Метод проектов как средство повышения качества знаний на уроках литературы.
материал по теме

 

Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.

Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.

 

Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:

  • учебный проект носит творческий характер;
  • деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;
  • используется метод сверхзадач.

 

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, значим для самих открывателей.

Для учителя учебный проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, определение целей, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

 

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планирование практических действий для достижения поставленной цели. Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности. Благодаря проектной деятельности моя методическая копилка постоянно пополняется новыми презентациями и текстовыми материалами. А самое главное – я увидела  изменения в своих учениках. Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, видеофильмов,  общение с окружающими людьми и т.д.).  Впоследствии у детей сформируется  представление, что источником информации является окружающий  мир.

Приступая к изучению новой темы, ребята учатся называть предполагаемый  источник информации, знаний, пробуют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.

Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни.  Выражают  свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения.

Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

Данный метод породил у меня много планов и проектов. Надеюсь со своими учениками достичь новых высот. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство повышения качества знаний на уроках литературы.

Долгие годы советская и российская школа работала по ЗУНовским стандартам, в которых результатом обучения становилось достижение определённого уровня знаний-умений-навыков. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход  становится ограниченным.

Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности), но и провозглашает важность метапредметных  результатов (способов деятельности, применяемых как в рамках образовательных  программ, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации).

Формирование универсальных учебных действий учащегося, по мнению разработчиков стандарта, может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально ориентированных  технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий становится актуально.

У учителя не было серьёзной мотивации  менять традиционные подходы в обучении, потому что, несмотря на обновление целей образования, содержания образования, средств образования, неизменной оставалась система контроля, которая была нацелена на отслеживание знаний, умений, навыков. Новый стандарт провозглашает не только смену образовательной парадигмы, но и изменяет систему контроля: наряду с оценкой предметных результатов (в баллах) предполагается оценка метапредметных (в форме комплексных работ) и личностных результатов обучения (с помощью различных диагностик, анкет, и других инструментов, которых нет в традиционных УМК.

Поэтому освоение технологий обучения и оценивания в рамках систем развивающего обучения становится необходимым  учителю.

Также наряду с изменениями в стандартах обучения, важной проблемой остаётся качество знаний учащихся.

Учитель является главной движущей силой качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям сообщества, обучающихся и их родителей.

Из чего же складывается качественное обучение?  

Из высокого уровня профессионализма педагогов.

Из материально – технического обеспечения школы.

Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.

Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. То над чем предстоит работать, постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти “в ногу со временем”.

В связи с вышесказанным, среди новых педагогических технологий выделяется одна из важных технологий  обучения русскому языку  и литературе технология проектов, или метод проектов. 

Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.

Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.

ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Организация проектной деятельности учащихся становится функциональной обязанностью каждого классного руководителя или учителя предметника.

Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:

  • учебный проект носит творческий характер;
  • деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;
  • используется метод сверхзадач.

 

Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.

Об актуальности использования  метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе  он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием.

Что же с проектной деятельностью? Сейчас она находится на пике моды: проводится огромное количество ученических конференций, выставок и презентаций проектов. Хотя, конечно, проектная деятельность не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, существующий уже более века, возможно, приживется в российском образовании. Есть в нем хорошо понятная педагогическая идея, содержательное методическое начало, есть привлекательные психологические моменты. Можно выделить  два «плюса» метода проектов.

Первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Они хотят, чтобы  на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя.

«Плюс» второй. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто получают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, значим для самих открывателей.

Для учителя учебный проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, определение целей, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности. (Соответствующая классификация представлена в таблице на слайде): По характеру доминирующей в проекте деятельности:

* поисковая (поисковый проект);

* исследовательская (исследовательский проект);

* творческая (творческий проект); 

* ролевая (игровой проект);

*прикладная (практико-ориентированная) (практико-ориентированный проект);

*ознакомительно-ориентировочная (ориентировочный проект).

По предметно- содержательной области:

Монопроект ( в рамках одной области знаний);

Межпредметный проект (на стыке различных научных областей).

По количеству участников проекта:

  • Индивидуальный проект;
  • Парный проект;
  • Групповой проект;
  • Коллективный проект;
  • Массовый проект.

Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Проекты могут быть:

  • Устные (доклад, обзор, отчет, сообщение, социологический опрос, сравнительно-сопоставительный анализ);
  • Письменные (альманах, брошюра, отчет, подборка задач, публикация, реферат, сборник, статья, сценарий, учебное пособие);
  • Наглядно-образные (видеофильм, выставка, деловая игра, информационный бюллетень, коллекция, макет, модели фигур, оформление кабинета, плакат, презентация в Powerpoint, web-сайт, стенгазета, тематический журнал).

Рассмотрим типы проектов по способу преобладающей деятельности, используемые при изучении предмета.

Исследовательский проект.  Исследовательский проект  предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обоснование актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, её предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения, обсуждение полученных результатов, формулирование выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего его развития.

Творческий проект. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Творческий проект предполагает свободную форму работы, вариативность представления результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результатом может быть: совместная газета,  видеофильм, спектакль, игра, праздник, выставка  однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, статьи, репортажа, оформления выставки и т. д., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

Творческие проекты выполнялись моими учениками – это проекты презентаций к стихотворениям  В. Скифа «Ода Байкалу» и М. Сергеева «Баллада о тополях» выполненные Мутовиной Тамарой и Погудо Татьяной. Результатом стало выступление в 2012 году на районном конкурсе чтецов и получение свидетельств о публикации в электронном СМИ в проекте для одарённых детей «Алые паруса» на nsportale.ru.

Практико-ориентированный (прикладной) проект. Такие проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни класса, школы, села. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Ролевые (игровые) проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая.

Примерами таких проектов могут быть: деловая игра , «мозговой штурм».

Информационный  проект. Такой тип проектов направлен на выбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), презентация. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Основой для проекта может быть любая тема раздела. Например, результатом изучения  творчества Н.С. Лескова и А.И. Куприна в 8 классе стали презентации – проекты «Жизнь и творчество Н.С. Лескова» и «Жизненный путь А.И. Куприна», которые мы планируем также выставить в интернет.

 Редакционно-издательский проект. Например, выпуск литературной  газеты, журнала, сборника и т. п. Данные проекты, как правило, выполняются после изучения темы.

Сценарный проект  мои ученики смогли реализовать при создании сценария  к школьному  Конкурсу  чтецов «На страже Родины»,  также в совместном  проекте обучающихся 8-9 классов сценария к новогоднему карнавалу «Шахерезада встречает новый год в российской школе».

Конечно, все выше перечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, прикладной или информационный. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, каждый тип проекта имеет свои сроки исполнения, этапы, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

        О перспективности метода проектов  свидетельствуют те факты, что он дает  возможность  развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской   деятельности,  коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Я считаю, что метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности.

Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках литературы и русского языка, так и во внеклассной работе с учащимися.

Участие в проектах повышает уровень практического владения родным  языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида.

Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в интересной для них, творчески продуманной форме.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Таким образом, в школе постепенно создается атмосфера, в которой бездействовать становится просто невозможно.

Я начала внедрять  метод проектов на уроках литературы и внеклассных мероприятиях с 2011г.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планирование практических действий для достижения поставленной цели. Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности. Благодаря проектной деятельности моя методическая копилка постоянно пополняется новыми презентациями и текстовыми материалами. А самое главное – я увидела  изменения в своих учениках. Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, видеофильмов,  общение с окружающими людьми и т.д.).  Впоследствии у детей сформируется  представление, что источником информации является окружающий  мир.

Приступая к изучению новой темы, ребята учатся называть предполагаемый  источник информации, знаний, пробуют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.

Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни.  Выражают  свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения.

Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

Данный метод породил у меня много планов и проектов. Надеюсь со своими учениками достичь новых высот. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний

В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме....

Активные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку.

Данный материал может быть использован педагогами как методические рекомендации при использовании активный форм обученияв образовательном процессе....

Метод проектов как фактор повышения качества обучения на уроках английского языка.

Преподаватели начального профобразования, используя нестандартные подходы в обучении, желают заинтересовать учебной дисциплиной, увлечь обучающихся будущей профессией, воспитать у них самостоятельност...

Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ

Этот  материал  может помочь учителю-словеснику , работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Использование ИКТ технологий как средство повышения качества знаний на уроках математики

В статье отражены преимущества ИКТ технологии, показаны приемы и методы, способствующие повышению качества знаний на уроках математики....

Индивидуальный подход как средство повышения качества знаний на уроках математики

Индивидуальный подход как средство повышения качества знаний на уроках математики...