Рабочая программа по чтению и развитию речи в 6 классе
рабочая программа (6 класс) на тему
Настоящая программа по чтению и развитию речи для 6 класса создана на основе программы В. Воронковой (« Программы специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов», под редакцией В. Воронковой, г. Москва, издательство Владос 2000 год), допущенной Министерством образования Российской Федерации, в которой конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно-отсталых детей в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.
Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся.
Результаты обучения представлены в основных требованиях к знаниям и умениям учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков, основных видов речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu.docx | 82.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КГСОУ «Барско–Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида »
« Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Директор школы
____________Алексеева О.А. ______________Малай М.В.
«__» __________2014год «__»______________2014год
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
в 6 классе
составила Крылова Н.М.
2014 – 2015учебный год
Содержание:
Пояснительная записка стр. 3-4
Содержание программы стр. 5-7
Календарно-тематическое планирование стр. 8-27
Основные требования к знаниям и умениям учащихся стр. 28
Пояснительная записка
Настоящая программа по чтению и развитию речи для 6 класса создана на основе программы В. Воронковой (« Программы специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов», под редакцией В. Воронковой, г. Москва, издательство Владос 2000 год), допущенной Министерством образования Российской Федерации, в которой конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно-отсталых детей в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.
Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся.
Результаты обучения представлены в основных требованиях к знаниям и умениям учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков, основных видов речевой деятельности.
На уроках чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала, также уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать особые события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Но изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания, потому что произведения разножанровые, и при работе с ними требуется методическая вариативность. Умственно – отсталые дети трудно воспринимают биографические данные писателей, представленные даже в упрощенном варианте. В исторических произведениях трудно воспринимают описываемые события. Не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
Программа 6 класса рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Примерная тематика произведений, изучаемых в 6 классе
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произведения; чтение «про себя»
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснения с помощью учителя слов, данных в переносном значении и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить определенные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание стихотворений наизусть.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Содержание программы.
№п/п | Содержание | Количество часов | Внеклассное чтение |
1. | Моя Родина | 4 | |
2. | Золотая осень | 21 | 1 |
3. | Великая радость работа | 10 | 1 |
4. | Страницы истории | 16 | 1 |
5. | Что такое хорошо, что такое плохо | 6 | |
6. | Здравствуй, гостья – зима | 35 | 2 |
7. | Весна – красна | 16 | 1 |
8. | Рассказы о животных | 16 | 1 |
9. | Рассказы, сказки, стихи для детей | 12 |
Моя Родина
В. Песков « Отечество», М. Ножкин «Россия», М.Пришвин «Моя Родина».
Золотая осень
В.Бианки «Сентябрь», И. Бунин «Лес точно терем расписной…»Ю. Качаев «Грабитель», Б. Житков «Белый домик», А. Белорусец « Звонкие ключи», К.Паустовский « Заячьи лапы», И. Тургенев «Осенний день в березовой роще», Е. Носов «Хитрюга»,В. Бианки «Октябрь».
Великая радость работа
С. Михалков «Будь человеком»,Б. Заходер «Петя мечтает», Д. Биссету «Слон и Муравей», Д. Биссету «Кузнечик Денди», Дж.Родари « Как один мальчик играл с палкой», Дж. Родари «Пуговкин дом».
Страницы истории
«Илья Муромец и Соловей- разбойник», Ф. Глинка «Москва», В Бианки «Ноябрь», С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря»,, С. Алексеев «На берегу Невы», С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге», Е. Холмогорова «Великодушный русский воин», «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», « В дни спокойные».
Что такое хорошо, что такое плохо
Н. Носов « Как Незнайка сочинял стихи», Д. Гальперина «Здравствуйте».
Здравствуй, гостья-зима
В. Бианки «Декабрь»,Е. Благинина «Новогодние загадки», А. Никитин «Встреча зимы»,А. Дорохов «Теплый снег», А Пушкин « Вот север, тучи нагоняя»,Б.Хармс «Пушкин», В. Бианки « Январь», Х.-К. Андерсен «Ель», А. Чехов « Ванька», Н. Никитин « Весело сияет месяц над селом», И. Суриков «Белый снег пушистый», М. Зощенко «Леля и Минька»,Ю. Рытэу «Пурга»,Ю. Дмитриев «Таинственный гость»,В Бианки «Февраль», С. Маршак « Снежная Королева».
Весна- красна
С. Смирнов «Первые приметы», В. Бианки «Март», В. Песков «Весна идет»,М. Пришвин «Жаркий час»,Г. Скребицкий «Весенняя песня»,В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой «Детство Никиты», А. Твардовский «Как после мартовских метелей», А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна», В. Бианки «Апрель», К. Паустовский «Стальное колечко».
Рассказы о животных
В.Астафьев «Злодейка», Е. Баронина «Рассказы про зверей», В.Драгунский «Кот в сапогах», Д. Хармс «Заяц и еж», И. Крылов « Зеркало и обезъяна», Р Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».
Рассказы, сказки, стихи для детей
В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…»,В. Бианки «Май»,М.Дудин «Наши песни спеты на войне»,В. Медведев «Звездолет «Брунька»,К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», В.Астафьев «Зорькина песня»,Н.Рыленков «Нынче ветер,как мальчишка весел»
Календарно- тематическое планирование по чтению и развитию речи в 6 классе (136ч).
№ п/п | Дата | факт | Тема урока | Словарь | Виды деятельности | Оборудование | Программное содержание | ||||||
1.Моя Родина (4ч) | |||||||||||||
1 | 03.09 | В. Песков «Отечество». | 1 | Эпиграф, до конца, целебен | Объяснение эпиграфа к разделу и главной мысли текста, объяснение выражения « корни родины». Комментированное чтение. | Картинки родной природы, открытки г. Суздаль, г. Владимир | Ответы на вопросы, используя авторский текст, работа с эпиграфом. | ||||||
2 | 04.09 | М. Ножкин «Россия». | 1 | Необъятная, мудрец, чужеземный | Выразительное чтение Работа над образными выражениями, передающими образ Родины. Определение главной мысли стихотворения. Объяснение пословиц. | Заучивание наизусть. | |||||||
3 4 | 05.09 06.09 | М. Пришвин «Моя Родина». | 2 | Находка, сокровища, кладовая солнца | Комментированное чтение Определение темы рассказа, ответы на вопросы. Деление текста на части по предложенному плану. Словесное рисование. | План пересказа | Чтение стихотворения наизусть. Выделение главной мысли рассказа, полные ответы на вопросы правильное чтение отрывка отрывка, соблюдая интонационные нормы, пересказ от первого лица с опорой на план. | ||||||
2. Золотая осень (21 час) | |||||||||||||
5 | 10.09 | В. Бианки «Сентябрь». | 1 | Хмурень, ревун, вёдро, листопаднички, амбар | Комментированное чтение Работа над выражениями, передающими признаки ранней осени. Объяснение пословиц. Словесное рисование. Выборочный пересказ понравившегося эпизода. | Картинки об осени, пословицы на карточках | Пересказ, объяснение смысла пословиц, выделение признаков ранней осени с опорой на выражения из текста. | ||||||
6 | 11.09 | И.Бунин «Лес, точно терем расписной». | 1 | Резьба, лазурь, просветы, терем | Выразительное чтение Тематический заголовок стихотворения. Определение настроения стихотворения. Работа над сравнениями, передающими образ осени. Составление рассказа об осени в родном крае, используя слова и выражения из стихотворения и рассказа В.Бианки. Заучивание наизусть. | Картинки об осени | Определение темы стихотворения, отразив её в озаглавливании стихотворения, составление рассказ об осени, используя слова и выражения из стихотворения и рассказа В.Бианки | ||||||
7 8 | 12.09 13.09 | Ю. Качев «Грабитель». | 2 | Пучка, сопки | Комментированное чтение Объяснение трудных слов. Ответы на вопросы. Рассказ своими словами. Как медведь ограбил бурундука. Подпись иллюстрации из учебника. | Полные ответы на вопросы, пересказ содержания рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнение деления текста на части, выделение главной мысли каждой части, озаглавливание частей рассказа. | |||||||
9 10 11 | 17.09 18.09 19.09 | Б.Житков «Белый домик» Поведение детей. Б.Житков «Белый домик» Преодоление детьми трудностей. | 1 2 | Шлюпка, корма, мель. | Комментированное чтение Ответы на вопросы с использованием примеров из текста. Озаглавливание частей с отражением в заглавии главной мысли. Составление плана для пересказа. Словесное рисование. | Пересказ содержания рассказа, используя слова из текста, с опорой на иллюстрации. Умение давать оценку трудной ситуации, в которую попали дети с опорой на план. | |||||||
12 | 20.09 | А. Белорусец «Звонкие ключи». Жизнь мальчика в деревне. | 1 | Перебранка, снежная тундра, северное сияние, терраса | Комментированное чтение, составление плана пересказа. Составление рассказа по иллюстрации. Анализ поведения мальчика в трудной ситуации. | Составление плана к рассказу, пересказ с опорой на план, выполнение деления рассказа на смысловые части, озаглавливание их. | |||||||
13 | 24.09 | А. Белорусец «Звонкие ключи». Решение мальчика. | 1 | Станция, траса | Сравнение действий мальчиков из рассказов «Белый домик» и «Звонкие ключи». | ||||||||
14 15 | 25.09 26.09 | А.Белорусец «Звонкие ключи». Испытание мальчика в ночном лесу. | 2 | Пересказ | |||||||||
16 | 27.09 | К.Паустовский «Заячьи лапы». Ваня у ветеринара. | 1 | Сени, гарь, зенит, ветеринар, аптекарь, исподтишка, пелена | Комментированное чтение, озаглавливание частей рассказа, чтение по ролям, составление рассказа по иллюстрациям в учебнике, выборочное чтение, составление плана рассказа. | Пересказ с опорой на план, на иллюстрации. Выделение главной мысли рассказа, выполнение деления рассказа на смысловые части. | |||||||
17 | 01.10 | К. Паустовский «Заячьи лапы». Помощь Карла Петровича. | 1 | Комментированное чтение , озаглавливание, пересказ. | |||||||||
18 19 | 02.10 03.10 | К.Паустовский «Заячьи лапы» Рассказ деда. | 2 | Комментированное чтение, озаглавливание, пересказ. | |||||||||
20 21 | 04.10 08.10 | И.Тургенев «Осенний день в березовой роще» | 2 | Комментированное чтение, пересказ описания рощи близко к тексту. | Картинки осеннего дня | Ответы на вопросы в процессе беседы, пересказ близко к тексту. Выборочное списывание (нахождение в тексте выражений характерных для описания осеннего дня). | |||||||
22 | 09.10 | Е.Носов «Хитрюга» Просьба сына | 1 | Комментированное чтение, озаглавливание частей рассказа, чтение по ролям. | Картинки с животными леса, загадки о животных на карточках | Составление плана, пересказ по плану 1 часть рассказа, своими словами (2часть), сравнение описания дня в рассказах Тургенева и Носова, чтение по ролям, соблюдая интонацию. | |||||||
23 | 10.10 | Е.Носов «Хитрюга» Таинственное появление ежа | 1 | Пересказ своими словами. | |||||||||
24 | 11.10 | В.Бианки «Октябрь» | 1 | Грязник, зазимник, листопад | Комментированное чтение Объяснение пословиц. Дать характеристику октября примерами из текста. | Зарисовка осенней природы. | Связные ответы на вопросы. Выделение главной мысли произведения. | ||||||
25 | 15.10 | Урок внеклассного чтения. «Охранять природу – значит охранять Родину». В.Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка» | 1 | Беседа по содержанию. Словесное рисование картин об осени. | Картинки об осени. Подборка книг русских писателей и поэтов, написавших рассказы и стихи о природе. | Пересказ понравившегося отрывка | |||||||
3. Великая радость работа (10ч) | |||||||||||||
26 | 16.10 | С. Михалков «Будь человеком». | 1 | Тлеть, эгоист, муравейник | Выразительное чтение Ответы на вопросы. Дать оценку поступкам человека, разорившего муравейник, опираясь на текст. | Картинки о лесе, муравейник. | Соблюдение интонации, передача настроения при чтении стихотворения, рассказ на тему «Мои друзья в природе». | ||||||
27 | 17.10 | Б. Заходер «Петя мечтает» | 1 | Неопрятный, неаккуратный | Выразительное чтение Беседа по вопросам. Рассказ о Пете, о его мечтах, чертах характера, используя примеры из текста. Определение качеств людей, заслуживших уважение других людей. Заучивание наизусть. | Картинки к стихотворению (зарисовки в тетрадь) | Соблюдение интонации, передача настроения при чтении стихотворения, составление характеристики человеку, используя примеры из текста. | ||||||
28 | 18.10 | По Д. Биссету «Слон и муравей» | 1 | Закадычные друзья, птица – чакалка. Прекрасный прыгун | Комментированное чтение Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Объяснение выражения, определяющего главную мысль сказки. Ответы на вопросы. | Картинки с изображением кузнечика и улитки. | Чтение стихотворения наизусть. Чтение по ролям, пересказ по ролям (инсценировка) связные ответы на вопросы. Пересказ с соблюдением интонации героев.
| ||||||
29 | 22.10 | По Д. Биссету «Кузнечик Денди» | 1 | ||||||||||
30 31 | 23.10 24.10 | Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой» | 2 | Галоп, величественный, безлюдная (даль), оазис | Комментированное чтение. Чтение по ролям. Обсуждение на тему: «Что значит быть добрым человеком». Пересказ. | Деление рассказа на смысловые части. Составление плана пересказа. | |||||||
32 | 25.10 | Дж.Родари «Пуговкин домик». Мечта Пуговки. | 1 | Плотник, рубанок, оглобли | Комментированное чтение Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Определение плана пересказа. | Ответы на вопросы в процессе беседы, пересказ с опорой на план. | |||||||
33 34 | 29.10 30.10 | Дж. Родари «Пуговкин домик». Доброта Пуговки. | 2 | Мажордом, цилиндр | Обсуждение на тему «Красота в желаниях и мечтах человека». Составление характеристики Пуговки. Пересказ. | Выделение главной мысли сказки, озаглавливание смысловых частей, данных в учебнике. | |||||||
35 | 31.10 | Урок внеклассного чтения. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы» (отдельные главы) | 1 | Обходчик, машинист, станция | Беседа по вопросам. Словесное рисование. | Распечатка отдельных глав. Обложка книги. | Связные ответы на вопросы, пересказ, выделение главной мысли сказки. | ||||||
4. Страницы истории (16ч) | |||||||||||||
36 | 01.11 | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | 1 | Былина, благословение, ратный (подвиг), радельник | Комментированное чтение Беседа по вопросам. Работа над образными выражениями. Чтение по ролям. | Книга«Былины». Карточки со смысловым значением трудных слов. | Работа над выразительными средствами, пересказ, составление характеристик главных действующих лиц, оценка ситуации. | ||||||
37 | 12.11 | Ф.Глинка «Москва» | 1 | Посад, срединный | Выразительное чтение Беседа по вопросам. Определение главной мысли стихотворения. | Картинки о Москве. | Передача чувств поэта, выделение главной мысли с помощью учителя, соблюдение интонации, передача настроения при чтении стихотворения. | ||||||
38 | 13.11 | В.Бианки «Ноябрь» | 1 | Зябь, полузимник | Комментированное чтение Работа над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени. Народные приметы и содержание текста. Установление причинно – следственных связей в природе. Рассказ о третьем деле осени. | Зарисовки поздней осени. | Установление причинно – следственных связей в природе. | ||||||
39 40 | 14.11 15.11 | По А.Алексееву «Без Нарвы не видать моря». | 2 | Возок, обозы, фокус, величают, потешное (войско), гвардия | Комментированное чтение. Ответы на вопросы, используя авторский текст. Работа над выражением «Крепость воевать».Пересказ | Иллюстрации из учебника истории. | Ответы на вопросы в процессе беседы, используя авторский текст, пересказ. | ||||||
41 42 | 19.11 20.11 | По А.Алексееву «На берегу Невы». Поездка с Меньшиковым… Решение Петра1 | 2 | Ботфорты, Санкт - Петербург | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Обсуждение на тему «Военные походы, дела и жизнь Петра I». Пересказ по данному плану. | Иллюстрации из учебника истории. | Пересказ с опорой на предложенный план, выделение главной мысли рассказа, выразительное чтение. | ||||||
43 44 | 21.11 22.11 | По А. Алексееву «Медаль». Орден Суворова | 2 | Гренадёр, турки | Комментированное чтение. Чтение по ролям. Охарактеризовать поведение бойца. Пересказ | Пересказ с опорой на предложенный план, выделение главной мысли рассказа, выразительное чтение, составление характеристики бойца, полные ответы на вопросы. | |||||||
45 46 | 26.11 27.11 | По А. Алексееву «Гришенька». Орден Кутузова. | 2 | Адъютант | Комментированное чтение. Чтение по ролям. Ответы по ролям. Подписать иллюстрации словами из текста. Дать характеристику М.Кутузову. | Чтение по ролям, соблюдая интонацию, давать иллюстрациям название, составление характеристики М.Кутузова. | |||||||
47 | 28.11 | Е.Холмогорова «Серебряный лебедь» | 1 | Кафтан, прапорщик, щит, герб, камин. | Осознанное чтение. Беседа по вопросам. Чтение отрывка по ролям. Рассказать, о ком рассказывали портреты в доме Раевских. | Зарисовки различных гербов. | Техника чтения | ||||||
48 | 29.11 | Е.Холмогорова «Боевое крещение» | 1 | Манёвр, штурм | Комментированное чтение. Чтение отрывка. Ответы на вопросы. Поведение Раевского и его солдат в бою. Пересказ. | Пересказ отрывка по наводящим вопросам в учебнике, давать оценку поведению Раевского и его солдат в бою. | |||||||
49 | 03.12 | Е.Холмогорова «День рождения Наполеона» | 1 | Атака, захватчики, генерал, гонцы. | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. Рассказ на тему «Защита Смоленска». Деление на части, составление плана пересказа. Пересказ. | Правильное, выразительное , осознанное чтение. | |||||||
50 | 04.12 | Е.Холмогорова «В дни спокойные» | 1 | Отставка, имение, галерея. | Комментированное чтение. Беседа по содержанию. Составление рассказа на тему «Сбылась ли мечта». | ||||||||
51 | 05.12 | Урок внеклассного чтения. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазёры» | 1 | Беседа по содержанию. | Развитие техники чтения, составление отзыва о книге. | ||||||||
5. Что такое хорошо, что такое плохо (6ч) | |||||||||||||
52 | 06.12 | По Е.Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Особенности героев. | 1 | Поэт, рифма. | Комментированное чтение Беседа по содержанию. Описание сказочных героев, их характеристика, их поведение. Чтение по ролям | DVD – мультфильмы «Приключения Незнайки» | Развитие умений давать полные ответы на вопросы, читать выразительно, с соблюдением интонационных норм, давать характеристику главным героям, исходя из их внешнего вида и поведения. | ||||||
53 | 10.12 | По Е.Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Неудачные сочинения Незнайки. | 1 | Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Главная мысль сказки. | DVD – мультфильмы «Приключения Незнайки» | Развитие умений отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль сказки, читать по ролям. | |||||||
54 | 11.12 | Е.Пермяк «Тайна цены» Сказка или быль. | 1 | Дотошный (паренёк), обутки, портки, картуз, дюжина, расчёт, кумачовой (рубахой) | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Составление плана пересказа. | Составление плана пересказа. | |||||||
55 | 12.12 | Е.Пермяк «Тайна цены» Корень ценностей. | 1 | Гончар – кувшинник, каменотёс. | Ответы на вопросы. Составление плана. Выборочный пересказ. Мудрая мысль сказки. Пересказ по плану | Пересказ с опорой на план. Выделение главной мысли сказки, выполнение деления сказки на смысловые части. | |||||||
56 57 | 13.12 17.12 | По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте» | 2 | Здравствуйте. | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Деление на части по плану. Обсуждение на тему «Кого можно назвать вежливым?» Пересказ по данному плану. | Плакат «Правила поведения» | Пересказ с опорой на план. | ||||||
6. Здравствуй, гостья – Зима (35ч) | |||||||||||||
58 | 18.12 | В.Бианки «Декабрь» | 1 | Студень, возродится | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Рассказать о своих наблюдениях за изменением природы в декабре. Работа над выражением «Декабрь год кончает, а зиму начинает» | Картинке о зиме. Загадки на карточках о зиме. Зарисовки учащихся. | Развитие умения рассказывать о приметах декабря, опираясь на текст. | ||||||
59 | 19.12 | Е.Благинина «Новогодние загадки» | 1 | Пышно, убрана. | Ответы на вопросы. Словесное рисование. | Рисунки учащихся о зиме. | Ответы на вопросы, составление загадок | ||||||
60 | 20.12 | А.Никитин «Встреча зимы» | 1 | Веял, угрюмые (небеса), угрюмый (лес). | Выразительное чтение Ответы на вопросы. Определение настроения природы, опираясь на образные выражения в стихотворении. Образные слова и выражения, передающие настроение стихотворения. | Рисунки о зимних забавах детей | Читать осознанно, выразительно, передавая чувства автора работать над образными выражениями в стихотворении, передающими настроение. | ||||||
61 | 24.12 | А.Дорохов «Тёплый снег» | 1 | Бескрайний | Комментированное чтение Ответы по содержанию. Работа над образными выражениями, используемыми для описания зимнего леса, солнца, словесное рисование. | Зарисовка зимнего леса. | Ответы на вопросы, пересказ своими словами, работать над образными выражениями, используемыми для описания зимнего леса, солнца. | ||||||
62 | 25.12 | А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» | 1 | Клоками, волшебница зима, блеснул (мороз), дохнул, завыл. | Выразительное чтение Определение настроения стихотворения. Образные выражения, передающие картину природы. Словесное рисование. Заучивание наизусть. | Картинки о зиме | Передача чувства поэта, выделение главной мысли с помощью учителя. Читать осознанно, выразительно, передовая чувства и переживание автора. | ||||||
63 | 26.12 | Д.Хармс «Пушкин». Детские годы Пушкина | 1 | Поэт, лицей, от досады, экзамен, рукопись | Комментированное чтение Чтение по ролям. | Портрет Пушкина, Державина. | Правильное, выразительное, осознанное чтение | ||||||
64 | 27.12 | Д.Хармс «Пушкин». Знакомство с Державиным | 1 | ||||||||||
65 | 14.01 | Урок внеклассного чтения. Сказки А.С.Пушкина«Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне» | 1 | Ответы на вопросы. Составление словесных картин. Работа с иллюстрациями (подписать словами произведения иллюстрации). Зарисовка понравившихся эпизодов из сказок. | Пересказ понравившихся эпизодов. | ||||||||
66 | 15.01 | В.Бианки «Январь» | 1 | Серёдка, скок, мёртвый (сон), таят, убежище. | Комментированное чтение Работа с эпиграфом. Сравнение народных примет и собственных наблюдений. Беседа по содержанию. Составление плана. | Зарисовки о зиме. | Составление плана, пересказ с опорой на план, сравнивание народных примет с собственными наблюдениями за природой. | ||||||
67 | 16.01 | Х.-К. Андерсен «Ель». Мечты Ёлочки | 1 | Нанизав (ягоды), коленце, мачта, дровни, приволье, изнываю, Рождество, изгородь, Сочельник, растопки, канул | Комментированное чение Деление текста на смысловые части. Озаглавливание частей сказки. Чтение сказки по ролям. Составление плана. Определение главной мысли сказки. Аппликации на тему «Жизнь Ёлочки до и после…». Пересказ. | Аппликации учащихся | Составление плана, пересказ с опорой на план. Деление сказки на смысловые части, озаглавливание частей | ||||||
68 | 17.01 | Х.-К. Андерсен «Ель». Рождество Ёлочки | 1 | ||||||||||
69 | 21.01 | Х.-К. Андерсен «Ель». в) Жизнь на чердаке г) Несбыточные мечты Ёлочки | 1 | ||||||||||
70 | 22.01 | А.Чехов «Ванька» Жизнь Ваньки у сапожника | 1 | Заутреня, темный образ, колодка, шпандырь, сидельцы, балагурит, дровня | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Деление на части. Работа с иллюстрацией (подписать словами из текста). Пересказ | Иллюстрация (стр 102,104). Конверт. | Пересказ с опорой на план, на иллюстрации. Выделение главной мысли рассказа, деление рассказа на смысловые части, озаглавливание частей рассказа. | ||||||
71 | 23.01 | А.Чехов «Ванька» Воспоминания Ваньки | 1 | ||||||||||
72 | 24.01 | И.Никитин «Весело сияет» (отрывок) И.Суриков «Белый снег пушистый». | 1 | Храм Пелена | Выразительные средства, передающие картину тихой зимней ночи в селе. Словесное рисование. Озаглавливание стихотворений. Сравнение стихотворений Никитина и Сурикова. Нахождение в них сходств и различий. Заучивание наизусть | Зимние зарисовки (зимняя ночь) Зимние зарисовки (зимнее утро) | Передача чувства поэта, выделение главной мысли с помощью учителя. Читать осознано, выразительно, передавая чувства и переживание авторов, сравнить стихотворения авторов. | ||||||
73 | 28.01 | М.Зощенко «Лёля и Минька». Ёлка. Подготовка к празднику. | 1 | Пастилка, церемониться | Комментированное чтение. Чтение по ролям. Определение главной мысли. Обсуждение на тему «Какой урок преподнес отец детям». Пересказ своими словами | Чтение наизусть. Пересказ с опорой на план, на иллюстрации, выделение главной мысли сказки. | |||||||
74 | 29.01 | М.Зощенко «Лёля и Минька». Ёлка. Поведение детей на празднике. | 1 | ||||||||||
75 | 30.01 | Ю.Рытхэу «Пурга». Предостережения мамы. | 1 | Малахай, вельбот, яранга, Чукотка | Комментированное чтение Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Деление на части и озаглавливание частей. | Осознанное чтение, пересказ с опорой на план. | |||||||
76 | 31.01 | Ю.Рытхэу «Пурга». Счастливое возвращение Йоо домой. | 1 | Рисование картины к этому рассказу. Пересказ | |||||||||
77 78 | 04.02 05.02 | Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» | 2 | Полумрак, пригоршни, ветлы, притолока, озноб (знобить) | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. Рассказ о переживаниях автора. Определение главной мысли рассказа (нахождение в тексте строчки, выражающие главную мысль) | Пересказ с опорой на план. | |||||||
79 | 06.02 | В.Бианки «Февраль» | 1 | Перезимок, позёмка | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Объяснение народных примет в феврале. Сравнение собственных наблюдений и народных примет. | Картинки о зиме | Полные ответы на вопросы, рассказ о своих наблюдениях за погодой в феврале. | ||||||
80 | 07.02 | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» Отношение Мачехи и дочери к Падчерице | 1 | Пьеса, действие | Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Характеристики Дочки и Падчерицы с приведением примеров из текста. Обозначение изменений в природе в связи со сменой месяцев. Работа с иллюстрациями ( подписать рисунки строчками из текста). Определение главной мысли сказки. | DVD – фильм «Двенадцать месяцев» | Полные ответы на вопросы, чтение выразительное с соблюдением интонации, давать характеристику главным героям, пересказ с опорой на иллюстрации, выделение главной мысли сказки. | ||||||
81 | 11.02 | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» Отношение Месяцев к Падчерице | 1 | ||||||||||
82 | 12.02 | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Нравственные ценности, утверждаемые народной мудростью в сказке Красота русской природы в сказке. | 1 | ||||||||||
83 | 13.02 | Урок внеклассного чтения. А.Н.Толстой «Приключения Буратино» | 1 | Беседа по содержанию. Деление на части, озаглавливание частей. | Обложка книги. Иллюстрации | Ответы на вопросы, используя текст; пересказ содержания, деление на части, озаглавливание частей в соответствии с планом. | |||||||
84- 92 | 14.02- 28.02 | Х.-К. Андерсен « Снежная Королева» | 9 | Комментированное чтение, чтение по ролям отрывков. Озаглавливание частей сказки. Работа над выражениями, характеризующими Снежную Королеву. Рассказ о дружбе Кая и Герды. | DVD – фильм «Снежная королева» | ||||||||
7. весна – красна (16ч) | |||||||||||||
93 | 04.03 | С.Смирнов «Первые приметы» | 1 | Краснотал, голубеют (следы), припёк. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Рассказ о собственных наблюдениях за изменениями в природе. Работа над выразительными средствами, говорящими о наступлении весны. Заучивание наизусть. | Картинки о весне. | Передача чувства поэта, выделение главной мысли с помощью учителя. Читать осознанно, выразительно, передавая чувства автора. | ||||||
94 | 05.03 | В.Бианки «Март» | 1 | Парник, капельник, копоть, проталинки, равноденствие. | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. Главная мысль рассказа. Работа над образными выражениями. Сравнение народных примет и авторских наблюдений. | Картинки о весне с птицами | Пересказ с опорой на образные выражения, приметы за погодой, выделение главной мысли рассказа. | ||||||
95 | 06.03 | По В.Песков «Весна идёт» | 1 | Ратуша, Аляска, Антарктида | Комментированное чтение Ответы на вопросы по содержанию. Рассказ о своих наблюдениях за птицами весной. Работа по картине К.Юона «Мартовское солнце». | Картинки с птицами. Репродукция картины К.Юона «Мартовское солнце» | Чтение наизусть. Пересказ с опорой на иллюстрацию к картине. | ||||||
96 | 07.03 | М.Пришвин «Жаркий час» | 1 | Жаркий час | Работа с эпиграфом. Беседа по содержанию. Работа над образными выражениями, передающими описание леса. | Картинки с лесными животными и птицами. | Пересказ рассказа с опорой на образные выражения, описывающие леса. | ||||||
97 | 11.03 | Г.Скребицкий «Весенняя песня». Желание птиц помочь весне | 1 | Трескотня | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Определение правды и вымысла в сказке. Работа над образными словами и выражениями, служащими для описания весенних лесов и лугов. Озаглавливание частей, чтение по ролям. | Выставка картинок с птицами. | Полные ответы на вопросы, чтение по ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливание частей рассказа, работа над образными словами и выражениями, служащими для описания весенних лесов и лугов. | ||||||
98 | 12.03 | Г.Скребицкий «Весенняя песня». Помощь жаворонка. Красота весенних лугов лесов. | 1 | ||||||||||
99 | 13.03 | В.Жуковский «Жаворонок» | 1 | Зардел, долина, лазурь. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Словесное рисование. Работа над эпитетами, их роль в описании природы. Определение настроения и главной мысли стихотворения. Заучивание наизусть. | Звукозапись романса М.Глинки «Жаворонок» | Заучивание стихотворения наизусть | ||||||
100 101 | 14.03 18.03 | А.Толстой «Детство Никиты» | 2 | Кочетки, подёрнулся, выгон, табун, мерин, ощерясь. | Комментированное чтение. Определение главной мысли отрывка. Работа над образными выражениями, передающими радость в природе. Пересказ своими словами. | Чтение стихотворения наизусть. Пересказ отрывка, выделять главную мысль отрывка, работать над образными выражениями, передающими радость в природе. | |||||||
102 | 19.03 | А.Твардовский «Как после мартовских метелей» | 1 | Березняк, взбодрён. | Выразительные средства в стихотворении. Определение главной мысли стихотворения. | Осознанное выразительное чтение | |||||||
103 | 20.03 | А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой» | 1 | Шатёр, окроплены, взор, гнёт, трель. | Ответы на вопросы. Устное рисование картины. Работа над образными словами и выражениями, говорящими о природе. | Картинки о весне | Осознанное чтение. Нахождение ответов на вопросы в тексте. | ||||||
104 | 21.03 | В.Бианки «Апрель» | 1 | Вешние потоки, гнёт | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Народные приметы в содержании текста. | Пересказ, выделение главной мысли прочитанного. Коллективное задание на карточках (разложить в определенной последовательности изменения в природе весной). | |||||||
105 106 | 01.04 02.04 | К.Паустовский «Стальное колечко». Подарок Варюше от бойцов | 2 | Махорка, лязг, шинель, цигарка, сапёр, шест, стреха, темечко, околица, колун, завалинка, лещина. | Комментированное чтение Деление третьей части на две. Озаглавливание частей. Чтение по ролям. Составление плана для пересказа. Составление устного рассказа на данную тему. Чтение по ролям, пересказ. | Составление рассказа на тему «Наступление весны в нашем крае». Полные ответы на вопросы, чтение по ролям, соблюдение интонационных норм, озаглавливание частей сказки, пересказ с опорой на план, на иллюстрации. | |||||||
107 108 | 03.04 04.04 | К.Паустовский «Стальное колечко». Варина беда. К.Паустовский «Стальное колечко». Ожидание весны Радости Варюши | 2 | ||||||||||
8. Рассказы о животных (16ч) | |||||||||||||
109 | 08.04 | По В.Астафьеву «Злодейка». Поведение Фишки в лесу | 1 | Таймень, удилище, натаскать, умильными (глазами), спиннинг, вымоины. | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Деление на части. Озаглавливание частей Пересказ. | Пересказ с опорой на план, на иллюстрации, выделение главной мысли рассказа, выполнение деления на смысловые части. | |||||||
110 | 09.04 | По В.Астафьеву «Злодейка». Случай возле Красной глинки. | 1 | ||||||||||
111 | 10.04 | По Е.Барониной «Рассказы про зверей». Обитатели зоосада. | 1 | Ветеринар | Комментированное чтение Ответы на вопросы после частей. Озаглавливание частей. Подписать иллюстрации. Чтение по ролям. Составление плана пересказа. Характеристика ветеринара. | Картинки с животными | Пересказ с опорой на план, на иллюстрации, выделение главной мысли рассказа, выполнение деления на смысловые части с соблюдением интонационных норм. | ||||||
112 113 | 11.04 15.04 | По Е.Барониной «Рассказы про зверей» Приёмы ветеринара при лечении больных животных. Качества тех, кто рядом с животными | 2 | ||||||||||
114 | 16.04 | В.Драгунский «Кот в сапогах». Создание костюма «Кот в сапогах» | 1 | Карнавал | Комментированное чтение Ответы на вопрос по содержанию. Чтение по ролям. Словесное рисование. Составление плана. Пересказ | Пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделение главной мысли рассказа, выполнение деления на смысловые части, чтение с соблюдением интонационных норм, давать полные ответы на вопросы. | |||||||
115 116 | 17.04 18.04 | В.Драгунский «Кот в сапогах». Настоящая дружба ребят. | 2 | ||||||||||
117 | 22.04 | Д.Хармс «Заяц и Ёж». Встреча Зайца и Ежа | 1 | Невдалеке | Комментированное чтение. Чтение по ролям. | Выражение главной мысли прочитанного, характеризовать поступки героев, пересказывать с опорой на авторский текст. | |||||||
118 | 23.04 | И.Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | Образ, кум, ужимки | Комментированное чтение.. Чтение по ролям. Словесное рисование. | Книга басен И.Крылова | Деление басни на логические части , осознанно читать по ролям, выделяя голосом, интонацией слова зверей. Определение морали, объяснение смысла слов и выражений. | ||||||
119 120 | 24.04 25.04 | По Р.Киплингу «Рикки – Тикки - Тави». Знакомство Рикки с садом и его обитателями. | 2 | Мангуст, кобра, прародители, суматоха, благовоспитанный, вездесущий, негодование, ярость, дюжина, егозить, искусно, бесстрашие | DVD – мультфильмы «Рикки – Тикки - Тави» | Давать полные ответы на вопросы, читать по ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части сказки. Давать характеристику главному герою, исходя из поступков совершенных им, пересказывать с опорой на иллюстрации. | |||||||
121 | 29.04 | По Р.Киплингу «Рикки – Тикки - Тави». Избавление мангуста от Карайт. | 1 | ||||||||||
122 | 30.04 | По Р. Киплингу «Рикки – Тикки - Тави». Битва с Нагом. | 1 | ||||||||||
123 | 02.05 | По Р.Киплингу «Рикки – Тикки - Тави». Битва с Нагайной. Победа мангуста. | 1 | Комментированное чтение Озаглавливание частей. Выборочный пересказ. Чтение по ролям. Описание характера Рикки. Сопоставление планов Нага и мангуста (таблица). Пересказ по предложенному в учебнике плану. | |||||||||
124 | 06.05 | Обобщающий урок по сказке Р.Киплинга «Рикки – Тикки - Тави» | 1 | ||||||||||
9. Рассказы, сказки, стихи для детей (12ч) | |||||||||||||
125 | 07.05 | В.Набоков «Дождь пролетел… » | 1 | Воздух живителен, жимолость, благоухает, жемчуг. | Выразительное чтение Ответы на вопросы. Работа над образными выражениями. Заучивание наизусть. | Картинки о лете | Умение читать стихотворение спокойно, внятно, соблюдая знаки препинания. Находить сравнения, слова, образы. | ||||||
126 | 08.05 | В.Бианки «Май» | 1 | Зорька, легкокрылые насекомые | Комментированное чтение Работа над народными приметами. Народные приметы и содержание авторского текста. Работать над образными выражениями. Словесное рисование. Установление причинно – следственных связей в природе. Определение третьего заключительного дела весны. | Картинки о мае, о природе. | Чтение наизусть. Рисование иллюстраций. Пересказ по цепочке, выделение главной мысли рассказа, работа над образными выражениями. | ||||||
127 | 13.05 | М.Дудин «Наши песни спеты о войне» | 1 | Непогода, кровавая роса, недотёпа . | Выразительное чтение Ответы на вопросы. Работа над образными словами и выражениями. Подготовка к выразительному чтению. | Иллюстрация о войне. | Определение главной мысли стихотворения, выразительное чтение, ответы на вопросы. | ||||||
128 | 14.05 | В.Медведев «Звездолёт «Брунька». Аня по прозвищу Брунька | 1 | Прозвище, космодром, космонавт, лукавство. | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Деление сказки на части и озаглавливание частей. Составление плана к каждой части сказки .Пересказ по частям. | Пересказ с опорой на план, на иллюстрации, выделение главной мысли сказки | |||||||
129 | 15.05 | В.Медведев «Звездолёт «Брунька». Совет Ани от лени. Совет Ани от трусости. Звездная мечта Бруньки. | 1 | ||||||||||
130 131 | 16.05 20.05 | К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Знакомство композитора с Дагни. Обещание Э.Грига. | 2 | Композитор, прибой, кряхтит, насупившись, смола, симфоническая музыка. | Комментированное чтение. Озаглавливание частей текста. Чтение по ролям. Краткий пересказ. | Портрет композитора. Звукозапись музыки Э.Грига | Пересказ с опорой на план, выделение главной мысли рассказа, озаглавливание частей рассказа. Читать выразительно, передавая настроение каждого из героев. | ||||||
132 | 21.05 | К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Ожидание долгожданной встречи. Получение удивительного подарка. | 1 | ||||||||||
133 | 22.05 | А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Разочарование Маленького принца. Встреча с Лисом. | 1 | Приручить. | Комментированное чтение. Выразительное чтение. Чтение по ролям. | Книга А.деСент - Экзюпери | Характеристика главных лиц, оценка их поступков, обосновывать своё отношение к ним. | ||||||
134 | 23.05 | А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Мы в ответе за тех, кого приручили. | 1 | ||||||||||
135 | 27.05 | В.Астафьев «Зорькина песня». | 1 | Увал, прясло, распадок. | Комментированное чтение Ответы на вопросы. Работа над сравнениями. Работа с иллюстрацией (подписать иллюстрацию словами из текста). | Иллюстрация (стр.224) | Осознанное правильное чтение, ответы на вопросы по содержанию. | ||||||
136 | 28.05 | Н. Рыленков «Нынче ветер…» | 1 | Нынче, вторить. | Выразительное чтение Ответы на вопросы. Работа над выразительными средствами. Выразительное чтение. | Картинки к стихотворению. | Определение главной мысли стихотворения. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- Читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
- Читать «про себя»;
- Выделять главную мысль произведения;
- Определять основные черты характера действующих лиц;
- Пересказывать текст по плану и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- 8 стихотворений наизусть:
- М. Ножкин «Россия»
- И. Бунин «Лес, точно терем расписной»
- Б. Заходер «Петя мечтает»
- А. Пушкин «Вот ветер тучи нагоняя…»
- И. Суриков «Белый снег пушистый»
- С. Смирнов «Первые приметы»
- В. Жуковский «Жаворонок»
- В. Набоков «Дождь пролетел»
Список литературы:
1.И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина Чтение.Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида;
2.Р.И.Лалаева «О нарушении чтения у учащихся вспомогательной школы» М. Изд. «Просвещение» 1991г.
3.Н.К. Сорокина «Особенность навыков чтения у детей-олигофренов» М. Изд. «Просвещение» 1977г.
4.Ж. И. Шиф «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы.
5.В.В. Воронкова Книга для учителя «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе М. «Школа-Пресс» 1994г.
6.Н.П. Долгобородова «Обучение во вспомогательной школе». М. «Просвещение» 1973г.
7.М.Полякова «Как научить ребенка читать и писать» М. «Айрис Пресс» 2008г.
8.И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Занятия по развитию речи» М. «Владос» 2006г
9.И.Г.Сухин «Литературные кроссворды» М. «Новая школа» 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...