Игра- как средство обучения татарскому языку.
проект на тему

Гарифуллина Альфиня Миначевна

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Одним из эффективных путей повышения творческой активности, развития воображения заинтересованного отношения изучаемому предмету при коммуникативно направленном обучении является организация различных игр, особенно ролевых.  Играв начальных классах – высокопродуктивное средство организации учебной деятельности. Ее можно успешно использовать на всех этапах обучения (первоначальном и продвинутом). Она создает благоприятные условия для формирования, развития подготовленной и неподготовленной речи, преодоления трудностей (понятно – значит легко и интересно), воспитывает дух коллективизма, значительно оживляет общение. Однако действующие учебники пока не лишены однообразия заданий, стимулирующих механическое запоминание, в них мало занимательного материала.

Методически правильно продуманная игра, с одной стороны, пробуждает у учащихся интерес к изучаемому языку, помогает развивать навыки говорения, приближает речевую деятельность к естественным нормам, а с другой – способствует плодотворной работе над языковым материалом и отвечает требованиям коммуникативной направленности обучения. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - пишет в своих лекциях о воспитании детей А. С. Макаренко, - имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

Вопросам детской игры, ее роли и влиянии на развитие ребенка посвящены работы психологов Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.

На уроках татарского языка игровые ситуации имеют особое значение в презентации нового языкового материала, закреплении и активизации пройденного лексического и грамматического  материала. Они выполняют также функцию организации и стимулирования речевой деятельности учащихся на татарском языке. Игра развивает у детей мышление, речь и память. Как справедливо заметил Л. С. Выготский, «в игровом действии от мысли, а не от вещи … Отрывать мысль (значение слова) от вещи – это страшно трудная задача для ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiyaminem_eshem_.igra_.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок татарского языка.

Игра как средство обучения татарскому языку.

                                                          Гарифуллина Альфиня Миначевна

                                                  учитель татарского языка и литературы.

   МБОУ «Верхнекармальская основная общеобразовательная школа»

            Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

                                                           

 Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Одним из эффективных путей повышения творческой активности, развития воображения заинтересованного отношения изучаемому предмету при коммуникативно направленном обучении является организация различных игр, особенно ролевых.  Играв начальных классах – высокопродуктивное средство организации учебной деятельности. Ее можно успешно использовать на всех этапах обучения (первоначальном и продвинутом). Она создает благоприятные условия для формирования, развития подготовленной и неподготовленной речи, преодоления трудностей (понятно – значит легко и интересно), воспитывает дух коллективизма, значительно оживляет общение. Однако действующие учебники пока не лишены однообразия заданий, стимулирующих механическое запоминание, в них мало занимательного материала.

Методически правильно продуманная игра, с одной стороны, пробуждает у учащихся интерес к изучаемому языку, помогает развивать навыки говорения, приближает речевую деятельность к естественным нормам, а с другой – способствует плодотворной работе над языковым материалом и отвечает требованиям коммуникативной направленности обучения. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - пишет в своих лекциях о воспитании детей А. С. Макаренко, - имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

Вопросам детской игры, ее роли и влиянии на развитие ребенка посвящены работы психологов Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.

На уроках татарского языка игровые ситуации имеют особое значение в презентации нового языкового материала, закреплении и активизации пройденного лексического и грамматического  материала. Они выполняют также функцию организации и стимулирования речевой деятельности учащихся на татарском языке. Игра развивает у детей мышление, речь и память. Как справедливо заметил Л. С. Выготский, «в игровом действии от мысли, а не от вещи … Отрывать мысль (значение слова) от вещи – это страшно трудная задача для ребенка».

Д. Б. Эльконин признает главенствующую роль игровой деятельности ребенка при обучении языку. Поэтому полностью поддерживая эту идею, в пособии «Учимся говорить по – татарски» мы сознательно уделили значительное внимание сюжетно – ролевым, дидактическим, подвижным и предметным играм.

Программа по обучению татарской устной речи учащихся 1–х классов предусматривает специальную главу под названием «Игры на первоначальном этапе обучения татарскому языку нетатар», которая состоит их фонетических, лексических, грамматических игр и включает в себя 22 различные по содержанию игры.        

Использование игр позволяет детям усвоить языковой материал в практической деятельности, при которой внимание и запоминание лексических единиц и грамматических конструкций непроизвольны. Игры развивают у младших школьников познавательный интерес, творческую и мыслительную активность.

Ролевые игры стимулируют речевую деятельность учащихся, у них возникает необходимость что – то спросить, сказать товарищу или выяснить, уточнить какие – то моменты в непростой для них ситуации. К тому же игра выполняет еще одну важную задачу – формирует у детей умения и навыки ведения беседы (как начать и закончить или поддержать ее, остановить собеседника, согласиться с ним или опровергнуть его мнение и т.д.). Ролевые игры являются эффективным средством обучения татарскому языку и в старших классах.

Во время игры языком общения должен быть татарский, по крайней мере надо всегда стремится к этому.

Ролевую игру широко применяют на уроках иностранного языка. Так, учительница английского языка общеобразовательной школы  № 122 Р. М. Альмиева предлагает своим учащимся творческие задания, использую при этом прочитанные художественные произведения:

  1. Представьте, что у вас есть возможность встретиться с героями произведения. О чем бы вы их спросили?
  2. Представьте себя на месте персонажа произведения и расскажите о себе.

Представьте себя другом одного из персонажей )расскажите о своем друге и о том, что вы цените в нем больше всего) и т.д.

Другой пример: Ф. Ф. Фатыхова, учительница 65 – й школы – гимназии г. Казани, придает большое значение ролевым играм и часто использует эту эффективную  форму на уроках татарского  языка. Аналогичную работу следуют активнее организовать на уроках татарского языка в русскоязычной школе.

Использование ролевых игр давно доказало свою результативность: запоминание лексических единиц, грамматических конструкций проистекает непроизвольно. Игра приучает ребенка быть уверенным в себе и своих силах, стимулирует его к более активному общения со сверстниками и учителем, создает равные условия для всех участников. Более того, дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения. И на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

Общение детей в процессе игры носит продуктивный характер. Продуктивный уровень присущ тем, кто хорошо владеет татарским языком, склонен к творческому восприятию и воспроизведению языкового материала, к самостоятельности. Им под силу более сложные задачи.

Репродуктивный уровень характерен для тех учащихся, у которых низкие знания, умения и навыки по изучаемому языку. Они могут работать только по подсказке своих товарищей, при наличии образцов – штампов. В качестве помощников, «переводчиков» для них могут выступать дети, имеющие продуктивный уровень деятельности.

Многолетняя практика использования игр на уроках иностранного языка, русского языка в национальной школе, а также имеющийся опыт преподавания татарского языка в русскоязычной школе подтверждает высокую эффективность этой формы обучения. Но игра на уроке имеет свои особенности, которые следует учесть при ее организации:

  1. Игра должна быть продумана с точки зрения дидактики, доступна, выполнима и поддержана ее участниками.
  2. Она должна быть увлекательной, чтобы вызвать мотив к овладению неродным языком.
  3. В ходе игры должна царить доброжелательная обстановка, атмосфера взаимопомощи и поддержки друг друга, чувство радости познания и удовлетворения конечным результатом.

Подводя итог лингвистическим, психолого – педагогическим предпосылкам обучения татарскому языку как неродному, необходимо отметить следующее:

  1. Анализ исследований по лингвистике, психологии, психолингвистике и педагогике (дидактике) позволяет сделать вывод, что современная теория о соотношении языка и речи, взаимосвязи речи и мышления, видов речевой деятельности, речевых форм и стилей, интерпретация нервно – физических процессов овладения неродным языком, а также лингводидактические установки развития устной речи помогают нам сделать научно обоснованные заключения и сформулировать методические рекомендации по обучению татарскому языку на базе лингвистики, психологии, психолингвистики, дидактики и педагогики.
  2. Исследования отечественных и зарубежных психологов, таких как П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, В. Д. Давыдов, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, А. А.Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьев, Б. В. Беляев, Д. Б. Эльконин, Р. Ладо, Г. Пальмер, М. Уэст, П. Хэгболдт и др., помогают выработать модель коммуникативного обучения, связанного с организацией мотивационных установок, искусственной речевой среды и естественных ситуаций общения, которые предполагают вовлечение в этот процесс всех видов речевой деятельности, обучение которым следует вести взаимосвязано. Способность такой модели переключать процесс оформления высказываний с родного языка на изучаемый поможет учащимся овладеть татарским языком как средством общения.
  3. Взаимосвязанное обучение русскому и татарскому языкам позволяет скоординировать методические подходы  к оптимизации учебного процесса при обучении, способствует внедрению в практику преподавания современных достижений в области лингвистике, лингвометодики, психологии, педагогике, помогает учитывать транспозицию, предупреждать отрицательное влияние интерференции и прогнозировать трудности при изучении татарского языка.
  4. Обучение неродному языку не должно строиться только по одному принципу, так как это может привести к нежелательным результатам. Нами рассмотрены дидактические, лингвистические и методические принципы, которые являются основополагающими. Обучение татарской речи в школах с русским языком обучения следует вести на коммуникативной основе с учетом этих и других принципов, а также особенностей культуры татарского и русского народов.
  5.  Важное условие эффективной методики использования средств обучения – реализация их дидактических воспитательных функций. За последние годы характер и возможности средств наглядности сильно изменились и значительно расширились. В учебной процесс все шире внедряются аудио-и видеоматериалы, способствующие более качественному восприятию и воспроизведению речевого материала.

Наглядность позволяет строить обучение на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимся. Отбор средств наглядности и приемов их использования происходит с учетом целей и условий преподавания.

Главная цель методики обучения татарскому языку в русскоязычной школе – формирование у учащихся знаний и навыков, обеспечивающих владение языком как средством коммуникации.

  1. Принципы определяют методы обучения, которые принято рассматривать как систему «последовательно взаимосвязанных действий учителя и учащихся». В процессе обучения татарскому языку, исходя из ситуаций общения, необходимо использовать  различные методы: переводной, натуральный, комбинированный, сознательно – практический и др. Игра в начальных классах – высокопродуктивное средство организации учебного процесса  на неродном языке.
  2. Изучение социолингвистических, психолого – педагогических основ и социально – педагогических условий обучения татарскому языку позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости рассматривать вопрос обучения татарскому и русскому языкам к   целостную систему формирования двустороннего двуязычия в условиях новой языковой ситуации.    

       

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и татарскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении. Современный урок татарского языка уже не может обходиться без действенных методик преподавания.

Основная задача общества сегодня – развивать творческие способности каждого его члена, так как прогресс нашей цивилизации полностью зависит от людей творческих, многогранных и стремящихся к проявлению своих способностей.

 Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.  Задача школы состоит в том, чтобы не потерять будущие таланты, стимулировать и развивать их.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Любой ученик обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Планировать и строить урок английского языка нужно так, чтобы ученики могли погрузиться в творческий процесс, стремились  к  новым  открытиям, а это в сою очередь   приведет к увлеченности данным предметом, желанию узнать как можно больше. Все  это возможно сделать только при условии личностно – ориентированного обучения.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача, учителя, состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения  иностранным языкам.

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Учащийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Если сравнить традиционный урок, чтения, то раньше учащийся должен был  уметь читать тексты, построенные на изученном языковом материале и содержащие отдельные слова.

По новым стандартам учащийся должен: ориентироваться в специфике прочитанного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности

Требования к современному уроку на сегодняшний день таковы:

- четкое формулирование триединой дидактической цели;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности  умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

- выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1) уроки изучения нового учебного материала;

2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

3) уроки обобщения и систематизации;

4) комбинированные уроки;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

В современных условиях, когда ставится задача практического овладения двумя государственными языками, русско-татарское двуязычие опирается на  создание речевой среды, обеспечивающей естественную потребность в овладении татарским языком русскоязычными населением республики.

         Основным принципом современной методики преподавания татарского языка является коммуникативная направленность обучения. Работа в парах и малых группах необходима на  всех стадиях изучения языка, в совершенствовании всех языковых навыков: чтения, письма, аудирования и особенно в устной речи.

          Увеличение умственной нагрузки на уроках татарского языка заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.

        Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. 

    Процесс игры позволяет развивать способности, которые могут быть обнаружены в других  условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению  адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

 

Широко используя, особенно в младшем и среднем звене, учебно-дидактические игры, я ставлю перед собой следующие  психолого-педагогические задачи: 

   1. Закрепление нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.

   2. Раскрытие творческих возможностей учащихся.

   3. Воспитание коллективизма и взаимовыручки.

   4.Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.

   5.Воспитание чувства сопереживания друг другу.

   6.Формирование практических навыков.

 

При планировании на уроке игровых элементов, я строго придерживаюсь следующих правил:

1.Игра не должна быть сложной для понимания  правил игры.

2.Игра не должна морально устаревать.

3.Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.

4.Оценки должны выставляться адекватно, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка. 

   Отгадывать кроссворды, шарады, ребусы очень нравится всем классам без исключения. Ученики сами тоже составляют кроссворды по мере своих возможностей.

 

        Как педагог, который в своей  учебной деятельности применяет учебно-дидактические игры, я сделала несколько выводов:

 

          1. При выборе игровых форм обучения нельзя спешить и действовать в одиночку,

2. Никогда не надо принимать чужие игры на веру без надлежащей проверки их работы.

3. Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игры, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.

4. Разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает, что игра останавливается на самом интересном месте и никакое восстановление не может вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать над игрой с коллегами еще раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, еще раз подумать,  кто из учащихся может быть главным помощником учителя в игре.

5. Нигде, никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром и все должно быть построено на добровольном сотрудничестве.

6. Нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все признаки строгости и безотказной требовательности.

Литература. 
1. Бердычева И.В.  Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.  http://nsportal.ru/

2. Валиева Сюмбел Миннулловна. Элементы игры на уроках татарского языка и литературы.  http:// belem.ru/

3. Мугайнетдинова Р.Т.учитель первой квалификационной категории .Методика преподавания татарского языка по учебнику Р.З.Хайдаровой.http://nurlat-school1.ucoz.ru/

4. Фаткулова К., Степанова Н. Творчество в изучении языка (на татарском языке) // Мэгариф (Просвещение).- 2012. -№3. – С. 20

5.Ф.Ф.Харисов.Основы методики обучения татарскому языку как неродному.2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство обучения иностранному языку в школе

Это статья о пользе использования игр на уроках иностранного языка....

Выпускная квалификационная работа " Игра – как средство обучения коми языку как государственному в начальной школе"

Игра – как средство обучения коми языку как государственному  в начальной школе....

Игра как средство обучения иностранному языку.

Данная работа раскрывает проблему организации обучения детей разных возрастов с помощью игр, предлагает вниманию педагогов методические рекомендации по использованию дидактической игры в учебно-воспит...

Выступление мастер-класса по теме: Метод озвучивания мультфильмов как средство интерактивного обучения татарскому языку

Идея о  коммуникативной направленности обучения иностранным языкам не новая, однако, при воплощении ее в жизнь педагогам приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, ...

Презентация выступления мастер-класса по теме: Метод озвучивания мультфильмов как средство интерактивного обучения татарскому языку.

Идея о  коммуникативной направленности обучения иностранным языкам не новая, однако, при воплощении ее в жизнь педагогам приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, ...

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...