Литературно-музыкальная композиция, посвященная 105-летию Мусы Джалиля
материал на тему
Внеклассное мероприятие, посвященное 105-летию Мусы Джалиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn.mer_.dzhalil.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 105-летию Мусы Джалиля.
В 2011 году мы отмечаем большой праздник – 105-летие со дня рождения Мусы Джалиля. Эта литературно-музыкальная композиция – утверждение бессмертия творчества великого поэта – патриота.
Оборудование: Портрет поэта М. Джалиля с надписью “Муса Джалиль, 1906-1944”; плакат со словами из его стихотворения.
“Песнь свою я посвятил народу.
Жизнь свою народу отдаю”.
Муса Джалиль.
Плакат с цитатой С. Вургуна: “Велик народ, который дал такого поэта, как Муса Джалиль”; выставка – витрина из его произведений; эпизод сельского дома; предметы военного времени, характерные для поля боя.
Открывается занавес. С двух сторон на сцену выходят ведущие. В это время звучат аккорды к песне “Мои песни” (слова М. Джалиля, музыка С. Сайдашева).
1 ведущий:
- Добрый день, дорогие гости, уважаемые учителя, любимые ученики! В этом году мы отмечаем большой праздник, посвященный 105-летию со дня рождения Мусы Джалиля – любимого сына татарского народа, Героя Советского Союза, Лауреата Ленинской премии. Данное мероприятие утверждает бессмертие творчества великого поэта.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
(“Мои песни”).
2 ведущий:
“Моя жизнь была одной грустной песней”, - говорит поэт. А для нас имя его стало песней, прозвучавшей на весь мир. Народ был потрясен, прочитав его стихотворения, созданные в плену, перед казнью.
Жить бесполезно – лучше уж не жить:
На ровном месте кочкою служить.
Свети потомкам нашим, как маяк
Свети как человек, а не светляк.
(“Один совет”).
1 ведущий:
- Да, стихотворения, песни Мусы Джалиля бессмертны! Его слова светят маяком и проходят сквозь поколения.
Звучит песня “Деревенская мелодия”.
2 ведущий
- Истоки творческого пути Мусы Джалиля начинаются в его родной деревне Мустафа. Он родился 15 февраля 1906 года в этой деревне Оренбургской губернии. Муса был низкорослый, черноволосый, кареглазый, очень шустрый мальчик. Несмотря на бедную жизнь, отец его, дядя Мустафа, старался дать своим детям образование. С шести лет Муса начинает учиться в деревенском медресе, проявляет себя умным и смекалистым учеником.
1 ведущий:
- С 13 лет Муса Джалиль начинает писать стихотворения. Его жизнь и творчество связаны с детьми. Он любил веселых, озорных, дисциплинированных, старательных и трудолюбивых детей. И сам в детстве был таким. Он создал для детского чтения стихотворения, песни, подвижно - игровые песни, пьесы. А теперь давайте послушаем его стихотворения, написанные для детей.
На сцену выходят чтецы, звучат стихотворения:
1. “Часы”;
2. “Мой пес”;
3. “Вороватый котенок”;
4. “Сосед”;
5. “Юные друзья”;
6. “Звезды”.
После этого проводится песенно-подвижная игра “Покажи-ка, малыш”.
Стихотворение “Заяц” рассказывается и проигрывается.
2 ведущий:
- Деревня Мустафы была расположена на живописном берегу реки Нит. Маленькому Мусе казалось, что нет на земле более красивого места, чем его родина. Со всех сторон деревня была окружена цветущими лугами, а родник в ней звенел очаровательно. Звучит песня “Родник” на слова поэта.
1 ведущий:
- В стихотворениях поэта звучат любовь к природе, забота о ней, восхищение красотой. Муса Джалиль призывает детей беречь окружающую среду, приумножать ее богатства, сажая цветы и деревья. А теперь послушайте стихотворения, посвященные природе.
1. “Осень”;
2. “Садовник”;
3. Песня “Праздник урожая”;
4. “Цветы”;
5. “Май”.
Учащиеся хором поют “Песня ручья”.
Песня ручья
Ручей поет, струится под горой,
В густой осоке исчезая вдруг.
Звенящей песней, сладостной водой
Поит он все живущее вокруг.
Земля цветет, испив его воды,
Купаются в нем ветки ивняка.
И соловьи поют на все лады –
Их вдохновляет песня родника…
И я хотел бы
Жизненный свой путь
Со звонкой песней, как ручей, пройти,
Земли родимой орошая грудь,
Сердцам давая силу расцвести!
2 ведущий:
- В 1931 году М. Джалиль заканчивает литературный факультет Московского государственного университета. В 1934 году открывается студия Татарской оперы при Московской государственной консерватории. Муса Джалиль работает в литературном отделе этой студии. Затем он приезжает в Казань и продолжает работу руководителем литературного отдела Театра оперы, одновременно пишет либретту “Алтынчеч”. На основе этого литературно-музыкального произведения Н. Жиганов создает оперу.
Звучит отрывок из либретто “Алтынчеч”.
1 ведущий:
- Грабители рвутся в наш отчий дом,
Чтоб счастье отнять у страны родной,
Вставай, на край, на борьбу с врагом,
Мы в бурю вступаем, в последний бой!
1941 год. Начинается Великая Отечественная война. По зову Отчизны Муса Джалиль становится в ряды защитников Родины.
2 ведущий:
- Война - это трагедия для всех. Мусе Джалилю было всего 35 лет, когда он уходил на войну. С женой Аминой они прожили только 7 лет. В книге “Муса Джалиль” (Казань, 1976) Амина Джалилова пишет: “ В довоенные 7 лет, в самый творческий период Мусы мы жили очень дружно. Дочь Чулпан была самой большой радостью для нас обоих”. Уходя на войну, поэт, прощаясь с друзьями и близкими, пишет стихотворения “Разлука”, “Прощай, моя умница”.
“… Чтоб нашего счастья врагам не отдать,
Тебя я покинул, родная…
Я – раненный – грудью вперед упаду,
Дорогу врагу преграждая.
Спокоен и радостен будет мой сон,
Коль жизнь подарю я отчизне,
А сердце бессмертное в сердце твоем
Забьется, как билось при жизни
Прощай, моя умница. Этот привет
Я с ветром тебе посылаю,
Я сердце тебе посылаю свое,
Где пламя не меркнет, пылая”.
2 ведущий:
- Война не заставила поэта растеряться. Муса был внутренне готов к ней и буквально с первых же дней, еще не взяв в руки боевого оружия, начал сражаться с врагом пером поэта. Поэт глубоко возмущен посягательством фашистов на мирный труд людей к борьбе до последнего дыхания.
Учащиеся выходят на сцену и читают стихотворения:
1 “На память другу”
2 “След”
3 “Моей дочери Чулпан”.
1 ведущий:
- Летом 1942 года 2-я ударная армия, в рядах которой сражался поэт, была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. В одной из битв, прорываясь к своим, тяжело раненный М. Джалиль попадает в плен.
Учащиеся:
1.“Прости, Родина”.
2. “Другу”
3. “Не верь”.
Другу.
Не горюй, что рано умираем…
Мы не из тех, кто мог с пути свернуть!
Мы умираем на переднем крае,
Нас перед смертью не в чем упрекнуть.
Ведь жизнь не измеряется годами,
А в списках смерти – мало ли имен?
Но, может быть, и нашей крови пламя
Еще взойдет бессмертием знамен.
Я клятву дал – служить своей Отчизне,
Пока живая кровь гудит во мне.
Да если б ты имел и сотню жизней,
Ты разве их не отдал бы стране!..
2 ведущий:
- В конце 1942 года его переводят в Польшу, в польскую крепость Демблин. Фашисты развернули формирование так называемых “национальных легионов”. М. Джалиль организовал легион “Идель-Урал” и был духовной опорой советских солдат через свои патриотические стихотворения, призывающие к мужеству и верности.
Моабитская тюрьма. Стихи, созданные в Моабитской тюрьме, - не просто человеческий документ, но и самая высокая поэзия. Эту поэзию отличает подлинная внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа.
Моабитский цикл – это наивысшее достижение татарской поэзии периода Отечественной войны и одна из вершин всей многонациональной литературы.
1 ведущий:
Одно из главных достоинств моабитского цикла, обеспечивающих ему широчайшую популярность и всемирную известность, - это ощущения подлинности чувств. Мы верим буквально каждому слову поэта, ощущаем ледяное дыхание смерти, стоявшей за его спиной. И острая боль разлуки, и тоска по воле, и горечь, и сомнения, и гордое презрение к смерти, и ненависть к врагу – все это воссоздано с поразительной, потрясающий душу силой.
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Учащиеся читают:
“Палачу”.
“Сила Джигита”.
“Не верь”.
Сила Джигита.
Всем сердцем соколиным, всей душой
Дав клятву верности народу,
Он на плечо повесил автомат,
Сел на коня, готов к походу.
И там, где он прошел, был ворог смят –
Валились пушки, танки тлели.
Откуда эта сила и огонь
В его как будто слабом теле?
Как знамя, верность родине подняв,
Джигит прошел огонь и воду,
Не автоматом, не конем силен,
А клятвою своей народу.
2 ведущий:
- Вера поэта в светлое будущее была настолько сильной, что в самое накалённое время войны он пишет стихотворение (чтение стихотворений) “Красная ромашка” и балладу “Соловей и родник”.
1 ведущий:
- В стихотворениях М. Джалиля судьба поэта и судьба родины тесно переплетаются.
Образ матери проходит сквозной линией в его творчестве. “Мать”, “Молодая мать”, “Праздник матери”. В этих произведениях отражаются самые святые чувства, идущие из глубины души, великая любовь к матери.
1. “Молодая мать”.
2. “Праздник матери” - сценарий (представляются сценические эпизоды из жизни, творчества поэта).
На сцену выходит мать поэта.
Мать:
- Жду утром
И вечером жду
Выходит поэт.
Поэт: - Здравствуйте.
Мать: - Здравствуй, сынок!
Поэт: - Я не знаю, как вас величать.
Мать: Назови “бабушка Рахима”, сынок.
Поэт: - Нет, я не смею вас так просто называть.
Мать: - А ты сам кто, сынок?
Поэт: - Я пришел к Вам из будущего.
Мать: - Да. А что ты хотел, сынок?
Поэт: - Вы – мать, которая родила на свет Мусу Джалиля.
Мать: - Да, подарила ему жизнь, а теперь страдаю от тоски, не могу встретиться. Вырастают и теряются, вырастают и исчезают.
Поэт: - Ваши дети не потерялись, великая Мать!
Мать: - Не возвращаются ведь!
Поэт: - Живые служат Родине, а те, что ушли, оставили за собой яркий свет.
Мать: - А ты не знаешь, где мой сын Муса?
Поэт: - В душе народа. Вы ушли из жизни рановато, не успели увидеть, каких вершин достиг Муса.
Мать: - Спасибо за доброе слово, сынок. Передай спасибо за то, что не опозорил отца и мать перед Родиной.
Поэт: - Это вы его научили быть верным Родине.
Мать: - Я их напутствовала всего лишь красиво жить и быть хорошими. А быть верными Родине их научила Родина.
1 ведущий:
- В 1946 году разными сложными путями, через тернии в Казань возвращается первый цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”. Путь еще сложнее проходит второй цикл “Моабитской тетради”. В 1947 году Андре Тиммерманс передает его через советского посла в Москву. Только в 1953 году стихотворения поэта выходят в свет. 2 февраля 1956 года М. Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. 22 апреля 1957 года Мусе Джалилю присуждается Ленинская премия за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”.
2 ведущий:
- Да, Джалиль – Герой Советского Союза, бесстрашный сын татарского народа, и еще не одно поколение будет гордиться им. Ему возведен памятник у стен Казанского Кремля, Татарский государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля – украшение нашей столицы.
Музей – квартира на улице Горького привлекает к себе любителей творчества поэта и всегда бывает полон гостей.
Звучит песня “Мои песни”.
1 ведущий:
- 5 мая 1990 года джалильцы награждены орденом Отечественной войны I степени. Жизнь, превращенная в песню, творчество поэта вечно.
Муса Джалиль, подобно тысячелетнему дубу, будет на своем месте.
Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело
Словно дуб тысячелетний.
2 ведущий:
“Народ, родивший такого великого поэта, как Муса Джалиль, велик”, - писал С.Вургун. Поэт – герой, прославивший Татарстан, привлекает к себе все больше и больше поклонников.
Звучит песня: “Я люблю тебя, Татарстан”.
2 ведущий:
- На этом заканчивается наша литературно-музыкальная композиция, посвященная Мусе Джалилю. Спасибо за внимание.
Использованная литература.
- “Муса Джалиль”. Казань. Татарское книжное издательство, 1966 год.
- “Муса Джалиль”. Казань стихотворения. Татарское книжное издательство, 1979 год.
- Муса Джалиль “Красная ромашка”. Казань. Татарское книжное издательство, 1981 год.
- “По следам поэта героя” Р. Мустафин. Казань. Татарское книжное издательство, 1973 г.
- “История татарской литературы”. Казань. Татарское книжное издательство, 1989 г.
- “Сборник песен”. Казань. Татарское книжное издательство, 1972 г.
- Муса Джалиль и музыка (аудио и видеокассеты).
- “Вспоминая о Мусе”. Казань. Татарское книжное издательство, 1964 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция,посвященная 65-летию Великой Победы
Данный материал разработан в канун празднования 65-летия со дня Победы в ВОвойне...
Литературно – музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы "Это было с бойцами или страной, или в сердце твоем»
Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет. Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....
"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦель:Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;прививать чувство любви к родному краю;расши...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы
Мероприятие, приуроченное 70 летию Сталинградской битвы...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 105-летию Мусы Джалиля
Внеклассное мероприятие, посвященное 105-летию Мусы Джалиля....