САМОАНАЛИЗ. Преподавание предметов «РУССКИЙ ЯЗЫК» и "ЛИТЕРАТУРА" в 10-11 классах (профильный уровень).
элективный курс (11 класс) на тему
Каждый из вынужден писать отчёты. Здесь представлен отчёт по элективному курсу "Литературная критика и краеведение".
Использование вариативной части направлено на углубленное изучение тематических блоков и практических задач по русскому языку и литературе в соответствии с вышеуказанной программой.
Эта программа направлена на реализацию запросов социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_elekt_kurs.docx | 7.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность…
САМОАНАЛИЗ
Фамилия, имя, отчество: Голобородько И.Э.
Образование: Таганрогский государственный педагогический институт, 1998 г., по специальности русский язык и литература, преподаватель русского языка и литературы
Стаж работы, педагогический стаж, по данной должности: 15 лет, стаж работы в МБОУ Сухо-Сарматской – 4 года
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
Преподавание предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» и "ЛИТЕРАТУРА" в 10-11 классах (профильный уровень).
Преподавание русского языка и литературы ведется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (Вестник образования. № 12, - 2004г. Стр. 71-84.)
Программа для средней (полной) школы (профильный уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой. Преподавание русского языка осуществляется в 10 и 11 классах по учебнику под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Грамматика. Текст. Стили речи».
По предмету "литература" используется программа для общеобразовательных учреждений, авторы которой В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина под ред. В.П. Журавлёва и учебник для общеобразовательных учреждений /под ред. В.П. Журавлева/. В 2-х частях. М., Просвещение, 2009. … Дополнительная литература: Еремина О. А. Литература. 11 класс, поурочные разработки, книга для учителя, учебник Лебедева Ю.В. (авторы Лебедев Ю.В., Романова А.Н.) Также учителем разработана рабочая программа, которая содержит подробные поурочные разработки, тематическое планирование для 10-11 классов (Профильный уровень).
Обучение в старшей школе составляет 2 года, и приоритетным остается реализация гуманитарной направленности образовательного процесса школы. В образовательной области «Филология» в соответствии с образовательной программой школы реализуется система углубленного изучения русского языка и литературы. Предмет «РУССКИЙ ЯЗЫК» преподается на профильном уровне: 3 часа в 10 классе, 3 часа в 11 классе. Литература: 4 часа + 1 (элективный курс) в 10 классе; 4 часа +1 (элективный курс) в 11 классе.
Использование вариативной части направлено на углубленное изучение тематических блоков и практических задач по русскому языку и литературе в соответствии с вышеуказанной программой. Данная программа направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовки школьников к сознательному выбору профессий с последующим специальным образованием. В 10 и 11 классах 1 час в неделю проводится по специально разработанной программе элективного курса "Литературная критика и литературное краеведение", отражающего региональный компонент Донского края. Это позволяет уделить особое внимание не только произведениям донских писателей, но и глубоко и полно изучить судьбу и творческий путь самих донских авторов. С Донским краем связана судьба таких русских писателей, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.М. горький, В.В. Маяковский, М.А. Шолохов... Познакомить ребят с малоизвестными страницами художественных произведений, с жизнью и творчество пребывавших и живших на Дону писателей, с воспоминаниями очевидцев и современников, характеризующих писателей и поэтов с новой для нас точки зрения, критическими статьями, содержащими большое количество разнообразного материала, помогающего аналитическому осмыслению, призвано литературное краеведение. Оно является не только составной частью регионального компонента по донской литературе, но и представлено в расширенном и углубленном аспектах. За основу для разработки программ курса взяты программы элективных курсов по литературе, разработанные и апробированные учителями школ Ростовской области под научным и методическим руководством специалистов РИПК и ППРО.
Предлагаемый спецкурс призван дать учащимся представление о литературной летописи Дона, пробудить в них интерес к жизни родного края, сформировать потребность правильно оценивать общественную роль художественных произведений, воспитать высокие патриотические чувства.
В курсе литературы 10 класса изучаются новые факты биографии писателей и поэтов XIX века, их произведения, в курсе литературы 11 класса – творчество писателей и поэтов XX века. В связи с этим спецкурс о пребывании на Дону, творчестве писателей и поэтов XIX, XX века является его логическим дополнением и расширением.
Увеличение часов также позволяет более эффективно использовать современные педагогические технологии обучения русскому языку и литературе в условиях углублённого и профильного изучения предмета (проектные, модульные технологии, организация творческой лаборатории и т.д.).
"Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие"- эти слова Галилео Галилея как нельзя лучше подходят к современной концепции образования, которая ставит своей целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности через формирование ключевых компетенций школьников.
Как же помочь ребёнку стать компетентным? Посредством задач, которые предстоит решать на занятиях спецкурса:
- Познакомить обучаемых с творчеством писателей-краеведов Дона;
- Формировать способность искать и находить в художественных текстах родной свет Донской земли, то есть совокупность исторического, природно-климатического, а также приметы языкового характера;
- Научить находить и анализировать в произведениях русских писателей и поэтов впечатления, которые производила на них Донская земля во время их пребывания на Дону;
- Расширить кругозор и лексический запас учащихся за счёт изучения произведений донских писателей (пословицы, поговорки;
- Познакомить с лексикой, диалектной фразеологией, особенностями быта и обычаев донского казачества.
Результаты (универсальные ЗУН)
- Знать и понимать содержание изученных произведений
- Знать основные факты из жизни донских писателей
- Понимать основные закономерности историко-литературного процесса
- Знать и понимать основные теоретико-литературные понятия, связанные с литературой Дона
Уметь
- Воспроизводить содержание литературного произведения
- Анализировать и доказательно интерпретировать художественное произведение, используя сведения по теории и истории литературы
- Соотносить художественную литературу с общественной жизнью России и Дона
- Сопоставлять литературное произведение с его различными критическими и научными интерпретациями
- Аргументированно высказывать своё отношение к литературному произведению
- Писать рецензии на литературные произведения различных жанров и стилей, создавать сочинения-рассуждения
- Определять литературные места г. Таганрога Ростовской области
Формы обучения
Этого можно добиться при использовании образовательных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, развитие критического мышления, познавательную активность. Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников; Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей.
Ожидаемые результаты:
- Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета
- Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
- Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по преподаванию элективного курса
- Доклады, выступления на заседаниях ШМО, ГМО участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Практический результат:
- Победитель районного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по литературе (Балеева Екатерина 11 класс.)
- Призёр районного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (Неткачева Мария 11 класс)
- Победитель областного (заочного) этапа Регионального конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
- Пробный экзамен по русскому языку показал 100% успеваемость, средний балл 60, 2.
Распространение опыта работы.
В течение 2013-2014 уч.года опубликовать методические разработки, статьи на образовательных Интернет-порталах
Формирование в ходе обучения познавательной активности школьников – одна из важных задач учителя. Стремление к знанию, учебной деятельности может быть вызвано разнообразными педагогическими приёмами, методиками, современными технологиями развивающего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения
Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения.«Метод п...
Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения
Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения. «Метод проекта» рас...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципа...
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО
Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...
Презентация "Специфика преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" в соответствии с обновленным содержанием ФГОС ООО"
В презентации рассматривается специфика обновления содержания и методик преподавания предметов "Русский и язык" и "Литература". При создании презентации использовался видеоматериал...