«Особенности функционирования пословиц в современном русском языке»
творческая работа учащихся (11 класс) по теме

 

Аннотация

Целью данной работы является исследование особенностей функционирования  пословиц в современном русском языке.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • изучение научной литературы по проблеме функционирования пословиц в русском языке в целом  и в современной русской речи конкретно;
  • систематизация материала исследования;
  • определение специфики употребления пословиц в настоящее время;
  • анализ частотности и ситуативности современного бытования пословиц.

Были использованы следующие методы исследования:

  • Теоретические:
  • типологический;     
  • системный.
  • Эмпирические:            
    • социолингвистический опрос;
    • сопоставление и анализ статистического материала.

Предмет  исследования – продуктивность их употребления, социальная значимость и роль, особенности функционирования и семантики в современной русской речи.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Пословицы изучает паремиология. Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов входящих в состав России (мордвы, удмуртов, татар, чувашей и .т.д.). Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью (моральная инварианта). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются X веком.

Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы:

«Два сапога — пара, да оба на левую ногу надеты»;

«Собаку съел, да хвостом подавился»;

«Хлебом не корми — дай воды попить» или «Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит».

Работа по данной теме оказалась очень актуальной не только в плане получения дополнительных знаний, но и в плане использования возможности проанализировать эти сведения на богатом и интереснейшем материале – русских пословицах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_rabota_2.docx305.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                              ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...…...2

1.Теоретический аспект функционирования русских                      

    пословиц…………………………………………………………………….……….....4

1.1   Пословицы как жанр устного народного творчества…………………………......4

1.2  Коммуникативная  функция пословиц…………………………............................6

1.3  Эстетическая функция пословиц…………………………….....…………………..8

2.  Особенности функционирования  пословиц в современной            

     речи………………………………………………………………………………..….. 9  

2.1 Современные тенденции употребления пословиц………………………………....9

2.2  Анализ частотности и ситуативности употребления пословиц

в современной речи…………………………………………………………………...….11

2.3 Актуальность современного бытования пословиц…………………………….…..13

Заключение……………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы………………………………………..…............16

Приложение………………………………………………………………………………17

Введение

Целью данной работы является исследование особенностей функционирования  пословиц в современном русском языке.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • изучение научной литературы по проблеме функционирования пословиц в русском языке в целом  и в современной русской речи конкретно;
  • систематизация материала исследования;
  • определение специфики употребления пословиц в настоящее время;
  • анализ частотности и ситуативности современного бытования пословиц

Источником исследования послужили русские пословицы, независимо охватывающие самые различные темы: «Родина», «Народ и история», «Богатство, бедность, голод», «Воля, неволя», «Крестьяне о барах», «Закон, суд, власть», «Бог, религия, церковь», «Солдатская служба», «Человек» («Сущность, внешность», Ум, глупость», «Смелость, трусость», «Эгоизм, тщеславие, похвальба», «Добро, зло») и взятые методом сплошной выборки, а также результаты анкетирования педагогов и учащихся МБОУ СОШ № 18, родителей и других жителей х. Первомайского и результаты интернет-опроса, материалы статей о современном применении пословиц.

Объект исследования – это русские пословицы.

Предмет  исследования – продуктивность их употребления, социальная значимость и роль, особенности функционирования и семантики в современной русской речи.

Материалом исследования послужили научная, публицистическая, справочная литература соответствующей направленности и результаты анкетирования.

Новизна работы заключается в попытке систематизации материалов о современных тенденциях бытования русских пословиц.                                          Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе определяются ситуативно  обусловленные аспекты употребления пословиц в современной речи.

Практическая значимость и актуальность исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе изучения родного языка, во внеурочной деятельности. Выдвигаемая гипотеза исследования – пословицы и в современной речи не теряют своей актуальности и могут определять духовные и мировоззренческие ценности общества и личности как универсальное средство отражения национального менталитета, воплощения лучших качеств подлинной художественности.

Были использованы следующие методы исследования:

  • Теоретические:
  • типологический;      
  • системный.
  • Эмпирические:              
  • социолингвистический опрос;
  • сопоставление и анализ статистического материала.

  1. Теоретический аспект функционирования русских пословиц

1.1  Пословицы как жанр устного народного творчества

Пословицы  – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто – образные, имеющие переносное значение, ритмически организованные  изречения, оформленные синтаксически как предложения, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память, формулирующая нравственный кодекс народа и философский опыт осмысления жизни и обладающая способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии, так как в пословицах подчёркивается взаимная зависимость и обусловленность явлений, объективная последовательность событий. Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Отсюда её идейно-эмоциональная характерность.

 Форма пословиц - если не считать ее обязательной афористической краткости - также не представляет собой чего-либо постоянного. Формальная двучленность пословицы может считаться ее отличительным признаком только при сравнении ее с поговоркой: пословица  двучленна, как всякое логическое предложение; поговорка - одна часть суждения, напоминающая о нем - всегда одночленна.

Наиболее характерный признак пословицы  - её роль в обиходе, её употребление. По происхождению пословица  аналогична  другим  элементарным произведениям народного творчества. Личные и групповые моменты связаны в ее создании в неразрывно - меткое определение, удачное сравнение, сжатая и ясная формула могут принадлежать одному человеку, но в состав народной речи вводит их только употребление в аналогичных случаях; в этом только смысле и верно замечание В.Даля, что пословица  "не сочиняется, а рождается сама". В пословицах запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения.

Прекрасно понимал специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества Л.Н.Толстой, настоятельно рекомендуя  использовать их при работе по обучению грамоте.                                                 Он писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» [10].  Выдающийся педагог К. Д. Ушинский считал: «Русская пословица имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».                                                                                                         Таким образом, выбор русских пословиц в качестве источника для научного исследования, в том числе и лингвистической направленности, вполне оправдан и актуален.    

1.2  Коммуникативная функция пословиц

Пословицы представляют собой тексты, несмотря на краткость оформления: преимущественно одно предложение. При этом мы придерживаемся следующего понимания пословиц как текста – «коммуникативно-ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информативно-смысловую и прагматическую сущности».      Пословицами могут стать только предложения, обладающие, кроме частого устойчивого использования в речи, широкой семантикой, позволяющей соотносить пословицу с различными жизненными ситуациями. Пословицы находят более широкое распространение, чем, например, афоризмы, благодаря своей образности, поэтому обладают способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии, для них характерна массовая воспроизводимость: “Живи не ложью - будет по-Божьи”[4].                                                                                                              Пословицы описывают некую типичную ситуацию. Эти ситуации отличаются от обычных речевых ситуаций своей более частой и устойчивой воспроизводимостью, в остальном значения ситуации речевой и ситуации пословичной совпадают. Одна и та же пословица может употребляться в многочисленных контекстах, что предполагает, во-первых, наличие инвариантных элементов в значении этой пословицы, во-вторых, вариативные черты объясняют возможность употребления данной миниатюры в неопределенном множестве ситуаций.                                       Многозначности использования пословиц способствуют переносный смысл и ритмическая организация, сочетаемая с переносным смыслом: «Век живи, век учись»,  «Сказал бы словечко, да волк недалечко» [7]. Мы не поняли бы пословицы, если бы  не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает и не употребляет пословицы просто так, без повода и причины. Они всегда приходят к нам на память в определенном контексте разговора, к случаю. Именно в беседе обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят, щепки летят»- произносящий эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Мысль человека становилась обобщенной, летела выше и дальше конкретной ситуации. Эту пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у серьезного решительного дела, у каких-либо значимых событий последствия бывают далекие – задевают и тех, кто не имеет близкого отношения к самому этому делу или событию. Это суждение можно применить в огромном количестве ситуаций.                                                                                                                                             Итак, пословица - лучшая форма просторечия; это не книжная, а живая разговорная речь. Как единицы фольклорного жанра пословицы предназначены для устноречевого бытования.

1.3 Эстетическая функция пословиц

 Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали такие видные художники слова, как А.С.Пушкин,   Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой (высказывания о пословицах см. в Приложении 1). Эстетическая ценность  заключается в четкости и предельной краткости выраженной законченной мысли. Пословица представляет собой образную формулу, основанную на сравнении, метафоре, антитезе, гиперболе и передающую значительное  жизненное наблюдение или вывод.                                                                                   Образность пословицы состоит в том,   что  она создает типические образы представителей разных социальных слоёв,   использует аллегорические    образы, изображая под видом животных людей с их определенными качествами. Волк, свинья, пёс, ворона, осёл, лиса, волк и тому подобное - вот те  ходовые образы,  которыми пользуется поговорка: «И лисица хитра, да ее кожу продают на крючках», «Каждая курица петухом поёт»[8]. Одним из проявлений образности пословицы служит её способность быть применённой в переносном смысле. «Кабы знать, где упасть, так соломки б подостлал». Переносное значение придают пословицам обобщающие формулы: «Вечер покажет, каков был день», «У кого колос, у того и голос». Но такие художественные средства, как метафора, сравнение, антитеза и другие, также придают пословицам возможность применять их к различным случаям жизни. Например, метафора: «Его голыми руками не возьмёшь», антитеза: «Дальше положишь - ближе возьмёшь».                                            Таким образом, эстетическая ценность пословиц проявляется многосторонне. Следовательно, можно сделать вывод, что пословицы – явление высокого мастерства. В них воплощены эстетические принципы, которые высоко ценятся в искусстве: простота, краткость, содержательность, выразительность.

  1. Особенности функционирования пословиц в современной речи

2.1  Современные тенденции в употреблении пословиц

В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц, которые использует русский человек. Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения.
Роль пословиц заключается еще и в том, что их использование в речи способно украсить её, а также говорит о человеке, который периодически использует пословицы, как о грамотном и образованном.
Употребляя пословицу во время разговора, мы формируем в себе умение выражать свое отношение к конкретному событию при помощи сложившихся выражений, о смысле которых знает каждый человек. Роль пословицы состоит в том, чтобы вызывать какую-то реакцию на происходящее в данный момент или описываемое событие. Иногда только при помощи пословицы появляется возможность убедить человека в своей правоте. Иногда она используется, чтобы высмеять какие-то пороки, которые есть в человеке, или осудить его. Меткие слова, которые присутствуют в пословицах, позволяют сделать это гораздо точнее, чем если бы для этого использовался особый монолог, ценность которого гораздо меньше, чем пословицы.

Тем более важно использование пословиц для познания родного языка.  Конечно же, значительное место уделяется пословицам в обучении и воспитании детей. Педагоги в своей деятельности стремятся широко применять вековой народный опыт и огромный воспитательный потенциал, заложенный в пословицах. Их не только просто используют в речи, но и посвящают им уроки, классные часы и всевозможные мероприятия, которые направлены на обогащение как речи, так и нравственного потенциала учеников, воспитание уважения к родному языку, восхищения его красотой и богатством. Язык народа - клад неисчерпаемый. Поэтому именно при овладении русским языком важно понять, раскрыть красоту языка народных пословиц, научиться видеть их свежесть и выразительность.

 В процессе исследования нами были установлены и некоторые другие современные тенденции употребления пословиц. В частности, при проведении опроса в интернете выяснилось не только то, что многие наши современники активно используют пословицы в своей речи в самых различных ситуациях.

Основывается подобное на огромном среди людей авторитете пословиц. И тому есть логическое объяснение: в пословицах и поговорках выкристаллизовалась народная мудрость. В них отражаются как типичные ошибки множества поколений, так и указываются кратчайшие пути, позволяющие избегать этих ошибок и экономить силы. Пословицы – это кладезь мудрости, причем мудрости высококонцентрированной, лаконичной, выраженной лишь в нескольких фразах.

Именно поэтому пословицы оказывают  значительное влияние  на регулирование поведения людей, поскольку позволяют им находить кратчайшие пути к определённым целям, минимизируя при этом усилия.      Грамотные менеджеры по продажам, оказывается, давно используют для себя вполне очевидный вывод: пословицы содержат в себе определённые стереотипы, которым и следуют люди. Стереотип – это секретная кнопка, нажатие на которую может запустить выгодную продавцам поведенческую реакцию в виде покупки их товара.

Интересен и тот факт, что подобное употребление пословиц уже систематизировано. В Приложении 2 нами даётся примерный перечень таких пословиц.

2.2  Анализ частотности и ситуативности употребления пословиц                        в современной речи

Для анализа ситуации современного бытования пословиц нами был проведён социолингвистический опрос среди населения х. Первомайского. Были проанкетированы педагоги и учащиеся МБОУ СОШ № 18, пенсионеры, то есть люди разной возрастной категории, различного уровня образования.

Количество участников анкетирования – 60.

По возрастным категориям:

  • 10 – 16 лет – 26 человек – 43,4 %;
  • 25 – 40 лет – 18 человек – 30 %;
  • 41 – 55 лет – 8 человек – 13,3 %;
  • 56 – 88 лет – 8 человек – 13,3 %.

По итогам этого анкетирования были получены следующие результаты:

  • общее количество названных  (без учёта повторов) пословиц – 1221 (см. Приложение  3);
  • 60 человек - 100 % опрошенных – в той или иной форме определили пословицу как меткое, краткое, выразительное изречение, несущее глубокий поучительный смысл, имеющее назидательный характер, заключающее в себе народную мудрость, многовековой жизненный опыт народа;
  • среди наиболее функционируемых в современной речи преобладают пословицы на темы:
  • «Народная мудрость, советы» - 266 употреблений – 22%;
  • «Труд, работа» - 262 употребления – 21,4 %;
  • «Нравственность, человеческие качества» - 229 употреблений – 18,7 %;
  • «Дружба» - 113 употреблений – 9,2 %;
  • «Ответственность» - 101 употребление – 8,2 %;
  • «Ум, знания» - 90 употреблений – 7,4 %;
  • «Семья» - 82 употребления – 6,7 %;
  • «Родина, храбрость, патриотизм» - 78 употреблений – 6,4 %;
  • хотят знать больше русских пословиц – 60 человек – 100 %;
  • частотность употребления пословиц по возрастным категориям составила следующие цифры:
  • 10 – 16 лет – 298 пословиц/26 чел. – 11,5;
  • 25 – 40 лет – 568 пословиц/18 чел. – 31,6;
  • 41 – 55 лет – 189 пословиц/8 чел. – 23,6;
  • 56 – 88 лет – 166 пословиц/8 чел. – 21.

 Все результаты отражены в соответствующих таблицах и диаграммах (Приложение 4).

 Исходя из данных количественных показателей, можно сформулировать следующие выводы:

  1. Все люди правильно понимают, что из  себя  представляет пословица.
  2. Наиболее употребительными в настоящее время являются пословицы на темы «Народная мудрость, советы», «Труд, работа» и «Нравственность, человеческие качества». Менее употребительными оказались пословицы на темы «Дружба», «Ответственность», «Ум, знания», «Семья», «Родина, храбрость, патриотизм» [11].
  3. Наши современники осознают ценность пословиц и считают их употребление в речи необходимым.
  4. Большинство современников достаточно чётко понимают, какое важное значение имеет использование пословиц в речи, и выражают своё желание знать пословиц как можно больше.
  5. Активнее пользуются пословицами и знают значительное их количество люди зрелого и пожилого возраста. Подростки  и молодёжь в этом плане уступают им, что, возможно, объясняется как меньшим их жизненным опытом, так и бедностью их словаря. Но важно то, что молодое поколение не только не отрицает огромной роли пословиц, но и приветствует их активное функционирование в современной речи.

2.3  Актуальность современного бытования пословиц

Всё вышесказанное убедительно доказывает нам следующие важные положения:        

  1. Пословицы являются своеобразными регуляторами человеческого поведения и миропонимания, представляющими собой клишированные суждения, выражающие опыт народа в отношении моральных или категориальных принципов, предписаний.
  2. Пословицы - одни из самых частотных по употреблению в разговорной речи фразеологизмов. В речевой ситуации говорящему для преодоления комплекса социального одиночества важно создать иллюзию стоящего за ним плотного и однородного социального пространства, и для этого ему необходимо ввести в речь пословицу, подчеркнув тем самым то, что его мнение основывается не на оторванных от человеческой жизни представлениях.
  3. Пословицы являются инструментом, запечатлевающим в сознании смысл ситуации, преобразующим эту ситуацию в определенный урок. С помощью пословичного текста адресант пытается воздействовать на поведение адресата через сообщение.

 Эти положения, несомненно, служат аргументами активной жизни пословиц в современном русском языке.      

Заключение

Итак, пословицы, являясь неотъемлемым атрибутом народного фольклора и, в свою очередь, атрибутом культуры данного народа, несут в себе отражение жизни той нации, которой они принадлежат, заключая в себе образ мыслей и характер народа, более того, его национальный менталитет. Пословицы многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы  всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

 Пословица - самоценное высказывание. Оно несёт в себе безусловную истину и без применения к жизненной ситуации. Пословица – это не характеристика. Пословица не определяет лицо, действия, обстоятельства, а несёт в себе некий нравственный закон, безусловный для любого человека. Её действие распространяется не на конкретное событие, а на весь срок человеческого существования. Это народная «заповедь», которой должны следовать все люди.

 Все эти выводы сделаны нами на основании не только теоретических исследований, но и результатов практической работы по изучению условий современного бытования пословиц. Проведённый социолингвистический опрос доказал правомерность всех вышеуказанных умозаключений о непреходящей значимости пословиц в современном языке и необходимости неустанного обращения к этому глубочайшему пласту народной мудрости и творчества.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что пословицы и в современной речи не теряют своей актуальности и могут определять духовные и мировоззренческие ценности общества и личности как универсальное средство отражения национального менталитета, воплощения лучших качеств подлинной художественности, подтвердилась.

Заканчивая данное исследование, хочется отметить, что работа по данной теме оказалась очень актуальной не только в плане получения дополнительных знаний, но и в плане использования возможности проанализировать эти сведения на богатом и интереснейшем материале – русских пословицах.

Работа в данном направлении может быть продолжена, так как имеется возможность расширить тему исследования, подробнее остановившись, например, на тематике пословиц, на их трансформации в современном языке, – объём исследований представляется нам более чем глубоким, а само направление – интереснейшим и актуальным.  

Список  литературы

  1. Благова, Г.Ф. Пословица и жизнь: Личный фонд русских пословиц в историко-фольклористической ретроспективе / Г.Ф.Благова. - М., 2000.
  2. Валгина, Н. С. Современный русский язык / Н.Г.Валгина, Д.Э.Розенталь. - М.: Просвещение, 1997.
  3. Глухих, В. М. О благозвучии пословиц и поговорок /В.М.Глухих //Русская речь, 1997.
  4. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В.И.Даль. - М.: Эксмо, 2003.
  5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль.- М., 1955.
  6. Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П.Жуков. - М., Русский язык, 1993.
  7. Иллюстров, И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках: Сборник пословиц и поговорок / И.И.Иллюстров. - СПб, 1910.
  8. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
  9. Русские пословицы и поговорки / [Под ред. В. Аникина]. - М.: Худож. лит., 1988.
  10. Селиванов, Ф. М. Хрестоматия по фольклору / Ф.М.Селиванов. - М.: Просвещение, 1972.
  11. Снегирёв, И.М. Русские пословицы и притчи/И.М.Снегирёв. - М., 1995.
  12. http://rusgram.narod.ru
  13. www.gramota.ru
  14. http://www.budmudr.ru

                                             

Приложение 1

Высказывания о пословицах

«Русский  народ  создал  огромную  изустную  литературу - мудрые пословицы  и поговорки. Напрасно  думать, что  эта  литература  была  лишь  плодом народного  досуга. Она  была  достоинством  и  умом  народа. Она  становила и  укрепляла  его  нравственный  облик, была  его  исторической  памятью, праздничными  одеждами  его  души  и  наполняла глубоким содержанием всю  его размеренную  жизнь, текущую  по  обычаям и обрядам, связанным  с  его трудом, природой  и  почитанием  отцов  и  дедов» (Л.Н.Толстой)

LN1-577-

Записи русских пословиц и поговорок, сделанные Л.Н.Толстым
на полях рукописи «Войны и мира», 1868 г.

                «Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в пословицах, не знаем»  

                                                                                      (К.Д.Ушинский)

                «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то,

что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять:

представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»

                                                                                       (К.Д.Ушинский)

               «В простоте слова — самая великая мудрость,  пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги» 

                                                                                       (М.Горький)

              «…пословицы по самой форме своей не подвержены искажению и потому являются памятником издавна сложившихся воззрений. Пословицы являются главным источником мудрости предков, хранителями памяти и орудием передачи человеческого опыта…»

                                                                                      (А.Н.Афанасьев)

             «Что за пословицами и поговорками надо идти в народ, в этом никто спорить не станет, в образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Готовых пословиц высшее общество не принимает, потому что это картины чуждого ему быта, да и не его язык; а своих не слагает, может быть, из вежливости и светского приличия: пословица колет не в бровь, а прямо в глаз»

                                                                                       (В.И.Даль)

              «Их (пословиц) тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому… Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знание жизни, радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев… честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков»

                                                                                       (М.А.Шолохов)

            «Грамматика не только могла бы и должна бы многому научиться у пословиц, но должна бы быть по ним вновь перевёрстана… Кто бы взялся рассмотреть пословицы и поговорки в этом отношении, тот написал бы претолстую и преполезную книгу»

                                                                                       (В.И.Даль)

           «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!»

                                                                                        (А.С.Пушкин)

Приложение 2

Примеры пословиц для работы с возражениями клиентов в торговле

Пословицы о деньгах (при условии, что вы предлагаете высокую цену в сочетании с отличным качеством)

  • Дорого, да мило, дёшево, да гнило.
  • Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи.
  • Хорошо дёшево не бывает. Цена по товару, а товар по цене.
  • От хорошего товару не бывает накладу.
  • За морем телушка полушка, да перевозу рубль.
  • То и дёшево, чего не надо; а что нужно, то дорого.
  • На что спрос, на то и цена. На что запрос, то и дорого.
  • Чего нет (мало), то дорого; чего много, то дёшево.
  • И товар хорош, и цена весёлая.
  • Хороший товар сам себя хвалит.
  • Товар - не медведь – всех денег не съест!
  • Не приходом люди богатеют, а расходом.
  • Глубокую реку коротким шестом не измеришь, хороший товар за дёшево не купишь.

Пословицы о деньгах

(о низких ценах конкурентов на товар, работы и услуги и о качестве, при условии, что конкуренты предлагают низкую цену с сомнительным качеством товаров)

  • И на гнилой товар свой покупатель найдётся.
  • На помойную яму не напасёшься хламу.
  • Где дёшево, там и дорого.
  • Не по деньгам товар, не по товару деньги.
  • Малого пожалеешь – большое потеряешь.
  • Дешёвому товару дешёва и цена.
  • Кукиш и без денег купишь.
  • Чего не додашь (не доплатишь), того и не доносишь.
  • Ломаного гроша не стоит.
  • В убыток отдаю только то, что даром даже не берут.
  • На опальный товар много купцов.
  • Хоть даром бери, да ещё и придачи дают.
  • Не все те повара, у кого ножи длинные да цены низкие.
  • Деньги-то сберёг, да товар не в прок.

Пословицы о товаре конкурентов, который кажется более привлекательным клиенту, при условии, что ваш товар обладает лучшими потребительскими свойствами

  • Не всё то золото, что блестит.
  • Не та шинель, что пуговицами блестит, а та, что греет.
  • На рубль работы, на два похвальбы.
  • Коль груба работа, не скрасит и позолота.
  • Не всё то конь, что лошадь.
  • Ругать жалко, а похвалить не за что.

Пословицы о вреде медлительности (последствии откладывания решения на потом и желании подумать)

  • Кто поздно пришёл, тому обглоданный мосол.
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Весною час упустишь – годом не наверстаешь.
  • Долго колебаться – страху набраться.
  • Ждать – не устать, было б чего искать.
  • Деньги пропали – наживёшь,  время пропало – не вернёшь.
  • Лучшее – враг хорошего.
  • Хотите как лучше, а выйдет как всегда.
  • Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.

Приложение 3

Выборочный тематический перечень пословиц по результатам опроса жителей х. Первомайского

  1. Нравственность, человеческие качества
  • Не всё то золото, что блестит
  • Доброе дело два века живёт
  • Лучше поздно, чем никогда
  • На воре шапка горит
  • От добра добра не ищут
  • Своя рубашка ближе к телу
  • На чужой каравай рот не разевай
  • Сытый голодному не товарищ
  • Слово не воробей, выскочит – не поймаешь
  • Стыд не дым, глаза не ест
  • Мелочная скупость приводит к большому убытку
  • Слово может спасти человека, а может и убить
  • Учись доброму – худое на ум не пойдёт
  • Правда глаза колет, правда уши дерёт
  1. Труд, работа
  • Доброе начало – половина дела
  • Люди – жать, а мы – с поля бежать
  • У лодыря Егорки всегда отговорки
  • Глаза боятся, а руки делают
  • Под лежачий камень вода не течёт
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда
  • Терпение и труд всё перетрут
  • Какие труды, такие плоды
  • Дело мастера боится
  • Была бы охота – заладится всякая работа
  • Работа не волк, в лес не убежит
  • Делу – время, потехе – час
  • Что посеешь, то и пожнёшь
  • Кто не работает, тот не ест
  • Сделал дело – гуляй смело
  • Как потопаешь, так и полопаешь
  • Посеяно с лукошко, так и выросло немножко
  • Не то беда, что крыша худа, а то, что починить лень
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего
  1. Народная мудрость, советы
  • Тише едешь – дальше будешь
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь
  • Семеро одного не ждут
  • Не зная броду, не суйся в воду
  • Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня
  • Дарёному коню в зубы не смотрят
  • Дурная голова ногам покою не даёт
  • У молодого не хватает ума, а у старого – здоровья
  • Утро вечера мудренее
  • Бери больше, кидай дальше
  • Едешь на день – бери на неделю
  • Язык до Киева доведёт
  • Куй железо, пока горячо
  • Лучше поздно, чем никогда
  • Поспешишь – людей насмешишь
  • Дыма без огня не бывает
  • Где тонко, там и рвётся
  • Жизнь прожить – не поле перейти
  1. Дружба, семья
  • Один в поле не воин
  • Ум хорошо, а два – лучше
  • Своя рубашка ближе к телу
  • Куда иголка, туда и нитка
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  • Своя ноша не тяжела
  • Яблоко от яблони недалёко падает
  • Не в службу, а в дружбу
  • Друзья познаются в беде
  • С кем поведёшься, от того наберёшься
  • Насильно мил не будешь
  • Сам пропадай, а товарища выручай
  • Хоть в лесной избушке жить, да за милым быть
  • Не нужен клад, если у мужа с женой лад
  • Милые бранятся – только тешатся
  • Муж да жена – одна сатана
  • Один за всех, все за одного
  • Нет друга – ищи, а нашёл – береги
  • Легко друзей найти, да трудно сохранить
  • Вся семья вместе, так и душа на месте
  • Для милого дружка и серёжку из ушка

Приложение 4

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА

Анкета по теме

«Пословицы в нашей жизни»

  1. Что такое пословица?
  2. Назовите известные Вам пословицы .
  3. Употребляете ли Вы в своей повседневной речи пословицы?
  4. Какие пословицы Вы употребляете? Перечислите, пожалуйста.
  5. Какие пословицы Вы слышите в речи других?
  6. Как Вы думаете, необходимы ли пословицы в современном общении?
  7. Почему?
  8. Хотели бы Вы знать больше русских пословиц?
  1. Возрастные категории участников опроса

10 – 16 лет

25 – 40 лет

 41 – 55 лет

 56 – 88 лет

26 человек

18 человек

8 человек

8 человек

43,4 %

30 %

13,3 %

13,3 %

  1. Преобладающие темы пословиц

№ п/п

Тема

Количество употреблений

Процентное соотношение

1

Народная мудрость, советы

266

22 %

2

Труд, работа

262

21,4 %

3

Нравственность, человеческие качества

229

18,7 %

4

Дружба

113

9,2 %

5

Ответственность

101

8,2 %

6

Ум, знания

90

7,4 %

7

Семья

82

6,7 %

8

Родина, храбрость, патриотизм

78

6,4 %

  1. Частотность употребления пословиц по возрастным категориям

№ п/п

Возрастная категория

Количество человек

Количество пословиц

Частотность употребления на 1 человека

1

10 – 16

26

43,4 %

298

24,4 %

11,5

13 %

2

25 – 40

18

30 %

568

46,5 %

31,6

36 %

3

41 – 55

8

13,3 %

189

15,5 %

23,6

27 %

4

56 – 88

8

13,3 %

166

13,6 %

21

24 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы на уроках русского языка

В работе представлены пословицы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной, коррекционной школе....

«Особенности функционирования пословиц в современном русском языке»

АннотацияЦелью данной работы является исследование особенностей функционирования  пословиц в современном русском языке.В связи с этим были поставлены следующие задачи:изучение научной литер...

«Особенности функционирования пословиц в современном русском языке»

АннотацияЦелью данной работы является исследование особенностей функционирования  пословиц в современном русском языке.В связи с этим были поставлены следующие задачи:изучение научной литер...

Пословицы на уроках русского языка при изучении различных орфограмм

Применение пословиц на уроках русского языка для развития речи. Употребление в речи пословиц.Запоминание правописания различных орфограмм путем заучивания пословиц....

Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)

В работе рассматирвается история  изучения заимствованной  английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ  словарей иностранных слов  с точки зрения количества...

Особенности перевода пословиц и поговорок английского языка. Методическая разработка

Язык - это постоянно развивающаяся система, которая хранит в себе богатую историю каждого народа. В течении тысячелетий в языке собираются и хранятся обычаи и культурные традиции, образцы быта, опыта ...

Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...