Открытый урок русского языка в 9 классе на тему «Деловые бумаги».
план-конспект урока (9 класс) по теме
Открытый урок русского языка в 9 классе на тему «Деловые бумаги».Провела учитель МБОУ СОШ №2 с. Александров-Гай Саратовской области
Медведева Ю. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_po_teme_delovye_bumagi_2.doc | 63.5 КБ |
Презентация " Деловые Бумаги" | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 9 классе на тему «Деловые бумаги».
Провела учитель МБОУ СОШ №2 с. Александров-Гай Саратовской области
Медведева Ю. В.
-2011-
Тема: Деловые бумаги.
Цель: научить составлять различные деловые бумаги, необходимые в повседневной жизни.
Задачи:
- повторить общие признаки официально-делового стиля речи;
- прививать умения и навыки составления деловых бумаг;
- научить пользоваться деловой речью в определенной обстановке, в определенной жизненной ситуации;
- воспитывать социально значимую личность, свободно себя чувствующую в сфере правовых, служебных и производственных отношений.
Оборудование урока: презентация, учебник русского языка, раздаточный материал.
Ход урока
I Оргмомент.
Здравствуйте ребята.
Садитесь.
II. Сообщение темы и цели урока.
Запишите число и тему урока.
Слайд: ( Деловые бумаги(заявление, автобиография))
Слайд: Цель нашего урока: научится составлять различные деловые бумаги, необходимые в повседневной жизни.
Задачи, которые стоят перед нами, это:
- повторить общие признаки официально-делового стиля речи;
- развивать умения и навыки составления деловых бумаг;
- совершенствовать речевую и письменную грамотность.
III Словарная работа.
У нас сегодня необычный урок.
И начнем мы его с выполнения следующего задания.
- Допишите подходящие по смыслу существительные к глаголам. Учитывайте, что сфера их употребления должна лежать в области официально-делового стиля.
Задание будете выполнять по вариантам. Для первого варианта такие слова:
I вариант.
довести (до сведения)
состоять (в браке)
выступить (с докладом, на конференции, на съезде)
удостоверить (личность)
приложить (усилия)
Для второго варианта такие слова:
II вариант
отменить (приговор)
вынести (постановление, решение)
принять во внимание)
предоставить (аргументы)
конфисковать (имущество)
А в это время нужно выполнить следующее задание.
- К данным словам дописать словосочетания.
- произвести (тайное расследование)
обжаловать (решение суда)
возбудить (уголовное дело)
назначить (условный срок)
привлечь (к уголовной ответственности)
( К доске вызывается один ученик)
- Выполняйте задания.
IV Проверка самостоятельной работы.
- Какие еще слова можно дописать?
V Проверка д/з.
Ребята, те слова, с которыми мы работали, являются лексикой официально-делового стиля.
Слайд: - Вспомните, где используется официально-деловой стиль? (Правильно, официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов и деловых бумаг)
- Правильно, официально-деловой стиль употребляется в сфере правовых, служебных и производственных отношений.
- Какова форма речи официально-делового стиля?
-Но только ли письменная?
- Где используется устная форма речи официально-делового стиля?
( Да, официально-деловой стиль функционирует преимущественно в форме письменной речи. Но существует и устная форма речи официально-делового стиля. Это выступления на торжественных собраниях, заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей)
- Назовите виды официально-делового стиля?
( Правильно, к видам официально-делового стиля относятся государственные документы и деловые бумаги)
- Какие жанры государственных документов являются: приказы, указы, законы, постановления, соглашения и т.д.)
- Назовите жанры деловых бумаг.
( Да, это заявления, справки, протоколы, расписки и т.д.)
VI Лексико-офографическая работа.
Чтобы обобщить знания об официально- деловом стиле, прочитаем в учебнике параграф «Деловые бумаги».
( Чтение текста)
В тексте вам встретились такие слова как штампы, клише, эмоциональность, экспрессия, экспрессивность. У вас на парте лежит словарная статья.
Прочитайте лексическое значение этих слов.
Словарная статья
Клише (или языковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекста стандарта. Они являются конструктивными оборотами речи. Например: встреча на высшем уровне.
Речевые штампы – слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения.
Эмоциональность – предрасположенность к испытанию живых эмоций. Например, страх – одна из форм эмоций.
Экспрессия – выражение чувств, переживаний.
Экспрессивность ( от латинского exprtssio) – значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. Например, вместо слова «хороший», приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, чудесный.
VII Фронтальная беседа.
- Ребята, в прочитанном тексте найдите и назовите лексические, грамматические, синтаксические особенности официально-делового стиля.
- Назовите лексические особенности.
( Лексические: термины, стандартные обороты речи, штампы)
- Назовите грамматические особенности.
( Грамматические: отглагольные существительные: нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.; краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.; отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.)
- Назовите синтаксические особенности.
( Много обособленных оборотов, однородных членов предложения)
- Назовите речевые особенности.
( Отсутствие эмоциональности, экспрессии, выразительных средств)
VIII Запись основных стилевых черт официально-делового стиля.
Слайд: Итак, основными стилевыми чертами официально-делового стиля являются следующие:
- Точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка)
- Краткость (сжатость изложения)
- Неличный характер (употребление глаголов 3-го лица мн.числа)
- Стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т.д.)
- Документы официально-делового стиля оформляются по особым стандартам
- Слайд: Предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределенной форме: обязан выполнять…,заключать…,осуществлять… и т.д.)
- Отсутствие эмоциональности, экспрессивности
- Единая внешняя форма
IX Обучение написанию заявления.
- Слово учителя.
В повседневной жизни каждому из нас нередко приходится иметь дело с деловыми бумагами. Поэтому необходимо научиться составлять такие деловые бумаги.
К наиболее распространенным деловым бумагам относятся заявление.
2. Чтение раздела «Заявление »
- Прочитайте раздел «Заявление»
- Что представляет собой заявление?
- Какие требования предъявляются к оформлению заявления?
- Почему слово «заявление» пишется с маленькой буквы?
( Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть заявления представляет собой одно предложение, то справедливо считать, что слово заявление следует писать со строчной буквы)
3. Знакомство с составными частями заявления.
- Познакомимся с составными частями заявления.
Итак, реквизиты, то есть обязательные составные части заявления и их последовательность следующие:
- адресат
- заявитель;
- наименование документа;
- содержание заявления;
- дата (слева);
- подпись заявителя (справа).
Слайд: 4. Чтение образца заявления.
- Прочитайте образец заявления.
5. Практическая часть.
Иногда в заявлении подробно излагается просьба и ее причина, указывается перечень прилагаемых документов, то есть приложение.( их название, когда и зачем выданы)
- А теперь ознакомимся со следующими заявлениями:
1. Директору юношеской спортивной
школы № 2 г. Москвы В.А. Панову
ученика 9 «А» класса
средней школы № 178,
Григорьева С.Н.,
проживающего по адресу:
г. Москва, ул. Мира, д. 15, кв. 84
заявление.
Прошу принять меня в 9 класс вашей школы в связи с переездом семьи на постоянное место жительства.
15 сентября 2009 года (подпись) Григорьев С.Н.
2. Ректору педагогического университета
им. М.П. Драгоманова
Боярского Дмитрия Петровича,
проживающего по адресу:
г. Житомир, Киевской области,
ул. Шевченко, 15, кв. 20
заявление.
Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на филологический факультет по специальности «Иностранный язык».
К заявлению прилагаю: 1) автобиографию, 2) свидетельство об образовании за № 17156 от 25 июня 2002 года, выданное СОШ № 4 г. Житомира, 3) характеристику для поступающих в вузы, 4) справку о состоянии здоровья (форма № 286), 5) 4 фотокарточки.
6 июля 2008 года (подпись) Боярский Д.П.
- Сравните оба эти заявления.
- Чем они различаются?
( В первом заявлении излагается причина просьбы, а во втором – нет.
Во втором заявлении есть приложение, то есть перечень прилагаемых документов, а в первом – нет)
- Какие ошибки были допущены при составлении второго заявления?
( Нет адресата, нет заявителя; употребление глагола 1-го лица ед.числа (неличный характер))
6. Выполнение упражнений.
упр 210(устно)
- Почему данное заявление не соответствует требованиям, предъявляемым к нему?
( В тексте нарушено стилистическое единство: есть не свойственная официально-деловому стилю эмоциональность и образность: красавица Двина, вековой бор; не соблюдены правила оформления)
X Составление заявления
- Составьте самостоятельно заявление директору школы с просьбой принять вас в 10 класс данного образовательного учреждения.
- I вариант составляет заявление с приложением, а II вариант – без приложения.
XI Проверка самостоятельной работы (I вариант)
XII Обучение написанию автобиографии.
- Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на то, что к заявлению прилагается автобиография.
- Вспомните, что такое автобиография.
( Автобиография – это официальный документ, в котором человек описывает свою жизнь и деятельность)
- Прочитайте определение автобиографии в учебнике.
- Когда и по поводу чего она пишется?
( Действительно, автобиография составляется и подается обычно при поступлении в учебное заведение или на работу)
- Какую форму имеет автобиография?
( Чтение текста по учебнику)
- Что указывается в тексте автобиографии?
( Чтение текста по учебнику)
Слайд: - Итак, в тексте автобиографии указывается следующие данные:
- фамилия, имя, отчество;
- дата рождения (число и, месяц, год);
- место рождения (село, город, район, область);
- образование (когда, где и какое учебное заведение окончил);
- трудовая деятельность (место работы, должность, последующие перемещения, награждения);
- состав семьи (где и кем работают или учатся);
- дата (слева);
- подпись (справа);
Слайд: - Прочитайте образец автобиографии.
Слайд: - Прочитайте ученическую автобиографию
Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.
Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.
Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.
В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.
В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.
Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике.
В данный момент учусь в десятом классе.
12 мая 2002 г.
Подпись Степаненко А.
- Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены?
( экспрессивность: небольшая деревушка; разговорное слово: библиотекарша; подпись: должна быть справа; нет отчества того, кто пишет автобиографию; нет числа и месяца рождения)
- Какая лишняя информация содержится в тексте?
- Отредактируйте текст и запишите его в исправленном виде.
XIII Проверка самостоятельной работы.
- Выделите структурные элементы, обязательные для автобиографии.
XIV Знакомство с автобиографией Ю.А. Гагарина
Слайд: Накануне Дня космонавтики нельзя не вспомнить о первом космонавте Ю.А. Гагарине и познакомится с его автобиографией.
XV Д/з.
Упр 213
- Напишите автобиографию, используя предложенную схему в учебнике на стр. 93.
Помните об особенностях официально-делового стиля, иначе у вас получится вот такая автобиография.
Автобиография.
Я, Петров Марат, родился 8 марта 1981 года, прямо в Женский день. Родители очень обрадовались, а я очень расстроился. Я же не девчонка. И назвали меня не Марта, а Марат.
А потом я пошел в первый класс, а когда переехали в этот город, пошел в 5 класс, в другую школу, где и учусь в настоящее время.
Мои родители: отец – Петров Евгений Иванович – инженер. На работе его хвалят.
Моя мама – Петрова Евгения Владимировна – ткачиха. У моих родителей одинаковые имена. Не хватало, чтоб и меня еще так назвали. Лучше уж Марат.
Есть еще член нашей семьи, а именно: сестра Оксана. Ей 4 года. Она ходит в детский сад, что рядом с нашим домом.
Проживаем мы все по адресу: Лесной переулок, д. 86, кв. 15.
Марат Петров.
XVI Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке и чему научились?
- Что представляет собой заявление?
- Дайте определение автобиографии.
- Приведите примеры деловых бумаг.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...
Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.
Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...
Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"
Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС
Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...
открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"
Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...