Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Виды глаголов»
план-конспект урока (5 класс) на тему

БЕЛОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

 

Тема урока: «Виды глаголов».

     Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «виды глаголов, по овладению способами распознавания видов глаголов, по закреплению и повторению знаний о глаголе.

     Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения)

воспитание интереса к предмету, уважения к родному языку, коммуникативных качеств личности;

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения)

развитие речи, речевого этикета, мышления, воображения,

наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

- (направленные на достижение предметных результатов обучения)

овладение новой информацией о глаголе, обобщение и систематизация знаний о глаголе, закрепление умения употреблять глаголы в устной и письменной речи.

     Тип урока: урок изучения нового материала.

     Место в учебном плане: пятый урок раздела «Глагол».

Учащиеся владеют определёнными знаниями о глаголе. Урок способствует обобщению и систематизации знаний о глаголе.

     Формы работы: фронтальная работа, работа в парах.

     Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд – презентация урока.

     Ресурсы: учебник «Русский язык 5 класс», автор Т.А. Ладыженская 2013 год, издательство «Просвещение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vidy_glagolov.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

  русского языка в 5 классе

 по теме «Виды глаголов»

Учитель – Белова Ирина Владимировна

ПКШИ

24.04.2014.

Конспект урока русского языка в 5 классе.

 

     Тема урока: «Виды глаголов».

     Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «виды глаголов, по овладению способами распознавания видов глаголов, по закреплению и повторению знаний о глаголе.

     Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения)

воспитание интереса к предмету, уважения к родному языку, коммуникативных качеств личности;

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения)

развитие речи, речевого этикета, мышления, воображения,

наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

- (направленные на достижение предметных результатов обучения)

овладение новой информацией о глаголе, обобщение и систематизация знаний о глаголе, закрепление умения употреблять глаголы в устной и письменной речи.

     Тип урока: урок изучения нового материала.

     Место в учебном плане: пятый урок раздела «Глагол».

Учащиеся владеют определёнными знаниями о глаголе. Урок способствует обобщению и систематизации знаний о глаголе.

     Формы работы: фронтальная работа, работа в парах.

     Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд – презентация урока.

     Ресурсы: учебник «Русский язык 5 класс», автор Т.А. Ладыженская 2013 год, издательство «Просвещение»

Ход урока:

1 Этап

Слово учителя: - Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас сегодня на берег моря. Согласны? Тогда откройте свои тетради и запишите число.  Тема урока «Виды глаголов»

  1. А на море у нас шторм. У вас на столах лежат листы с текстом. Прослушайте, пожалуйста, его.
  2. Чтение текста учителем.

Шторм.

Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв.

Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.

Работа с текстом

  1. Все ли слова вам в этом тексте понятны? Обратите внимание на слово «бриз».

Словарь:

Бриз – это слабый береговой ветер.

  1. О чем этот текст?
  2. Соответствует ли описание в тексте его заголовку?
  3. К какому стилю отнесем этот текст? Почему? (художественный стиль, автор рисует словами шторм, изображает картину бури)
  4. Какой тип речи? (описание). Докажите.

Орфографическая работа

  1. В тексте есть слова, в которых пропущены буквы, вставьте их самостоятельно в вашем тексте.
  2. Давайте теперь проверим с помощью компьютера. Называете слово, объясняете орфограмму, а компьютер подтверждает или опровергает ваш ответ.

 (на этом слайде друг за другом высвечиваются слова с орфограммами, вставленные буквы выделены другим цветом)

нарастала                                               яростный

побежало                                               резкий

казалось                                                налетел                      

почувствует                                           повалился

опасность                                               грохотало

необъяснимый                                       трещало

отдаленный                                            стонало                            

приближался                                          разъединится

Синтаксическая работа

Ребята, а вы знаете, что своеобразным камнем, который может нас потянуть на дно, является союз И? Посмотрите на схемы.

                                                 

                           ,               ,   И               .

 

                   ,              И            .

В первом случае перед союзом И ставится запятая, а во втором не ставиться  Почему? Объясните.

I вариант: найдите и выпишите предложение, соответствующее первой схеме.

II вариант: выпишите предложение, соответствующее второй схеме.

А теперь проверим ваше задание.

 

I вариант:    Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и    судно побежало быстрей. (сложное предложение, в нем три грамматических основы)

II вариант:  Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев. (простое предложение, в нем три однородных члена предложения – сказуемые)

Отлично справились с бушующим морем. Не утонули!!! Все у нас в порядке. Теперь можно отправляться по морям, по волнам.

2 Этап

Ещё раз всмотритесь в текст.

  1. Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)
  2. А почему именно глаголы?
  3. Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)

Целеполагание

Но действия бывают разные. Поэтому сегодня мы научимся различать глаголы на виды по вопросам и значениям и овладеем способами распознавания видов глагола.

В выписанных предложениях есть два однокоренных глагола, найдите и выпишите их.

 (на слайде появляются глаголы, а ребята делают соответствующие записи в тетради)

     

       Усилился                                 Усиливался

На какой вопрос отвечает глагол «усилился»? (что сделал?)

На какой вопрос отвечает глагол «усиливался»? (что делал?)

А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга? (выслушиваются ответы)

Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? (усиливался)

А глагол «усилился»? (говорит о законченном действие, имеющем результат)

На слайде появляются вопросы к данным глаголам, учащиеся в тетрадях подписывают под глаголами соответствующие вопросы.

ЧТО СДЕЛАЛ?                                               ЧТО  ДЕЛАЛ?

Задание № 1

Выпишите из всего текста глаголы, распределив их в две колонки в соответствии с вопросом, на который каждый глагол отвечает.

Проверьте. (Первый учащийся зачитывает глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделал?», а второй учащийся зачитывает глаголы второго столбика, которые отвечают на вопрос «что делал?»; на слайде по мере чтения появляются названные глаголы).

Побежало                                                Нарастала

Почувствует                                          Казалось

Напрягся                                                 Спешит

Прислушался                                         Тянется

Уловило                                                  Приближался

Обратился                                             Грохотало

Налетел                                                 Звенело

Рванул                                                    Трещало

Повалился                                             Стонало

Разъединится

Проверили? Есть исправления или дополнения? Поставьте себе в тетрадях оценки.

0 ошибок – «5»                              3 ошибки – «3»

1-2 ошибки – «4»

Кто выполнил работу без ошибок? Молодцы!

3 Этап

А как же мы будем называть эти глаголы?

Обратимся к нашему учебнику и узнаем, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?» и на вопрос «что сделать?». Откройте учебник и прочитайте новый материал. (первый ученик читает определение глаголов совершенного вида, второй ученик читает определение глаголов несовершенного вида).

И вновь вернемся к нашей записи в тетрадях.

Как же мы должны закончить запись в тетради? Что нужно дописать в схеме? (Эти выводы учащиеся могут сказать сами).

Глаголы, отвечающие на вопросы «что сделать?», «что сделал?», называются глаголами совершенного вида. (На слайде появляется название вида глагола, ребята в соответствующей колонке подписывают название вида)

Глаголы, которые отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», называются глаголами несовершенного вида. (На слайде выходит название глаголов несовершенного вида, ребята заканчивают опорный конспект)

 

Усилился                                       Усиливался

ЧТО СДЕЛАЛ?                            ЧТО ДЕЛАЛ?

СОВЕРШЕННЫЙ                      НЕСОВЕРШЕННЫЙ

          ВИД                                              ВИД

Физкультминутка

А сейчас мы с вам поприветствуем наших гостей. Сегодня к нам на урок пришли в гости два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе.

Выступает первый ученик:

Глагол Совершенного Вида 

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой амий СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столко дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.

Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только а те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

Выступает второй ученик:

Глагол Несовершенного Вида 

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

Когда вид глагола НЕСОВЕРНЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.

Спасибо вам наши дядюшки Глаголы.

Ребята, а что вы еще узнали о глаголах нового? Какой способ нам поможет? (буква С в вопросе)

Задание № 2

Запишите поговорки, определите вид глаголов:

  1. Много захочешь -  пораньше с постели вскочишь.
  2. Лучше потерять кошелёк, чем нарушить слово.
  3. Ест за вола, а работает за комара.
  4. Пролитую воду не соберешь.
  5. Поспешишь – людей насмешишь.
  6. Не все золото, что блестит.

Задание № 3

Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Они нашли бы ее ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Давайте поможем им исправить ошибки. Запишите текст, исправьте вид выделенных глаголов.

Учащиеся по цепочки зачитывают исправленные предложения.

(исправленный текст)

Итоги урока:

Вот и затихает  шторм на море.

Что нового вы сегодня узнали на уроке о глаголе?

При помощи чего мы будем отличать глаголы совершенного и несовершенного вида?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Урок русского языка в 5 классе "Виды глагола"

Урок  изучения нового материала, использование ИКТ на уроке....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"

Реализуемый УМК - УМК под ред. О.А. Ладыженской...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды глаголов"

Урок изучения нового материала, направленный на организацию деятельности учащихся по овладению сполсобами распознания видов глаголов....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Открытый урок русского языка в 5 классе "Виды глагола"

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК Т.А.Ладыженской и др....