"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)
методическая разработка по литературе на тему
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна
Цель:
Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;
прививать чувство любви к родному краю;
расширять представление у обучающихся о битве под Москвой. о героизме советского народа;
воспитывать уважение к старшему поколению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bitva_pod_moskv.docx | 29.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ученик
5 декабря 1941 - начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск под Москвой
Ученик
Война - жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война - святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет...
Ученик
У каждого поколения — своя война: Великая Отечественная, Афган, Нагорный Карабах, Чеченская ... Все эти войны болью отзывают в наших сердцах. Но Великая Отечественная - это славная страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, дух
Ученик
22 июня... Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 .
Двадцать второго июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В памяти народа этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной.
22 июня 1941 года Роса еще дремала на лафете, когда под громом дрогнул Измаил.
Ученик
Трубач полка-
у штаба -на рассвете
в холодный горн тревогу затрубил.
Набата звук,
кинжальный, резкий, плотный,
летел к Одессе, за Троянов вал,
как будто
он не гарнизон пехотный,
а всю Россию к бою поднимал!
Алексей Недогонов
Звучат в записи позывные Москвы: «Внимание! Говорит Москва! Работают все
радиостанции Советского Союза...»
Ученик
Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.
"Из заявления Советского правительства"
22 июня 1941 г.:
...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо ' претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на
нашу страну, атаковали , наши границы во многих местах и подвергли
бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Севастополь, Киев,
Каунас и некоторые другие.
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Ученик
За честь Родины
За каждый колос, опавший
С твоих, Отчизна, полей;
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб.
Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало свое берет.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастья - тебе служить
Идем мы, смерть презирая,
Не умирать, а жить!
Евгений Березтщкий
Звучит песня «Священная война».
Ученик
В великих сражениях решалась судьба войны,судьба Родины,судьба всего мира.
Ученик
В начале сентября 1941 года немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Генеральное наступление немецких войск 30 сентября 1941 года. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две - южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но советские войска в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом. Маршал Советского Союза Георгий
Константинович Жуков - в первом ряду среди
прославленных героев многовековой истории
нашей Отчизны.Его имя неразрывно связано с Великой Отечественной войной, разгромом гитлеровской Германии, Победой. Тяжесть и ответственность ноши, взятой на себя Жуковым в грозные сороковые годы, питает истинно всенародную любовь к нему.Люди назвали его Георгий Победоносец.
Имя это ему к лицу и присвоено по достоинству.
Ученик
В строю генералов и маршалов он
Был равным средь первых,
Но первым средь равных. ,
И не был при жизни ничем обойден,
И после остался в ряду этих славных.
Ведь в списке недлинном великих имен
Вослед за Кутузовым, если по чести,
Там должен по праву бы значиться он
На этом, ему предназначенном, месте.
Ученик
Имя величайшего военачальника Г.К.Жукова золотыми буквами вписано в историю нашей Родины наряду с прославленными великими полководцами А. Суворовым, М. Кутузовым.
Ученик
Несмотря на большие потери, гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. Бои шли уже в 80-100 километрах от столицы. В первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти на всех участкахВ середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага.
Ученик
Когда я не в силах был дальше идти, -
А путь до Победы был трудным и долгим,
Россия, к твоей припадал я груди
И сип набирался у матушки Волги.
Ученик
Упорные бои шли у стен Тулы, в районе Наро-Фоминска и Клина, под Дмитровом и Каширой. Наступление немецких войск стало ослабевать. Создались благоприятные условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. Советские войска перешли в наступление 5 декабря 1941 года, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.
Ученик
День воинской славы России в честь начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой (1941 год). Установлен Федеральным законом от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».
Ученик
Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага.
Она в каждой капле находит свое выраженье.
Это — изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это - боль головная, что ломит висок;
Это - юность моя, что в окопах истлела;
Это - грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это - кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это - в жизни короткий последний рассвет
Над изрытой землей. И лишь как завершенье -
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат -
Беззаветная гибель на поле сраженья.
Ученик
Лицом к Победе
С военным грузом на плечах,
В поту до мыла.
И тяжелея за шагом шаг,
А вьюга выла.
И на ходу дремал солдат,
От ран ли бредил,
Коль падал, падал не назад –
Лицом к победе.
И был декабрьский лют восход,
Свет не струится.
Команда: «Прекратить отход,
Ведь там - столица!»
И был от крови снег горяч,
А кровь людская...
Солдат, в затишья миг не плачь! -
Судьба такая...
Солдат, сегодня не засни
С собой в беседе,
А коль придется лечь костьми -
Лицом к победе!
Ученик
Иеан Петрухин
Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая все на своем пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.
Ученик
Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим.
Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим!
Ученик
Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.
Ученик
Проснемся, уснем ли - война, война.
Ночью ли,днем ли - война, война.
Сжимает нам горло, лишает нас сна,
Путает имена.
О чем ни подумай - война, война.
Наш спутник угрюмый - она одна.
Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней,
Тем горше с ней.
Учитель
М. Петровых
Послушайте отрывок из произведения Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!».
... Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей - шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно?
Крик командира - беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая страха, не задумываясь...
Гибнут друзья - рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо - три раза.
Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жаль.
Как много их погибло на войне, простых школяров. Как много мы с вами им должны. Хотя бы своей памятью.
Ученик
Насмерть стояли защитники Отечества, защищая каждую пядь земли. В битвах с захватчиками острее звучало в сердцах бойцов чувство Родины.
Ученик
Да. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины.
Подмосковная битва- одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и массовый героизм, который приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха, читая страницы.
Ученик
ВЕТЕРАНУ
Приди, мой друг, поговори со мной
И расскажи мне о былых тревогах,
Поведай мне о жизни боевой,
Приди, мой друг, поговори со мной.
... Война прошла ужасным ураганом
И юность отняла навек у вас. :
Не описать тех горестей, страданий,
Но им благодаря мы счастливы сейчас...
Галя Озерских
Ученик
Гром пушек смолк. Победным светом
вещим
озарены просторы нив, полей и рек.
И первого, кому мы рукоплещем,
мы называем: русский человек.
Вот он стоит, отвагою богатый,
сто тысяч верст проделавший пешком,
застенчивый, немного угловатый,
с челябинским иль волжским говорком.
Мне все в нем любо: жар его природный,
и грусть его, и давняя мечта о счастье,
о свободе всенародной,
и искренность его, и широта,
и выдумка его, и присказка,
и пенье протяжных песен о своей судьбе,
и гордое его многотерпенье,
не знающее равного себе.
В дни обороны, в пору наступленья
порыв и месть шагали в ногу с ним,
он был всегда примером вдохновенья
многоплеменным братьям боевым.
Он все прошел. Он видел в жизни виды,
он испытал в решительном бою
и гнев святой, и ярость от обиды,
и скорую отходчивость свою. ;
Он правды добивался неуклонно,
как верный страж своей родной земли.
Не потому ль насильников знамена
к его ногам (в который раз!) легли.
Гордись, мой друг, что ты есть сын
России,
сын рек ее, лесов, озер и нив,
что ты прошел сквозь ливни грозовые,
усталой головы не наклонив.
С неколебимой твердостью героя
ты защитил в бою и отстоял
советское Отечество родное,
ты совестью, надеждой мира стал.
Пускай тебя кружили непогоды,
но счастлив будь безудержно, до слез,
что принял ты в младенческие годы „ .
благословенье северных берез.
Звучит тихая музыка.
Богданов
Я не видел войны, я родился значительно позже,
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Ученик
Я не верю певцам, на эстрадах украшенных светом,
Я не верю в кино, там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал, почему-то не любит об этом,
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Ученик
Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
Кто уже не придет
- никогда, -
помните!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших
будьте достойны! Вечно достойны!
бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли, -
о погибших
помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда, -
заклинаю, -
помните!
Светлая память героям,отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
Ученик
Именем солнца,
именем Родины
Клятву даем.
Именем жизни клянемся павшим героям:
То, что отцы не допели, -
Мы допоем!
То, что отцы не построили,
Мы построим!
Ученик
Встречайте трепетную весну,
Убейте,
люди Земли, войну.
Прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните...
Но о тех,
Кто уже не придет
никогда, -
Заклинаю –
Помните!
Ученик
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрёт!
Ученик
Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая
Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....
Литературно – музыкальная композиция, посвященная 68 годовщине Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания вели...
Сценарий литературно – музыкальной композиции « Никто не забыт, ничто не забыто...» для учащихся 5-7 классов
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...
Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт, ничто не забыто"
Мероприятие, посвящённое 70-летию Победы....
Литературно-музыкальная комозиция "Никто не забыт-ничто не забыто"
5 февраля 2015 года в рамках Республиканского семинара для слушателей курсов ПК по проблеме: «Формы патриотического воспитания в урочное и внеурочное время в условиях перехода на ФГОС...
Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»
Внеклассное мероприятие к великой дате, 70- летию Победы....
"Никто не забыт, ничто не забыто" (литературно-музыкальная композиция)
Эта литературно-музыкальная композиция посвящена 75летию со дня Победы. Начинается она вальсом. который танцуют юноши и девушки в июне 1941 года, а заканчивается песней "День победы" в исполнении Льва...