Имя существительное как части речи.
план-конспект урока по теме

  Цель: закрепить умение различать имена существительные  по вопросам и значению; дать представление о значении в речи этой категории слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_seminar.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя существительное как части речи.

Цель: закрепить умение различать имена существительные  по вопросам и значению; дать представление о значении в речи этой категории слов.

Задачи:

     Обучающие: расширение знаний учащихся об имени существительном как части речи; способствование  формированию навыков грамотного письма;

     Развивающие: развитие и коррекция связной речи, обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания, логического мышления.

     Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, способствование созданию положительного настроя на уроке.

   Оборудование: слайдовая презентация к уроку, проектор, экран, жетоны, смайлики (для оценивания результативности урока), учебник: «русский язык» для 5 класса СКОУ – 8 вида  под редакцией В.В.Воронковой.

                                             Ход урока:

  1. Организационный момент.

           Приветствие, настрой детей на успех.

                                                             Вот звонок нам дал сигнал:

                            Поработать час настал.

                               Так что время не теряем.

                          И работать начинаем.

Пальчиковая гимнастика.

           - Запишите число, классная работа.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Прежде чем начать урок, ребята, давайте потренируемся в четкости и правильности произношения звуков.

Сегодня мы вспомним звук С 

        Слайд №1

С  СЫ – СЭ – СА – СО – СУ – СЫ

СЬ  СИ – СЕ – СЯ – СЕ – СЮ – СИ

      - Отгадайте недостающее слово в чистоговорке.

                    СО – СО – СО

                     Отлетело 

- Сегодня наш урок, будет не совсем обычным, мы отправимся в путешествие, а с кем, об этом вы узнаете, разгадав загадку. А заодно и познакомитесь с новым словарным словом.

  1. Словарная работа.

                                             Слайд №2

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,        

Стрекотунья, белобока, а зовут её ……   (сорока)

 - Правильно, это сорока.

1. Определим лексическое значение слова. В словаре это слово означает:

Сорока- птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях, очень подвижная, издающая характерный крик – стрекотание.

2.Запишем слово сорока. Объясним написание слова по схеме (слог, ударение, орфограмма).

        Сорока

        Со – ро – ка

- Какую безударную гласную надо запомнить в слове сорока.

3.Составим предложение  с данным словом в тетрадях и у доски.

                  Сорока села на ветку.

- Вспомните, какую мы знаем скороговорку об этой птице.

                                         Слайд №4

                                     Скороговорка.

                                    Хитрую сороку

                                    Поймать морока,

                                    А сорок сорок –

                                    Сорок морок.

- Молодцы! Мы выполнили важную работу, тренировались в произношении звуков, познакомились со словарным словом, вспомнили скороговорку.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Вот и пришло  время отправиться в увлекательное путешествие – в «Царство слов», и вспомнить о главном жителе этого царства, имени существительном.  Туда приглашает нас наша гостья – сорока. А чтоб нам не было скучно, она приготовила много интересных заданий, а в конце урока нас ждёт сюрприз.

                                               Слайд №5

Задание №1.(Задания вытаскиваются из мешочка.)

                                 Есть много интересных слов,

                                 Их знаете давно.

                                 Вот, например, собака, стол

                                Часы, жираф, кино.

                                 И долго можно говорить

                                 Про разные предметы.

                                 Возьмём слова, утюг, пенал,

                                 Котёнок и конфеты.

                                 И будем с ними мы дружить.

                                 Писать, читать, произносить.

- Что объединяет эти слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

- Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы, времена года, общественные явления, события.)

                               А сейчас внимательно,

                               Мы правило прочтём,

        И всё, что мы узнали,

        Теперь мы назовём.

Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

  1. Физминутка.

        Имя существительное,

        Очень удивительное.

        На вопросы кто? и что?

        Отвечать оно должно.

- Если слово отвечает на вопрос кто? – поднимаете руки вверх, а если на вопрос что? – руки вперед, если встретили другую часть речи, то надо присесть.

    Люстра, мальчик, бегать,  гроза, кролик, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, радость

  1. Задание №2. Работа по учебнику.

- Откройте страницу 86 упражнение 218.

- Прочитайте задание (Из каждой группы однокоренных слов выпиши существительные. Поставь к ним вопросы.)

 

     Белый, белизна, побелить, побелка; молодой, молодёжь, молодость; свежесть, свежеть, свежий; зелёный, зелень; биться, битва; строить, строитель, строение, строительство; бегать, беготня, бег, беглец; удивляться, удивительный, удивление; верить, вера.

(Письменное выполнение упражнения в тетрадях и 2 ученика выполняют у доски.)

        Слайд №8

  1. Задание № 3. Игра «Кто я?»

- Соедините слова.

                           В магазине я                     пешеход

                           На улице я           кто?      покупатель

                           В транспорте я                  сын

                           Дома я                               пассажир

  1. Гимнастика для глаз.

- Встали, выпрямили спину, расправили плечи, улыбнулись и делаем упражнение для глаз.

- Нужно как можно плотнее закрыть глаза и сосчитать до пяти. Затем как можно шире открыть их и поднять вверх. Сосчитать до пяти и снова закрыть глаза.

        Слайд № 9

  1. Задание № 4. Словесная картина.

- Вот словесная картина, которая нарисована с помощью одних существительных. Как вы её назовёте? Напишите заголовок.

        _______.

Избы. Дворы. Калитка. Сад. Огород. Стадо. Доярки. Колодец. Гуси. Куры. Ребятишки.

        Слайд № 10.

  1. Задание № 5.

        Только дождик удалился,

        В небе мостик появился,

        Ярко выгнулся дугой,

        Будто пояс расписной.

- Выделите существительные (по мере ответов учитель стирает с доски названные существительные.)

- Давайте прочитаем текст без всех существительных. Всё ли нам понятно? (Без существительных мы не можем понять, о чём говорится. Они важны в речи.)

  1. Итог урока.

- Мы сегодня говорили о какой части речи? (Об имени существительном.)

- На какой вопрос отвечают имена существительные? (Кто? что?)

- Что они обозначают? (Обозначают предметы, явления природы, события.)

Выставление оценок.

  1. Рефлексия.

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат смайлики. Если вам понравился урок, и всё было понятно, то выберите весёлый смайлик, если что-то не понравилось – выберите грустный.

 Домашнее задание.  Нарисовать словесную картину на тему «Школа».

- Ребята, наша гостья довольна вашими ответами, она убедилась, что вы старательны и дисциплинированы, и решила угостить вас сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное как часть речи

На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы.      ...

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....