Учебное пособие "Играя, изучаем правила дорожного движения"
учебно-методическое пособие
Учебное пособие предназначено для использования в работе по изучению правил дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебное пособие "Играя, изучаем правила дорожного движения" | 179.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала:
Кудрявцева Румия Закирьявна,
педагог дополнительного
образования МКУДО ДЮЦ
Среднеахтубинского района
2020 г.
Аннотация.
В учебном пособии даны рекомендации по проведению мероприятий по правилам дорожного движения. Особое внимание уделено формированию навыков наиболее безопасного поведения детей в различных дорожных ситуациях, истории правил дорожного движения, поведению детей в дорожно-транспортных происшествиях, основам ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Цель данного пособия – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.
Содержание.
- Введение.
- Как появились дорожные знаки.
- Светофор.
- Где можно переходить дорогу.
- Где можно и где нельзя играть.
- Заключение.
- Литература.
- Приложение. Сценарии конкурсно - игровых программ, викторин по ПДД.
Введение.
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
На улицах часто можно наблюдать такую картину: не дожидаясь разрешающего сигнала светофора, пешеходы, нарушая правила, ступают на заветную «зебру», пытаясь перейти дорогу в перерывах автомобильного движения, игнорируя дорожные знаки, переходят улицу в запрещѐнном месте, нисколько не заботясь о том, какой пример, они подают детям. А ведь мы, взрослые, являемся для детей образцом поведения. Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – это знать и соблюдать правила дорожного движения!
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улице должна быть систематической. И чтобы ребенок не попал в беду, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Усвоение ПДД происходит при использовании игр-минуток по безопасности движения. Мы влияем на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней, путём создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления в вопросах «дороги» и «безопасности».
Через проведение конкурсно-игровых программ, праздников, викторин использование настольных игр, уроков безопасности дети закрепляют знания о дорожных знаках и правилах их выполнения, узнают язык дорожных знаков и дорожной разметки, учатся правильно и безопасно переходить улицу, учатся строить свою дорогу и быстро запоминают предупреждающие, предписывающие, информационные и запрещающие знаки. Через организацию подвижных и ролевых игр «Мы юные пешеходы», «Наша улица», «Светофор», «Цветные автомобили», «Дорожный экзамен» обучающиеся закрепляют знания о видах транспорта, упражняются в умении различать дорожные знаки для водителей и пешеходов, подвижные игры уточняют представления детей о правилах поведения на улице и закрепляют знания о правилах перехода проезжей части.
Как появились дорожные знаки.
Согласно официальной формулировке, дорожный знак - это стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. Устанавливают их строго в определённых местах, рядом со светофорами, и вдоль дороги (автомобильной магистрали).
«На улицу выйдешь – много увидишь» - утверждает поговорка. И это поистине так. Мчатся по улице быстроходные автомобили, тяжелогружёные грузовики, пёстрым потоком спешат пешеходы. Там, где проходят машина, асфальт разрисован белыми линиями. Повсюду можно увидеть дорожные знаки: круглые, квадратные, треугольные.
Первые дорожные знаки появились всего 110 лет назад в самом начале 20 века в 1903 году. Ещё в античные времена в Древней Греции и в Древнем Риме, задумались о введении дорожных знаков и правилах дорожного движения. В наши дни на трассе через каждый километр стоят столбики с указанием, какой это километр. В древней Греции вдоль дорог ставили специальные столбы (гермы)- данное название они получили от имени бога Гермеса, который считался покровителем путешественников. Их ставили через определённое расстояние. На них размещали различные изображения политических деятелей, философов, а за тем и надписи.
В Древнем Риме подошли к этому вопросу более основательно. Возле самого главного храма города был установлен специальный мильный столб, от которого вели отсчёт все дороги Римской империи. На самых главных магистралях устанавливались специальные столбы цилиндрической формы. На них размещались информационные надписи, которые сообщали о расстоянии от римского форума.
Юлий Цезарь - пошёл ещё дальше. Рим к тому времени был уже настоящим мегаполисом. По улицам перемещалось огромное количество приезжих людей- торговцев, местные жители, и что бы никто ни кого не задавил пришлось урегулировать некоторые моменты. Организовали улицы с односторонним движением. Иногородних обязали оставлять свой транспорт за чертой города, и передвигаться по улицам только пешком или в наёмных паланкинах. Проезд колесниц, повозок, экипажей по Риму был запрещён с восхода солнца до конца рабочего дня. Первым правителем в истории который ввёл правила дорожного движения был Юлий Цезарь. Он ввёл закон по которому женщины не имели права управлять колесницами в Риме. За соблюдением данных правил создали специальную службу. Так и появилось первое ГИБДД.
В России первые верстовые столбы начали ставить при царе Грозном Фёдоре Ивановиче. А вот при Петре Первом установка придорожных столбов была закреплена законодательно. На них размещались надписи с указанием направлений или расстояний.
С появлением автомобилей появилась новая проблема: как предупредить дорожно-транспортные происшествия. Что бы определится каким образом это сделать в 1906 году европейские автолюбители собрались и разработали "Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей". В документ входили требования самого автомобиля и правила дорожного движения. И ввелись 4 дорожных знака: "неровная дорога", "извилистая дорога", "перекрёсток", "пересечение с железной дорогой".
Устанавливали знаки за 250 метров до опасного участка дороги. Позже дорожные знаки появились и в России.
8 ноября 1968 года была принята международная Венская конвенция. Согласно этой конвенции выделяли 8 групп дорожных знаков. "Предупреждающие знаки", "Знаки преимущественного права проезда"," запрещающие и ограничивающие знаки", "предписывающие", "знаки особых предписаний", "информационные знаки, знаки обозначающие объекты, знаки сервиса", "Указатели направлений, информационно указательные знаки", дополнительные таблички.
Некоторые знаки имеют свою родину, например знак "пешеходного перехода" придумали в СССР.
Существуют знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса и др. Всего 7 групп. Чтобы их не путать и быстро ориентироваться, каждой группе знаков «присвоен» свой цвет и особая форма.
Учить дорожные знаки – не простая задача для детей. Поэтому акцент нужно сделать на самых необходимых, которыми ребенок сможет пользоваться. Практическое применение повысит важность обучения в его глазах и ему будет интересно. К знакам, с которых полезно начинать изучение, чаще всего относят следующие:
Предупреждающие, как правило, треугольные, красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунком внутри треугольника.
У запрещающих знаков другой «ключ»: изображения, и цифры, нарисованные внутри красного круга, зримо, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает.
Информационно-указательные – их основной цвет синий, а форма квадрат и прямоугольник. Эти знаки указывают пешеходный переход и место стоянки, направление к перекрёстку, нужному тебе населённому пункту и расстояние.
Предписывающие – голубые круглые знаки. Они дают шофёру распоряжения.
Знаки сервиса - это синие четырёхугольники с какой–нибудь картинкой внутри. Они информируют о расположении соответствующих объектов: больница, АЗС, телефон, гостиница, столовая, пост ГАИ.
Светофор
Прапрапрадедами светофора были семафоры, которые регулировали движение на железной дороге. Создал их Джон Пик Найт, он же изобрёл и первый в мире светофор в далёком декабре 1868 года, который нёс своё дежурство в столице Великобритании Лондоне около здания парламента.
Первый светофор совершенно не был похож на современный. Вместо огоньков, у него были стрелочки. Стрелка, расположенная горизонтально,означала остановку,а поднятая вверх-перемещение с особой бдительностью. И управлял им человек.А в ночное время стрелки заменялись газовым фонарём соответствующих цветов. Красный означал остановку, а зелёный разрешал движение. Основной его задачей было, облегчение перемещения пешеходов через проезжую часть.
А первый электрический светофор создал американский инженер Лестер Вайр в 1912 году. У него тоже было всего два сигнала: зелёный и красный. А уже через два года, в 1914 году, в Кливленде установили сразу четыре светофора, которые разработал Джеймс Хог. У них, кроме световых сигналов, были ещё и звуковые. Управлял ими дежурный полицейский из будки, расположенной неподалёку.
Трёхцветный светофор появился в столице Франции, Париже, в 1922 году. И с этого момента они стали появляться по всему земному шару и сейчас живут почти во всех странах мира, внешне немного отличаются друг от друга, говорят на разных языках, но всё же это большая семья и у них одна на всех миссия-безопасность на дороге.
В Стране Советов первый светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде. Поставили его на перекрёсток Невского и Литейного проспектов. В столице же страны эту систему регулирования дорожного движения установили несколько позже - 30 декабря того же 1930 года. Разместили её на углу Петровки и Кузнецкого моста. Третьим городом, оснащённым светофором, стал Ростов-на-Дону. Все эти светофоры устанавливались в порядке эксперимента и после его завершения в одной только Москве к концу 1933 года было смонтировано около ста таких приборов.
Светофор нужен для регулирования движения пешеходов и транспорта. Светофоры бывают транспортные, велосипедные и пешеходные. У транспортного и велосипедного светофора три сигнала, а у пешеходного только два.
Где можно переходить дорогу.
«Улица, не двор, всем простор», - говарили в старину. Эта поговорка теперь уже устарела. Тесно стало на улице из-за многочисленных машин. И пешеход чувствует себя во дворе свободнее, чем на улице, где его на каждом шагу ждут всяческие опасности.
Если понаблюдать за движением на дороге внимательно, нетрудно заметить, что автомобили идут по улице в строгом соответствии с правилами, которые обязательно надо изучать. Если машины со всех направлений двинутся на перекрёсток одновременно, произойдёт большая авария. Почему этого не случается? Потому что водители знают, чья очередь проезжать перекрёсток.
Пешеходу, чтобы он мог безопасно ходить по улицам, надо хорошо знать «повадки» автомобилей, а также свои обязанности и права, записанные в ПДД.
Пешеходы должны переходить проезжую часть по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных дорожной разметкой - «Зебра» или дорожными знаками - «Пешеходный переход».
Нельзя переходить дорогу, где вздумается, потому что водитель не всегда ожидает появления пешехода. Лучше переходить дорогу на перекрёстке, т.к. перед ним любой водитель заранее готовится ко всяким неожиданностям, принимает меры предосторожности, снижает скорость. Переходить улицу нужно только по пешеходным переходам. Эти переходы обозначены с помощью знака – пешеходный переход, который предупреждает, что впереди пешеходный переход. На широких дорогах в середине пешеходного перехода устраивают «островки безопасности», где пешеход спокойно может переждать поток машин.
Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому. Так безопаснее. Если на улице большое движение, нужно попросить взрослого или сотрудника милиции помочь перейти дорогу и не забыть поблагодарить его за помощь.
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл, да косолапый Мишка
По городу пошли бродить.
Идут гурьбой, не ведая дороги.
А как? Несли бы только ноги.
В чём интерес в пустую так ходить?
Всё надо посмотреть, всё надо обсудить.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.
Погодите!
Так долго нам идти! Вы путь свой сократите,
Коль в этом месте мы дорогу перейдём.
Я прямо вам скажу, ближайший переход
Мы скоро не найдём.
А время ведь идёт».
На том решили, перелезли огражденье
И вклинились в дорожное движенье.
Вокруг скрипели тормоза, но звери враз зажмурили глаза
И прямиком через дорогу.
Как их не сбил никто, известно только Богу.
«Постойте ж, я сыскал секрет! –
Кричит Осел, - мы, верно, сэкономим,
Коли пойдём на красный свет».
Послушались Осла: всем по душе совет.
Враз двинулись вперёд, пренебрегая правилам знакомым.
Между машин на волосок от смерти,
Едва ли прорвались, уж мне поверьте.
И вчетвером в автобус дружно сели,
И зашумели тут же, загалдели.
Сказал медведь, «Уж я совсем не ловок,
Бежал, друзья, почти без остановок.
Скажу я вам, ей Богу, перебежать могу любую я дорогу».
И понеслось, делиться впечатленьем,
Гордясь своим опасным приключеньем.
Рассказывал Козел, «Я проскользнул меж двух машин,
А расстоянье-це всего в один аршин».
Но промолчал, что лев, водитель грозный,
Пообещал им всем вполне серьёзно,
Что, если будут так ещё скакать,
Рога Козлу слегка поотшибать.
К ним обернулась Мудрая Сова.
«Друзья, а вы не веселитесь,
Ведь в пешеходы вовсе не годитесь.
Чтобы не быть Ослом в глазах людей,
Все вы без исключенья
Должны знать правила дорожного движенья».
Ну что ж, друзья, пусть вы себя в героях не узнали.
(Считать себя Ослом готовы мы едва ли.)
Но почему тогда резвитесь как Мартышки,
Ввергая жизнь свою причудам колеса.
Где можно и где нельзя играть?
Можно ли играть на улице? Кажется, ответить на этот вопрос несложно. Ведь каждая часть дороги имеет своё назначение. По проезжей части ездят различные машины, трамвайные пути служат для движения трамваев. А по тротуарам ходят пешеходы. Но находятся дети и подростки, которые думают: «Нельзя играть там, где ездят машины или ходят трамваи, — это опасно. А вот там, где их нет — на тротуаре или разделительной полосе, — играть можно». Думать так — совершенно неправильно!
Почему же нельзя играть на разделительной полосе и тротуаре, где, кажется, ничто не угрожает.
Почему нельзя играть на разделительной полосе?
По разделительной полосе машины не ездят. Но сама по себе она неширокая, и её края находятся очень близко от дороги, по которой ездят машины. А это очень опасно. Именно поэтому, правила дорожного движения не разрешают на разделительной полосе стоянку и движение транспортных средств и пешеходов. Надо запомнить: на разделительной полосе играть нельзя!
Почему нельзя играть на тротуаре?
Этот запрет кажется многим детям и подросткам абсолютно ненужным. Они думают, что если по тротуарам не ездит транспорт, то им ничто не угрожает. Но это не совсем так! Ведь во время игры можно нечаянно оказаться на проезжей части: или кто-то толкнёт, или сам в азарте игры выбежишь на дорогу. Да и ты можно нечаянно толкнуть товарища, и он окажется на дороге. А это очень опасно. Ведь по дороге ездят машины, нередко с большой скоростью. И если оказаться внезапно перед автомобилем, водитель не успеет затормозить и можно получить тяжёлую травму.
А ещё надо иметь в виду, что во время игры очень мешаешь пешеходам. Ведь во время столкновения с прохожими можно толкнуть кого-нибудь так сильно, что человек упадёт или окажется на проезжей части.
Можно ли играть во дворе?
Дети и подростки считают, что уж во дворе-то играть можно безо всякой тревоги. Ведь от улиц двор отделяют дома. Но ведь и во дворах могут появиться транспортные средства. При этом скрытые домами, деревьями, кустами они могут появиться внезапно, и возникает риск попасть под колёса. Значит, играть во дворе нельзя. Играть в любые игры можно только на специальной игровой площадке или на безопасном расстоянии от движущегося транспорта. Определить это расстояние очень трудно. Одно дело, если тпросто играешь с приятелями в пятнашки. И совсем другое, если катаешься на велосипеде или на скейте. Попробуй остановиться в нужном месте — это очень трудно! Так же трудно остановиться, если катаешься с горки. Не рассчитав, легко попасть прямо на дорогу. Поэтому лучше не рисковать и кататься на лыжах, санках, роликах, скейте, велосипеде только там, где нет опасности оказаться на дороге, по которой ездят машины.
Нельзя играть там, где есть движение транспортных средств.
Заключение.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Ребёнок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому работа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это работа на перспективу. Чем раньше дети научатся культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасность на дороге, в младших классах должны и изучаться Правила дорожного движения регулярно. Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы в школе. Ведь «Правила дорожного движения» – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге.
Литература.
1 А.М.Якупов «Безопасность на улицах и дорогах», 1, 2, 3 классы,
2 Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.«Безопасность на улицах и дорогах», М.-2014.
3.К.В.Агадюнова Дети и дорожное движение (пособие для учителя). - М.: Просвещение, 1978г.
4.Дорожная азбука.- М., 1974.
5. В. И. Ковалько Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
6.Материалы газеты «Добрая дорога детства».
7.Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
8.Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
9.В.Я. Сюньков Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
10.Е.А. Воронова. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе – Ростов н/д: Феникс, 2006.
11.Ю.Б. Орлов. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
12.Е.М., Сосунова, М.Л. Форштат. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
13.Н.Я. Жульнев. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
14.О.Морозов, В.Фаляхова.Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Казань, 1992.
15.Р.П.Бабина. «Советы дяди Степы». 3-4 класс,
16.В.Э Рублях., Л.Н. Овчаренко. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Приложение.
Сценарий игровой программы по правилам дорожного движения
«Посвящение в юные пешеходы»
Цель: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения в ходе проведения познавательных игр и конкурсов.
Задачи:
- проверить знания о правилах дорожного движения;
- развивать интерес к изучению правил дорожного движения;
- воспитывать прилежных пешеходов.
Участники мероприятия: Ведущие, Помеха-Неумеха, Кот, Светофор, Дорожные знаки, первоклассники.
Форма проведения: праздник
Продолжительность: 40 минут
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, мультфильмы, автобус (большая картинка, разрезанная на части), зебра (белые и черные полоски, вырезание из бумаги), шапочки с дорожными знаками, маска кота, галстук для светофора (с вырезанными кругами красного, желтого и зеленого цвета), сигнальные карточки (красная, желтая, зеленая), медали (по количеству детей).
Ход праздника
Звучит музыка 1. Выходят ведущие.
Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, учителя и гости нашего праздника! Мы сегодня отправимся с вами в страну дорожных знаков! А это что? Письмо какое-то… (Читает) «Мы, жители страны дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе- Неумехе. И теперь у нас в стране происходят постоянные аварии. Помогите нам!»
Тут, наверно, скажет кто-то,
Это что за колдовство?
Это что за волшебство?
Не случилось ничего!
Ну, исчезли переходы,
Не заплачут пешеходы,
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти.
Светофор не светофорит?
Ну какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет…
Может, в нем и толку нет?
Ребята, а вы как думаете? Нужны ли правила дорожного движения? Зачем? Нужен ли светофор? ( Ответы детей)
Звучит музыка. Неожиданно вбегает Помеха-Неумеха.
Она одета в длинное черное платье, волосы растрепаны, на груди – ожерелье из разорванных дорожных знаков. Хватает конверт, мельком просматривает письмо и злорадно вскрикивает!
Помеха-Неумеха: Ха! Помощи захотели! Не будет им никакой помощи! Да и кто им поможет?
Ведущий: Мы поможем. Ребята, поможем?
Дети: Да
Помеха-Неумеха: А вы кто так такие?
Ведущий: Это ребята из первого класса.
Помеха-Неумеха: Помочь захотели? Никогда вам не удастся помочь! Не получите вы дорожные знаки, я их хорошо спрятала. Путь туда длинный и трудный и никакими знаками не указан. (Уходит)
Ведущий: Ребята вы испугались её?
Дети: Нет.
Ведущий: Тогда мы не будем терять времени даром и отправимся в путь. А для того чтобы узнать, на каком транспортном средстве мы отправляемся, вам надо отгадать загадку:
Целый день людей вожу,
Своей работой дорожу.
Мне троллейбус – родной брат,
Хоть я вовсе не рогат.
Дети: Автобус.
Ведущий: А чтоб отправится на автобусе мы с вами должны сыграть в игру «Сложи автобус». Автобус разрезан на части. Участвуют учащиеся 1 класса. По команде каждый должен найти части от автобуса и сложить из них автобус.
Звучит музыка. Дети собирают автобус
Ведущий: Молодцы! Трогаемся.
Звучит музыка.. Плача, выходит дорожный знак.
На груди у него перевернутый обратной стороной планшет с дорожным знаком.
Ведущий: Ребята, кто это?
Дорожный знак: Я – дорожный знак. Меня заколдовала Помеха – Неумеха. Я никому не могу показать правила дорожного движения. Я могу открыться только тогда, когда вы отгадаете эти загадки.
Презентация: «Загадки по ПДД»
Дорожный знак: Узнаете меня (На груди открывается знак «Поворот».)
Где вы меня можете встретить?
Дети: На дороге.
Дорожный знак: Правильно.
Ведущий: Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает.
Дети: Зебра
Ведущий: Ой, ребята смотрите кто-то наши полоски, все перепутал, надо срочно восстанавливать «пешеходный переход», а помогут мне в этом вы.
Игра «Зебра» Везде разбросаны полоски белого и чёрного цвета, надо быстро сделать из этих полосочек «Зебру»
Звучит музыка. Дети собирают зебру
Ведущий: Молодцы. А я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть мультфильм «Зебры в городе»
Звучит музыка.. Вбегает Кот.
Кот: Я Кот, ученик светофорных наук.
Ведущий: Кот, а ты знаешь правила дорожного движения?
Кот: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь!
Ведущий: Ну, что же, сейчас проверим! Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот: Как? На четырех лапах!
Ведущий: Ребята, правильно он ответил?
Дети: Нет.
Ведущий: А как надо?
Дети: Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
Ведущий: Правильно. А тебе, Кот, второй вопрос. Как следует себя вести, если ты вышел из автобуса, а тебе надо перейти на другую сторону?
Кот: Надо обойти автобус, а еще лучше – пролезть между колесами.
Ведущий: Ребята, поможем Коту, он совсем запутался.
Дети: Надо подождать, пока автобус отойдет. Внимательно посмотрите сначала налево, а затем направо и потом переходить. А если рядом есть обозначенный переход, надо переходить только по нему.
Ведущий: А теперь, Кот, ответь на последний вопрос. Можно ли играть на проезжей части?
Кот: Смотря во что. В шахматы нельзя.
Ведущий: А почему?
Кот: Машины все фигуры посбивают. А вот в мячик можно. Еще как!
Ведущий: А вы, ребята, согласны с Котом?
Дети: Нет.
Дети: Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.
На мостовой - не играть, не кататься,
Если хочешь здоровым остаться!
Помеха Неумеха (Коту): Не слушай ты их, не слушай! Здорово, да еще как здорово играть на мостовой! Сколько мы с тобой аварий наделаем!
Ведущий: Не слушайте их ребята. Давайте с вами посмотрим мультфильм «Где опасно играть»
Появляется светофор.
Ведущий: Ребята, смотрите, кто это?
С виду – грозный и сердитый,
Очень важный светофор.
С перекрестка, с перекрестка
На меня глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею по глазам его читать.
Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный.
Ребята, вы уже познакомились со «Светофором». Теперь он хочет с вами поиграть в игру - «Красный, желтый, зеленый».
Оборудование (три сигнальных карточки с цветами: красный, желтый, зеленый).
Светофор: У меня в руках 3 сигнальных карточки с цветами: красный, желтый, зеленый. Если я подниму вверх и покажу красный сигнал, то вы должны соблюдать тишину, если желтый, то вы хлопаете, а если красный сигнал – топаете.
Внимание, начали! (идет игра)
Светофор: Давайте поиграем еще в одну игру. Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечаете «ДА» или «НЕТ».
-Вы переходите улицу на красный цвет? (НЕТ)
-Вы катаетесь на самокате во дворе? (ДА)
-А правда ли, что вы дорогу переходите на зелёный цвет? (ДА)
- Вы играете на проезжей части? (НЕТ)
-Автобус нужно ждать на автобусной остановке ? (ДА)
-А знак «Пешеходный переход» красного цвета? (НЕТ)
-Так нужно ли соблюдать правила дорожного движения? (ДА)
Звучит музыка: Слышится грохот за дверью.
Ведущий: Ой, ребята, слышите? Это, наверное, авария! Может, нужна наша помощь?
Выходит Кот с перевязанной лапой.
Ведущий: Что случилось?
Кот: Я попал в аварию! Повредил лапу. Ребята, возьмите меня к себе. Я понял, что это очень важно – знать правила дорожного движения. Помогите мне! Я хочу с вами учиться! Я открою вам тайну, как спасти дорожные знаки.
Ведущий: Как же их спасти?
Кот: Нужно сказать несколько волшебных слов: «Знаки, знаки, отзовитесь! К нам скорее возвратитесь!»
Дети повторяют 3 раза слова. Приходят дорожные знаки.
Дорожные знаки:
1-й знак:
Вы пришли недавно в школу,
Вы теперь – ученики!
Буквы, цифры изучили,
Много знаний получили!
2-й знак:
На уроках вам сказали
Про Правила движения,
Чтобы в школу вы ходили
Без сопровождения!
3-й знак:
Отгадайте, кто идет?
Ну конечно, пешеход!
Пешеходом станет каждый,
Кто пешком пойдет в поход.
4-й знак:
Пешеходная дорожка
От машин его спасет,
Ведь ходить по той дорожке
Может только пешеход!
5-й знак:
Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути!
Ну а знаки мне расскажут,
Где дорогу перейти.
6-й знак:
Чтоб по улицам гулять,
Нужно правила нам знать,
Как пройти дорогу скоро
По сигналу светофора.
7-й знак:
Пешеходам для начала
Нужно знать лишь два сигнала:
Красный – стой, спокойно жди,
А зеленый свет – иди!
8-й знак:
Для машин закон таков:
Три сигнала – в путь готов?
И водитель должен знать,
Можно ехать иль стоять!
Красный свет – запрет движенью,
А зеленый свет горит-
Проезжайте, путь открыт!
Ведущий: Ребята давайте вместе с дорожными знаками поиграем в игру «Запрещается или разрешается»
Я буду читать стихи, а дорожные знаки будут помогать вам. От вас требуется слово либо «запрещается», либо «разрешается». Если вы произносите слово «запрещается» то вы сидите на стульчике, ели вы произносите слово «разрешается» то вы встаете и поднимаете руки в верх. (Ведущий показывает движения при этом произносит слова)
И проспекты и бульвары
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Раз-ре-ша-ет-ся!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперёд!
Ехать «зайцем» нам известно
За-пре-ща-ет-ся!
Уступать старушке место
Раз-ре-ша-ет-ся!
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зелёном – даже детям
Раз-ре-ша-ет-ся!
Ведущий: Ребята, посмотрите какой порядок стал в стране дорожных знаков.
А сейчас наступил самый торжественный момент – момент посвящения в пешеходы. Вы показали сегодня отличные знания Правил дорожного движения, и можете носить звание юного пешехода. Для этого нужно лишь произнести клятву. Я вам ее произнесу, а вы 3 раза скажете волшебное слово: «Клянусь!»
Будем правила движенья
В школе вместе изучать.
На дорогу, под машины,
Никогда не выбегать.
Все сигналы светофора
Обещаем соблюдать
И примерным пешеходом
Все нас будут называть.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Ведущий: В завершение с поздравлением
Вручаем всем медали мы,
В том, что станет 1-й класс
Пешеходами сейчас!
Всех пешеходов 1 класса поздравляем.
-А теперь вам слово, юные пешеходы!
Выступление первоклассников
1. Мы теперь через дорогу
Переходим смело в ногу!
2. Перед строгим светофором
Обещаем, что всегда
Идти будем на зеленый,
А на красный – никогда!
3. Обещаем мы, что в мячик
Будем во дворе играть,
А на проезжей части
Законы надо соблюдать!
4. Если будет вдруг машина
Рядом быстро проезжать,
На обочине должны мы
Ту машину переждать!
5. А еще мы обещаем
На дорогах не грубить!
Очень важное из правил –
Надо вежливыми быть!
6. И сегодня перед школой
Обещание даем:
Что всегда с собой в дорогу
Эти правила возьмем!
Помеха-Неумеха: Ребята простите меня. Я тоже хочу получить медаль. Ну пожалуйста.
Ведущий: Простим ее ребята?
Дети: Простим
Помеха-Неумеха: Вот спасибо! А за это на последок я хочу с вами сыграть в игру
“Это я, это я – это все мои друзья”
- Кто из вас идет вперед только там, где переход?
– Кто, из вас идя, домой держит путь по мостовой?
– Кто прыгал у самого носа машин возле сердито надувшихся шин?
– Кто слушаться старших никак не хотел и на него грузовик налетел?
- Знает кто, что красный свет – это значит: хода нет?
- Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт?
Песня «Дружба» (Помеха-Неумеха поет, а остальные дети танцуют)
Ведущий: Спасибо вам друзья! До свидания, до новых встреч!
СЦЕНАРИЙ
игровой программы по правилам дорожного движения
«3D:дети. дорога, движение»
Цели и задачи.
1. Проверить и закрепить знания дорожных знаков, предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.
2. Развивать у учащихся активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
3. Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, уважение к Правилам дорожного движения.
4. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
5. Пропаганда ПДД.
Участники игры: учащиеся Краснослободского филиала
I. Введение
Ведущий:
Рассаживайтесь, поудобней,
Места занимайте скорей
На праздник в страну Светофорию
Мы приглашаем друзей
Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок.
Вот она - азбука над головой:
Знаки мы видим повсюду с тобой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Вбегает Светофор Светофорыч.
Светофор Светофорыч: Торопился я, бежал. Ох, туда ли я попал?
Это Краснослободский филиал детско-юношеского центра?
Дети:Да
Светофор Светофорыч: Ох, извините, я не поздоровался! Здравствуйте! Вы меня узнали?
Дети: Светофор
Светофор Светофорыч: Да, Меня зовут Светофор Светофорыч Мигалкин. Я доктор наук дорожного движения. А Вы знаете, что обозначают огоньки, расположенные на мне.
Ведущий: Конечно, знаем.
Дети рассказывают о знаках светофора.
Ведущий: Вот и сегодня мы собрались с ребятами здесь вспомнить правила дорожного движения. Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Давай Светофор Светофорыч проведём игру и проверим, как ребята знают эти правила.
В нашей игре победит та команда, которая сделает все быстрее и как можно меньше нарушит правила движения. За победу в каждой эстафете, конкурсе команда получает небольшой символический светофорчик (из бумаги). Та команда, которая наберёт большее количество «светофорчиков», будет считаться победительницей нашей игры. А теперь пора начинать соревнования.
II. Основная часть
Разминка.
Участники пробегают дистанцию и передают друг другу эстафетную палочку, в качестве палочки - жезл инспектора ГИБДД.
Ведущий: Если ты спешишь в пути через улицу пройти,
Там иди, где весь народ, там, где знак ...(Пешеходный переход)
Эстафета «Пешеходный переход».
В конце дистанции сложены вырезанные из бумаги полосы «зебры» - пешеходного перехода. За время эстафеты каждый участник должен прикрепить к полу одну полосу. Побеждает та команда, «зебра» которой будет сделана быстрее и ровнее.
Ведущий: Что за тёмная дыра?
Здесь, наверное, нора?
В той норе живёт лиса.
Вот какие чудеса!
Не овраг здесь и не лес,
Здесь дорога напрорез!
У дороги знак стоит,
Но о чём он говорит? (Тоннель)
Бег с соблюдением знака «тоннель». Участники пробегают заданную дистанцию, у знака «Тоннель» надо пролезть в обруч.
Викторина "На дороге".
Командам по очереди задаются вопросы, на которые нужно ответить быстро и правильно. За правильный ответ команда делает шаг вперед. Выигрывает команда, которая первая дойдет до финишной линии.
1. Самодвижущееся четырёхколёсное транспортное средство. (Автомобиль)
2. Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога)
3. Старинный экипаж, запряжённый лошадьми. (Карета)
4. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)
5. Дом для автомобиля. (Гараж)
6. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход)
7. Часть дороги, по которой идут пеш еходы. (Тротуар)
8. Изгиб дороги. (Поворот)
9. Человек, управляющий автомобилем. (Водитель)
10. Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз)
11. Что показывает стрелка спидометра? (Скорость)
12. Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход)
13. Полосатая разметка перехода. (Зебра)
14. Место пересечения улиц. (Перекрёсток)
15. Милиционер, регулирующий движение на перекрёстке. (Регулировщик)
16. Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена)
17. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка)
18. Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажира в легковом автомобиле.(Ремень безопасности)
19. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем)
20. Безбилетный пассажир. (Заяц)
21. Общее название автобуса, трамвая, троллейбуса. (Общественный транспорт)
22. Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир).
23. Кто продаёт билеты в общественном транспорте? (Кондуктор)
24. Подземный вид общественного транспорта. (Метро)
25. Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор)
26. Водитель велосипеда. (Велосипедист)
27. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд)
28. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум)
29. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина)
30. Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе)
31. Водоотводная канава вдоль дороги. (Кювет)
32. "Ноги" автомобиля. (Колёса)
33. "Глаза" автомобиля. (Фары)
34. Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов)
35. Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал)
36. Откидная крышка, закрывающая двигатель. (Капот)
37. Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос)
38. Подземное сооружение для движения транспорта. (Тоннель)
39. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель)
40. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф)
Игра со зрителями
Выбираем трех участников - на спину скотчем чтобы не видно было другим участникам прикрепляем дорожные знаки. Ставим в круг - их задача узнать какой знак у его товарища. Побеждает тот, кто останется последним.
Ведущий: Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, мигают –
Людям помогают. (СВЕТОФОР)
Эстафета «Светофор с шарами».
Первый участник бежит, надувает шар, второй помогает завязать, третий бежит со вторым шаром, четвертый- с третьим, пятый- со скотчем, собирают три шара вместе в светофор, стягивают скотчем. Выигрывает команда, которая быстро, правильно и аккуратно выполнит задание.
Ведущий: Впереди и сзади,
И по бокам - окошки.
Что за странный домик
На округлых ножках? (АВТОМОБИЛЬ)
Эстафета "Водители"
Участникам нужно проскакать на мяче до фишки и обратно объезжая препятствия (фишки).
Ведущий: На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать. (Дорожные знаки)
Конкурс «Нарисуй знаки»
Играющим предлагается за одну минуту нарисовать знаки дорожного движения. Выигрывает та команда, которая не только правильно нарисует знаки, но и объяснит их.
Ведущий: Его работа – пять колёс,
Другого не дано:
Под ним четыре колеса,
В руках – ещё одно. (ШОФЁР)
Эстафета "Маршрутное такси"
Первый игрок бежит в обруче до фишки, возвращается, берёт в обруч второго, возвращается берут третьего, и т.д. Выигрывает команда, которая первая «перевезет» всех пассажиров на противоположную сторону.
Конкурс для болельщиков «Автомульти»
Участникам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства:
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке.)
2.Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед.)
3.Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем.)
4.Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед.)
5.Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету.)
6.На чем летал старик Хоттабыч? (Ковер-самолет.)
7.Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа.)
8.На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)
9.Ехали медведи на велосипеде...А за ним комарики... (На воздушном шарике.)
10.Кто путешествовал в мультфильме «Катерок»? (Кораблик.)
11.На чем катался Кай? (На санках.)
12.На чем летал барон Мюнхгаузен? (На ядре.)
13.В чем плыли по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане? (В бочке.)
14.При помощи какого транспорта передвигались бременские музыканты? (Повозка.)
15.На чем добиралась Василиса Премудрая к царю во дворец? (В карете.)
Ш. Заключительная часть.
Ведущий: Понравилась ли игра? Какие мы можем сделать из нашего праздника выводы? - Отвечают игроки.
Ведущий: Без знания правил дорожного движения, как для водителей, так и для пешеходов, не сможет жить ни один город, ни один посёлок, ни один человек. Знание правил и их выполнение помогает нам жить, сохранить наше здоровье, нашу жизнь, сохранить наши дороги, машины. Помните, знание и соблюдение дорожных знаков, правил, сигналов светофора даёт прежде всего безопасность, а она нам очень нужна.
Подведение итогов игры, награждение.
Игровая программа «Поле чудес»
Цель: повторить правила поведения на улице, дороге, в транспорте;
закрепить знание дорожных знаков.
Оборудование: игровое поле (волчок, сектора – дорожные знаки), компьютер, мультимедио, призы для победителей.
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы проведём с вами игровую программу «Поле чудес», которая поможет внимательнее относиться к себе, своей жизни, соблюдать правила дорожного движения. Мы сыграем в «Поле чудес» по новым правилам. Вместо привычных секторов на игровом поле дорожные знаки. Каждый дорожный знак несёт свою смысловую нагрузку. Например:
- дорожный знак «Пересечение равнозначных дорог» обозначает «Твои очки удвоились»;
- дорожный знак «Уступите дорогу» - «переход хода»;
- дорожный знак «Стоянка запрещена» - сектор «Банкрот»;
-дорожный знак «Рекомендуемая скорость 50 км/ч» - + 50 очков за правильно названную букву;
- дорожный знак «Ремонт дороги» - сектор приз.
Первый тур
Отборочные задания. В первый тур смогут выйти те, кто справится с задачами – шутками.
1) Тигра, Вини-Пух, Пятачок и Шпунтик решили поиграть в футбол. Тигра решила это сделать на шоссе: гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав? Почему?
2) Знайка, Незнайка, Винтик, Шпунтик катались на лыжах, санках, коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро помчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему?
3) Друзья, Серёжа, Коля и Петя, убегали от одноклассников. Убегая, Петя и Коля перебежали улицу на красный сигнал светофора. Серёжа спрятался за куст. Скольких друзей поймал милиционер за нарушение правил дорожного движения?
Задание: С этим мы часто встречаемся на дороге во время движения по городу (нарушитель).
Подводя итоги первого тура, участники получают призы, а ребята дают определение слову «нарушитель»:
- тот, кто не подчиняется сигналам светофора или регулировщика;
- тот, кто устраивает игры с мячом вблизи проезжей части;
-тот, кто переходит проезжую часть не по «зебре», не по перекрестку;
- тот, кто «зайцем» ездит в общественном транспорте и т.д.
Физминутка:
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте).
Людям машет-не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, в низ).
Здесь машины едут прямо (руки перед собой).
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны).
Посмотрите – улыбнулся (руки вниз).
Приглашает нас идти (шагаем на месте).
Вы, машины, не спешите (хлопки руками).
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте).
Второй тур.
Отборочные задания: Петя Светофоров, знаток ПДД, приготовил для вас вопросы. Кто первым верно на них ответит, попадёт во 2 тур нашей игры.
-В каких местах устанавливается знак «Дети»?
-Перечислите правила посадки в общественный транспорт.
-Перечислите машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
Задание: Его часто встречаешь на дороге (светофор).
Подводятся итоги 2 тура, подсчитываются баллы, вручаются призы победителям. Болельщикам предлагается поиграть в игру «Светофор». Перед игрой повторяем сигналы светофора.
У любого перекрёстка
Нас встречает светофор,
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Желтый – лучше подожди.
Если свет зажегся красный –
Значит, двигаться опасно!
Стой! Пускай пройдет трамвай!
Наберись терпенья,
Изучай и уважай правила движенья!
Ведущий показывает зелёный круг, ребята топают ногами, будто идут. Когда в руке жёлтый круг, дети хлопают в ладоши, ждут. Когда в руке красный круг - должна быть тишина.
Третий тур.
Отборочные задания: «Очень важные загадки»:
1.Если бы я встала,
До неба бы достала. (дорога)
2.Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (метро)
3.Что за чудо - едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином (автобус).
Задание: Он сделан специально для пешеходов (тротуар).
При подведении итогов третьего тура повторяем правила движения по тротуару:
-Что общего между мостовой и тротуаром? (это дороги для движения).
-В чем различие? (мостовая – для транспорта, тротуар – для пешехода).
-Где обязаны ходить пешеходы? (по тротуару, придерживаясь правого края).
Физминутка «Подскажи словечко»
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки…
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.
Чтобы я тебя повёз,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль)
В магазине мне купили
Глобус круглый и большой,
Об одном мы позабыли:
Как его нести домой?
Но, подъехав к остановке,
Дверь открыл и очень ловко
Вмиг привез и нас, и глобус
Замечательный…(автобус)
Знает правила движенья,
Как урок учитель,
Плюс сноровка при вождении,
Звать его... (водитель)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ-
Это мой …(велосипед).
Он и в поле, и на стройке,
Он почетный трудовик,
Тяжесть он выносит стойко,
Возит грузы…(грузовик)
Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет, что и как,
Звать его…(дорожный знак).
Мы по улице пошли,
Светофора не нашли,
Как дорогу перейти,
Если «Зебра» на пути?
Мы гадали, мы решили,
Что же это за проход?
А потом мы все узнали
«Зебра» - это …(переход)
Там где есть машин поток,
Дорожных знаков много.
Постовой свистит в свисток,
Значит там…(дорога)
Напомни ротозею строго:
Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвится,
Потом окажется в …(больнице)
Четвертый тур.
Ведущий: Главный закон дороги – вежливость. Вежливый пешеход, вежливый пассажир, вежливый водитель – вот три основных условия безопасного движения на дороге. Я надеюсь, что участники четвертого тура самые вежливые ребята. Они знают вежливые слова и употребляют их. Им легко будет разгадать вежливое слово, которое часто употребляют участники дорожного движения (извините).
Награждение победителя игры.
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Расскажите, что вы запомнили, дополните фразу: «Теперь я знаю, что…»
Игра «Да или нет»
Ведущий зачитывает предложение, учащиеся говорят «да», если согласны или «нет», если не согласны:
- Я уступаю дорогу машине, которая мчится на пожар.
- Я перехожу улицу там, где мне удобно.
-Я выхожу из автобуса через переднюю дверь.
-Я перехожу дорогу по «пешеходной» зебре.
-Я перевел малыша через дорогу.
- Я перелез через дорожные ограждения.
- Я пошел в школу и перешел дорогу на красный свет.
Ведущий: Молодцы, ребята, правила дорожного движения вы знаете хорошо.
Помните их всегда.
Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им,
Будешь, цел и невредим.
СЦЕНАРИЙ
викторины по правилам дорожного движения
«Азбука пешехода»
Цели и задачи: закрепить знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Оборудование: дорожные знаки; светофор; плакаты «На улице - не в комнате, о том, ребята, помните», «Помни, правила ГАИ - это правила твои», м/м проектор, ноутбук, клей, пазлы дорожных знаков.
Организационный момент
Ведущий: Здравствуйте дорогие наши друзья!
Ведущая: Добрый день уважаемые учителя и ученики!
Ведущий: Мы рады приветствовать вас на нашей викторине, посвященной правилам дорожного движения. Мы надеемся, здесь собрались самые находчивые, умные и смекалистые ребята.
Ход мероприятия
Ведущая: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Ведущий: Сегодня мы попробуем выяснить, что вы знаете о правилах дорожного движения. Не секрет, что большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов и водителей не соблюдающих эти правила.
Ведущая: И чем лучше мы будем знать правила дорожного движения, тем безопаснее будет наша жизнь.
Ведущий: Наша викторина состоит из нескольких туров и конкурса капитанов. Будет также игра со зрителями. Но сначала я хотел бы представить вам наше жюри.
Объявляется состав жюри
Ведущая: В нашей викторине принимают участие две команды: команда «Велосипедисты» и команда «Скейтбордисты» (делятся на команды)
Итак, мы начинаем!
Ведущий: Первый тур – теоретический «Вопрос – ответ». Я буду задавать вопросы, и называть три варианта ответов к ним. После того как вы немного посовещаетесь, по моему сигналу вам надо поднять табличку с номером правильного ответа. Та команда, которая дала правильный ответ, получает 1 балл.
(Задаёт вопросы)
1. Какой цвет сигнала светофора означает «Внимание! Приготовься к движению!»?
1. красный;
2. жёлтый;
3. зелёный.
2. В каком возрасте детям разрешается сидеть рядом с водителем в легковом
автомобиле?
1. с 12 лет;
2. с 14 лет;
3. с 13 лет.
(Если есть специальное сиденье для ребенка — с любого возраста, без специального сиденья (как обычный пассажир) — с 14-летнего возраста.)
3. С какого возраста разрешено управлять мотоциклом?
1. с 14 лет;
2. с 15 лет;
3. с 16 лет.
4. В какую сторону надо сперва посмотреть при переходе проезжей части?
1. направо;
2. налево;
3. прямо.
5. В каком месте можно переходить улицу?
1. по «зебре»;
2. где хочешь;
3. где установлен знак «пешеходный переход».
Слово предоставляется жюри: итоги 1 тура
Ведущая: Итак, мы переходим ко второму туру «Восстановите дорожные знаки». Командам следует восстановить дорожный знак из разрезанных частей и назвать его. Какая команда сделает это быстрее, та команда получит 5 баллов.
Слово предоставляется жюри: итоги 2 тура
Ведущий: Третий тур называется «Блиц-опрос на дороге». Какая команда даст наибольшее количество ответов на вопросы в течении одной минуты, та команда получает наибольшее количество баллов. Если правильный ответ прозвучит из другой команды, то ответ зачитывается той команде, которая отвечает. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство. (Автомобиль.)
2. По рельсам бежит — на поворотах дребезжит. (Трамвай.)
3. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус.)
4 . Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат.)
5. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход.)
6. Дом для автомобиля. (Гараж.)
7. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход.)
8. Дорога для трамвая. (Рельсы.)
9. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар.)
10 . Человек, управляющий автомобилем. (Водитель.)
11. Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход.)
12. Полосатая разметка перехода. (Зебра.)
13. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка.)
14. Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена.)
15. Место пересечения улиц. (Перекресток.)
16. Милиционер, регулирующий движение на перекрестке. (Регулировщик.)
17. Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров в легковом автомобиле. (Ремень безопасности.)
18. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем.)
19. Безбилетный пассажир. (Заяц.)
20. Человек, едущий в транспорте, но не за рулем. (Пассажир.)
21. При поездке в общественном транспорте держитесь за ... (поручень).
22. Кто продает билеты в общественном транспорте? (Кондуктор.)
23. Водитель велосипеда. (Велосипедист.)
24. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд.)
25. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум.)
26. «Ноги» автомобиля. (Колеса.)
27. «Глаза» автомобиля. (Фары.)
28. Подземное сооружение для движения транспорта. (Тоннель.)
29. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель.)
30. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф.)
31. На какой свет нужно переходить улицу? (На зеленый)
32. На какой свет могут двигаться машины? (На зеленый)
33. Какую опасность для пешеходов представляют зимние дороги? (На скользкой дороге увеличивается тормозной путь машин, дороги сужены из-за снега, снежные заносы, гололед мешают движению машин.)
34. Есть ли у велосипедиста путь торможения? (Да. Никакой транспорт остановиться сразу во время движения не может.)
Слово предоставляется жюри: итоги 3 тура
Ведущая: Четвёртый тур – «Загадки». Я начинаю читать загадку – вы продолжаете. За каждую отгаданную загадку 1 балл команде.
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).
Что за "зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…(Переход).
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор)
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется…(Трамвай).
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется…(Машина).
Слово предоставляется жюри: итоги 4 тура
Ведущий: Игра для команд "Перейди улицу”
Ведущий держит в руках – 2 кружка:
первый – с одной стороны зеленый, с другой – желтый;
второй – с одной стороны красный, с другой – желтый.
Игроки встают друг от друга на расстоянии 7-10 шагов у параллельных линий (это улица). Ведущий делает взмах зеленым кружком – играющие делают шаг вперед, красный – шаг назад, желтый – стоят на месте. Ведущий чередует цвета. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Побеждает та команда, игрок которой перейдет "улицу” первым. (2 очка)
Слово предоставляется жюри: итоги 5 тура
Ведущая: Переходим к конкурсу капитанов. Прошу капитанов выйти к нам. Внимание, капитаны! Сейчас вам будут заданы 5 вопросов. Тот, кто первым поднимет руку и даст полный ответ принесёт своей команде 1 балл. Готовы? Тогда вперёд.
1. Какие причины могут привести к происшествиям на дороге?
2. Зачем на инспекторе ГАИ надет жёлтый жилет?
3. Чем опасны кусты и деревья вдоль улицы или на обочине дороги?
4. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
5. Как должны переходить улицу пешеходы на перекрестках, где движение транспорта не регулируется светофором?
Слово предоставляется жюри: итоги конкурса капитанов
Подведение итогов
Ведущий: Мы подошли к финишной черте. Судя по вашим ответам, вы хорошо знаете правила дорожного движения. И поэтому, я могу с полной уверенностью сказать, что проигравших в нашей викторине нет. А имена победителей объявит наше строгое и непредвзятое жюри.
Слово предоставляется жюри: итоги игры (вручение грамот)
Ведущая: Цель правил всем ясна,
Их выполняет вся страна.
И вы их помните, друзья,
И выполняйте твердо.
Без них по улицам нельзя
Ходить в огромном городе.
Ведущий: Наша викторина "Азбука пешехода” подошла к концу. Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Изучаем правила дорожного движения"
Учебный материал по ПДД для обучающихся 5 классов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению образовательной учебной программы по изучению правил дорожного движения и привитию навыков культурного поведения на дорогах во внеурочное время «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» для учащихся 5 - 9 классов
Методические рекомендации для учителей и классных руководителей, которые на классных часах изучают ПДД...
Социально – значимый проект «Мы изучаем правила дорожного движения»
Мы живем в современном мире, в котором все, что нас окружает, связано с техническим прогрессом и, конечно же, с правилами. Правила помогают наводить порядок в жизни человека. Одними из т...
Интегрированное занятие «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения» (презентация к занятию)
Презентация к интегрированному занятию «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения»...
Видеоурок интегрированного занятия по теме: "Конструирование моделей технических объектов для учебного макета "Изучение Правил дорожного движения"
Видеоурок интегрированного занятия по теме: "Конструирование моделей технических объектов для учебного макета "Изучение Правил дорожного движения"Смотреть...
Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Изучаем правила дорожного движения!»
Конспект открытого занятия в старшей группе.Тема: «Изучаем правила дорожного движения!»Воспитатель: Гончарова Е.Н.Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения и знаками, кот...
Конспект развлечения по ПДД "Поможем Незнайке изучить правила дорожного движения"
Материал можноиспользовать при ознакомлении дошкольников с ПДД. Герой - Незнайка - вместе с детьми путешествует по городским улицам, знакомится с правилами безопасного поведения....