанром дневниковых записей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Петрова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: «Только жизнь невозместима…» (Антон Рубинштейн)
(По отрывку из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Оборудование: экспозиция книг Л.Н. Толстого, посвященных войнам; выставка иллюстраций учащихся к отрывку из романа «Война и мир»; выставка «Лев Толстой в Ясной поляне»; портрет писателя с комментарием; выписанные из энциклопедического словаря и распечатанные на компьютере толкования слов «война», «военнопленные», «гуманность», «гуманитарное право», «Гаагские конвенции»; учебное пособие «Вокруг тебя мир» (5 класс); рабочие тетради по литературе; классная доска.
Оформление доски: на доске записана тема урока; висит портрет Л.Н. Толстого с комментарием под ним; на обратной стороне записано домашнее задание.
Цели и задачи урока:
общие – помочь учащимся разобраться в отношении Л. Толстого к войне как величайшей трагедии на примере судеб героев романа; обсудить вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным;
частные – формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; познакомить ребят с жанром дневниковых записей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Тема сегодняшнего урока «Только жизнь невозместима, кроме нее – все и вся». Эти строки, ставшие афоризмом, принадлежат русскому музыканту Антону Рубинштейну (1829-1894). Мы продолжим разговор о жизни, о трудной жизни людей на войне, об их отношениях и чувствах на примере судеб героев из романа Льва Толстого «Война и мир».
На прошлых уроках мы сравнивали 2 произведения о войне 1812 года: стихотворение Лермонтова «Бородино» и роман Толстого «Война и мир». Что же в них общего и что различно?
3. Проверка домашнего задания (проводится в ходе опроса).
Дома вы должны были дочитать отрывки до конца и о прочитанных эпизодах рассказать от имени Пети Ростова, записав сочинения-миниатюры в виде дневниковых заметок.
4. Основная часть урока.
- Чтение домашней миниатюры (приезд Пети Ростова в отряд Денисова).
- Беседа по вопросам о прочитанном.
- Каким нам видится Петя с первых страниц отрывка?
- Как Петя относится к окружающим его людям?
- Кто такой Тихон Щербатый?
- Есть у него отрицательные черты?
Да, Тихон не вызывал ни у кого восторга или воинской зависти. Он слывет всеобщим шутом. Автор даже сравнивает его с волком, Денисов называет его «шельма», а солдаты - «меринина здоровенный».
- Чтение домашней миниатюры (встреча Пети с пленным барабанщиком Венсаном Боссом).
- Продолжение беседы по прочитанному.
- Как относится к пленному французскому мальчику-барабанщику Петя?
- Чувство сострадания у Пети сильнее желания казаться взрослым. Присущи ли
человеческие чувства Денисову и другим солдатам из отряда?
- Как относится к пленному Долохов?
- Почему же Пете так нравится Долохов? Почему он считает Долохова героем?
5) Чтение в лицах о том, как Петя просился съездить на разведку с Долоховым. (Стр. 58-59)
- Как Долохов относится к Пете?
- Аналитическое чтение (стр. 61-62).
Перед боем Петя видит странный и удивительный сон. Как вы думаете, почему Толстой вводит в повествование рассказ о чудесном сне Пети? (Чудесная музыка, красивые голоса, высокое небо и ясные звезды помогают лучше понять настроение Пети, его мечту в прекрасное будущее, в котором он обязательно совершит подвиг.)
7) Художественный пересказ последнего эпизода гибели Пети Ростова, с привлечением иллюстрации к фильму «Война и мир».
- Беседа по отрывку.
- Успел ли Петя Ростов совершить героический поступок, о котором мечтал?
- Как отнеслись к гибели Пети Денисов и Долохов?
4. Подведение итогов урока. Выводы.
1) Ответы на вопросы.
- Есть ли на свете что-нибудь дороже, ценнее человеческой жизни?
- А есть ли место на войне другим человеческим чувствам? Каким?
5. Запись в тетради (продолжение начатой на предыдущем уроке диаграммы).
6. Словарная работа.
Кто-то из учеников подготовил несколько справочных материалов, взятых из энциклопедических словарей. Статьи распечатаны на компьютере в виде небольших табличек и вывешиваются на доску с параллельным комментарием учащегося и учителя.
На войне тоже есть возможность проявлять гуманное отношение к безоружному врагу. Вот несколько справочных материалов, которые помогут нам ответить на вопросы. Что такое гуманность? Кто такие военнопленные и как регулируется режим военного плена?
- Гуманность – это любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. (Запись в тетрадь.)
- Военнопленные – это лица, принадлежащие к вооруженным силам воюющей стороны. Режим военного плена регулируется Положением о законах и обычаях войны. (Запись в тетрадь.)
7. Заключительное слово учителя.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в современном мире права человека, наций и народов призвано обеспечивать гуманитарное право. В Гааге в 1899 и 1907 гг. были приняты международные конвенции о мирном разрешении международных споров, нейтралитете, о защите мирных жителей, режиме военнопленных, участи раненых и больных, о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
8. Задание на дом.
На выбор: сочинение «Война глазами маленького барабанщика», письмо президентам воюющих стран или сочинение-размышление по афоризму.
9. Комментирование оценок.
Если останется время, можно предложить ребятам прокомментировать свои иллюстрации, можно также предложить небольшую викторину «Кто самый внимательный читатель?» по отрывку. (Примерные вопросы: Как звали Денисова? С кем приехал Петя в отряд Денисова? Сколько лет Пете Ростову? О ком эти слова: «Рожа его расплылась в улыбке, обнажив ущерб зуба»? и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в ни...
Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Объектом моего исследования стал отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Сложная структура содержания романа...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
Сопоставительный литературоведческий анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна»
Материал представляет собой образец полного сопоставительного литературоведческого анализа и может быть использован при анализе данных произведений на уроках литературы или при выполнении подобных зад...
«Формирование смысложизненных ценностей обучающихся на уроках литературы (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в 10 классе)»
Проблема личностного развития школьника является приоритетной всовременном европейском образовательном пространстве, так как от еёразрешения во многом зависит не только повышение качества обученияучащ...
Урок внеклассного чтения в 8 классе «Детство, опалённое огнём войны» по отрывку из романа Риты Гуенко «Дети войны»
Цель: знакомство обучающихся с новым писательским именем, текстом его произведения и осознание проблемы детских страданий в годы войны, расширение знаний о Великой Отечественной войн...