Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
статья по теме
Статья об использовании информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Сегодня эта актуальная проблема современного школьного образования. Необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Автор: Шарун Е. В. – учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя школа №3 имени А. С. Пушкина»
г. Петропавловск – Камчатский, 2011г.
…Быть открытыми ко всему новому.
Чтобы догнать мир, нам нужно
смотреть вперёд, а не оглядываться
назад. Только новые технологии, новые
услуги, новые знания помогут нам
встать крепко на ноги.
В стратегии модернизации образования подчёркивается роль и необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируя работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать процесс взаимодействия всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся. Информационный взрыв, век компьютерных технологий, ворвавшихся в нашу жизнь набирают обороты и уже нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своё применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.
Актуальность темы:
- Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.
Урок с использованием ИКТ – это нетрадиционно, наглядно, красочно, креативно, информативно, интересно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своём темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения:
При помощи ИКТ возможны:
- интеграция различных предметных областей;
- модернизация традиционной системы предметного обучения;
- накопление образовательных ресурсов;
- освоение учителем современных информационных технологий;
- организация личностно-ориентированного обучения;
- творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Основная цель – совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования.
Основные задачи:
- развитие учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;
- воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
- формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;
- формирование учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;
- использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
Компьютер всего лишь инструмент в руках педагога. Применение этого инструмента в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий. Компьютерные технологии – это современные методы решения традиционных дидактических задач с помощью мощного технического средства. Суть в том, чтобы их использование было педагогически осмысленным и позволяло повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 30-40 %.
Современный учитель уже не может представить свой урок без помощи компьютера, средств мультимедиа, электронных средств обучения, Интернета, изменились время и общество, в котором живёт современный ребёнок.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет выявить преимущества современного урока. А именно:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- реализовать на качественно новом уровне принцип наглядности обучения;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с различным уровнем готовности к обучению;
- рационально организовать рабочее время учителя и учеников на уроке;
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- возможность для учащихся работать каждому в своём собственном темпе;
- повысить активность общения учителя с учениками и между собой;
- уметь извлекать информацию и грамотно с ней работать;
- идти в ногу со временем.
Оптимальное использование компьютера в современном школьном образовании в значительной степени зависит от решения целого ряда организационно-педагогических проблем. Естественно, что главной из них является проблема определения места и роли компьютера в образовательном процессе. Существенной является и проблема подготовки педагогов к работе в условиях компьютеризированной школы.
По данным анкетирования, проводившегося в нашей школе, 94% учителей владеют навыками работы и используют на своих уроках ИКТ.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определённой суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение ориентироваться в бурном потоке информации, извлекать её, выделять главное, обобщать, делать выводы, т.е. уметь грамотно с этой информацией работать. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных дисциплин.
Перед учителем-словесником стоит непростая задача: расширять кругозор учащихся, повышать и развивать языковые и коммуникативные навыки, научить детей бережно и умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка, овладеть навыками работы с текстом, книгой, сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить владеть нормами литературного языка, дать детям знания лингвистических и литературоведческих терминов.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы нашей школы в полном составе использует ИКТ на уроках.
Мы работаем по следующим направлениям:
- использование готовых обучающих программ;
- работа с программами MS Office (Word, Power Point);
- работа с ресурсами Интернета.
Компьютер – первый помощник и советчик учителя. В своей работе я использую электронные учебники, словари, DVD, дидактические материалы, хрестоматии, создание проектов, презентации, чтение художественной литературы в электронном варианте, поиск материалов в Интернете – такие возможности предоставляет компьютер. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных заданий, тестов презентаций и т. д. развивают самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.
Что касается литературы, то здесь разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Самой распространённой, на мой взгляд, можно назвать работу с компьютерными презентациями. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная же функция – служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, которые оживляют ход урока, побуждают интерес к литературным произведениям, позволяют образно представить жизнь и личность писателя. Вторая функция презентации – информативная, Цели урока, задания, вопросы, большие по объёму тексты можно вывести на экран для самостоятельной работы. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчётности по завершении работы над литературным проектом. Также ИКТ позволяют проводить виртуальные «заочные экскурсии», которые являются одной из излюбленных форм урока литературы в старших классах.
В последнее время издательство «Просвещение» предлагает литературы (программа В. Я. Коровиной). С большим вниманием актёрское чтение произведений, отвечают на вопросы, компьютер.
Одним из известных продуктов, как мне кажется, является виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Диски содержат теоретический и практический материал, вопросы для закрепления, задачи к уроку, тренажёры, тексты. Хочется отметить глубину анализа произведений, разнообразие материала, яркость его подачи. Данный материал учитель может использовать по своему усмотрению, внимательно изучив и отобрав необходимое для урока
Применение ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Задания с последующей проверкой формируют орфографическую зоркость.
Имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все индивидуальные особенности детей и групп. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки, задания к олимпиаде и т. д. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.
Контролирующие программы специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объёмом материала, его характером. Для проведения промежуточного и итогового контроля знаний учащихся можно использовать различные тестовые оболочки. Большое преимущество применения их на уроке в том, что результат выполненной работы виден сразу, что способствует активизации познавательных интересов учащихся.
Много дополнительного материала можно найти в Интернете, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, докладов, рефератов. Интернет помогает решить ещё одну задачу: подготовить учащихся в режиме ЕГЭ и ГИА. На сайтах поддержки есть возможность интерактивного решения с выставлением оценок по принятой системе баллов. Это избавляет учителя от необходимости проверки.
Среди технических новинок, пришедших сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, позволяет охватить большой по объёму материал, организовать различные проверки, вносить поправки и коррективы, делать комментарии, сохраняя материалы для дальнейшего редактирования. ИД в совокупности с компьютером помогает и в организации групповой и индивидуальной работы.
Современный педагог должен работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твёрдо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и более творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.
«Земные чувства все отдайте постижению новизны» - эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.
Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...