Методическая копилка
план-конспект урока по теме
Данный материал окажет помощь учетелям русского языка и литературы для подготовки к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_cha1.docx | 16.02 КБ |
kontrolnyy_diktant_po_russkomu_yazyku.docx | 14.79 КБ |
miss.docx | 15.79 КБ |
proverochnaya_rabota_po_teme.docx | 22.47 КБ |
tema_urok1.docx | 13.27 КБ |
urok_24_n.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "О культуре поведения в школе"
Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.
Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Ход классного часа
Вводное слово учителя
Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития "я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где "я” каждого превращается в общее "мы”. И нужно чтобы каждое отдельное "я” чувствовало себя в этом большом "мы” комфортно. И чтобы "я” каждого не подавляло "я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому "я” полноценно развиваться.
Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.
К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны.
Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: "От одного слова да навек ссора”, "Бритва скребет, а слово ранит”, "Ласковое слово – это вешний день”.
Как вы думаете, что обозначает слово "вежливый” (соблюдающий правила приличия).
Итак, предлагаю вам выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: "Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, "Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.
Самостоятельная работа учащихся
Выступления и общее обсуждение. Отношение к ситуации.
Задание
Назовите признаки воспитанного человека.
Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
Правила:
- Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
- Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
- Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
- Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
- Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе
"Сокровищница народной мудрости”
На доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.
Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
ТЕМА: "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"
Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за год.
ПЕТЯ РОСТОВ
Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и был взят ординарцем к генералу. Со времени своего поступления в действующую армию, где он участвовал в сражении, Петя находился в постоянно счастливом и возбуждённом состоянии. Он был очень счастлив тем, что видел и испытывал в армии, но ему всё казалось, что там, где его нет, совершается самое настоящее героическое.
В то мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперёд. Он поскакал к мосту. Впереди французы бежали с правой стороны дороги на левую.
У одной избы столпились казаки, что-то делая. Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что-то. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидел Долохова, кричавшего что-то людям.
Петя, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. Послышался залп. Петя скакал на своей лошади, быстро махал обеими руками и всё дальше сбивался с седла в одну сторону. Пуля пробила ему голову.
(По Л.Н. Толстому)
(192 слова)
Задания к тексту:
1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
2) Выполните морфологический и морфемный разбор двух причастий из текста диктанта.
Предварительный просмотр:
«Мисс Осень - 2012»
Положение о школьном конкурсе «Мисс Осень - 2012»
Цели и задачи праздника-конкурса:
1. Организация досуга учащихся.
2. Развитие актерского мастерства учащихся
3. Выявление и поддержка талантливых учащихся.
Время и место проведения:
27 октября 18.00- актовый зал
Участницы: ученицы 5-11 классов.
Правила и условия участия:
От каждого класса выбирается одна представительница - для участия в конкурсе. До 25 октября (четверг) включительно необходимо подтвердить участие в конкурсе .
Группа поддержки готовит плакаты и т.д.
Конкурсы для участниц:
•1. «Расскажи мне о себе»
Участница заранее предоставляет ведущим текст в письменном виде. Должна быть представлена информация об участнице - имя, фамилия, возраст, класс, увлечения и т.д. ( не более 1 минуты устного текста).
Во время представления участница двигается по сцене. В это время на сцене также находятся остальные участницы.
Примечание: конкурс не оценивается, т.к. его целью является познакомить зрителей со всеми участницами.
•2. Дефиле в бальных платьях.
Участница должна быть одета в бальное платье.
Участницы дефилируют под музыку внизу вдоль сцены.
Музыку для дефиле предоставляют ведущие.
Группа поддержки готовит устное описание - презентацию образа участницы (на 1 минуту - максимум).
•3. Творческий конкурс
Участница представляет свое умение в любом виде прикладного творчества ( рисование, шитье, вышивание, вырезание из бумаги и т.д.) - на суд жюри предоставляется творческая работа. Задача участницы: за 1 минуту рассказать о своей работе, о том, почему она представляет на конкурсе именно ее, о том, насколько трудоемка эта работа, кто помогает в творчестве, т.е. нужно интересно представить себя и свои способности.
•4. Кулинарный конкурс
Конкурс - домашнее задание. Тема конкурса – «Осенний салат»
Обязательное условие - блюдо должно быть изготовлено самостоятельно, а не куплено в магазине. Можно привлекать на помощь маму, бабушку и т.д.
Критерии оценивания блюда: оригинальность идеи, оформление, вкусовые качества, устная презентация блюда.
•5. Интеллектуальный конкурс «Экстремальная ситуация»
Структура конкурса: участницам предлагается без подготовки ответить на несколько несложных вопросов. Оценивается оригинальность ответов, правильность ответов, если возможен правильный ответ.
•6. Танцевальный конкурс - исполнение вальса
Участницы исполняют вальс возле сцены.
Для исполнения вальса нужен партнер, необязательно одноклассник, можно пригласить папу, друга, знакомого.
Пары танцуют в течение 1 минуты под самостоятельно подобранную музыку.
Если пара не сумеет станцевать вальс, то разрешается исполнение любого другого танца в паре на тех же условиях.
•7. Конкурс ораторского искусства.
Каждой участнице дается максимум одна минута для того, чтобы в устном выступлении она обосновала причину, почему именно она должна стать победительницей.
☻8.Награждение
Победители конкурса награждаются почётными грамотами по следующим номинациям:
1. «Мисс Осень»
2. «Мисс Очарование»
3. «Мисс Грация»
4. Мисс Индивидуальность»
5. «Мисс зрительских симпатий»
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме «Деепричастие»
7 класс. Вариант 1.
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
1. Признак предмета по действию
2. Признак предмета
3. Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
4. Действие предмета
2. Найдите словосочетание с деепричастием:
1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок
3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)
1. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку. 2. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.
3. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку. 4. Прыгая ребятишки любовались на ёлку.
4. Найдите деепричастия совершенного вида
1. Глядя 2. Сложив 3. Отнявши 4. Улыбаясь
5. Найдите деепричастия несовершенного вида
1. Хмурясь 2. Выскочив 3. Завидуя 4. Умывшись
6. Выбери деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно:
1. (Не)годуя 2. (Не)увлекаясь 3. (Не)взлюбив 4. (Не)требуя
7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1. Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.
2. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.
3. С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.
4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая со словарем,
1. Мне позвонили. 2. Отрабатываются навыки анализа слова.
3. Обращайте внимание на примечания. 4. Необходимо знание алфавита.
9. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.
1) засекреченный 2) ненавидя 3) разрезая 4) перелетят
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Накинув нарядные уборы(1)березы первыми вступили(2) в осенний танец(3)яростно захвативший(4)весь лес.
1)1,2 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,4.
11. Деепричастный оборот – это…
1. Одиночное деепричастие 2. Деепричастие с частицей НЕ
3. Деепричастие с зависимыми от него словами 4. Два деепричастия
12. Найдите слово с ударением на втором слоге:
1. Средства 2. Километр 3. Красивее 4. Мельком
13. Найдите неверные утверждения
1. Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам.
2. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
3. Деепричастный оборот на письме всегда выделяется запятыми.
4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и прилагательного.
14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.
1. Колотый – страдательное причастие прошедшего времени.
2. Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.
3. Открываясь – деепричастие несовершенного вида.
4. Пролетающий – действительное причастие настоящего времени.
15. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.
1. Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.
2. Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.
3. Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.
4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.
16. Укажите предложение с деепричастным оборотом.
1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2. Не замечая меня, лебеди плавали у берега.
3. Отошедший от станции поезд резко затормозил.
4. Наевшись, вороненок успокоился.
17. Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов:
1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. Л
18. Найдите словосочетания «дееприч. + нареч.» с главным словом деепричастием
1. Открыв дверь 2. Придя домой 3. Уйти недалеко 4. Учиться хорошо
19. Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не
расставлены)
Замедляя ход к станции шёл поезд.
1. Сложное предложение, запятая нужна.
2. Простое предложение, запятая не нужна.
3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.
4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.
20. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:
1. Благодаря обилию снега 2. Наперекор обычая
3. Написал красившее 4. Пришел со школы поздно
Проверочная работа по теме «Деепричастие»
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая объединяет:
1. Признаки существительного и глагола
2. Признаки наречия и прилагательного
3. Признаки наречия и глагола
4. Признаки причастия и наречия
2. Найдите словосочетание с деепричастием:
1. Засыпанный снегом 2. Украсил ёлку 3. Отпирая дверь 4. Пришёл в дом
3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)
1. Хозяйка радовалась встречая гостей. 2. Хозяйка радовалась и встречала гостей.
3. Радовавшаяся хозяйка встречала гостей. 4. Радуясь хозяйка встречала гостей.
4. Найдите деепричастия совершенного вида
1. Открыв 2. Решая 3. Принявши 4. Радуясь
5. Найдите деепричастия несовершенного вида
1. Щурясь 2. Построив 3. Ненавидя 4. Зарывшись
6. Выбери деепричастия, которые пишутся с НЕ раздельно:
1. (Не)приняв 2. (Не)навидя 3. (Не)взлюбив 4. (Не)побрившись
7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1. Павел уснул на диване, положив руки под голову и улыбнулся во сне.
2. Вдруг из леса выбежала большая собака, громко залаяв и высунув мокрый язык.
3. Вчера по небу плыли тяжёлые тучи, предвещавшие обильные дожди, грохоча, уходили они далеко на деревню.
4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Покупая справочник,
1. Я опоздал. 2. Запоминаются все правила.
3. внимательно посмотрите оглавление. 4. Нужно прочитать статью.
9. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.
1) прошитый 2) негодуя 3) приезжая 4) прибегут
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Свернув с просеки(1) мы направились по тропинке(2)уводившей нас к лесным(3)необычным красотам(4)и тайнам.
1)1,2 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,4.
11. Деепричастный оборот на письме…
1. Не выделяется запятыми.
2. Выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.
3. Всегда выделяется запятыми.
4. Выделяется запятыми, если стоит в середине предложения.
12. Найдите слово с ударением на втором слоге:
1. Каталог 2. Килограмм 3. Щавель 4. Свёкла
13. Найдите неверные утверждения
1. Деепричастие изменяется по лицам и числам.
2. Деепричастие в предложении зависит от глагола.
3. Деепричастный оборот в предложении является дополнением.
4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола.
14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.
1. Окрепший – действительное причастие прошедшего времени.
2. Читаемый – страдательное причастие настоящего времени.
3. Произведя – деепричастие совершенного вида
4. Приблизившись – действительное причастие прошедшего времени, возвратное.
15. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.
- Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.
- Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.
- Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку.
- Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
16. Укажите предложение с деепричастным оборотом.
- Усеянное звездами небо манило к себе.
- Потрескивая, горел костер.
- Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
- Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.
17. Деепричастия совершенного вида образованы при помощи суффиксов:
1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. СЯ
18. Найдите словосочетания «дееприч. + сущ.» с главным словом деепричастием
1. Открыв мне 2. Придя вечером 3. Приютив друзей 4. Радуясь встрече
19. Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не
расставлены)
Друзья встретили меня приехав на вокзал.
1. Сложное предложение, запятая нужна.
2. Простое предложение, запятая не нужна.
3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.
4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.
20. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:
1. Заплыл глубжее 2. Егошний друг
3. Оплатил за проезд 4. Заплатил за проезд
Предварительный просмотр:
Тема урока: Изменение имён прилагательных и существительных женского рода по падежам .
Цели урока:
- формировать умение склонять имена прилагательные
и существительные женского рода в единственном числе;
- познакомить с приёмами распознавания падежей;
- развивать логическое мышление.
Задачи урока:1. Повторим склонение имён прилагательных и существительных женского рода единственного числа.
2. Продолжим учиться грамотно и красиво писать.
3. Будем работать над развитием речи
Ход урока:
1. Орг.момент
Дети садятся за парты, учитель произносит слова шёпотом, учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- Урок русского языка. Сегодня мы с вами познакомимся со склонением имён существительных и прилагательных; повторим состав слова; продолжим учиться грамотно и красиво писать; будем работать над развитием речи.
2. Речевая разминка .
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Прочитайте выделенные слова и назовите в них орфограммы (цепочкой)
- Что объединяет эти слова?
(Они обозначают предметы; отвечают на вопросы кто? что?; существительные)
3. Пальчиковая гимнастика
Чтобы лучше нам писать,
Надо пальчики размять,
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будут пальчики гулять,
А детишки все писать.
4. Чистописание
-оньк-, -еньк-
-ышк-, -ишк-
-ушк-, -юшк-
-очк-, -ечк-
- Кто догадался, что записано на доске? (Суффиксы)
- Почему я эти суффиксы объединила в одну группу? (Они придают словам уменьшительно-ласкательное значение)
На доске написаны слова
Тарелка, береза, Таня, солнце, корова, пальто, дядя, синий.
- Образуйте с помощью суффиксов новые слова, разделите их в три группы выделите суффиксы. (Сначала устно, затем письменно)
Женский род Мужской род Средний род
- Какое слово «лишнее»? Почему? В какую группу можно это слово дописать?
После письменного выполнения делаем проверку
5. Склонение имен существительных и прилагательных
- Что значит просклонять имя существительное и прилагательное?
(Изменять имя существительное и прилагательное по вопросам или по падежам.)
Просклоняй словосочетание Синяя тарелка.
(С комментированием.) Окончания выделите
Именительный что? тарелка, какая? синяя
Родительный чего? тарелки, какой? синей
Дательный чему? тарелке, какой? синей
Винительный что? тарелку, какую? синюю
Творительный чем? тарелкой, какой? синей
Предложный о чём? о тарелке, какой? синей
Вывод
Падеж Падежные окончания
Существительных женского рода Прилагательных
Именительный -а, -я - ая, - яя
Родительный - и - ой, - ей
Дательный - е - ой, - ей
Винительный - у - ую, - юю
Творительный - ой, - ей - ой,- ей,
- ою,- ею
Предложный - е - ой, -ей
6. Словарная работа
В скобках поставьте вопросы, подпишите окончания и укажите падеж имён существительных
1. Чудесная (что?) погода (и.п)
2. вокруг (. . . ?) деревн… (. . . )
3. размазал (. . .?) по тарелк…(. . .)
4. доволен (. . . ?) встреч… (. . . )
5.пишут о (. . . ?) о космонавт… (. . . )
А теперь проверим себя
1. Чудесная (что?) погода (и.п)
2. вокруг (чего?) деревни (р.п )
3. размазал (где?) по тарелке (д.п)
4. доволен (чем?) встречей (т.п. )
5.пишут о (ком?) о космонавте (п.п)
7. Физкульт.минутка (для глаз)
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5
Повторить 4-5 раз
8. Творческое задание
Составить устно мини-рассказ о погоде за окном (2-3 предложения)
9. Игра «На память»
Одна девочка решила подарить подруге фотографию. Она начала писать
На память подруг… Зо… и запнулась: какую букву писать?
Узнать не трудно. Для этого нужно определить род и падеж этого слова
На память подруге Зое
10. Работа с толковым словарём
Растолкуем слово внимательный
1. Старательный, сосредоточенный
2. Любознательный, чуткий.
11. Хоровое чтение
Прочитаем хором предложение:
Стану я старательным таким, вежливым, внимательным к другим
12. Итог урока
13. Домашнее задание: просклонять словосочетание «Внимательная ученица»
Предварительный просмотр:
Урок 24 Н. А. Некрасов. стихотворение «Дедушка»
(литература 6класс)
Цели: продолжить знакомство с лирикой Некрасова; проверить, насколько глубоко и полно усвоено содержание стихотворения «Железная дорога».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1) Выразительное чтение I части стихотворения наизусть.
2) Тест по стихотворению Некрасова «Железная дорога».
1. Тема стихотворения:
а) любовь к Родине:
б) быт и нравы крестьян при крепостном праве;
в) тяжелый труд крепостных.
2. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:
а) повествование;
б) рассуждение;
в) описание.
3. Пейзаж увиден глазами:
а) Вани;
б) генерала;
в) пассажира.
4. Стихотворение посвящается детям, потому что:
а) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду;
б) они должны знать, как жили простые люди при крепостном праве;
в) в стихотворении упоминается мальчик Ваня.
5. Описывая картины природы и сон мальчика, автор использует:
а) сравнения;
б) антитезу;
в) аллегорию.
6. В строках:
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей, –
речь идет о:
а) царе;
б) нужде;
в) голоде.
7. Значение, которое приобретают слова «к жизни воззвав эти дебри бесплодные», следующие:
а) строители железной дороги принесли цивилизацию в глухие, непроходимые леса;
б) строители напрасно трудились в непроходимых лесах и болотах;
в) на бесплодной земле ничего нельзя сделать.
8. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:
а) «Нам не ездить по этой дороге!»;
б) «Вы наши плоды пожинаете!»;
в) «Мы не знали счастья!».
9. Автор предлагает Ване:
а) перенять благородную привычку к труду;
б) подвергнуть сомнению высказывания генерала;
в) изучать историю Родины.
10. Генерал считает русских крестьян:
а) лентяями;
б) варварами;
в) глупцами.
11. Качество русского народа, которым восхищается автор:
а) терпение;
б) выносливость;
в) немногословность.
12. В словах генерала: «Ваш славянин, англосакс и германец не создавать – разрушать мастера» наблюдается явление:
а) антонимии;
б) синонимии;
в) омонимии.
13. Дорога в стихотворении является символом:
а) прошлого;
б) настоящего;
в) будущего.
14. Размер, которым написано стихотворение:
а) дактиль;
б) амфибрахий;
в) анапест.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
в | в | в | а | б | в | а | б | а | б | б | а | в | а |
II. Изучение нового материала.
1. Выразительное чтение стихотворения «Дедушка» (наизусть).
2. «Мое любимое стихотворение Некрасова».выразительное чтение
3. Устное сочинение «Чем волнуют нас стихотворения Некрасова».
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: читать сказ Лескова «Левша».
Материал для учителя
Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»
«Невеселая дорога» в стихотворении «Школьник», на которой автор встречает босоногого деревенского мальчугана, оборванного и грязного, но с книжкой в котомке, вырастает в воображении поэта в «славный путь», «широкое поприще». Начинается стихотворение с обращения к мальчику, герою стихотворения:
Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй, садись ко мне, дружок!
А дальше идет не разговор, не диалог, а монолог автора:
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славный путь.
Движение – развитие авторской мысли – совершается от конкретного наблюдения к обобщению.
Сначала перед нами чисто предметные детали: неприхотливый пейзаж, дорога, мальчик с заплечной котомкой. Видя его, автор представляет тех добрых людей, которые помогли мальчонке, снарядили в долгий путь к грамоте и знанию:
Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Примета времени: крепостное право еще не отменили, но уже не столь нерушимы устои крепостного быта (в 1855 г. умер Николай I, и к власти пришел царь-реформатор Александр II):
Или, может, ты дворовый,
Из отпущенных?… Ну что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!
Затем – раздумья автора о возможной судьбе мужицкого сына, сравнение с судьбой Ломоносова:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
А дальше – вся «родная Русь» с ее контрастом народной доброты, благородства, таланта – и тупости, чванства правящих классов. Оптимизм этого стихотворения связан с тем, что оно написано в эпоху пробудившихся надежд. И как бы ни были драматичны и печальны конкретные судьбы крестьян, как бы ни была безрадостна участь народа, можно верить в будущее и надеяться на него, потому что:
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....