Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы авторов – составителей Г.И.Беленького, Э.Э.Кац, Э.А.Красновского, М.А.Снежневской, О.М.Хреновой (Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина, 2009).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9_klass.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы авторов – составителей Г.И.Беленького, Э.Э.Кац, Э.А.Красновского, М.А.Снежневской, О.М.Хреновой (Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина, 2009).
Содержание рабочей программы определяется следующими целями:
-приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы;
-формирование художественного вкуса, эстетической потребности, гражданской идейно-нравственной позиции школьников;
- развитие способности воспринимать и оценивать явления литературы, а также отражённые в них явления жизни.
Задачи:
- формировать потребности в чтении и изучении выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формировать у школьников знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей;
- формировать представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развивать художественно-творческих способности, воображение, эстетические чувства школьников, воспитывать их эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений;
- развивать навыки грамотного и свободного владения литературной речью.
Учитель пользуется авторской программой без каких-либо изменений, так как считает её полностью приемлемой для образовательного учреждения, соответствующей уровню подготовки учащихся, развивающей все основные компетенции, реализующей принцип непрерывности и преемственности образования.
Преподавание ведётся по учебнику «Литература. Русская классика. 9 класс» под редакцией Г.И.Беленького ( М.: Мнемозина, 2006)
Рабочая программа рассчитана на 102 часа.
В течение года запланировано: классных сочинений – 5, домашних сочинений –1, уроков внеклассного чтения – 4, контрольных тестов – 2.
При организации учебного процесса планируется проведение уроков, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме: лекции, заочные экскурсии, турниры знатоков литературы, литературный КВН. Также будут осуществляться межпредметные связи с уроками истории, музыки, изо.
Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- интерпретация произведения;
- составление простого, сложного и цитатного планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
К преобладающим формам текущего контроля относятся:
- чтение наизусть;
- сочинение по прочитанному произведению;
- тестирование.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы в 9 классе ученик
должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Введение | 1 час | |||
1 | Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. | 1 | ||
Литература Древней Руси | 5 часов | |||
2 | Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. | 1 | ||
3 | Проблема авторства поэмы. | 1 | ||
4 | Кого и за что прославляет и осуждает автор? | 1 | ||
5 | Р/р Подготовка к сочинению по поэме «Слово о полку Игореве» | 1 | ||
6 | Р/Р Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» | 1 | ||
Литература 18 века (18 часов) | ||||
7 | Общая характеристика литературы 18 века. Сведения о классицизме | 1 | ||
М.В.Ломоносов | 2 часа | |||
8 | М.В.Ломоносов. Сведения о жизни и творчестве. «Разговор с Анакреоном» | 1 | ||
9 | «Ода 1747 года». Построение произведения, торжественность, патриотическая мысль, связанная с идеей мира. | 1 | ||
Д.И.Фонвизин | 4 часа | |||
10 | Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. | 1 | ||
11 | «Недоросль». Конфликт и особенности композиции комедии. Элементы классицизма в комедии. | 1 | ||
12 | Сатирическое изображение невежества, злонравия, деспотизма. | 1 | ||
13 | Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения Родине. | 1 | ||
А.Н.Радищев | 2 часа | |||
14 | А.Н.Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. | 1 | ||
15 | «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Значение и смысл эпиграфа, пафос свободолюбия, уважения к правам человека. | 1 | ||
Г.Р.Державин | 2 часа | |||
16 | Г.Р.Державин. Сведения о жизни и творчестве. «Властителям и судиям». Сочетание в произведении элементов оды, сатиры и философских раздумий. | 1 | ||
17 | «Памятник». Философские размышления о назначении поэта и поэзии. | 1 | ||
Н.М.Карамзин | 2 часа | |||
18 | Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. | 1 | ||
19 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание к внутреннему миру простого человека. | 1 | ||
Литература 19 века | ||||
В.А.Жуковский | 2 часа | |||
20 | В.А.Жуковский. Сведения о жизни и творчестве. Романтизм поэта. | 1 | ||
21 | В.А.Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Элегия «Море». | 1 | ||
А.С.Грибоедов | 7 часов | |||
22 | А.С.Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. | 1 | ||
23 | «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. | 1 | ||
24 | «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума» | 1 | ||
25 | Поражение и победа Чацкого. | 1 | ||
26 | Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. | 1 | ||
27 | Интеллектуальная игра по комедии «Горе от ума» | 1 | ||
28 | Р/р Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | 1 | ||
А.С.Пушкин | 15 часов | |||
29 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Три стихии человеческого духа в лирике поэта | 1 | ||
30 | «19 октября». «Во глубине сибирских руд…» .»К Чаадаеву» .Утверждение дружбы и человеческого общения как важнейших жизненных ценностей.
| 1 | ||
31 | «Анчар» - воплощение пушкинского идеала свободы и выражение гуманистического пафоса его поэзии. «К морю». Символы мощи и свободы в стихотворении. | 1 | ||
32 | Любовная лирика А.С.Пушкина | 1 | ||
33 | Тема поэта и поэзии в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» | 1 | ||
34 | «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. | 1 | ||
35 | «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Широта охвата действительности | 1 | ||
36 | Образ автора в романе. | 1 | ||
37 | Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Типичность образа Евгения Онегина. | 1 | ||
38 | Богатство и своеобразие языка романа. «Онегинская строфа». | 1 | ||
39 | Оценка романа «Евгений Онегин» в русской критике. | 1 | ||
40 | «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. | 1 | ||
41 | «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти. | 1 | ||
42 | Р/ р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | ||
43 | Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | ||
М.Ю.Лермонтов | 14 часов | |||
44 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи). | 1 | ||
45 | Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Смерть поэта» как подлинная защита А.С.Пушкина и самой поэзии. | 1 | ||
46 | «Поэт» - выражение заветной мысли о роли поэзии в жизни общества. «Пророк» -утверждение верности поэта своему дару и долгу. | 1 | ||
47 | «Когда волнуется желтеющая нива» - решение важнейших философских и нравственных проблем. | 1 | ||
48 | «Дума». «И скучно и грустно…» Размышление поэта на философско-социальные темы. | 1 | ||
49 | Поэзия любви М.Ю.Лермонтова - гимн чистоте, нежности, душевной красоте. | 1 | ||
50 | Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | ||
51 | «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. | 1 | ||
52 | История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. | 1 | ||
53 | Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. | 1 | ||
54 | Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина. | 1 | ||
55 | Печорин и Онегин. | 1 | ||
56 | Р/р. Оценка романа «Герой нашего времени» в русской критике. Подготовка к сочинению. | 1 | Домашнее сочинение | |
57 | Вн. чт. Интеллектуальная игра по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 1 | Внеклассное чтение | |
Н.В.Гоголь | 10 часов | |||
58 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). | 1 | ||
59 | «Мертвые души». Своеобразие жанра. | 1 | ||
60 | Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. | 1 | ||
61 | Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. | 1 | ||
62 | Идейно-композиционное значение образа Чичикова. | 1 | ||
63 | Образ автора. Единство сатирического и лирического начал в произведении. | 1 | ||
64 | Р/р. «Мертвые души» в оценке русской критики. Подготовка к сочинению . | 1 | ||
65 | Р/р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | 1 | ||
66 | «Шинель». Тема «маленького человека»в повести. Роль фантастики в повести | 1 | ||
67 | Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Проблематика, художественные особенности произведения. | 1 | Внеклассное чтение | |
68 | Контрольное тестирование по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя | 1 час | ||
А.Н.Островский | 4 часа | |||
69 | А.Н.Островский. Сведения о жизни и творчестве. | 1 | ||
70 | «Свои люди – сочтемся». Этапы формирования купца - самодура | 1 | ||
71 | Стяжательство, своекорыстие, эгоизм, бесстыдство действующих лиц – основа конфликта комедии. | 1 | ||
72 | Вн.чт. «Пьесы жизни» А.Н.Островского. | 1 | Внеклассное чтение | |
Н.А.Некрасов | 4 часа | |||
73 | Н.А.Некрасов. Место А.Н.Некрасова в русской поэзии 19 века. | 1 | ||
74 | «Тройка». Тема труда и страданий народных. Смысл названия стихотворения. | 1 | ||
75 | «Размышление у парадного подъезда». Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. | 1 | ||
76 | Новизна мотивов интимной лирики Н.А.Некрасова. | 1 | ||
Ф.М.Достоевский | 3 часа | |||
77 | Ф.М.Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. | 1 | ||
78 | Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных ситуациях. | 1 | ||
79 | Вн.чт. Ф.М.Достоевский «Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных» в произведении. | 1 | Внеклассное чтение | |
Л.Н.Толстой | 2 часа | |||
80 | Л.Н.Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека. | 1 | ||
81 | Три эпохи жизни человека в трилогии Л.Н. Толстого. Способность к духовному росту – основной критерий писателя в оценке людей. | 1 | ||
Литература 20 века | ||||
А.А.Блок | 3 часа | |||
82 | А.А.Блок. Сведения о жизни и творчестве. Связь поэта с лучшими традициями русской культуры. | 1 | ||
83 | Чувство личной ответственности поэта за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. | 1 | ||
84 | Покоряющая сила любви в лирике А.А.Блока. | 1 | ||
В.В.Маяковский | 4 часа | |||
85 | В.В.Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. Новаторство Маяковского в стихосложении. | 1 | ||
86 | «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. | 1 | ||
87 | «Разговор на одесском рейде…» Широта диапазона любовной лирики поэта. | 1 | ||
88 | «Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. | 1 | ||
С.А.Есенин | 3 часа | |||
89 | С.А.Есенин. Сведения о жизни и творчестве. | 1 | ||
90 | Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». | 1 | ||
91 | Грусть от сознания быстротечности жизни («Отговорила роща золотая…») | 1 | ||
М.А.Булгаков | 3 часа | |||
92 | М.А.Булгаков-сатирик. Сведения о жизни и творчестве. | 1 | ||
93 | «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав) | 1 | ||
94 | Шариков и «шариковщина». | 1 | ||
М.А.Шолохов | 3 часа | |||
95 | М.А.Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. | 1 | ||
96 | «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. | 1 | ||
97 | Р/р Сочинение по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» | 1 | ||
А.И.Солженицын | 2 часа | |||
98 | А.И.Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. | 1 | ||
99 | «Матренин двор». Своеобразие жанра. Смысл «праведничества» героини рассказа. | 1 | ||
100 | Контрольное тестирование по разделу «Литература 20 века» | 1 | ||
Зарубежная литература | 2 часа | |||
101 | А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты) | |||
102 | У. Шекспир. «Гамлет» |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(102 часа)
Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.
I. Литература Древней Руси
Общая характеристика древнерусской литературы.
Для чтения и изучения
«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?
II. Литература XVIII века
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.
М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта.
Для чтения и бесед
«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.
Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
А. Н. РАДИЩЕВ. Свободолюбивые идеи писателя.
Для чтения и бесед
«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).
Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».
Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.
Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
III. Литература XIX века
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века
В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.
Для чтения и бесед
В. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море».
Для самостоятельного чтения «Я Музу юную, бывало...».
А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.
А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
«К Чаадаеву», «К морю»,«Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.
«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.
Понятие о литературном типе.
Для чтения и бесед
«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.
«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения
«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».
Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.
Оценка романа в русской критике.
Для самостоятельного чтения
«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.
Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.
«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.
Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска».
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Свои люди — сочтемся». Тишка — Подхалюзин — Боль-шов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру.
Островский — мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).
Для самостоятельного чтения
«Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».
Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.
Для чтения и изучения
«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.
Для чтения и бесед
«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма».
Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).
Понятие о лирическом герое.
Для самостоятельного чтения
«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ как писатель-психолог.
Для чтения и бесед
«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.
Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.
Для самостоятельного чтения «Бедные люди».
Л. Н. ТОЛСТОЙ как исследователь путей нравственного совершенствования человека.
Для чтения и бесед
«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».
Особенности повествования от первого лица.
IV. Литература XX века
Литература великих и трагических лет.
А. А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».
Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.
Для самостоятельного чтения
«Лениво и тяжко плывут облака...», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате...» и другие стихотворения.
В. В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.
«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.
«Разговор на одесском рейде...» — широта диапазона любовной лирики поэта.
Новаторство Маяковского в стихосложении.
Для чтения и бесед «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.
Для самостоятельного чтения «Красавицы», «Я счастлив!».
С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».
Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.
Для самостоятельного чтения
«Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихотворения.
М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки « шариковщины ».
Булгаков-сатирик.
Для самостоятельного чтения
«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».
М. А. ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.
Роль пейзажа и портретных зарисовок.
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).
* * * Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Катулл. «Нет, ни одна среди женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...»;
А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты);
У. Шекспир. «Гамлет»;
И. Шиллер. «Вильгельм Телль»;
Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник»;
И. Гёте. «Фауст» (фрагменты).
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
- Чтение наизусть.
- Сочинение по прочитанному произведению.
- Тестирование.
Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя
А.С.Пушкин
1. Даты, события
1. А.С.Пушкин родился
а - в Москве;
б - в Санкт-Петербурге;
в - в Михайловском.
2. В лицее Пушкин написал:
а - «Воспоминания в Царском Селе»
б - «Деревня»
в – «Лицинию».
3. Кто из великих поэтов 18 века «в гроб сходя, благословил» поэта?
а – Ломоносов
б - Державин
4.19 октября в жизни А.С. Пушкина:
а - день открытия Царскосельского лицея и встречи с лицейскими друзьями:
б - день окончания лицея.
5. Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась
а - 27 января 1837 года:
б - 6 июня 1837 года.
2. Лирика А.С.Пушкина
Фрагмент какого стихотворения приведен ниже
(выбери правильный ответ):
1.Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
а- «К Чаадаеву»
б – « К морю»
2 . Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
а – «Осень»
б – «В Сибирь»
3. Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
а – «Я вас любил»
б - «К ***»
3. Роман «Евгений Онегин»
О каких героях романа идет речь в приведенных отрывках
(выбери правильный ответ):
1.Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно….
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера.
а – Евгений Онегин
б - Владимир Ленский
2. С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
а – Евгений Онегин
б - Владимир Ленский
3. Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
а - Ольга Ларина
б – Татьяна Ларина
- Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
а - Ольга Ларина
б – Татьяна Ларина
4. Выберите правильный вариант ответа из текста, отвечая на вопрос
1. Почему Татьяна влюбилась в Онегина:
а- Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу
б- И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
2. Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны:
а- Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
б- Он уезжает со двора,
Спокойно дома засыпает
3. Почему Онегин соглашается на дуэль с Ленским:
а- В разборе строгом
Он обвинял себя во многом…
б - …в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист….
И вот общественное мненье!
4. Почему Татьяна, выйдя замуж, не отвечает на чувства Онегина:
а- Из «боязни тайной,
Чтоб муж иль свет не угадал
Проказы, слабости случайной»
б- Я вас люблю (к чему лукавить)
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
5. Изображение дворянства в романе
(выберите верный ответ)
1. Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна
Иван Петрович так же глуп…
а- поместное дворянство
б- светское общество
2. Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством…
а- поместное дворянство
б- светское общество
М.Ю.Лермонтов.
6. Фрагмент какого стихотворения приведен ниже
(выберите правильный ответ):
1. Погиб Поэт! – невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести.
Поникнув гордой головой!...
а- «Поэт»
б- «Смерть Поэта»
2. Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
а- «Родина»
б- «Молитва».
7. Роман «Герой нашего времени»
(выберите правильный ответ):
1. Герой какого исторического времени представлен в романе
а- 10-20 годов 19 века
б- 30-х годов 19 века
2. Главный герой романа –
а - Григорий Александрович Печорин
б- Бэла
в- Максим Максимыч
3. В первой части романа повествование ведется от лица:
а - Максима Максимыча
б – Печорина
в- автора
4. Во второй части романа повествование ведется от лица
а- Максима Максимыча
б – Печорина
в- автора.
5. Завершите цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …»
а- «скрытности характера»
б- «скованности характера».
6. Завершите цитату: «О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! …Это признак – или …»
а – « злого нрава, или глубокой постоянной грусти»;
б- «внутренней болезни, или холодного ума».
7.Почему Печорин, как представитель молодого поколения дворянской молодежи 30-х годов 19 века, оказался «лишним человеком»?
Завершите цитату, отвечая на вопрос
«…спрашиваю себя печально! Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно,было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я…»
а- «не угадал цели в своей жизни…»
б- «не угадал этого назначения…».
8.Н.В. Гоголь.
1. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей
(выберите правильный ответ):
а-«Миргород»
б –«Петербургские повести»
2.« Мертвые души» - это
а – роман,
б- поэма.
3. Основа сюжета
а- афера Чичикова;
б- глупость помещиков;
в- жадность чиновников.
- Главный герой поэмы Гоголя –
а – собирательный образ помещиков и чиновников николаевской России;
б- собирательный образ Родины;
в – забитый, но трудолюбивый русский народ;
г – Чичиков.
5. Завершите цитату: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и …»:
а- «пошел себе добывать пропитание»;
б- «пошел себе по дрова»»
в – «пошел рубить себе новую избу».
6. Завершите цитату: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою…»:
а – «все свои сбережения…»;
б- « все свое человеческое достоинство…»;
в- «все человеческие движения…».
7.Завершите цитату: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ…»:
а- «нет ответа»;
б- «Не дает ответа»;
в- «Молчит Русь, только чудным звоном заливается колокольчик».
Ключ для проверки теста
1. 1-а; 2- -а;3- б; 4 – а; 5 – а;
2. –1 – а; 2 – а; 3 – а
3. – 1 – а; 2 – б; 3 – а; 4 – б;
4. – 1- б; 2 – а; 3 – б; 4 – б;
5. 1 б; 2 – а.
6. 1 – б; 2 – а;
7. 1 – б; 2 а; 3- а; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б;
8. 1- б; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – в; 7 – в.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя
1.Литература. Русская классика. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. /Под. ред. Г.И.Беленького –7-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2006
Дополнительная литература
1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе . 9 класс. – М.: ВАКО,2005
2. Курганова Л.А. По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины.- Волгоград: Учитель,2009
3.Ломилина Н.И., Сигов В.К. Русская литература ХIХ – ХХ веков. Тесты и контрольные вопросы. – М.: Интеллект – Центр, 2006
4. Методические советы к учебнику – практикуму для 9 кл.: Литература. Русская классика (избранные страницы): / Под редакцией Г.И.Беленького - М., Мнемозина, 1999
5. Ромашина Н.Ф.Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля - Волгоград: Учитель,2008
6. Черных О.Г. Практикум по литературе: 9 класс.- М.: ВАКО,2010
Литература для учащихся
1.Литература. Русская классика. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. /Под. ред. Г.И.Беленького –7-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2006
2. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д. Вишневский и др.- М., Просвещение, 1989
Словари
1. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. – М.: Просвещение, 2007
2. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. – М.: Дрофа, 2007
2. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. – М.: Дрофа, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....