Урок – мастерская с элементами технологии РКМ по рассказу Шэла Сильверстейна "Щедрое дерево"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Шэла Сильверстейна, урок -мастерская с использованием элементов ТРКМ. Современные школьники мало читают, заинтересовать чтением становится труднее. Материал данного урока знакомит с небольшими по объему произведениями, которые по силам шестиклассникам, не утомят их. Проблемы, раскрываемые по мере знакомства с текстами, не оставляют равнодушными обучающихся, заставляют на многое взглянуть по-новому; анализируя поступки героев, быть  и самокритичными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.68 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-мастерская с элементами технологии РКМ по рассказу Шэла Сильверстайна «Щедрое дерево»

Тема.  Скажи: какой ты след оставишь?

Цель

  • Дидактическая  - способствовать формированию основных умений анализа художественного произведения(выразительное чтение, определение главного(тема-идея) с использованием ключевых слов); понимать проблему в целом, способствовать развитию речевых, формированию коммуникативной компетенции. 
  • Развивающая – работать над развитием умений выделить главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; совершенствовать способности к развитию мышления, памяти и внимания, выделения существенного, составления обобщения, ценностного отношения обучающихся к человеку.
  • Воспитывающая -

- воспитание нравственных качеств учащихся, через анализ текста вывести на понимание того, как важно быть добрым и щедрым душой, проявлять заботу о близких, дорогих нам людях, воспитывать чувство самокритичности;

 - воздействие содержания текстов, языковых средств на чувства, мысли(речь) ученика.

Эпиграф.

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Л.Мартынов.

Оргмомент.  Психологический настрой.

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем!

О том, что знаешь хорошо и хорошо не очень.

О чем-то знаешь ты, а что-то мне известно.

- Поговорим?

-Поговорим! Нам будет интересно.

Слово учителя.

Притча, ставшая классикой. Она входит в школьные программы многих стран мира. Ее читают в дошкольных учреждениях и цитируют во время проповедей. Прочтете быстро, а вспоминать будете на протяжении всей жизни. Такая книга должна быть в каждой семье. Я говорю о книге американского писателя Шела Сильверстайна «Щедрое дерево». Она рассчитана на читателей всех возрастов.(Слайды1,2)

Сегодня мы познакомимся с этим произведением поближе и подумаем, какие качества делают человека человеком.

М.Горький называл литературу «сердцеведением», и как учитель литературы,

Хочу я научить простому:

Любить родных,

Не предавать друзей.

Готова подарить любому

 частицу «Я» души своей.

Вызов-индукция. (Вызов(изТРКМ) уже имеющихся  знаний по изучаемому вопросу, активизация  учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему  известно по изучаемому вопросу). Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения(этап актуализации знаний  в данной области), выбор проблемы для исследования.

          ? – Давайте вспомним, о ком и о чем вас заставил задуматься рассказ Толстого «Бедные люди»,    изученный на прошлом уроке? (О людях, которые жили очень бедно, имели пятерых своих детей и взяли еще двоих умершей соседки; о взаимоотношениях людей, живших по соседству)

      ?- Назовите, какие качества характера проявили бедный рыбак и его жена Жанна?

(смелость, доброту, любовь, заботу)

       «Самоконструкция» - осмысление – индивидуальное создание гипотезы, решения. (Сохранение  интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Непосредственный контакт с новой информацией, работа ведется индивидуально или в парах)

? – Как вы думаете, какое слово в названии  обращает на себя внимание и как название «Щедрое дерево» соотносится с тем, о чем вы размышляли на предыдущем уроке?

(«ЩЕДРОЕ». Там тоже говорилось о щедрости, только о щедрости души людей, бабушки героя)

? – А кто герои притчи?

(Мальчик и Яблоня)

? –Как коротко передать содержание произведения этого?

(Элемент ТРКМ – нахождение ключевых слов)

-В нескольких словах  передайте содержание. Для этого нужно в тексте отыскать слова, которые помогут выполнить задание.

- Посоветуйтесь сначала с соседом, а затем в группе.

(Яблоня- полюбила, была счастлива. Мальчик – играл, качался, ел, спал, собрал, срезал, спилил, унес, устал)  

(Показ слайдов)

-Кто из них вызывает у вас особые симпатии и почему?

- Выскажите кратко мысли и чувства, которые вы испытали во время чтения. Что вы ощущали, чувствовали? (Было очень жаль Яблоню. А Мальчик не видел этого)

- А почему у вас такое разное отношение?

- Яблоня – это что? (Дерево)

 - Оно живое?! Зато как можно ее охарактеризовать по ее отношению к Мальчику?

- Подумайте, каких человеческих качеств не проявил Мальчик, будучи Человеком?

-Что мы видим?! Человеку не хватило человечности.

- Почему грустен финал у рассказа? Почему взрослый уже Мальчик один совсем?

(Он никого, кроме себя не замечал, наверное, и к нему так же стали относиться)

? - Вы бы могли что-то посоветовать Мальчику? Выберите из высказываний, пословиц, которые вы готовили дома.

- Что бы вы сказали ему?

- Как же теперь встречает Яблоня-пень своего взрослого Мальчика? Она простила его? (Она и теперь рада ему. Она всегда ждет его. Конечно, простила, ведь Яблоня любит его).

- Какие слова характеризуют состояние души Яблони? («Она была счастлива»)

- Кто же был по-настоящему счастлив в этом рассказе? Чье счастье оказалось сиюминутным и почему, а чье - постоянным?

-Чем вы можете подтвердить? (Счастье Яблони было постоянным, потому что она живет им, всегда думает о нем.Поэтому она всегда рада Мальчику)

- А Мальчик? (Он приходит, только когда ему это надо, и счастлив, только когда взял то, за чем приходил)

- Никого она, Яблоня, не напоминает вам? Кто всегда все прощает нам, всегда нас любит? (Мама)

 - Послушайте притчу о маме. (Выразительное чтение Притчи подготовленными учащимися)(Текст в  Приложении).

- Какими словами вы сказали бы о материнской любви к детям? Какая она, мама твоя?(каждый говорит одним словом Материнская любовь -«Большая, безграничная, бескорыстная и т.д.», Мама «Добрая, великодушная, заботливая, красивая, милая, родная»)

Социоконструкция.

- Давайте послушаем песню, отдохнем (Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «Дежурный по апрелю» (Слайды, на которых весна, апрель, мама с маленьким ребенком, с ребенком постарше, взрослым сыном, с сыном, который вдали  от нее, и вот уже старенькая мама)

- А какие взаимоотношения у сына и матери из этой песни? (мама скучает, сын успокаивает ее, они берегут друг друга)

- На минутку задумайтесь, а как вы относитесь к своим мамам?..

- Разве не о таких родственных связях идет речь в рассказе Ш.Сильверстайна «Щедрое дерево»? (дети рассуждают о том, что в самом деле Яблоня, как мама, все прощала Мальчику)

- Давайте вернемся к названию произведения. Какой смысл заключает в себе заглавие? Почему же так названо? Какие варианты названия вы бы могли привести?

- Да, щедрость души проявила Яблоня. А человеку не хватило щедрости, потому что…Продолжите, почему? Обменяйтесь мнениями с соседями по группе. (Он жадный, эгоист, неблагодарный, избалованный)

Социализация – выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка)

- И вот Яблоня всего-навсего пень.  Жалко?(слайд)

-Кто виноват в произошедшей истории: Мальчик? Яблоня?

(Мнения разделились: идет спор)

- Если вы были внимательны, то я несколько раз назвало «Щедрое дерево» притчей.

- А вы знаете, что такое притча?

- Можно назвать это произведение притчей? (дается определение)

- Чему оно учит? У кого-то есть высказывания, пословицы ? (из домашнего задания)

 (Реализация домашнего задания. Дети зачитывают мудрые мысли известных людей, пословицы, комментируют их)

- Найдите  слово, которое несколько раз употребляет автор, говоря о Яблоне? («Счастлива»)

- Отчего же счастлива Яблоня, если ей всегда приходилось отдавать? (Ей и «отдавать» было в радость. Счастлива тем, что просто видела Мальчика, ведь она скучала. Оттого что была полезна своему неблагодарному Мальчику).

Разрыв – внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.

- А вот история, с которой нас знакомит  В.П. Астафьев в рассказе «Записка».

Чтение первых двух предложений.

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

- Если не знать продолжения, то о ком  бы вы подумали так написано в записке? (о каком-то домашнем животном, которого некуда деть: собачке, кошке)

Чтение всего рассказа В.Астафьева «Записка».

- Так о ком так написано? Кто автор этой записки? ( О родной матери. Родной сын).

- Что можно сказать о таком человеке?

-Какие  чувства испытываете?

-Как восприняли назидание автора?

- Можно ли защитить сына? Попробуйте.

- Какое самое страшное слово в рассказе? Почему? («забыл». Ответы свелись  к тому, что сына нельзя назвать человеком)

- Можете привести примеры художественных произведений, прочитанных вами, о неблагодарном отношении выросших детей к старым родителям? (Назвали Басню Толстого «Старый дед и внучек»)

Афиширование.

- Как бы  вы изобразили на схеме, на рисунке мысль о том, что от человека зависит, какой он след оставит на земле: какие качества делают человека человеком?  

(Человек – солнце, лучи которого «доброта» «любовь», «благодарность», «забота о близких», «чуткость». Человек – дерево с листочками -  «доброта» «любовь», «благодарность», «забота о близких», «внимание к людям», «вежливость» и др. Человек идет, оставляя следы, на которых слова «любовь», «счастье»)

-Значит, от человека зависит, как он пройдет  по жизни: согреет кого своим теплом, посветит кому в жизни ярким лучиком, осчастливит кого.

-А что такое «счастье»? Что необходимо для того, чтобы счастливы были все?

(Шестиклассники высказываются: «это когда хочется петь, смеяться, или подарили то, что так сильно хотел; когда в семье весело, когда хочется всем только радость дарить.

Надо быть добрыми, воспитанными, вежливыми, внимательными, благодарными»)

            - Вы абсолютно правы. Как порой мало надо, чтобы поднять человеку настроение,

поддержать   его в трудную  минуту, проявить только чуточку внимания, заботы,   благодарности.  

             У В.Тушновой есть замечательные строки: (слайд)

Это зря говорится,

Что счастливым надо родиться.

Надо  только, чтобы сердце

Не стыдилось над счастьем трудиться,

Чтобы не было сердце лениво, спесиво,

Чтоб за каждую малость оно говорило «спасибо»

Рефлексия.

- Какие чувства унесете вы сегодня в сердце своем?

- Поделитесь, кто или что вас особенно затронул на уроке, о чем вы задумались?

Составьте СИНКВЕЙН (из ТРКМ ).

Домашнее задание.

Будут ли счастливы Мальчик и герой Астафьева? Может быть, они опомнятся?

  1. Написать творческую работу «Письмо Мальчика Яблоне»;
  2.  Почитайте о самом авторе, другие его произведения.

Литература

  1. Викентьева, И. Ода синквейну / И. Викентьева // Перемена. 2002. №3.
  2. Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. СПб., 2003.
  3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир.Бек, И.В. Муштавинская.М., 2004.
  4. Окунев А.А.Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – ( Новое образование).
  5.  Педагогические мастерские по литературе /СПб группа "Новое Образование" 2000
     Под ред. А.Н. Сиваковой, - С-Пб: Изд-во "Корифей", 2000г,
  6. Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»

Приложение 1.

Притча о маме.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

Приложение 2.

В. Астафьев Рассказ «Записка»
   
  "На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна".

 Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

    В наши  дни,  в век, так  сказать, энтээра,  из старой русской деревни,
подбив  продать  домишко, родной  сынок  привез  в  город собственную  мать,
неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.
 
 В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту
самую  записку,   как   рекомендательное   письмо   в   няньки,   сторожихи,
домработницы.
 
 Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой
записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови,  до визга, чтоб
далеко и всем было слышно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скажи: какой ты след оставишь? (по рассказу Шела Сильверстайна «Щедрое дерево»)

Слайд 2

Скажи : какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет? Л.Мартынов

Слайд 25

Это зря говорится, Что счастливым надо родиться. Надо только, чтобы сердце Не стыдилось над счастьем трудиться, Чтобы не было сердце лениво, спесиво, Чтоб за каждую малость оно говорило « спасибо »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами технологии критического мышления «Начало правления Петра I» 10 класс

Урок разработан на основе учебника Левандовского А.А. (базовый уровень) 10 класс , является первым  в теме "Россия в период  правления Петра I»".В разработке урока использованы приёмы т...

Беседа-размышление по рассказу-сказке «Щедрое дерево» (Шел Сильверстейн, перевод с английского.)

Урок внеклассного чтения в 7-ом классе.1.     Используя художественный  текст глубокого нравственно-эстетического содержания, формируем не только эстетические эмоции, но...

Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»

Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных  учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...

СССР в 1953-1964 гг. (урок с элементами технологии проектной деятельности).

На данном уроке предстоит решить следующие задачи: на основе анализа фактов и исторических событий обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг., определить основные направления политики СС...

Презентация к уроку с элементами технологии "Перевернутый класс"

Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому.(Д.Пойя)Урок сэлементами технологии "Перевернутый класс" по теме "Умножение обыкновенных дробей"(6 класс)...

"Использование на уроках истории элементов технологии погружения (из опыта работы)"

Какие возможности открываются перед участниками образовательного процесса через включение элементов, способствующих погружению в изучаемую эпоху? Какие средства для этого используются? Почему их испол...