Урок литературы в 6 классе по сказке Л. Петрушевской "Счастливые кошки"
методическая разработка (6 класс) на тему
Познакомить учащихся с творчеством Л. Петрушевской, учить производить филологический анализ текста, опираясь на жанровые особенности произведения;
развивать творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_zip_-_winrar_2.zip | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Второвская ООШ
Урок литературы в 6 классе
по сказке Л. Петрушевской
«Счастливые кошки»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Никитина Полина Александровна
Урок литературы в 6 классе по сказке
Людмилы Петрушевской «Счастливые кошки»
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Л. Петрушевской.
Задачи: обучающая: учить производить филологический анализ текста, опираясь на жанровые особенности произведения;
развивающая: развивать творческие способности учащихся, умение выразительно читать текст, отвечать на поставленные вопросы, совершенствовать умение пересказа небольших отрывков сказки, находить жанровые особенности произведения, развивать речевые умения и навыки школьников;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным, положительное отношение к школе.
Оборудование: проектор, ноутбук, музыкальный центр; мультимедийная презентация по творчеству Л. Петрушевской; сумочка с вопросами.
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение целей и задач урока.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением Людмилы Стефановны Петрушевской «Счастливые кошки».
Ученица нашего класса, Солдатова Анастасия, подготовила небольшую презентацию, в которой хочет познакомить вас с жизнью и творчеством Людмилы Стефановны.
(Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора Московского государственного университета. Окончила Московский университет, работала редактором на Центральной студии телевидения. В середине 60-х годов начала писать рассказы, а с 70 годов выступает как драматург. Её пьесы поставлены в Театре на Таганке, в Ленкоме, в ,,Современнике”.
Первый сборник прозы Петрушевской был опубликован в 1987 году.
В 1991 году она была удостоена немецкой премии им. Пушкина. Петрушевская была номинирована на первую Букеровскую премию. В настоящее время она живёт в Москве.
В 1996 году было выпущено пятитомное Собрание сочинений писательницы.)
Беседа после просмотра презентации:
- Вы просмотрели презентацию: какие сведения о жизни Людмилы Стефановны особенно запомнились?
Что показалось интересным?
2) Чем ещё занималась писательница, какими видами искусства? (живопись, музыка).
3) Где работала Людмила Петрушевская? (редактором на телевидении)
4) Как вы думаете, повлияла ли эта работа на творчество писательницы?
- Каких премий была удостоена Людмила Стефановна?
Учитель: Ребята, сказка, с которой мы познакомимся, называется «Счастливые кошки». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим названием? Как вы думаете, о чём пойдет речь в данном произведении? (Ответы учащихся).
У меня в руках, небольшая сумочка, в которой находятся вопросы по произведению Л. Петрушевской. В течение урока мы постараемся на них ответить.
Чтение сказки учителем.
Вопросы после знакомства с произведением.
- Понравилось вам это произведение?
- Назовите главных героев сказки. (Девочка, колдун, мама, папа, кошки).
- Кто из героев особенно запомнился и чем?
- Какой была девочка в начале сказки? (взбалмошной, избалованной, непослушной, капризной).
- Как вы думаете, почему автор не даёт девочке имя? (типичная история, часто так происходит).
- Изменилась ли девочка в конце сказки? Какой она стала? (послушной, доброй (взяла кошек), некапризной).
- Почему это произошло? (Девочка, побывав в образе кошки, поняла, как хорошо быть человеком).
- На какую сказку по своему сюжету похоже данное произведение? («Баранкин, будь человеком!»).
- Ребята, Людмила Стефановна обозначила жанр данного произведения: сказка. Давайте найдём элементы сказки в прочитанном произведении. (Превращения колдуна в девочку и девочки в кошку и.т.д.).
- Прочитайте начало сказки, скажите, как называется эта часть? (Зачин).
- Что в сказке показалось вам смешным? Давайте зачитаем эти слова. Кратко перескажите данные отрывки.
- Почему нам смешно читать данные строки, хотя это очень грустно. (Несоответствие: поведение девочки её внешний облик).
- Какие ещё несоответствия вызывают смех?
- Скажите, пожалуйста, кошек, которые описаны в данной сказке, можно назвать счастливыми? Почему?
- У многих из вас дома есть кошки или другие животные. Как вы к ним относитесь?
Учитель: Ребята, вам не кажется, что часто мы можем слышать от детей такие слова: «Не хочу идти в школу»? Почему некоторые девочки и мальчики не хотят этого делать? Среди вас есть такие? Давайте пофантазируем и назовём причины, которые придумывают дети, чтобы не ходить в школу. (Ответы учащихся).
Учитель: Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы знаете содержание сказки. У меня в руках сумочка, а в ней вопросы и несколько ответов, какой из них будет правильным, решать вам. Ребята подходят, достают вопрос и отвечают.
Вопросы из сумки:
- Почему девочка из сказки «Счастливые кошки» позавидовала кошкам? (Выберите правильный ответ: Они долго живут; много спят; не ходят в школу).
- Кто превратил девочку в кошку? (Выберите правильный ответ: Злой колдун, мама, папа).
- Почему девочка стала неуправляемой? (Выберите правильный ответ: Ей было скучно, не хотелось идти в школу, это была уже не девочка, а колдун).
- Что делала девочка-колдун, когда мама с папой ушли на работу? (Выберите правильный ответ: Закурила в постели, выпила из бутылки коньяк и уснула; стала учить уроки; плясать и прыгать).
- Кто пожалел голодную кошку-девочку? (Старик, мама, кошки).
- Что хотел сделать с кошками старик на самом деле? (Покормить и обогреть; сделать из них шапки; отдать в хорошие руки).
- Что заставило колдуна принять свой облик? (Пожар в квартире, девочка вернулась домой, мам и папа).
Учитель: Ребята, давайте попробуем написать синквейн по данному произведению.
Девочка
капризная, избалованная
плакала, мяукала, спасла
счастливых кошек
Кошки
задумчивые, голодные
мяукали, дрались, прятались
стали счастливыми
Рефлексия.
Учитель: Оцените свою работу на уроке, скажите, как вы работали. При ответе используйте слова:
На уроке было интересно, (неинтересно)…
Я работал хорошо…
Я работал не в полную силу…
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. Напишите отзыв на данную сказку по схеме. Нарисуйте иллюстрацию к произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль физики в жизни кошки
Кошка удивительное, милое и неразгадонное животное - заслуживает внимания и признания. Домашняя кошка - одна из немногих тоненьких ниточек, оставшихся у горожанина от связей с природой, помогающих смя...
2011 год - год кролика и кошки.
В презентации рассказывается о двенадцатилетнем, зверином, китайском календаре, где каждому года цикла присвоено название определённого животного. Более подробно описывается год Белого кролика ( кота)...
Конспект урока по развитию речи в 3 классе (ЗПР)Тема: Сочинение по закрытой картинке " Кошка"
Тема: Сочинение по закрытой картине «Кошка»Цель: 1) обогащать словарный запас учашихся, 2) развивать логическое мышление,...
презентация о домашних кошках
Презентацию можно использовать на классном часу, посвященном домашним любимцам....
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Занятие 24-26 "Наш друг – кошка"
Форма: творческая мастерскаяТип занятия: Урок моделирования и преобразования модели (урок обобщения и систематизации изученного)Тема: «Наш друг – кошка»Цели: Сформировать представление о кошках как од...
Сценарий интерактивной программы «Кошки - это кошки», посвященной Всемирному Дню кошек.
Сценарий интерактивной программы «Кошки - это кошки», посвященной Всемирному Дню кошек....
проект по физике "Почему кошки видят ночью? Почему у кошки светятся глаза?"
У меня дома живет кошка – Мурка. В этом году ей исполнилось 6 лет. Она ещё молодая и игривая кошка, я очень люблю с ней играть. И вот, однажды вечером, я искала М...