Рабочая программа по литературе 10 класс
учебно-методический материал (10 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с. и ориентирована на  использование учебника Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Ю.И.Лыссой, Г.И.Беленький, Л.Б.Воронин, М.:Мнемозина,2010., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2011-2012 учебном году.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass_literatura.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Черных Н.В..

Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МОУ СОШ № 16 г. Губкина

___________ Горшкова Е.А..

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 16              г. Губкина

__________Гаврилова Р.П..

Приказ № ___ от «___»____2013 г.

Рабочая программа

Мокроусовой Надежды Алексеевны

высшая квалификационная категория

по учебному курсу «Литература»

  10  «А», «В» классы

базовый уровень

                                                                             

                                       

                                                                                             2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с. и ориентирована на  использование учебника Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Ю.И.Лыссой, Г.И.Беленький, Л.Б.Воронин, М.:Мнемозина,2010., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2011-2012 учебном году.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:   

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса:

 - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы

 - обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

-развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся

Программа ориентирована на использование базового учебника по литературе для 10-го класса под редакцией Ю. И. Лыссого, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2010-2011 учебном году.

         Программа рассчитана на 105 часов учебного времени,  3 часа в неделю. Из них на проведение уроков развития речи – 7  (4 классных сочинения и 3 домашних  сочинения)

Формы организации учебного процесса - сочетание традиционных (чтение во всех его видах с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с  нетрадиционными (уроки ролевой и  деловой игры, уроки  викторины, олимпиадные состязания, защита мини -  рефератов, проектной деятельности, работа в  группах, коллективное написание сочинений разных  вариаций, цепных рассказов,  интерпретация художественного произведения, моделирование газет на определённую тему, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного  деятельностного подхода к обучению литературе.

Контроль знаний, умений, навыков  осуществляется в соответствии с Положениями  МОУ-СОШ №49 о системе оценок, форм, порядке и периодичности  текущего контроля, промежуточной  и итоговой аттестации учащихся. Количество контрольных работ (текущих, итоговых и административных) определяется Инструктивно-методическим письмом  Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области,  БелРИПКППС «О преподавании литературы   в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской области» ,

Требования к уровню подготовки учащихся

        Программа предусматривает овладения знаниями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

•        логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XIX веков.

•        основные литературные направления русской литературы XVIII-XIX веков.

•        краткие биографические сведения об изученных писателях.

•        содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.

 Ученик должен уметь:

•        находить  и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделять характерные причинно-следственные связи;

•        сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

•        самостоятельно выполнять различные творческие работы;

•         устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

•        владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средста языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

•        составлять план, тезис, конспект;

•        подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

•        использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.

         

                                                                                   Учебно – тематическое планирование

№ п/п

разделы

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Русская  литература первой половины Х I Х века

10

3.

Русская литература второй половины ХIХ века

1

4.

И.А.Гончаров  

8

5.

А.Н.Островский

9

6.

И.С.Тургенев    

13

7.

Н.А.Некрасов    

12

8.

Лирика Ф.Тютчева и А.Фета  

8

9.

 Жизнь и творчество А.К.Толстого.

1

10.

Ф.М.Достоевский        

11

11.

М.Е.Салтыков – Щедрин    

3

12.

Н.С.Лесков      

3

13.

Л.Н.Толстой    

19

14.

Зарубежная литература 4 ч.

4

Итого:

105 часов

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела и тем

Основные компетенции литературного образования

(содержание и виды работы учащихся)

Плановые сроки прохождения

Подго-товка к ЕГЭ

П.

10 АВ

Ф.

1

1

Введение. Общая характеристика русской  классической литературы 19 века

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX в. тема свободы, духовно-нравственных исканий человека, нравственного идеала и «праведничества», борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека

02.09

В1,С1

Русская  литература первой половины Х I Х века (10 часов)

А.С.Пушкин 4 ч.

2

1

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы.

Уметь раскрывать «вечные темы» в творчестве

А. С. Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия

04.09

В8,С3

3

2

Религиозные мотивы  и образы.

07.09

В9-10,С4

4

3

 «Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению.

Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции произведения

09.09

В8-9,С3

5

4

«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Значение творчества Пушкина в русской литературе и в духовной жизни русского общества.

11.09

В10-В12,С4

М.Ю.Лермонтов   3 ч.

6

1

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта.

Уметь раскрывать основные темы и мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтова: тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества

14.09

В8-10,С3,4

7

2

Безотрадность «при жажде жизни  и избытке чувства» (В.Г.Белинский)

16.09

В11-12,С4

8

3

Пафос вольности и протеста,чувство тоски и одиночества ,жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

Уметь анализировать стихотворения «Молитва»

18.09

В8-10,С3,4

Н.В.Гоголь  3ч.

9

1

 «Невский проспект». Контраст в изображении  героев повести,

Знать особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры

Уметь: делать сопоставительный анализ фрагментов повести

21.09

В1-5,С1

10

2

 Тема столкновения мечты и действительности, Сочетание лиризма, юмора и сатиры.

Уметь: анализировать эпизоды, характеры героев

23.09

В6-8,С4;

11

3

Литературные направления первой половины ХIХ  романтизм и реализм.

25.09

С3

Русская литература второй половины ХIХ века 1 ч.

12

1

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно – философской проблематики русской литературы.

Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философской мысли 80-90-х гг.

28.09

В1-2,С1

И.А.Гончаров    6+2 Р./р.

13

1

Жизнь  и творчества И.А.Гончарова

Знать биографию Гончарова, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).

30.09

14

2

«Свет» и « тени» в характере Обломова.

Уметь давать хар-ку Обломову, видеть сложность и противоречивость его образа, роль детали в хар-ке героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути персонажа, идейного содержания романа.

02.10

В2-5,С2

15

3

Трагический колорит в изображении судьбы Обломова

05.10

В2-5,С2

16

4

Сопоставление Обломова  и  Штольца  как средство выражения авторской позиции.

Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца.

07.10

В6-7,С1

17

5

Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание.

Уметь: конспектировать критические статьи

09.10

С2

18

6

Вн. чт. Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история»

12.10

В2

19

7

Р./р. Подготовка к написанию сочинения по роману  И.А. Гончарова «Обломов»

14.10

С5.1-С5.3

20

8

КС

Р./р. Написание сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов»

16.10

С5.1-С5.3

А.Н.Островский 9 ч.

21

1

А.Н.Островский. Жизнь и  творчество.

Уметь определять смысл заглавия, своеобразие системы образов

и степень усвоения материала

19.10

В1,С1

22

2

Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира.

Знать: как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы; о самодурстве как социально-психологическом явлении.

21.10

В3,2

23

3

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством»

23.10

В4.5

24

4

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» Кульминация и развязка трагедии

26.10

В4.5

25

5

Кульминация и развязка трагедии

Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа, определять кульминационный момент пьесы

28.10

С1,В6

26

6

Символика заглавия пьесы.

30.10

В7,С2

27

7

ДС

Оценка пьесы в русской критике

Уметь: конспектировать критические статьи

01.11

С1,2

28

8

Р./р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе «Гроза» Домашнее сочинение по пьесе «Гроза»

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмыслить, определить ее границы, полно раскрыть, обнаружить правильность речевого оформления

11.11

С5.1-С5.3

29

9

Вн.ч Драма А.Н.Островского «Бесприданница»

13.11

В1

И.С.Тургенев    11+2 Р./р.

30

1

Жизнь  и творчество И.С.Тургенева

Знать о личности и судьбе Тургенева, его творчестве, эстетических и этических принципах, глубоком психологизме его произведений.

16.11

В2

31

2

Базаров в системе действующих лиц

Знать, как отражены в романе политическая борьба

60-х гг., положение пореформенной России; смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику романа. Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом, выявлять общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия.

18.11

В3.4

32

3

Ум, твердая воля, громадное  самолюбие как отличительные черты главного героя.

Знать о Базарове как о типе, требуемом временем, уметь доказать, что герой романа-нигилист, , не выдержит испытание жизнью

20.11

В5

33

4

 Нигилизм  и нравственный максимализм Базарова.

Уметь выявить    оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее.

23.11

В6,С2

34

5

 Отношение автора к своему герою.

Уметь, анализируя текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, незаурядной, но ограниченной естественнонаучными рамками, отрицающей любовь, искусство, философию, религию.

25.11

В7,С1

35

6

Проблема поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романе

Уметь анализировать четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

27.11

В1-2

36

7

Отношение к природе и искусству.

30.11

В3

37

8

Своеобразие композиции.

02.12

В5,6

38

9

Испытание героев в сходных ситуациях.

Уметь видеть, работая с текстом, как автор заставляет героя пройти второй круг испытаний, повторяя прежний маршрут: Марьино-Никольское - родной дом; эволюцию и трагизм личности Базарова, тайный психологизм.

04.12

В7

39

10

Роль  диалогов.

07.12

В1,3

40

11

Споры вокруг романа.

09.12

В4

41

12 

КС

Р./р. Подготовка к написанию сочинения по роману

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст

11.12

С5.1-С5.3

42

13

Р./р. Написание сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст

14.12

С5.1-С5.3

Н.А.Некрасов    12ч.

43

1

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова

Знать биографию Н. А. Некрасова, особенности его творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения.

Знать о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния в поэме.

16.12

В8

44

2

Лирика Некрасова – воплощение страданий и дум, чаяний народа.

18.12

В9

45

3

Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой готовности к самопожертвованию.

21.12

В10

46

4

Некрасов о высоком назначении поэзии.

23.12

В11

47

5

Замысел и история создания поэмы «Кому на Руси жить  хорошо»

Знать историю создания поэмы.

25.12

В11,С3

48

6

Народно - поэтическая основа поэмы.

Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.

28.12

В12,С4

49

7

 Композиция поэмы  и стиль

Уметь выявлять лучшие черты русского национального характера в образе Матрены Тимофеевны, Гриши Добросклонова

13.01

В10

50

8

Философия народной жизни («Крестьянка»)

15.01

В12,С4

51

9

Тема судьбы России («Пир на весь мир»)

18.01

В8

52

10

Новаторство лирики Н.А.Некрасова      

20.01

В12,С4

53

11

ДС

Сближение поэтического языка с  разговорным, поэтических жанров с прозаическими. Домашнее сочинение по творчеству Н.А.Некрасова      

22.01

С5.1-С5.3

54

12

Широкое использование фольклора в творчестве Н.Некрасова

25.01

С4

55

1 ч. Контрольный тест по изученной литературе второй половины ХIХ века

27/01

Лирика Ф.Тютчева и А.Фета   6+2 Р./р.

56

1

Жизнь  и творчество Ф.Тютчева

Знать о романтической литературе второй половины XIX в., ее представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобразительно-выразительных средствах их произведений; о философском характере лирики Тютчева.

29.01

В10

57

2

Тютчев – поэт – философ. Трагическое ощущение мимолетности бытия.

3001.

В9

58

3

Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.

Уметь проводить сопоставительный анализ стихотворений

03.02

В8

59

4

Жизнь  и творчество А.А. Фета.  Традиционные  поэтические темы.

0502

В12

60

5

Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы.

08.02

В11

61

6

Музыкальность лирики А.Фета.

10.02

В10-11

62

7

КС

Р./р. Подготовка к написанию сочинения по лирике Ф.Тютчева и А.Фета

12.02

С5.1-С5.3

63

8

Р./р .Написание сочинения по лирике Ф.Тютчева и А.Фета

15.02

С5.1-С5.3

64

             1 ч. Жизнь и творчество А.К.Толстого.

                             Мажорный             тон, ясность и   гармоничность             поэзии. Стихия любви в лирике поэта.

Знать основные темы, мотивы и образы поэзии

А. К. Толстого

17.02

Ф.М.Достоевский         9+2 Р./р.

65

1

Жизнь  и творчество Ф.М.Достоевского

Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского, особенности творческого метода писателя: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь выступать с сообщениями о жизни и творчестве великого гуманиста

19.02

В1

66

2

Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе «Преступление и наказание».

Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа.

Уметь видеть в тексте романа художественные приемы создания образов.Знать специфику Петербурга Достоевского.  Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, ее развенчание.

22.02

В3

67

3

Бескомпромиссный поиск истины.

Знать, что изображение «маленького человека» и сострадание к нему порождено проблемой социальной несправедливости и обостренным гуманизмом писателя.

24.02

В6,С1

68

4

Боль за человека  как основа авторской позиции.

Уметь выявлять в процессе анализа место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение своей теории, всю ее безнравственность, борьбу добра и зла в душе главного героя; понимать роль снов Раскольникова в раскрытии идеи романа.

26.02

В4

69

5

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Выяснить, что сближает других героев с Раскольниковым, а в чём они отличны, какова их роль в романе

01.03

В5

70

6

Смысл его теории

Знать, что Соня - нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности: она спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду

03.03

В6,С1

71

7

Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира.

Понять важную роль эпилога в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории

05.03

В7,С2

72

8

 «Двойники» Раскольникова  и их художественная роль.

Увидеть мастерство Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание».

07.03

В6,С1

73

9

Вн.чт Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»

Знать, что Достоевский видел главную опасность в бездуховности и предупреждал об этом в романе «Идиот»

10.03

С1

74

10

КС

Р./р. Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

12.03

С5.1-С5.3

75

11

Р./р. Написание сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

15.03

С5.1-С5.3

М.Е.Салтыков – Щедрин    3ч.

76

1

Жизнь  и творчество М.Е.Салтыкова - Щедрина

17.03

В1

77

2

Замысел, проблематика  и жанр произведения  «История одного города»  

19.03

В4

78

3

Гротеск, черты антиутопии в произведении.

22.03

В5,С1

Н.С.Лесков      3 ч.

79

1

Жизнь  и творчество Н.С.Лескова. Тема праведничества в рассказе «Однодум».

01.04

В4

80

2

Герой, который  «возвышается над чертою простой нравственности». Язык рассказа

02.04

В5

81

3

Вн. чт. Н.С.Лесков «Очарованный странник»

05.04

В6

Л.Н.Толстой    19 ч.

82

1

Жизненный и творческий путь: основные этапы

Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему, определять, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской эпопеи, выявить основные приемы изображения солдат, офицеров, сражений

07.04

В2

83

2

 «Война и мир» - роман-эпопея

Знать историю создания и смысл названия произведения. Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета

09.04

В3-6

84

3

Народ и личность - одна  из главных проблем романа.

Уметь понять, что салонная жизнь светского общества -это , по мнению автора, неприемлемая норма жизни,

14.04

В4

85

4

Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями.

Уметь сопоставить любимые семьи автора; выяснить, какие черты семейных отношений близки ему. Знать, что семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что они патриоты; они близки к русскому народу

12.04

В3

86

5

Богатая внутренняя жизнь главных героев романа.

Уметь характеризовать путь нравственных исканий

А. Болконского, выявлять средства характеристики персонажа.

16.04

С1

87

6

Поиски смысла жизни главных героев романа

Уметь характеризовать путь нравственных исканий

П. Безухова, выявлять средства характеристики персонажа, видеть прием «диалектики души» в изображении героя.

19.04

В3-6

88

7

Душевная красота в понимании писателя

Уметь, работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других нелюбимыми, характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть прием «диалектики души» в изображении героини.

21.04

В5

89

8

Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия.

Уметь видеть роль приема антитезы в изображении

Л. Н. Толстым истинного и ложного патриотизма, анализировать эпизод романа.

23.04

В7

90

9

 «Мысль народная» в романе

26.04

В3

91

10

Вопрос о смысле исторического процесса и о границах человеческой воли

Знать роль Шенграбенского , Аустерлицкого сражений и Бородинской битвы для России

28.04

С1

92

11

Кутузов и Наполеон

Уметь видеть роль антитезы в изображении Толстым истинного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона,

30.04

С2

93

12

Правдивое изображение войны и основных её героев - простых солдат - как художественное открытие Толстого

Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Т. Щербатого и П. Каратаева - воплощение противоположных сторон русского национального характера.

03.05

В2

94

13

Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя

05.05

В5

95

14

Психологизм романа

07.05

В7

96

15

 «Диалектика души»

10.05

В3

97

16

Роль портретных деталей и внутренних монологов

12.05

В6

98

17

Картины природы в романе

Знать, как художественные особенности романа «Война и мир» определяются жанром произведения

14.05

В4

99

18

Мировое значение творчества Л.Н.Толстого 

Знать, как художественные особенности романа «Война и мир» определяются жанром произведения

17.05

С5.1-С5.3

100

19

ДС

Подготовка к домашнему сочинению по роману  Л.Н. Толстого «Война и мир»

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить текст сочинения (речь орфография, пунктуация).

19.05

101

20 ч.

Вн.чт. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

21.05

С2

Зарубежная литература 4 ч.

Знать основной конфликт пьесы и способы его раскрытия через систему образов, принципы группировки действующих лиц, находить средства характеристики персонажей

102

1

Английская литература ХIХ века(Дж.Г.Байрон «Корсар»,Ч.Диккенс «Большие надежды»,О. Уайльд  Сказки

Знать основные тенденции в развитии зарубежной - литературы второй половины XIX в.

24.05

В3-4

103

2

Французская литература ХIХ века(О.Де Бальзак «Шагреневая кожа»,Стендаль «Красное и черное»,П.Мериме «Кармен»)

26.05

В5-6

104

3

Французская литература ХIХ века (В.Гюго «Собор Парижской богоматери»,Г.Флобер «Госпожа Бовари»)

28.05.

105

4

Немецкая литература ХIХ века (Гофман «Крошка Цахес ,по прозванию Цинобер»,Гейне Лирика. Э.По»Убийство на улице Морг»

3005

С1-2

Содержание программы учебного предмета

Наименование раздела

Основные изучаемые вопросы

1.

Введение

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Обзор русской литературы первой половины XIX в.

2.

А.С.Пушкин

Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Общая характеристика  лирики поэта. Философское осмысление вопросов о жизни, ее смысле в лирике поэта. Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история. Конфликт личности и государства в поэме

3.

М.Ю.Лермонтов

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Мы рождены для вдохновенья ..». Молитва как жанр в лирике.

4.

Н. В. Гоголь

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Повесть «Невский проспект» Тема столкновения мечты и действительности (романтизм и реализм в повести).

5.

Обзор русской литературы  2 половины 19 века

Русская литература и общественная мысль второй половины XIX в.

6.

А.Н.Островский

Художественный мир А. Н. Островского. Драма «Гроза». Своеобразие конфликта. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе» Город Калинов и его обитатели. «Такая уж я зародилась горячая». Трагедия и духовное самосознание Катерины. Кульминация в развитии основного конфликта. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, А.А.Григорьева

7.

Ф.И.Тютчев

Ф. И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Философский характер лирики. «Стихи Тютчева о природе - почти всегда страстное признание в любви». «О как на склоне наших лет..» Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

8.

А. А. Фет

А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетические принципы. «У любви есть слова, те слова не умрут». Любовная лирика Фета.

9.

И.А.Гончаров

Художественный мир И. А. Гончарова. Личность писателя. «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость. Андрей Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская. Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым, А.В.Дружининым. «Обломовщина» как общественное явление.

10.

И. С. Тургенева

Художественный мир И. С. Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эстетические и этические позиции, участие в журнальной полемике. Роман «Отцы и дети». История создания романа «Отцы и дети», проблематика и поэтика. Дворянство в изображении Тургенева. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». Базаров-герой своего времени. «Меж ними все рождало споры...». «Отцы» и «дети» в романе. Сторонники и противники Базарова. Роман «Отцы и дети». Сила и слабость Евгения. Базарова. «За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье». Любовь в романе «Отцы и дети».  Жизненные испытания главного героя романа. «Умереть так, как умер Базаров-все равно, что сделать великий подвиг»

11.

А. К. Толстой

Обзор жизни и творчества А. К. Толстого. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого

12.

Н.С.Лесков

«Лесков - самобытнейший писатель русский» Поэтика сказа «Очарованный странник». «Русский человек со всем справится». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

13.

М.Е.Салтыков – Щедрин

Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Очерк творчества. Роман «История одного города» как сатирическое произведение.

14.

Н. А. Некрасов

Художественный мир Н. А. Некрасова. Личность и судьба. Место в литературном процессе. Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме  Многообразие крестьянских типов в поэме. «Есть женщины в русских селеньях...». Образ Матрены Тимофеевны. Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Образ Гриши Добросклонова.

15.

Творчество писателей народов России

Вн.чт. «Поборник разума и красоты»

Судьба и творчество осетинского поэта Коста Хетагурова. Основные темы творчества. Сборник «Осетинская лира»

16.

Ф.М.Достоевский

Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода. Роман «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие романа. Петербург Достоевского в романе. Социальные и философские источники преступления Раскольникова .Проблема «маленького человека» и социальной несправедливости в романе. Гуманизм писателя. «Тварь ли я дрожащая или право имею?»Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» и « антиподы»  Раскольникова. «Вечная Сонечка»

Значение образа Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание". Сопоставление Раскольникова и Сони. «Их воскресила любовь»Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание» «Общий дух романа - это тайна автора». Мастерство Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»..Вн.чт. «В первый раз человека увидала». Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Проблемы и герои романа.

17.

Л.Н.Толстой

Художественный мир Л. Н. Толстого. Личность и судьба Л. Н. Толстого. Религиозные и нравственные искания. Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Война и мир». История создания романа Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе. Изображение дворянского общества в романе-эпопее «Война и мир». Салон А.П.Шерер. «Мысль семейная» в романе.  Сопоставление и противопоставление семьи Ростовых, семьи Болконских и семьи Курагиных. «Дорога чести» Андрея Болконского» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Путь исканий Пьера Безухова в романе

Л. Н. Толстого «Война и мир». Изображение военных действий в романе. Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. Бородинская битва. Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»). «Более всего я любил мысль народную». Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. «Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир». Поиски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью. Исторический аспект изображения жизни (обращение к реальным историческим событиям). Философский и нравственный аспекты изображения жизни.

18.

А.П.Чехов

Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблема протеста против общественной пассивности в рассказах «Дом с мезонином» и «Палата № 6». Проблематика и поэтика цикла рассказов А. П. Чехова «Маленькая трилогия». Душевная деградация человека в рассказе    А. П. Чехова «Ионыч». Особенности чеховской драматургии. Новый театр. Пьеса «Вишневый сад»: История создания, Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Тема увядания дворянских гнезд в пьесе «Вишневый сад» .Основной конфликт и система образов-персонажей Романтизм и реализм в русской литературе 19 века

19.

Зарубежная литература второй половины XIXв.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX в.  Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Новелла Ожерелье». Жизнь и творчество Г. Ибсена.,  А. Рембо. Драма «Кукольный дом», Стихотворение «Пьяный корабль».

Формы и средства контроля

№ п.п.

Тема

Форма контроля

Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов» 

классное сочинение

Сочинение по пьесе «Гроза»

домашнее сочинение

Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

классное сочинение

Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова      

домашнее сочинение

Сочинение по роману  Л.Н. Толстого «Война и мир» 

домашнее сочинение

Сочинение по лирике Ф.Тютчева и А.Фета.

классное сочинение

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» .

классное сочинение

Контрольный тест по изученной литературе первой  половины ХIХ века

контрольный тест

Тест. Литература первой половины XIX века. 10 класс.

Вариант 1.

1. Назовите годы жизни А.С.Пушкина

А) 1802-1841

Б) 1789-1828

В) 1799-1837

Г) 1805-1840

2. Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?

А) «К другу стихотворцу»

Б) «Мечтатель»

В) «Воспоминания о Царском Селе»

3. Какие стихотворения А.С.Пушкина посвящены теме поэта и поэзии?

А) «В Сибирь»

Б) «Памятник»

В) «Пророк»

4.Соотнесите стихотворения А.С.Пушкина с мотивами лирики поэта.

А) Тема поэта и поэзии

Б) Вольнолюбивая лирика

В) Любовная лирика

А) «Поэт и толпа», «Пророк»

Б) «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»

В) «Анчар», «Вольность»

5. Из какого поэтического произведения А.С.Пушкина взят приведённый ниже отрывок?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

А) «Евгений Онегин»

Б) «Осень»

В) «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

6. Какой из приведённых эпиграфов относится к  повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

А) «И жить торопится, и чувствовать спешит»

Б) «Береги честь смолоду»

В) « На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

7. Основная тема поэмы «Медный всадник»

А) Противоборство личности и государства

Б) Тема любви

В) Тема верности «маленького человека»

8. Какую оценку Петру Первому даёт автор в поэме «Медный всадник»?

А) Пётр – великая личность

Б) Пётр- деспот, тиран

В) Двойственная оценка Петра

9. Какова роль вступления к поэме «Медный всадник»?

А) представлен один из ликов Петра Первого – человека и государственного деятеля

Б) Описана история любви Евгения и Параши

В) Описана жизнь Евгения

Г) Описано противостояние Евгения и Петра

10. М.Ю.Лермонтов родился

А) В Тарханах

Б) В Петербурге

В) В Москве

Г) В Пятигорске

11. В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1830 году?

А) В Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге

Б) В Московский университет

В) В Царскосельский лицей

Г) В Петербургский университет

12. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова явилось ответом на убийство А.С.Пушкина?

А) «Поэт»

Б) «Дума»

В) «Смерть поэта»

13.Назовите основной мотив в лирике М.Ю.Лермонтова

А) Зависть

Б) Свобода

В) Одиночество

Г) Усталость

14. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведений М.Ю. Лермонтова

А) И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам….

Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.

Б) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

В) Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты – его паденья час!

Г) Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз

Д) О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

 

А) «Родина»

Б) «Бородино»

В) «Смерть поэта»

Г) «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

Д) «Дума»

Вариант 2.

1. В каком городе родился А.С.Пушкин?

А) В Петербурге

Б) В Москве

В) В Киеве

Г) В Туле

2. Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?

А) «К другу стихотворцу»

Б) «Мечтатель»

В) «Воспоминания о Царском Селе»

3. Какие стихотворения А.С.Пушкина можно отнести к вольнолюбивой лирике?

А) «Пророк»

Б) «К морю»

В) «К Чаадаеву»

4.Соотнесите стихотворения А.С.Пушкина с мотивами лирики поэта.

А) Тема поэта и поэзии

Б) Вольнолюбивая лирика

В) Любовная лирика

А) «Пророк», «Поэт»

Б) «Я вас любил», «Не пой, красавица при мне»

В) «Арион», «В Сибирь»

5. Из какого стихотворения А.С.Пушкина взяты эти строки?

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты верного свиданья…

А) «К Чаадаеву»

Б) «Вольность»

В) «Поэт»

6. Соотнесите эпиграфы с литературными произведениями

А) «Береги честь смолоду»

Б) « На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

В) «И жить торопится, и чувствовать спешит»

А) «Евгений Онегин»

Б) «Ревизор»

В) «Капитанская дочка»

7. Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник»

А) Между человеком и стихией

Б) Между личностью и государством

В) Между разумом и чувством

8. Какую оценку Петру Первому даёт автор в поэме «Медный всадник»?

А) Пётр – великая личность

Б) Пётр- деспот, тиран

В) Двойственная оценка Петра

9. Действие поэмы «Медный всадник» происходит

А) В Петербурге

Б) В Москве

В) В Коломне

10. М.Ю.Лермонтов жил

А) 1814-1841

Б) 1824-1840

В) 1812-1837

11. За что М.Ю.Лермонтов в 1837 году был сослан на Кавказ?

А) За непочтительные отзывы о членах царской фамилии

Б) За революционную деятельность

В) За стихотворение «Смерть поэта»

12. Какое произведение сделало М.Ю.Лермонтова знаменитым?

А) «Парус»

Б) « Герой нашего времени»

В) «Смерть поэта»

13.Назовите основной мотив в лирике М.Ю.Лермонтова

А) Зависть

Б) Свобода

В) Одиночество

Г) Усталость

14. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведений М.Ю. Лермонтова

А) Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз

Б) Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты – его паденья час!

В) И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам….

Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.

Г) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Д) О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

А) «Родина»

Б) «Бородино»

В) «Смерть поэта»

Г) «Дума»

Д) «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

Перечень учебно-методических средств обучения

 Литература для учителя:

1.Ю.В. Лебедев, М.Б. Кузнецова «Литература» 10 класс, издательство «Просвещение», 2001 г. в книге методических рекомендаций содержится перечень основных проблем, необходимых при анализе программных произведений литературы 19 века. Каждая тема завершается вопросами и заданиями разнообразного характера, которые помогут выявить знания учащихся и стимулировать их творческий поиск.

2.И.М. Скоркина «Литература» 10 класс. Поурочное планирование. Издательство «Учитель – АСАР», г. Волгоград, 2002 год.

3.И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 10 класс в двух частях. Издательство Москва «ВАКО», 2004 год. Издание содержит подробный развернутый план урока, дополнено справочными и типовыми материалами, информацией и вариантами тем уроков.

4.«Конспекты уроков для учителя литературы в 10 классе в двух частях. Издательство «Гуманитарный издательский центр» г. Москва. Книга содержит готовые к использованию разработки уроков, снабженная мемуарами и необходимой библиографией. 

5.Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Ю.И.Лыссый, Г.И.Беленький,Л.Б.Воронин.-М.:Мнемозина,2010

6.Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Михайлова Т.И.  Поурочные разработки по русской литературе .      10 класс. В 2-х частях. – М.: «Вако», 2009

7.Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2007

8.Энциклопедия для детей.  Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2002

9.П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2002

10.Уроки русской

Литература для ученика:

1.        АбрамовичС. Л. Пушкин в 1836 году. Л.. 1989.

2.        Архангельский А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина «Медный всадник».М., 1990.

3.        Андреев-Кривич С. А. всеведенье поэта. М., 1973.

4.        Позольская И. И. М. Ю. Лермонтов. М., 1993.

5.        Манн В. В. В поисках живой души. М., 1987.

6.        Энциклопедия для детей.Т.9. русская литература. Ч. 1. М., 1998.  

7.        Энциклопедия для детей.Т.7. русская литература. Ч. 1. М., 1998.

8.        Фогельсон И. А. Литература учит. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....