Формирование личностных УУД на уроках чувашского языка в начальных классах.
статья по теме
Изменения, происходящие в современной социальной жизни при внедрении ФГОС НОО, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. В своей работе я хочу показать, как я на уроках чувашского языка развиваю личностные учебные универсальные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokakh_chuvashskogo_yazyka.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроках чувашского языка в начальных классах
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе, является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы. Чувашский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается в 1 классе, чтобы быть успешным, должно решать следующие задачи:
1) Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.
2) Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
3) Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.
Формирование УУД в начальных классах осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся предоставляет определённые возможности для формирования УУД.
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу и учебные действия.
УУД – это способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяющих сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Далее рассмотрим, каким образом происходит формирование универсальных учебных действий на уроках чувашского языка в начальной школе.
Более подробно остановимся на формировании личностных УУД средствами чувашского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на чувашском языке (как его имя, фамилия, сколько ему лет, где он живет, в каком классе он учится, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями чувашского народа, героями говорящими на чувашском языке, жизнью сверстников . На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Для того, чтобы ученик смог ответить на вопрос «зачем я учу чувашский язык?», «зачем я выполняю это упражнение?», «чему я научился на уроке?» необходимо его заинтересовать. Обучение чувашскому языку на раннем этапе строится на основе игр, которые представляет собой не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения.
В курсе «Чувашский язык» предусмотрены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о России, Чувашии, о родном крае, традициях своего народа, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, нашей Республики, памятниками старины и их создателями и узнают о великом достоянии нашего народа — русском и чувашском языках.
Например:
В программу 1 класса включены такие темы для общения :- социально-бытовая сфера общения (Я и моя семья. Дом. Квартира, комната. Одежда и обувь. Питание человека. В магазине. Овощи и фрукты. Мои любимые игрушки. Цвета. Счет. Любимая еда. Мой друг.);
- учеба и труд (Школа. Учебные принадлежности. Увлечение чтением, музыкой.);
- природа (Времена года. Погода. Растения. Домашние животные и птицы. Дикие животные и птицы. Лес, его дары.);
- культурная жизнь (Песни, стихи, рифмовки, игры: языковые и речевые.);
для 2 класса: - социально-бытовая сфера (Я и моя семья. Моя квартира, комната, кухня, ванная. Взаимоотношения с друзьями. Профессии. Мой город. В магазине. Одежда и обувь. Продукты питания. В деревне. Домашние животные. В огороде и саду. На даче.);
- учебно-трудовая сфера (Распорядок дня. В школе. Поведение в школе и на уроках. Дежурство в классе. После уроков. В свободное время. Работа дома. Каникулы. Работа в огороде.);
- социокультурная сфера (Растительный и животный мир. Погода. Времена года. Праздники. Новый год. День рождения. Мамин день. 23 февраля);
- игровая сфера (Летние и зимние забавы. Языковые и речевые игры, песни, считалки, стихи, рифмовки);
для 3 класса: социально-бытовая сфера (Помощь родителям по дому. Уход за домашними животными. Мои друзья. Город. Улица. На заливе. Свободное время. Мое хобби.
Магазины. Покупки. Новый Год. Спорт. Транспорт.);
_ учебно-трудовая сфера общения (Школьная жизнь. Учебные принадлежности и предметы. Расписание. Классная комната. Школьная форма. Распорядок дня.Взаимоотношения учащихся и учителей. Занятия после школы. Кружки. Каникулы. На летних каникулах: в деревне, в городе, на курорте, в лагере, в Москве. Любимые занятия: телевидение, музыка, чтение).
__ социокультурная сфера общения (Природа. Растительный мир. Погода. Времена года. Отношение к природе. Чувашский наряд. В музее, театре.)
УМК (Учебно-методический комплекс) по чувашскому языку автора Г.В. Абрамовой нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Учебник дает возможность использовать разнообразные формы организации учебной деятельности. В нем предусмотрена работа в парах и группах, самостоятельная работа детей, совместная с учителем учебно-познавательная деятельность. Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.
В конце работы хочу познакомить с памяткой для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий:
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование личностных УУД на уроке иностранного языка»
Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе,...
Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы
Доклад Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы...
Формирование личностных УУД на уроках ин.языка
Это материал для работы по ФГОС на уроках ин.языка....
Программа формирования личностных УУД с использованием краеведческого материала на уроках русского языка в начальных классах
Программа по формированию личностных УУД...
Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка
Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...
Формирование личностных УУД на уроках английского языка
Презентация рассказывает о том, какими способами формируются личностные УУД....
Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения
Доклад по теме "Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения"...