Имя существительное как части речи.
план-конспект урока по теме
Цель: закрепить умение различать имена существительные по вопросам и значению; дать представление о значении в речи этой категории слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_seminar.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя существительное как части речи.
Цель: закрепить умение различать имена существительные по вопросам и значению; дать представление о значении в речи этой категории слов.
Задачи:
Обучающие: расширение знаний учащихся об имени существительном как части речи; способствование формированию навыков грамотного письма;
Развивающие: развитие и коррекция связной речи, обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, способствование созданию положительного настроя на уроке.
Оборудование: слайдовая презентация к уроку, проектор, экран, жетоны, смайлики (для оценивания результативности урока), учебник: «русский язык» для 5 класса СКОУ – 8 вида под редакцией В.В.Воронковой.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие, настрой детей на успех.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем.
И работать начинаем.
Пальчиковая гимнастика.
- Запишите число, классная работа.
- Артикуляционная гимнастика.
- Прежде чем начать урок, ребята, давайте потренируемся в четкости и правильности произношения звуков.
Сегодня мы вспомним звук С
Слайд №1
С СЫ – СЭ – СА – СО – СУ – СЫ
СЬ СИ – СЕ – СЯ – СЕ – СЮ – СИ
- Отгадайте недостающее слово в чистоговорке.
СО – СО – СО
Отлетело
- Сегодня наш урок, будет не совсем обычным, мы отправимся в путешествие, а с кем, об этом вы узнаете, разгадав загадку. А заодно и познакомитесь с новым словарным словом.
- Словарная работа.
Слайд №2
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут её …… (сорока)
- Правильно, это сорока.
1. Определим лексическое значение слова. В словаре это слово означает:
Сорока- птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях, очень подвижная, издающая характерный крик – стрекотание.
2.Запишем слово сорока. Объясним написание слова по схеме (слог, ударение, орфограмма).
Сорока
Со – ро – ка
- Какую безударную гласную надо запомнить в слове сорока.
3.Составим предложение с данным словом в тетрадях и у доски.
Сорока села на ветку.
- Вспомните, какую мы знаем скороговорку об этой птице.
Слайд №4
Скороговорка.
Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.
- Молодцы! Мы выполнили важную работу, тренировались в произношении звуков, познакомились со словарным словом, вспомнили скороговорку.
- Сообщение темы и цели урока.
- Вот и пришло время отправиться в увлекательное путешествие – в «Царство слов», и вспомнить о главном жителе этого царства, имени существительном. Туда приглашает нас наша гостья – сорока. А чтоб нам не было скучно, она приготовила много интересных заданий, а в конце урока нас ждёт сюрприз.
Слайд №5
Задание №1.(Задания вытаскиваются из мешочка.)
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова, утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить.
Писать, читать, произносить.
- Что объединяет эти слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)
- Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы, времена года, общественные явления, события.)
А сейчас внимательно,
Мы правило прочтём,
И всё, что мы узнали,
Теперь мы назовём.
Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
- Физминутка.
Имя существительное,
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
- Если слово отвечает на вопрос кто? – поднимаете руки вверх, а если на вопрос что? – руки вперед, если встретили другую часть речи, то надо присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, радость
- Задание №2. Работа по учебнику.
- Откройте страницу 86 упражнение 218.
- Прочитайте задание (Из каждой группы однокоренных слов выпиши существительные. Поставь к ним вопросы.)
Белый, белизна, побелить, побелка; молодой, молодёжь, молодость; свежесть, свежеть, свежий; зелёный, зелень; биться, битва; строить, строитель, строение, строительство; бегать, беготня, бег, беглец; удивляться, удивительный, удивление; верить, вера.
(Письменное выполнение упражнения в тетрадях и 2 ученика выполняют у доски.)
Слайд №8
- Задание № 3. Игра «Кто я?»
- Соедините слова.
В магазине я пешеход
На улице я кто? покупатель
В транспорте я сын
Дома я пассажир
- Гимнастика для глаз.
- Встали, выпрямили спину, расправили плечи, улыбнулись и делаем упражнение для глаз.
- Нужно как можно плотнее закрыть глаза и сосчитать до пяти. Затем как можно шире открыть их и поднять вверх. Сосчитать до пяти и снова закрыть глаза.
Слайд № 9
- Задание № 4. Словесная картина.
- Вот словесная картина, которая нарисована с помощью одних существительных. Как вы её назовёте? Напишите заголовок.
_______.
Избы. Дворы. Калитка. Сад. Огород. Стадо. Доярки. Колодец. Гуси. Куры. Ребятишки.
Слайд № 10.
- Задание № 5.
Только дождик удалился,
В небе мостик появился,
Ярко выгнулся дугой,
Будто пояс расписной.
- Выделите существительные (по мере ответов учитель стирает с доски названные существительные.)
- Давайте прочитаем текст без всех существительных. Всё ли нам понятно? (Без существительных мы не можем понять, о чём говорится. Они важны в речи.)
- Итог урока.
- Мы сегодня говорили о какой части речи? (Об имени существительном.)
- На какой вопрос отвечают имена существительные? (Кто? что?)
- Что они обозначают? (Обозначают предметы, явления природы, события.)
Выставление оценок.
- Рефлексия.
- Ребята, у каждого из вас на партах лежат смайлики. Если вам понравился урок, и всё было понятно, то выберите весёлый смайлик, если что-то не понравилось – выберите грустный.
Домашнее задание. Нарисовать словесную картину на тему «Школа».
- Ребята, наша гостья довольна вашими ответами, она убедилась, что вы старательны и дисциплинированы, и решила угостить вас сладостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное как часть речи
На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы. ...
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"
Представлен подробный конспект вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...
Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс
"Имя существительное как чать речи". Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....