Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Коверженко Инна Николаевна

        Рабочая программа по  литературе составлена на основе  программы авторов – составителей  Г.И.Беленького, Э.Э.Кац, Э.А.Красновского, М.А.Снежневской, О.М.Хреновой (Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина,  2009).

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9_klass.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по  литературе составлена на основе  программы авторов – составителей  Г.И.Беленького, Э.Э.Кац, Э.А.Красновского, М.А.Снежневской, О.М.Хреновой (Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина,  2009).

   

        Содержание рабочей программы определяется следующими целями: 

-приобщение  учащихся к богатствам русской и мировой литературы;

-формирование  художественного вкуса, эстетической  потребности, гражданской идейно-нравственной позиции школьников;

- развитие  способности воспринимать и оценивать явления литературы, а также отражённые в них явления жизни.

   Задачи:

-  формировать потребности в чтении и изучении выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

- формировать  у школьников знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей;

- формировать представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- развивать художественно-творческих способности, воображение, эстетические чувства школьников, воспитывать их эмоциональную  и интеллектуальную отзывчивость  при восприятии художественных произведений;

- развивать навыки грамотного и свободного владения литературной речью.  

Учитель пользуется  авторской программой без каких-либо изменений, так как считает её полностью приемлемой для образовательного учреждения, соответствующей уровню подготовки учащихся, развивающей все основные компетенции, реализующей принцип непрерывности и преемственности образования. 

Преподавание ведётся по учебнику «Литература. Русская классика. 9 класс» под редакцией Г.И.Беленького   ( М.: Мнемозина, 2006)

      Рабочая программа рассчитана на 102 часа.

В течение года запланировано:  классных сочинений – 5, домашних сочинений –1, уроков внеклассного чтения – 4, контрольных тестов – 2.  

      При   организации учебного процесса планируется проведение уроков,  как в традиционной, так и в нетрадиционной форме: лекции,  заочные экскурсии, турниры знатоков литературы, литературный  КВН. Также будут осуществляться межпредметные связи с уроками истории, музыки,  изо.

Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности  по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- интерпретация произведения;

- составление простого, сложного и цитатного планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

К преобладающим формам текущего контроля относятся:

- чтение наизусть;

- сочинение по прочитанному произведению;

         - тестирование.

       

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы в 9 классе ученик

должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  •  писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые

сроки прохождения

Примечание

Введение

1 час

1

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.

1

Литература Древней Руси

5 часов

2

Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы.

1

3

Проблема авторства поэмы.

1

4

Кого и за что прославляет и осуждает автор?

1

5

Р/р Подготовка к сочинению по поэме «Слово о полку Игореве»

1

6

Р/Р Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»

1

Литература 18 века  (18 часов)

7

Общая характеристика литературы 18 века. Сведения о  классицизме

1

М.В.Ломоносов

2 часа

8

М.В.Ломоносов. Сведения о жизни и творчестве. «Разговор с Анакреоном»

1

9

«Ода 1747 года». Построение произведения, торжественность, патриотическая мысль, связанная с идеей мира.      

1

Д.И.Фонвизин

4 часа

10

Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

1

11

«Недоросль». Конфликт и особенности композиции комедии. Элементы классицизма в комедии.

1

12

Сатирическое изображение невежества, злонравия, деспотизма.

1

13

Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения Родине.

1

А.Н.Радищев

2 часа

14

А.Н.Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

1

15

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Значение и смысл эпиграфа, пафос свободолюбия, уважения к правам человека.

1

Г.Р.Державин

2 часа

16

Г.Р.Державин. Сведения о жизни и творчестве. «Властителям и судиям». Сочетание в произведении элементов оды, сатиры и философских раздумий.

1

17

«Памятник». Философские размышления о назначении поэта и поэзии.

1

Н.М.Карамзин

2 часа

18

Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.

1

19

«Бедная Лиза»  как произведение сентиментализма. Внимание к внутреннему миру простого человека.                           

1

Литература 19 века

В.А.Жуковский

2 часа

20

В.А.Жуковский. Сведения о жизни и творчестве. Романтизм поэта.

1

21

В.А.Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Элегия «Море».

1

А.С.Грибоедов

7 часов

22

А.С.Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.

1

23

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.  Общественный и личный конфликт в комедии.

1

24

«Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума»

1

25

Поражение и победа Чацкого.

1

26

Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни.

1

27

Интеллектуальная игра по комедии «Горе от ума»

1

28

Р/р  Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1

А.С.Пушкин

15 часов

29

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Три стихии человеческого духа в лирике поэта

1

30

«19 октября». «Во глубине сибирских руд…» .»К Чаадаеву» .Утверждение дружбы и человеческого общения как важнейших жизненных ценностей.

 

1

31

«Анчар» - воплощение пушкинского идеала  свободы и выражение гуманистического пафоса его поэзии. «К морю». Символы мощи и свободы в стихотворении.

1

32

Любовная лирика А.С.Пушкина

1

33

Тема поэта и поэзии в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

1

34

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах.

1

35

 «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Широта охвата действительности

1

36

Образ автора в романе.

1

37

Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Типичность образа Евгения Онегина.

1

38

Богатство и своеобразие языка романа. «Онегинская строфа».

1

39

Оценка романа «Евгений Онегин»  в русской критике.

1

40

«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека.

1

41

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

1

42

Р/ р. Подготовка к  сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

1

43

Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

1

М.Ю.Лермонтов

14 часов

44

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

1

45

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Смерть поэта»  как подлинная защита А.С.Пушкина и самой поэзии.

1

46

«Поэт» - выражение заветной мысли о роли поэзии в жизни общества. «Пророк»  -утверждение верности  поэта своему дару и долгу.

1

47

«Когда волнуется желтеющая нива» - решение важнейших философских и нравственных  проблем.

1

48

«Дума». «И скучно и грустно…» Размышление поэта на философско-социальные темы.  

1

49

Поэзия любви М.Ю.Лермонтова - гимн чистоте, нежности, душевной красоте.  

1

50

Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

51

«Герой нашего времени». Особенности композиции романа.

1

52

История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни.

1

53

Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры.

1

54

Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.

1

55

Печорин и Онегин.

1

56

Р/р. Оценка романа «Герой нашего времени» в русской критике. Подготовка к сочинению.

1

Домашнее сочинение

57

 Вн. чт.

Интеллектуальная игра по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

Внеклассное чтение

Н.В.Гоголь

10 часов

58

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).

1

59

«Мертвые души». Своеобразие жанра.

1

60

Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.

1

61

Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.

1

62

Идейно-композиционное значение образа Чичикова.

1

63

Образ автора. Единство сатирического и лирического начал в произведении.

1

64

Р/р. «Мертвые души» в оценке русской критики. Подготовка к сочинению .

1

65

Р/р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1

66

«Шинель». Тема «маленького человека»в повести. Роль фантастики в повести

1

67

Вн. чт.

Н.В.Гоголь «Портрет». Проблематика, художественные особенности произведения.

1

Внеклассное чтение

68

Контрольное тестирование по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

1 час

А.Н.Островский

4 часа

69

А.Н.Островский. Сведения о жизни и творчестве.

1

70

«Свои люди – сочтемся». Этапы формирования купца - самодура

1

71

Стяжательство, своекорыстие, эгоизм, бесстыдство  действующих лиц – основа конфликта комедии.

1

72

Вн.чт.

«Пьесы жизни» А.Н.Островского.

1

Внеклассное чтение

Н.А.Некрасов

4 часа

73

Н.А.Некрасов. Место А.Н.Некрасова в русской поэзии 19 века.  

1

74

«Тройка». Тема труда и страданий народных. Смысл названия стихотворения.

1

75

«Размышление у парадного подъезда». Осуждение  долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.  

1

76

Новизна мотивов интимной лирики Н.А.Некрасова.

1

Ф.М.Достоевский

3 часа

77

Ф.М.Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности.

1

78

Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных ситуациях.

1

79

Вн.чт.

 Ф.М.Достоевский «Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных» в произведении.

1

Внеклассное чтение

Л.Н.Толстой

2 часа

80

Л.Н.Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.

1

81

Три эпохи  жизни человека в трилогии Л.Н. Толстого. Способность к духовному росту – основной критерий писателя в оценке людей.

1

Литература 20 века

А.А.Блок

3 часа

82

А.А.Блок. Сведения о жизни и творчестве. Связь поэта с лучшими традициями русской культуры.

1

83

Чувство личной ответственности поэта за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.

1

84

Покоряющая сила любви в лирике А.А.Блока.

1

В.В.Маяковский

4 часа

85

В.В.Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. Новаторство Маяковского в стихосложении.

1

86

«Хорошее отношение к лошадям».  Гуманистическое содержание стихотворения.

1

87

«Разговор на одесском рейде…» Широта диапазона любовной лирики поэта.

1

88

«Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

1

С.А.Есенин

3 часа

89

С.А.Есенин. Сведения о жизни и творчестве.

1

90

Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому».

1

91

Грусть от сознания быстротечности жизни («Отговорила роща золотая…»)

1

М.А.Булгаков

3 часа

92

М.А.Булгаков-сатирик. Сведения о жизни и творчестве.

1

93

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав)

1

94

Шариков и «шариковщина».

1

М.А.Шолохов

3 часа

95

М.А.Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.

1

96

«Судьба человека». Душевная стойкость и  «незаметный» героизм русского человека.

1

97

Р/р Сочинение по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»

1

А.И.Солженицын

2 часа

98

А.И.Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.

1

99

«Матренин двор». Своеобразие жанра. Смысл «праведничества» героини рассказа.

1

100

 Контрольное  тестирование по разделу «Литература 20 века»

1

Зарубежная литература

2 часа

101

А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты)

102

У. Шекспир. «Гамлет»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(102 часа)

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А. Н. РАДИЩЕВ. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

III. Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

Для чтения и бесед

В. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море».

Для самостоятельного чтения «Я Музу юную, бывало...».

А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«К Чаадаеву», «К морю»,«Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения

«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска».

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Свои люди сочтемся». Тишка — Подхалюзин — Боль-шов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру.

Островский — мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).

Для самостоятельного чтения

«Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».

Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед

«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения

«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ как писатель-психолог.

Для чтения и бесед

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения «Бедные люди».

Л. Н. ТОЛСТОЙ как исследователь путей нравственного совершенствования человека.

Для чтения и бесед

«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература XX века

Литература великих и трагических лет.

А. А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Для самостоятельного чтения

«Лениво и тяжко плывут облака...», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате...» и другие стихотворения.

В. В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

«Разговор на одесском рейде...» — широта диапазона любовной лирики поэта.

Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для чтения и бесед «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения «Красавицы», «Я счастлив!».

С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихотворения.

М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки « шариковщины ».

Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М. А. ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.

Роль пейзажа и портретных зарисовок.

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).

             * * * Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Катулл.  «Нет, ни одна среди женщин...»,  «Нет, не надейся приязнь заслужить...»;

А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты);

У. Шекспир. «Гамлет»;

И. Шиллер. «Вильгельм Телль»;

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник»;

И. Гёте. «Фауст» (фрагменты).


 

ФОРМЫ И СРЕДСТВА  КОНТРОЛЯ

  1. Чтение наизусть.
  2. Сочинение по прочитанному произведению.
  3. Тестирование.

Контрольный  тест по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

 А.С.Пушкин

1. Даты, события

1.  А.С.Пушкин родился

         а -  в Москве;

         б -  в Санкт-Петербурге;

         в -  в Михайловском.

2. В лицее Пушкин написал:

   а - «Воспоминания в Царском Селе»

   б - «Деревня»

   в – «Лицинию».

         3. Кто из великих поэтов 18 века  «в гроб сходя, благословил» поэта? 

   а – Ломоносов

   б - Державин

4.19 октября в жизни А.С. Пушкина:

   а - день открытия Царскосельского лицея и встречи с лицейскими друзьями:

                  б - день окончания лицея.

5. Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась

   а  - 27 января 1837 года:

   б -  6 июня 1837 года.

2. Лирика А.С.Пушкина

Фрагмент какого стихотворения приведен ниже

 (выбери правильный ответ):

1.Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

а-  «К Чаадаеву»

б – « К морю»

2 . Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса…

         а – «Осень»

         б – «В Сибирь»

3. Я вас любил: любовь еще, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

         а – «Я вас любил»

         б -  «К ***»

3. Роман «Евгений Онегин»

О каких героях романа идет речь в приведенных отрывках

(выбери правильный ответ):

1.Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно….

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.

          а – Евгений Онегин

          б -  Владимир Ленский

2. С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

         а – Евгений Онегин

         б -  Владимир Ленский

3. Всегда скромна, всегда послушна,

    Всегда как утро весела,

             Как жизнь поэта простодушна

    Как поцелуй любви мила,

 Глаза как небо голубые;

 Улыбка, локоны льняные,

 Движенья, голос, легкий стан…

      а - Ольга Ларина

      б – Татьяна Ларина

  1.   Ни красотой сестры своей,

              Ни свежестью ее румяной

              Не привлекла б она очей.

              Дика, печальна, молчалива,

             Как лань лесная, боязлива,

             Она в семье своей родной

             Казалась девочкой чужой.

      а - Ольга Ларина

      б – Татьяна Ларина

 4.  Выберите правильный вариант ответа из текста, отвечая на вопрос

          1. Почему Татьяна влюбилась в Онегина:

                   а- Как он, она была одета

                       Всегда по моде и к лицу

      б- И в сердце дума заронилась;

          Пора пришла, она влюбилась.

         2. Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны:

      а- Но обмануть он не хотел 

                      Доверчивость души невинной.

                  б- Он уезжает со двора,

                      Спокойно дома засыпает

         3. Почему Онегин соглашается на дуэль с Ленским:

      а- В разборе строгом

                      Он обвинял себя во многом…

                  б -                       …в это дело

                      Вмешался старый дуэлист;

                      Он зол, он сплетник, он речист….

                      И вот общественное мненье!

4. Почему Татьяна, выйдя замуж, не отвечает на чувства Онегина:

         а- Из «боязни тайной,

                      Чтоб муж иль свет не угадал

                      Проказы, слабости случайной»

                  б- Я вас люблю (к чему лукавить)

                      Но я другому отдана;

                      Я буду век ему верна.

5. Изображение дворянства в романе  

(выберите верный ответ)

  1.  Но в них не видно перемены;

       Все в них на старый образец:

       У тетушки княжны Елены

       Все тот же тюлевый чепец;

       Все белится Лукерья Львовна,

       Все то же лжет Любовь Петровна

       Иван Петрович так же глуп…

     а- поместное дворянство

     б- светское общество

         2.    Их разговор благоразумный

                О сенокосе, о вине,

                О псарне, о своей родне

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством…

    а- поместное дворянство

    б- светское общество

М.Ю.Лермонтов.

6. Фрагмент какого стихотворения приведен ниже

(выберите правильный ответ):

         1.  Погиб Поэт! – невольник чести-

   Пал, оклеветанный молвой,

   С свинцом в груди и жаждой мести.

   Поникнув гордой головой!...

         а- «Поэт»                  

         б- «Смерть Поэта»

        2. Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

                   а- «Родина»

                   б- «Молитва».

        7.   Роман «Герой нашего времени»

        (выберите правильный ответ):

        1. Герой какого исторического времени представлен в романе

         а- 10-20 годов 19 века

         б- 30-х годов 19 века

         2. Главный герой романа –

                  а - Григорий Александрович Печорин

                  б- Бэла  

                  в- Максим Максимыч

         3. В первой части романа повествование ведется от лица:

         а - Максима Максимыча

                  б – Печорина

                  в- автора

4. Во второй части романа повествование ведется от лица

         а- Максима Максимыча

         б – Печорина

         в- автора.

5. Завершите цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …»

          а- «скрытности характера»

         б- «скованности характера».

6. Завершите цитату: «О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! …Это признак – или …»

         а – « злого нрава, или глубокой постоянной грусти»;

         б-  «внутренней болезни, или холодного ума».

7.Почему Печорин, как представитель молодого поколения дворянской молодежи 30-х годов 19 века, оказался «лишним человеком»?

  Завершите цитату, отвечая на вопрос

«…спрашиваю себя печально! Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно,было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я…»

         а- «не угадал цели в своей жизни…»

         б- «не угадал этого назначения…».        

         

8.Н.В. Гоголь.

1. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей

 (выберите правильный ответ):

         а-«Миргород»

         б –«Петербургские повести»

         2.« Мертвые души» - это

         а – роман,

         б-  поэма.

3. Основа сюжета

         а- афера Чичикова;

         б- глупость помещиков;

         в- жадность чиновников.

  1. Главный герой поэмы Гоголя –

 а – собирательный образ помещиков и чиновников николаевской России;

 б- собирательный образ Родины;

 в – забитый, но трудолюбивый русский народ;

 г – Чичиков.

5. Завершите цитату: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и …»:

                  а- «пошел себе добывать пропитание»;

                  б- «пошел себе по дрова»»

                  в – «пошел рубить себе новую избу».

6. Завершите цитату: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою…»:

         а – «все свои сбережения…»;

         б- « все свое человеческое достоинство…»;

         в- «все человеческие движения…».

7.Завершите цитату: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ…»:

         а- «нет ответа»;

         б- «Не дает ответа»;

         в- «Молчит Русь, только чудным звоном заливается колокольчик».

Ключ для проверки  теста

 

1. 1-а; 2- -а;3- б; 4 – а; 5 – а;

2. –1 – а; 2 – а; 3 – а

3. – 1 – а; 2 – б;  3 – а; 4 – б;

4. – 1- б; 2 – а; 3 – б; 4 – б;

5. 1 б; 2 – а.

6. 1 – б; 2 – а;

7. 1 – б; 2 а; 3- а; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б;

8. 1- б; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – в; 7 – в.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 Литература для учителя

1.Литература. Русская классика. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. В  2-х ч. /Под. ред. Г.И.Беленького –7-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2006

Дополнительная литература

1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе . 9 класс. – М.: ВАКО,2005

2. Курганова Л.А. По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины.-  Волгоград: Учитель,2009

3.Ломилина Н.И., Сигов В.К. Русская литература ХIХ – ХХ веков. Тесты и контрольные вопросы. – М.: Интеллект – Центр, 2006

4.  Методические советы к учебнику – практикуму  для 9 кл.: Литература. Русская классика          (избранные страницы): / Под редакцией Г.И.Беленького - М., Мнемозина, 1999

5.  Ромашина Н.Ф.Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля - Волгоград: Учитель,2008

6. Черных  О.Г.  Практикум по литературе: 9 класс.- М.: ВАКО,2010

       

 Литература для учащихся

1.Литература. Русская классика. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. В  2-х ч. /Под. ред. Г.И.Беленького –7-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2006

2. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д. Вишневский и др.- М., Просвещение, 1989

Словари

1.  Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. – М.: Просвещение, 2007

2. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. – М.: Дрофа, 2007

2.  Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. – М.: Дрофа, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....