Урок-игра «Путешествие по стране Фольклора»
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Урок обобщения знаний по данной теме с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра «Путешествие по стране Фольклора»
Цели:
обучающие: повторить и обобщить изученное в разделе «Устное народное творчество»;
развивающие: через игровые задания развивать мотивацию к учению, учить сотрудничеству при решении общих задач;
воспитывающие: воспитание любви к предмету, русскому фольклору.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок – игра.
Оборудование: ноутбук, проектор, лото, кроссворд , материал с пословицами для каждой команды по одному экземпляру, ларец, шоколадки , жетоны.
Описание: Класс делится на 4 команды, выбирает капитанов.
Ход урока.
Слово учителя: Приветствие, знакомство с классом.
Рассаживаемся, ребята, по командам. Как говорили в старину, в тесноте да не в обиде.
В некотором царстве, в некотором государстве в гимназии №2 жил-был 5А класс. Вот пришло время проверить им свои знания по фольклору, вспомнить все фольклорные жанры да их особенности, проявить смекалку и удаль молодецкую, показать силушку богатырскую, блеснуть мудростью и знаниями.
(слайд 1) Да вот беда: налетели силы тёмные, силы тёмные да нечистые и похитили они все задания, все задания да испытания.
И теперь придётся нам с вами отправиться в лес дремучий, который тянется на много верст, и никто не знает, где он заканчивается. И, конечно, помериться силой с нечистью.
- Согласны. Тогда в путь-дорогу.
(слайд 2) Звучит музыка. Появляется водяной.
Водяной:
Ну что ж, моё испытание для начала пройдите.
Вот это лото соберите.
С жанрами фольклора
Задания соотнесите.
Учитель: Хотим других посмотреть, себя показать.
( Ребята собирают лото: соотносят вид жанра с его названием, говорят ответы по очереди).
Игра «Литературное лото».
Игровое поле
Пестушки, потешки | Заклички | Загадки | Считалки |
Игровые припевки | Детский фольклор | Скороговорки | |
Дразнилки | Колыбельные песни | Прибаутки | Небылицы |
Карточки с текстами
Киса, кисонька, коток,
Киса – серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать. (Колыбельная песня.)
Потягунишки, порастунюшки!
Роток говорунюшки,
Руки хватунюшки,
Ноги ходунюшки. (Пестушки.)
Из-за леса, из-за гор, едет бабушка Егор.
Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
А на этих ножках скрюченная кошка,
На бабкиных ручках тапочки и брючки,
А на скрюченной лошадке две ободранные шапки. (Небылицы.)
Солнышко, солнышко,
Выглянь в окошечко -
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка. (Закличка)
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл! (Игровая припевка.)
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
Мышек по углам искать (Считалка.)
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон!(Скороговорка.)
Ленка – пенка,
Голая коленка.
Пошла через мостик
Потеряла хвостик. (Дразнилка.)
Зайчик волка испугался, удирает от него.
Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему.
Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут. (Прибаутка.)
Лежал, лежал,
Да и в речку побежал. (Снег).
(слайд3) Водяной Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины.
Учитель читает вопросы
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)
«Ушки на макушке”
(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Учитель: Ребята, догадайтесь, о ком моя загадка.
Я — забавная игрушка,
У меня есть погремушка,
Мне под елочкой не лень
Веселиться целый день.
Красный я ношу колпак,
А зовут-то меня как?
Не Лягушка и не Хрюшка,
А веселый я…
Выходят Петрушки
(слайд 4) Кикимора: Кручу, верчу – запутать хочу.
Зачем пожаловали.
Учитель: Хотим других посмотреть, себя показать.
Оценки детишек у вас забрать.
Кикимора: Да, многого хотите.
А вот мои задачки решите?
Учитель: Леший пословицы очень любит.
Вы попробуйте их разгадать,
К концу пословицы начало подобрать.
(слайд 5) Кикимора:
Пословиц я рассыплю рой –
Их части поменяют пары…
Возьмись за дело с головой –
Расставь, что – слева, а что – справа…
(собрать части пословиц)
Труд человека кормит, а : (лень портит.)
Раз соврал - навек : (лгуном стал.)
Судят не по словам, а по делам.
Сколько волка не корми, (а все в лес смотрит).
Слово не воробей – (вылетит не поймаешь).
Старый друг (лучше новых двух).
Встречают по одежке, (а провожают по уму).
Кто других не любит, : ( сам себя губит.)
Кончил дело - : (гуляй смело.)
Человек от лени болеет, а : (от труда здоровеет.)
Худо тому, кто : (добра не делает никому.)
Учись доброму, : (худое на ум не пойдет.)
Горька работа : (да хлеб сладок)
(слайд 6 ) Кикимора: Молодцы, ребята, получите следующее задание «Мешок скороговорок»
Дети вытаскивают из мешочка скороговорки и читают каждую скороговорку 4–5 раз подряд, сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допустить ни одной ошибки.
1. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
3. Щетка и чушка, чешуя у щучки.
4. Сидели свистели семь свиристелей.
5. Колпак на колпаке, и под колпаком колпак.
6. Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
Ребята, давайте усложним задание: прочитайте пословицы от лица грустного, веселого, удивленного, злого человека.
(слайд 7) Баба Яга: Фу, фу! Русским духом пахнет!
Счастье пытаете, аль от дела летаете?
Учитель: Счастье пытаем.
Баба Яга: Отгадаете мои загадки.
1л | и | с | т | ||||
и | |||||||
2о | с | е | н | ь | |||
т | |||||||
3н | о | я | б | р | ь | ||
п | |||||||
а | |||||||
4д | 8о | ж | д | ь | |||
к | |||||||
5п | т | и | ц | ы | |||
я | |||||||
10с | б | ||||||
6в | е | т | е | р | |||
н | ь | ||||||
т | |||||||
я | |||||||
б | |||||||
7д | е | р | е | в | о | ||
ь |
По горизонтали:
1. Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (лист)
2. Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Осень)
3. кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (ноябрь)
4. Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно. (дождь)
5. Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт? (птицы)
6. Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
7. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает (дерево)
По вертикали:
1. Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?
(Листопад)
8. Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (октябрь)
10. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
Учитель: Ой, какие молодцы! Ребята, посмотрите на слайд, какого героя мы видим? С каким жанром связано имя богатырей?
Из того ли из города из Мурома,
Выезжал удаленький дородный
Добрый молодец… (Илья Муромец)
(Слайд 8) Ребята, я слышала, что вы побывали в Киево-Печерской лавре, видели мощи Ильи Муромца. Давайте внимательно послушаем небольшое выступление.
Аукцион. Назовите имена былинных богатырей
(И. Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Василий Буслаев, Вольга Святославич, Микула Селянинович, Волх Всеславьевич…)
(Слайд 8) Баба яга: Ой, какие вы молодцы!
Ключ от сундука лови
(Слайд 9) СУНДУК
(Слайд 10) Скоморох 2
Ой, вы, гой еси, люди русские!
Разудалые добры молодцы,
Раскрасавицы – красны девицы!
Скоморох 2:
– Живем – спешим, людей смешим…
– У нас затей – сто разных мастей,
– У нас частушек – сто дубовых кадушек.
- Вы устали от загадок. Давайте песенку споем.
(Слайд 11) Ребята, давайте прослушаем песенку «Утушка». Русские народные песни созданы народом давно, но до сих пор известны и любимы. Звучит музыка
Аукцион. Назовите русские народные песни.
(«Валенки», «Барыня», «Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Светит месяц», «Во поле береза стояла», «Из-за острова на стрежень», «Ах, вы сени…», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице»…).
Учитель Кто трудился, не ленился
И активно выступал,
Знания свои, смекалку
Здесь сегодня показал,
Тот достоин поощренья!
Призы вручить хочу! Без промедленья!
(подведение итогов, награждение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Сказочное путешествия в страну Дроби" 5 класс (квн)
разработка урока - игры по теме: "Обыкновенные дроби" для 5 класса, (итоговый урок)...
Путешествие в страну Фольклорию
Данное внекласное мероприятие рекомендуется провести в 5 классе после изучения темы "Фольклор". Предлагается провести в игровой форме путешествие по отдельным станциям....
Путешествие в страну Фольклорию
Данное внекласное мероприятие рекомендуется провести в 5 классе после изучения темы "Фольклор". Предлагается провести в игровой форме путешествие по отдельным станциям....
Урок-игра "Сказочное путешествие в страну Дроби"
Урок-игра "Сказочное путешествие в страну Дроби" разработан для учащихся 5 класса. В занимательной и доступной форме пятиклассники знакомятся с дробями, с их свойствами....
УРОК – ИГРА: «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДРОБИ»
Цель: повторить и обобщить умения и навыки по теме; выполнение сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, имеющие целые части, вычитание дроби из натурального числа; выделение цело...
Урок-игра: « Сказочное путешествие в страну дроби.»
Класс: 5класс.Тема: «Обыкновенные дроби.»Тема урока: « Сказочное путешествие в страну дроби.»Тип урока: урок – игра, обобщение и систематизация знаний.Цели:Развивающие. Активизация мыслите...
Урок - игра:" Звездное путешествие по стране "МАТЕМАТИКА"
План - конспект внеклассного мероприятия по математике в 6 классе. Урок можно провести на неделе науки, посвященной Дню космонавтики....