КИМы 5-9 классы
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме

Материалы помогут при подготовке к урокам контроля и к ГИА 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТЬ 1 (А)

А1.   В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) конь  

2)елка

3)  зеркальный

4)  третье

А2.   Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.

1)  р..сток, выск..чка, пл..вчиха.

2)  выр..щенный, з..ря, к..са.

3)  изл..жение, изл..гать, ск..чок.

4)  к..сание, ук..зание, пл..вец.

A3.   Укажите ряд, в котором во всех словах на место пропуска пишется одна и та же буква.

1) ча..ка, ло..ка, стару..ка

2)  карто..ка, лепе..ка, но..ка

3)  хронометра.., конькобе..ка, перебе..ки

4)  жи..кий, поз..но, пя..ки

А4.   Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.

1)  ра..гром, ра..задорить, ра..сказ.

2)  под..казка,  ..десь, ра..крутить.

3)  ра..делать, ра..ъезд, ..доровье.

4)  обла..кать, ра..пухнуть, разговориться.

А5.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.

1)  никч..мный, ж..лудь, щ..тка

2)  туш..нка, ч..кнуться, реч..нка

3) уч..ный, ч..лн, груш..вка

4)  ч..лка, ретуш..р, боч..нок

А6.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется Н.

1) серебряный, звери..ый, сви..ой

2)  утин..ый, заваре..ый, клюкве..ый

3) деревя..ый, кожа..ый, глиня..ый

4) дли..ый, нечая..о, стекля..ый

А7.   Укажите ряд, в котором НЕ со словом пишется слитно.

1) (не)решённые вовремя вопросы

2) (не)заданное на дом упражнение

3) (не)ряшливый вид

4) (не)помня себя от злости

А8.   Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.

1) очища..щий, кле..щий, ла..щий

2) дума..щий, увяда..щий, се..щий

3)  отвеча..щий, сжига..щий, пил..щий

4)  выздоравдива..щий, плач..щий, сине..щий

А9.   Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.

1)  утренн..м светом, он гон..т, на площад...

2) в утренн..м свете, около плошад.., завис.т

3)   он лов..т, в син..м небе, он пиш..т

4)  в увядающ..м саду, он паш..т, он глуш..т

А10. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Как истинный художник (1) Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов...

 Ленский везде был принят (2) как жених.

Будем работать (3) засучив рукава.

1)  1, 2, 3

2)  2, 3

3)1,3

4) 1

А11. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Давайте (1) скажем (2) им спасибо.

Надо (3) скажем (4) подумать.

1)1,2,3,4

2)1,2

3)3,4

 4)1,2,4

А12. Укажите предложение, в котором надо поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Он худощав и высокого роста.

2) В старом загородном парке тихо,

3) Пушкин писал как стихи так и прозу.

4) Он был ни жив ни мертв.

ЧАСТЬ 2 (В)

Прочитайте текст и выполните задания В1-В8.

(1)Слово «былина» употреблялось в народной речи в значении быль, былое. (2)В литературу оно вошло в середине XIX века как название русских эпических песен.

(З)Эпические песни знали и исполняли немногие знатоки, которых называли «сказителями». (4)Среди крестьян сказители пользовались особым уважением и почетом.

(5)Знаменитого сказителя Т.Г. Рябинина из Кижей, ходившего на рыболовный промысел, старалась заманить к себе каждая артель.

(6)«Если бы ты к нам пошел, Трофим Григорьевич, — говаривали рыболовы, — мы бы на тебя работали: лишь бы ты нам сказывал, а мы бы тебя все слушали».

(7)Когда Рябинин начинал сказывать былины, лицо его изменялось, что-то вдохновенное выступало на нем. (8)0н жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда тот сиднем сидел 30 лет, торжествовал его победу над Соловьем-разбойником.

(9)Жили с героями былин и все слушающие.

(10)Все сидели не сводя глаз с певца; каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они.

(11)Когда певец заканчивал, секунду длилось молчание, затем начинался гозор.

(12)— Ай да старик, как поет... (13)Ну уж потешил.

(14)— Пожалуй, и сказка все это.

(15)— Сказка?

(16)— Ты слышишь, старина это.

(17)— Так кому же это под силу?

(18)— На то и богатырь — ты что думаешь. Не то, что мы с тобой — богатырь.

(19)Как видим, вера в то, что могучие люди - богатыри жили в далеком прошлом, сохранялась до недавнего времени.

(20)Само слово «богатырь» вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.

(21)Нет таких препятствий, которые бы не смогли одолеть богатыри.

(22)Им под силу не только истребление огромных войск врага, но и дела мирного характера.

(23)Микула Селянинович пашет такое поле, что по нему надо ехать три дня, а соху Микулы не могут поднять 30 воинов,

(24)Поэтому богатыри и стали воплощением недюжинной силы, смелости, преданности Родине и народу.  

..                           (По Ф. Селиванову)

В1. Укажите стиль и тип речи текста.

1)  художественный стиль, повествование

2)  научный стиль, рассуждение

3) публицистический стиль, повествование

4) разговорный стиль

При выполнении заданий В2, В4-В8 ответ запишите словами.

В2. Напишите, какой вид связи используется в словосочетании НЕ СВОДЯ ГЛАЗ

 (предложение 10).

В3. Укажите правильное утверждение о предложении 10.,

1) сложносочиненное предложение

2) простое предложение, осложненное обособленным определением

3) бессоюзное сложное предложение

4) сложноподчиненное, предложение

В4. Среди предложений 1-5 найдите простое предложение, осложненное обособленным определением, напишите его номер.

В5. Выпишите из предложения 9 подлежащее.

В6. Назовите вид односоставного предложения 15.

В7. Выпишите из предложений 7-11 определительное (-ые)  местоимение (-я).

В8. Из предложений 9-11 выпишите фразеологизм.

ЧАСТЬ 3 (С)

Прочитайте еще раз текст Ф. Селиванова и ответьте письменно на вопрос: «Почему былины были так любимы в народе?»

Тренировочные упражнения.

  1. Укажите слова, в которых ударение стоит правильно:

  1. Столяр   2)Столяр

3) Досуг       4)Досуг

  1. Партер   5) Партер

  1. Укажите слова, в которых есть все значимые части слова:
  1. стоял;  2) повернула;  3) дверца;  4) предобрый;  5) рассчитана;  6) игрушка.

  1. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.

       1)  р..сток, выск..чка, пл..вчиха.

       2)  выр..щенный, з..ря, к..са.

       3)  изл..жение, изл..гать, ск..чок.

       4)  к..сание, ук..зание, пл..вец.

  1. Укажите, какие слова являются устаревшими:

1) милиционер; 2) городовой; 3) автомобиль; 4) дилижанс; 5) челобитная; 6) прошение.

  1. Укажите, в каких случаях морфологические признаки слова указаны верно:
  1. стол – сущ., 3 скл.; 2) конь – сущ., 2 скл.; 3) пишет – гл., наст. вр.;

4) пашут – гл., 2 лицо; 5) играли – гл., Прош. вр., мн.ч.; 6) вернули – гл., ж. р..

3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.

1)  никч..мный, ж..лудь, щ..тка

2)  туш..нка, ч..кнуться, реч..нка

3) уч..ный, ч..лн, груш..вка

4)  ч..лка, ретуш..р, боч..нок

  1. Укажите словосочетания:
  1. тёмная ночь; 2) в течение недели; 3) пиджак из кожи;

4) огни потушены; 5) потушить огни; 6) улица асфальтирована.

  1. Укажите побудительные предложения:
  1. Отчего ты печально, вечернее небо?
  2. Русалки доплясали свой танец в лунном свете и растаяли в нём.
  3. Открой мне всю правду, не бойся меня.

      3.   Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.

             1)  ра..гром, ра..задорить, ра..сказ.

             2)  под..казка,  ..десь, ра..крутить.

             3)  ра..делать, ра..ъезд, ..доровье.

             4)  обла..кать, ра..пухнуть, разговориться.

          Укажите сложные бессоюзные предложения:

  1. Жара была такая, что малейшее движение утомляло.
  2. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии.
  3. Погода утихла, тучи расходились, перед нами лежала равнина.

  1. Укажите слова с чередующимися гласными в корне:
  1. примирение; 2) умирать; 3) собирать; 4) примерка; 5) умереть; 6) мирный.

                    3.  Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется Н.

                        1) серебря..ый, звери..ый, сви..ой

                        2)  утин..ый, заваре..ый, клюкве..ый

                        3) деревя..ый, кожа..ый, глиня..ый

                        4) дли..ый, нечая..о, стекля..ый

Укажите слова, в которых пишется приставка «пре»:

1) пр..морский; 2) пр..строить; 3) пр..увеличение; 4) пр..пятствие;

5) пр..сесть; 6) пр..длинный.

Укажите, в каких словах пишется нн:

1)стекля(н,нн)ый; 2) серебря(н,нн)ый; 3) поджаре(н,нн)ый;

4) печё(н,нн)ый; 5) лебеди(н,нн)ый; 6) ю(н,нн)ый.

Укажите слова, в которых есть только твёрдые согласные звуки:

  1. шишка; 2) столы; 3) жучок; 4) жук; 5) медалист; 6) ученик.

  1. Укажите слова с нулевым окончанием:
  1. пришёл; 2) ночь; 3) уезжает; 4) хороший; 5) хорошо; 6) подросток.

  1. Укажите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении:
  1. золотая осень; 2) железный лом; 3) железный характер;

4) мягкий человек; 5) золотое кольцо; 6) мягкая ткань.

  1. Укажите неизменяемые части речи:
  1. чуть-чуть; 2) весёлый; 3) летопись; 4) мой; 5) давно; 6) давний.

      4.  Укажите ряд, в котором НЕ со словом пишется слитно.

                1) (не)решённые вовремя вопросы

                2) (не)заданное на дом упражнение

                3) (не)ряшливый вид

                4) (не)помня себя от злости

Укажите глагольные словосочетания:

  1. голубой экран; 2) идти по улице; 3) ярко пылать;

4) улыбаясь смущённо; 5) вдали от дороги; 6) на берегу моря.

Укажите предложения, в которых грамматические основы выделены верно:

  1. На взгляд-то он хорош, да зелён.
  2. Скоро всё зазеленеет: степи, рощи и леса.
  3. Шумите, вешние дубравы.

Укажите СПП:

  1. Я думал о том, что случилось, и ничего не понимал.
  2. Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы.
  3. Когда дует ветер и рябит воду, то становится и холодно, и скучно, и жутко.

Укажите слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить ударением:

  1. зал..денелый; 2) зав..зать; 3) з..рница; 4) проб..раться; 5) см..рение; 6) зар..сли.

     Укажите слова, в которых «не» пишется слитно:

  1. (не)был на уроке; 2) (не)лепый поступок; 3) (не)дёшево, а дорого;
  1. душевные (не)взгоды; 5) (не)кого спросить; 6) (не)обладающий тактом.

    Укажите слова, в которых после шипящих пишется буква «о»:

  1. мяч..м; 2) замоч..к; 3) холщ..вый; 4) ещ..; 5) крюч..к; 6) береж..т.

    Укажите слова, в которых есть только звонкие согласные звуки:

  1. осень; 2) озимь; 3) разговор; 4) тетрадь; 5) грибник; 6) цветок.

Укажите слова, образованные приставочным способом:

  1. помолодеть; 2) премиленький; 3) столовая; 4) грибочек; 5) убежать; 6) чайник.

Укажите самостоятельные части речи:

  1. прекрасно; 2) из-за; 3) первый; 4) раскрывать; 5) потому что; 6) ли.

Укажите словосочетание, в которых главное слово определено правильно:

  1. добрый молодец; 2) ехать на поезде; 3) моя тетрадь;
  1. в пустыне росли; 5) совсем плохой; 6) отнюдь не близко.

 Укажите слова с чередующимися гласными в корне:

  1. примирение; 2) умирать; 3) собирать; 4) примерка; 5) умереть; 6) мирный.

Укажите слова, в которых пишется приставка «пре»:

1) пр..морский; 2) пр..строить; 3) пр..увеличение; 4) пр..пятствие;

5) пр..сесть; 6) пр..длинный.

 Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) где(то); 2) как(будто); 3) там(же); 4) давным(давно); 5) кое(где); 6) как(бы).

Укажите правильную форму Р.п. мн.ч. существительных:

1) две пары чулок; 2) две пары чулков; 3) пара носок; 4) пара носков;

5) 50 грамм; 6) 50 граммов.

Укажите правильную форму Р.п. мн.ч. существительных:

  1. 10 килограммов; 2) 10 килограмм; 3) 6 апельсинов;
  1. 6 апельсин; 5) пара сапогов; 6) пара сапог.

Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.

1) очища..щий, кле..щий, ла..щий

2) дума..щий, увяда..щий, се..щий

3)  отвеча..щий, сжига..щий, пил..щий

4)  выздоравдива..щий, плач..щий, сине..щий

В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) конь  

2)елка

3)  зеркальный

4)  третье

Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.

1)  утренн..м светом, он гон..т, на площад...

2) в утренн..м свете, около плошад.., завис.т

3)   он лов..т, в син..м небе, он пиш..т

4)  в увядающ..м саду, он паш..т, он глуш..т

  Укажите ряд, в котором во всех словах на место пропуска пишется одна и та же буква.

1) ча..ка, ло..ка, стару..ка

2)  карто..ка, лепе..ка, но..ка

3)  хронометра.., конькобе..ка, перебе..ки

4)  жи..кий, поз..но, пя..ки

 Укажите ряд, в котором НЕ со словом пишется слитно.

1) (не)решённые вовремя вопросы

2) (не)заданное на дом упражнение

3) (не)ряшливый вид

4) (не)помня себя от злости

   Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.

1) очища..щий, кле..щий, ла..щий

2) дума..щий, увяда..щий, се..щий

3)  отвеча..щий, сжига..щий, пил..щий

4)  выздоравдива..щий, плач..щий, сине..щий

Укажите слова с нулевым окончанием:

  1. пришёл; 2) ночь; 3) уезжает; 4) хороший; 5) хорошо; 6) подросток.

Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) где(то); 2) как(будто); 3) там(же); 4) давным(давно); 5) кое(где); 6) как(бы).

Укажите слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить ударением:

  1. зал..денелый; 2) зав..зать; 3) з..рница; 4) проб..раться; 5) см..рение; 6) зар..сли.

     Укажите слова, в которых «не» пишется слитно:

  1. (не)был на уроке; 2) (не)лепый поступок; 3) (не)дёшево, а дорого;
  1. душевные (не)взгоды; 5) (не)кого спросить; 6) (не)обладающий тактом.

    Укажите слова, в которых после шипящих пишется буква «о»:

  1. мяч..м; 2) замоч..к; 3) холщ..вый; 4) ещ..; 5) крюч..к; 6) береж..т.

    Укажите слова, в которых есть только звонкие согласные звуки:

  1. осень; 2) озимь; 3) разговор; 4) тетрадь; 5) грибник; 6) цветок.

Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Орфография. Орфоэпия.

1 вариант.

  1. Сделайте фонетическую запись слов.

Рад, лён, быть, весна, солнце, съезд.

  1. Запишите предложение, подчеркните известные вам орфограммы-буквы в словах, расставьте в них ударения.

В со..неч..ный день на опушк.. елового леса с..брались м..ло..ые осинки.

  1. Восстановите орфографический «облик» слов.

[л'йу´], [в'исна´], [зу´п], [аб'йа´т], [жыв'о´м], [жыв'йо´м].

  1. Выпишите слова, в которых произношение не совпадает с написанием.

Жизнь, грач, весна,  дуб, солнце, дом, ножки, столб, разъяснять.

  1. Запишите слова, расставьте в них ударения.

Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека, торты.

  1. Запишите отгадки, обозначая буквы-орфограммы в словах.

- Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

- На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся.

- Высоких деревьев длиннее, травиночки маленькой ниже. С ней дали становятся ближе, и мир открывается с ней.

Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Орфография. Орфоэпия.

2 вариант.

  1. Сделайте фонетическую запись слов.

Рад, лён, быть, весна, солнце, съезд.

  1. Запишите предложение, подчеркните известные вам орфограммы-буквы в словах, расставьте в них ударения.

В со..неч..ный день на опушк.. елового леса с..брались м..ло..ые осинки.

  1. Восстановите орфографический «облик» слов.

[л'йу´], [в'исна´], [зу´п], [аб'йа´т], [жыв'о´м], [жыв'йо´м].

  1. Выпишите слова, в которых произношение не совпадает с написанием.

Цирк, нож, стена, луг, сердце, дым, дорожка, ров, объём.

  1. Запишите слова, расставьте в них ударения.

Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека, торты.

  1. Запишите отгадки, обозначая буквы-орфограммы в словах.

- Бегут по дорожке доски да ножки.

- На большой цветной ковёр села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья.

- Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю.

Проверочный тест по теме: «Повесть как эпический жанр».

Цель: проверить внимательность учащихся в чтении большого                     произведения; знания жанровых особенностей повести, литературоведческих  терминов.

  1. Сколько родов в литературе:

а) 2;

б) 3;

в) 4.

      2. Повесть – это жанр:

          а) Лирики;

          б) Драмы;

          в) Эпоса.

       3. Повести по объёму бывают:

          а) маленькими;

          б) большими;

          в) большими и маленькими.

       4. В повести характер героя:

           а) меняется на протяжении повествования;

           б) не меняется;

           в) характер не важен.

       5. Автор повести «Барышня-крестьянка»:

            а) А.С.Пушкин;

            б) М.Ю.Лермонтов;

            в) К.Г.Паустовский.

       6. Повесть входит в цикл:

           а) «Повести Ивана Петровича Белкина»;

           б) «Петербургские повести»;

           в) «Вечера на хуторе близ Диканьки».

     

   7. В названии повести:

           а) слова-антонимы;

           б) слова-синонимы;

           в) олицетворение.

        8. Действие повести происходит:

           а) в 18 веке;

           б) в 19 веке;

           в) в наши дни.

       9. Берестов и Муромский были:

          а) соседями;

          б) однополчанами;

          в) служили на одной фабрике.

       10. Главный герой повести (запишите словом):

            а) один (кто?);

            б) два (кто?);

            в) несколько.

      11. Помещики:

           а) были очень дружны;

           б) только познакомились;

           в) были в ссоре.

      12. Лизу звали Бетси:

           а) это её второе имя;

           б) это её шутливое прозвище;

          в) так звал её отец на английский манер.

     13. Лиза:

          а) любила Алексея давно;

          б) ненавидела его;

          в) заинтересовалась и захотела с ним познакомиться.

    14. Алексей:

         а) дружил с Лизой давно;

         б) заинтересовался ею и захотел познакомиться;

         в) чувствовал к ней неприязнь.

    15. Акулина – это:

         а) Лиза;

         б) нянька Лизы;

         в) служанка Лизы.

    16. Алексей полюбил Акулину за:

         а) искренность и простоту;

         б) за выдающуюся красоту;

         в) за безграмотность.

    17. Повествователь в этом произведении:

        а) старый Берестов;

        б) «я», «мы»;

        в) автор никак внешне себя не проявляет.

   18. Муромский и Берестов:

        а) помирились в конце концов;

        б) так и остались врагами;

        в) стали родственниками.

  19. Акулина:

        а) сама открылась Алексею;

        б) предстала перед ним неожиданно в облике Лизы;

        в) отец рассказал соседям о шалостях дочери.

  20. Персонаж, который нужен для развития сюжета:

        а) мисс Жаксон;

        б) Настя;

        в) Алексей.

Код: 1- б, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а, 6-а, 7-а, 8-б, 9-а, 10-б, 11-ав, 12-в, 13-в, 14-в, 15-а, 16-а, 17-б, 18-ав, 19-б, 20-б.

   

Орфоэпическая минутка.

Звонит, свекла, банты, красивее, языковая (колбаса),

партер, столяр, моляр, торты, диспансер, пена.

Орфоэпическая минутка.

Звонит, свекла, банты, красивее, языковая (колбаса), партер, столяр, моляр, торты, диспансер, пена, развитый ребёнок, развитой язык, повторишь, позвонишь, облегчит, баловаться,  начата, создав, донизу, новорождённый, умерший.

Запиши слова в три столбика: в первый – с ударением на первом слоге, во второй – на втором и в третий – на третьем слоге.

Летом, зима, пешеход, пятак, зимний, золотой, поняла, пирог, праздник, парить, парить, хорошо.

Тест по теме: «Служебные части речи».

  1. Закончите утверждение.

Служебные части речи

  1. Изменяются по падежам.
  2. Называют предметы, признаки, действия или количество.
  3. Не называют предметов, признаков, действий.
  4. Изменяются по числам

  1. Часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении, - это
  1. Частица
  2. Союз
  3. Предлог
  4. Междометие
  1. В каком предложении есть предлог в с существительным продолжение?
  1. (В)продолжени.. дня Щетинин несколько раз подкрадывался к комнате и прислушивался.
  2. (В)продолжении.. утра и середины дня он весь был погружён в арифметические работы.
  3. Он выиграл (в)продолжении.. всей своей жизни несколько миллионов.
  4. (В)продолжени.. этого случайного знакомства никто не был заинтересован.
  1. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, - это
  1. Предлог
  2. Частица
  3. Союз
  4. Причастие
  1. Укажите предложение, где выделенное слово пишется раздельно.
  1. Ухватившись за сиденье обеими руками, всё-таки пристально следишь (за)тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо-зелёные волны.
  2. А (за)тем в комнату быстро вошла заплаканная нянька и накинула на зеркало кусочек чёрной материи.
  3. (За)тем закачали головами и заводили речь о том, как это нехорошо, когда дети растут непослушными, дерзкими…
  4. Но тогда не сесть ли в кресло против зеркала? Закрыть глаза и притвориться спящим… А (за)тем сразу открыть их.
  1. Раскройте скобки
  1. Что(бы) такое придумать, что(бы) развлечь больного.
  2. Вы то(же) должны быть на собрании.
  3. Все утверждали то(же), что и я.
  4. Я могу учиться так(же), как и он.
  5. Успех зависит (от)того, что мы предпримем сами.
  6. Он не пришёл (от)того, что заболел.

Карточка-тест.

  1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определённом падеже, которое требует главное слово.

Управление: да – «+»; нет –«-».

  1. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.

Да – «+»; нет – «-».

  1. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи.

Окончание – «+»; интонация – «-»; союзы – «0».

  1. В данном словосочетании «взглянул мельком» вид связи:

управление – «+»; согласование – «-»; примыкание – «0».

  1. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» связь: сочинительная – «+»; подчинительная – «-».
  2. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации – называется согласованным: 

да – «+»; нет – «-».

  1. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:

подчинение – «+»; сочинение – «-».

  1. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:

управление – «+»; согласование – «-»; примыкание «0».

Ответы:______________________________________________

Тест.

  1. Возле тропинк□
  2. На дорог□
  3. В лазур□
  4. Об архитектур□
  5. По отмел□
  6. До деревн□
  7. От дяд□
  8. Из гаван□
  9. В библиотек□
  10. На взморь□

Выпишите имена прилагательные в таком порядке: 1) обозначающие цвет; 2) возраст;

3) размер предмета.

Молодые петухи из-за хлебной крошки и какой-то шелухи подрались немножко. Она с утра лежит не лая, она собака пожилая. Два маленьких котёнка поссорились в углу. Старый дедушка Евсей на лугу пасёт гусей. Принесли ребята из леса небольшого сорочонка. Тёмно-синий колокольчик покачивает головой.

Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид.

  1. На горизонте как бисерные нити тянулись журавлиные стаи. 2) Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста.

3) Пластинка перестала играть остановилась скрипнув ногой.

Разделите словосочетания на две группы:1) зависимое слово отвечает на вопрос «несмотря на что?»; 2) на вопрос «при каком условии?». Составьте и разберите по два предложения со словосочетаниями каждой из групп.

Приехал, несмотря на занятость; выполнил вопреки опасениям; преодолеет при настойчивости; не спал, несмотря на поздний час; улучшит, приложив старание; поступит при хорошей подготовке; помог, несмотря на болезнь; добьётся при условии упорных тренировок; сделает с помощью друга.

Контрольная работа

Вариант №1

  1. Записать предложение с деепричастием, выполнить его синтаксический разбор, а также морфологический разбор деепричастия.

Парашютист прыгнул и благополучно приземлился.

Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

  1. Записать предложение с деепричастным оборотом, выполнить морфологический разбор деепричастия.

Из дома вышел человек и направился к машине.

Выйдя из дома, человек направился к машине.

Человек, вышедший из дома, направился к машине.

  1. Исправьте ошибки.

Открывая книгу, из неё выпал листок.

Прочитав рассказ, он показался мне интересным.

  1. Образуйте деепричастия от глаголов.

Глядеть, отнять, баловаться, просмотреть, чувствовать, замереть, стремиться, выкрасить, узнать.

  1. Запишите деепричастия.

(Не) прекращая, (не) завидуя, (не) навидя, (не) разговаривая.

  1. Выполните морфемный разбор деепричастий.

Нахмурившись, возвратившись, устроившись.

Контрольная работа

Вариант №2

  1. Записать предложение с деепричастием, выполнить его синтаксический разбор, а также морфологический разбор деепричастия.

Лиза приблизилась к лесу и пошла тише.

Приблизившись, она задумалась.

Приблизившиеся деревья  как будто смотрели на неё.

  1. Записать предложение с деепричастным оборотом, выполнить морфологический разбор деепричастия.

Из автобуса вышла дама и направилась в магазин.

Дама направилась в магазин, выйдя из автобуса.

Вышедшая из автобуса дама направилась в магазин.

  1. Исправьте ошибки.

Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.

Войдя в автобус, неожиданно пошёл снег.

  1. Образуйте деепричастия от глаголов.

Заметить, сложит, запереть, любить, удивляться, замирать, устроиться, знать, плакать.

  1. Запишите деепричастия.

(Не) годуя, (не) зная, (не) увлекаясь, (не) досыпая.

  1. Выполните морфемный разбор деепричастий.

Нахмурившись, удивляясь, просыпаясь.

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

Вариант №1

  1. Спишите, вставляя необходимые буквы.

Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. месяца; отсутствовать (в) течени.. урока; увидеть (в) продолжени.. фильма; следить (в) продолжени.. всего эксперимента; задержаться (в) следстви.. дождя; прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемий; (в) последстви.. я уже никогда не слыхал…

  1. Произведите морфологический разбор двух предлогов из данного текста.
  2. Спишите. Расставьте знаки препинания. Определите разряд по значению союзов.

Впереди куда вела дорога было немного посветлее. И трава зеленеет сквозь иней и рябина сквозь иней горит. Дельфины играли вдали чаек качал простор и длинные серые корабли поворачивали на Босфор. Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

  1. Произведите морфологический разбор одного союза из приведённого выше текста.
  2. Запишите предложения, раскрывая скобки, и объясните правописание частиц.

Что(ж) замолкли песни звонкие?

Что(бы) такое случиться могло?

Как(будто) тихий звон ручья мне слышен был.

Хорошо(ли) в лесу весной?

Он всё(таки) пришёл, что(бы) помочь.

Я то(же) очень люблю природу.

  1. Спишите, раскрывая скобки.

(Добро)душный человек; (велико)душный характер; (красно)синий флаг; (вагоно)ремонтный завод; (древне)русская литература; (не)верный друг; (не)вежественный человек; (не)громкий, а тихий стук; (не)добрый взгляд.

  1. Произведите морфемный разбор слов:

Недобросовестный, купающийся, выкормил.

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

Вариант №2

  1. Запишите данные ниже словосочетания и определите, во всех ли словосочетаниях выбор падежа существительного соответствует нормам литературного языка.

Задержан согласно приказа командира; добиться успеха благодаря дружной работы; двигаться навстречу отряду; сделано согласно распоряжения; поступить вопреки решения; поступать наперекор здравого смысла.

  1. Произвести морфологический разбор предлогов из предложения:

В течение целой недели шло данное письмо из-за снежных заносов.

  1. Спишите. Расставьте знаки препинания. Определите разряд по значению союзов.

Я понял что лётчик должен знать свойства воздуха все его наклонности и капризы. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель и падают и падают снежинки на тихую задумчивую ель. Вагон в котором стоял Иванов миновал переезд. Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

  1. Морфологический разбор одного союза из данного текста.
  2. Запишите предложения, раскрывая скобки, и объясните правописание частиц.

Брат так(же) любит читать книги, как и я.

Возьми(ка) и мне билет в кино.

Нашёл(таки) выход из положения.

Эту редкую ящерицу яко(бы) встречали в (с, з)дешних пустынных местах.

Известно(ли) тебе что(либо) об этом путешествии?

  1. Спишите предложение, затем запишите схему предложения с прямой речью.

«Перед отъездом в лагерь мне надо было (кое) что купить, (кое) кому написать, (кое) (с) кем встретиться, » - сказал Володя.

  1. Произведите морфемный разбор слов:

Приложишь, составляют, устремлённые.

Тест по теме: «Значение предлогов и союзов».

  1. Что относится к служебным частям речи?

А) существительное, прилагательное, наречие, глагол, числительное, местоимение;

Б) предлог, союз, частица;

В) деепричастие, причастие.

    2.        Для чего служат предлоги?

   А) связывают самостоятельные части речи;

   Б) связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного;

   В) придают предложению различные оттенки

  3.  Предлоги по происхождению делятся на:

А) причинные;

Б) временные;

В) непроизводные;

Г) дополнительные;

Д) производные.

4. Пишутся слитно предлоги:

А) (в)следстви..;

Б) (в)течени..;

В) (в)виду;

Г) (на)счёт;

Д) (в)продолжени..;

Е) (на)подобие.

5. Пишутся раздельно предлоги:

А) (на)счёт;

Б) (по)причине;

В) (в)целях;

Г) (в)виду;

Д) (со)стороны;

Е) (в)течени…

6. С каким падежом употребляются предлоги: благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу

А) с винительным;

Б) с дательным;

В) с родительным.

7. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Выполнять (в)течени.. года.

Увидеть (в)продолжени.. фильма.

Отвергнуть (в)следстви.. ошибки.

Спросить (на)счёт экскурсии.

Я буду вас иметь (в) виду.

8. Для чего служат союзы?

А) придают предложению различные оттенки;

Б) связывают самостоятельные части речи;

В) связывают однородные члены предложения и простые в составе сложного.

9. По строению союзы бывают:

А) простые;  Б) сложные;   В) составные.

10. По значению союзы делятся на:

А) сочинительные;   Б) противительные;    В) подчинительные;     Г) целевые.

11 В каких предложениях употреблены союзы:

А) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

Б) Что(бы) не говорил, что(бы) не предлагал, его слушали…

В) На нём было то(же) серое пальто, и в руках он держал ту(же) старую фуражку.

Г) Старичок говорил очень протяжно, звук его голоса так(же) изумил меня.

Д) Незнакомец был невысок, за(то) плечист.

Е) У стольких душ людских в долгу за(то) добро, за(то) тепло…

                   

8 класс

Комплексный анализ текста.

Прочитайте текст, поставьте запятые, выполните  задания.

РАССВЕТ

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба проступают чёрные силуэты деревьев. Лес замирает падает ветер молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу вдавленную в горы глухо звучит водопад погромыхивает горная речка.

Но вот край чащи обращённый к востоку начинает розоветь сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен сквозь космы тумана проглядывает яркая зелёная хвоя. Заря разгорается смывает ночь наполняет долину до краёв золотистым светом возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.

  1. Выполните морфемный  разбор слов: проглядывает, водопадом, разгорается, водяная.
  2. Выполните морфологический разбор слов: обращённый, сдувает.
  3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается смывает ночь наполняет долину до краёв золотистым светом возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет.

  1. Выпишите из текста три сочинительных и подчинительных словосочетания.

6 класс.

Контрольная работа.

1. Укажите имя числительное:

1)   семь; 2) семерка; 3) удвоить.

2. Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:

1)   В этом доме одиннадцать этажей.

2) Пятерка - очень хорошая оценка.

3. Укажите порядковое числительное:

1)   золотой; 2) цветной; 3) десятый.

4. Определите собирательное числительное:

1)   шесть; 2) шестеро; 3)   шестерка.

5. Определите подлежащее в предложении: Два брата весело шагали на рыбалку.

1)  два; 2) два брата.

6. Определите, каким членом предложения является словосочетание пять лет: Пять лет на солдатских плечах лежала война.

1)   подлежащее; 2) дополнение; 3)   обстоятельство.

7. В каком ряду расположены количественные числительные?

1)  сто, двести, семьсот; 2)  девятый, трехсотый, тысячный.

8. Количественные имена числительные изменяются:

1)   по падежам; 2) по падежам, по числам.

9. Порядковые имена числительные изменяются:

1)   по падежам, родам, числам; 2) по падежам, по родам.

10. Определите составное имя числительное:

1)   десять; 2) семнадцать; 3) тридцать восемь.

11. В числительных 5-20 и 30 мягкий знак пишется:

1)   на конце числительного; 2)   в середине числительного.

12. В числительных 50-80, 500-900 мягкий знак не пишется:

1)   в середине; 2)   на конце.

13. Числительные 40, 90, 100 имеют падежных форм:

1)   три; 2) четыре; 3)   две.

14. В составных количественных числительных склоняются:

1)   все слова; 2)   только первое слово.

15. Числительное полтораста имеет падежных форм:

1)   три; 2)   две; 3)   четыре.

16. Числительное полтора изменяется по родам:                          г

1)   в И. и В. падежах;

2)   во всех падежах.

17. Какие количественные числительные склоняются как существительные 3-го склонения?

1)   от 5 до 30; 2)   от 5 до 40; 3)   от 5 до 100.

18. В каких падежах в числительных от 11 до 19 на конце пишется и?

1)   в Р., Д., П. падежах; 2)   в В., Д., Т., П. падежах.

19. Какое сложное числительное от 11 до 19 пишется с нн

1)15;  2)13;  3)11;  4)16;  5)18.

20. При склонении дробных числительных изменяется:

1)   обе части; 2)   первое слово.

21. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1)   пятидесятью; 2)   шестьюдесятью; 3)   восемьюдесятью.

22. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1)   девятистам; 2)   шестиста; 3)   семистам.

23. Запишите правильно предложение, вставив нужные буквы:

Если к сем...ста... прибавить сто пят...десят... четыре, то получится сем...сот пят...десят... четыре.

1)   - и - м - ь, то - ь - ь -;  2)   - ью - ь - ь, то - и - ь -.

24. Найдите ошибку в разборе имени числительного по составу:

1)   пят-ер-о; 2) тр-о(й)-э; 3)   семе-ро.

25.  Найдите ошибку в сочетании собирательного числительного:

1)   двое девочек; 2)   двое ребят; 3)   двое лисят.

26.  Найдите ошибку в сочетании числительных оба - обе:

1)   обеими подругами; 2)   обеими окнами.

27.  В составных порядковых числительных склоняется:

1)   только последнее слово;  2)   все слова.

28.  Составьте правильно словосочетание перед 10 (январь):

1)   перед десятым января; 2)   перед десятым январем.

29.  Выберите правильное написание:

1)   между 1 и 15 января; 2)   между 1 и 15 Января.

30.  Выберите правильное написание:

1)   к празднику 8 Марта;  2)   к празднику 8 марта.

5 класс

ЧАСТЬ 1 Теоретическая

Что изучает морфология:

а) звуки речи

б) части речи

в) состав слова

Имя прилагательное:

а) самостоятельная часть речи, которая обозначает  признак действия и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

б) самостоятельная часть речи, которая обозначает  предмет и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

в) самостоятельная часть речи, которая обозначает  признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

Морфемой называется:

а) словосочетание

б) грамматическая основа

в) приставка, корень, суффикс, окончание

ЧАСТЬ 2 Практическая

Разбери слова по составу:

оконный, забитый, проводник, высоко

Запиши слова по звукам:

Язык –

Подъезд –

Найди неверное орфографическое правило и исправь его:

а) В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О

б) В приставках на –З (С) перед звонкими согласными пишется С, а  перед глухими – З

в) В корнях – ЛАГ- - -ЛОЖ- в безударном положении буква А пишется, если за корнем стоит суффикс А

ЧАСТЬ 3  Творческая

1. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Осинка». Выпишите синонимы к глаголу мерзнуть, которые используются в стихотворении. Какова их роль в тексте? В каком значении употребляется в тексте многозначное слово бедный? Запишите антонимы к разным значениям этого слова.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышк..,

Мерзн..т в жару.

Дайте осинка…

Пальто и ботинки,

Надо согреться

Бедной осинк.. .

2. Расставьте  знаки препинания в конце предложений.

Встреча с необычным

Видели ли вы когда-нибудь гнездо аиста Сколько труда и терпения нужно вложить, чтобы создать такое огромное сооружение Правда, и птица не ма ленькая Свое гнездо она строит из больших и до вольно толстых сучьев и веток

1.  Знаете ли вы другие поразительные факты из жизни природы? Расскажите о них сначала устно, затем письменно.

3. Прочитайте текст. Какова его тема______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ основ ная мысль____________________________________________________________?

 Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.

Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь — учитель, а каждое слово — небольшой урок «всеговедения». Особенно интересны уроки таких слов, в которых нам что-то уже знакомо. Вот подо рожник — ясно: он растет вдоль по дороге. А подбе резовик — под березой растет, а опенок — у пня...

Сразу видно родство этих слов с другими, у них есть «родители»: у подорожника — дорога, у под березовика — береза.

Строя каждую свою фразу, мы должны назвать нужные нам события, предметы, лица. Выбор име ни для всего, о чем хочется сказать, — вещь слож ная. Именно про это говорят «муки слова».

Чем лучше знает человек язык, его словарь, тем точнее  и живее его речь, тем выше культура слова.

(«Энциклопедический словарь юного филолога» )

Определите стиль текста. ________________________

6 класс

ЧАСТЬ 1 Теоретическая

Что изучает лексика:

а) звуки речи

б) части речи

в) толкование слов

Виды словообразования:

а) Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный

б) Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение

в) Соединение, соподчинение, приставочный

Что такое морфология:

а) наука о словообразовании,

б) грамматическая основа

в) наука о частях речи

ЧАСТЬ 2 Практическая

Разбери слова по составу:

Сварщик, прекраснейший, двухсотлитровый

Запиши слова по звукам:

Язык –

Разъяренный  –

Найди неверное орфографическое правило и исправь его:

а) Не с существительными пишется слитно, если есть противопоставление

б) В суффиксах имен существительных после шипящих пишется О (под ударением), А (без ударения)

в) НН пишутся в прилагательных образованных при помощи суффикса –Н- от существительных с основой на Н.

ЧАСТЬ 3  Творческая

  1. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. Озаглавьте текст. Объясните подчеркнутые орфограммы.

Все теплее и звонче весна. Скоро на скверах зазеленеет травка, проглянут первоцветы. На взгорке, вдоль дорог и насыпей начнет красоваться мать-и-мачеха. А на клумбах, умывшись талой водой, засияют лиловые и желтые крокусы. <...> Отшумит, отбушует полая вода, и реки обретут свой обычный вид. С полей сольет, и лишь кое-где в лесу еще за держится трухлявый снег. Но и там дни его сочтены. Много благодатных, погожих деньков будет в апреле. Весна - красна входит в силу.    (А. Стрижев)

2. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств обеспечивается связь между предложениями, между абзацами?

2. Вставить пропущенные буквы:Оз..рять, прор..стать, (не) расстат(?)ся, ра..кидывь, окута(н, нн)ый, выр..щенный, оз..ренный, исти(н, нн)о,  вопреки расстояни.., благодаря понимани.., согласно правил.. .

3. Определить стиль текста:

 Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.

Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь — учитель, а каждое слово — небольшой урок «всеговедения». Особенно интересны уроки таких слов, в которых нам что-то уже знакомо. Вот подо рожник — ясно: он растет вдоль по дороге. А подбе резовик — под березой растет, а опенок — у пня...

Сразу видно родство этих слов с другими, у них есть «родители»: у подорожника — дорога, у под березовика — береза.

Строя каждую свою фразу, мы должны назвать нужные нам события, предметы, лица. Выбор име ни для всего, о чем хочется сказать, — вещь слож ная. Именно про это говорят «муки слова».

Чем лучше знает человек язык, его словарь, тем точнее  и живее его речь, тем выше культура слова.

(«Энциклопедический словарь юного филолога» )

Определите стиль текста. ________________________

Словарные диктанты

I. Сумерки сгущаются; бесследно исчезнуть в темноте; бесснежная зима; громко рассмеяться; здание школы; сжал руку; сделал правильно; здешний климат; сбил огонь; красивая роспись; расписаться в журнале; бесчисленные вопросы; хмурый рассвет.

II. Беззвездная ночь; расцеловать бабушку; расцвел под окном; рассмотреть пейзаж; бессвязный рассказ; бессердечный человек; расспросить отца; расследовать до конца; точно рассчитать; точный расчет; бесспорный ответ.

Выборочный диктант

Распределить слова в два столбика: 1) з на конце приставки; 2) с на конце приставки. Подчеркнуть в словах первую букву корня.

Рассыпать; вздрогнуть; растолочь; сгибать; бесценный; беззвучный; сбросил; россказни; безжалостный; сжег; бестолковый; расспросить; бесцельный; распилить; расчирикался; сдуть; издалека; бесшумный; вспахать; сдвинуть; бесполезный.

Предупредительный диктант

1) Много поразительных открытий сделали ученые на древней египетской земле. 2) Раскопки вскрыли остатки каменной кладки. 3) Ученый рассчитывал найти остатки пирамиды. 4) Трудно было разгадать тайну пирамиды. 5) Известняковую скалу расчищали от песка и вырубали в ней отверстия. 6) Из небольших отверстий сверху свет ниспадал на мраморный пол храма. 7) Надписи пирамид восхваляли фараонов. 8) Здесь можно увидеть сцены жизни простых людей. 9) До наших дней на каменных страницах стен сохранились рассказы о жизни египтян. 10) Тяжелые стволы колонн сбросили на землю. 11) Здание было разрушено. 12) Для строительства нужно было сделать точные расчеты. 13) Ученые обнаружили бесчисленные мраморные обломки. 14) Во время землетрясения статуя сдвинулась с места и верхняя ее часть рухнула на землю. 15) Работы не прекращались.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

Буквы а — о в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-

Словарные диктанты

I. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о.

1) Излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; слагаемые числа; расположиться на ночлег; располагать свободным временем.

2) Роскошные растения; гул нарастает; зáросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов.

3) Предположения не осуществились; капельки росы; тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности; изменить положение; слагать стихи; лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы; проложить лыжню; наложить шов; предлагать помощь.

II. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

Растение; подрастает; растяпа; растворить; роскошный; растаять; раствор; вырос; оросил.

III. Подчеркнуть те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне.

Простое предложение; поросло травой; горная растительность; увядать без воды; сотрясать воздух; возлагать надежды; развеваться на ветру; расположиться у костра.

Выборочные диктанты

Распределить слова в два столбика, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Предлагать; расположиться; излагать; изложение; слагаемое; положение; предложить; возлагать; приложить.

2) Растительность; отросли; подросли; водоросли; подрасти; выращенный; зарастать; росток; обросли; прорастать; поросль; расти; растущий; отрасль.

3) Сложение; переложить; излагал; положение; вырастать; возраст; предполагать; расположение; расти; вырос; наращение; зарастал; Ростислав.

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Ложился на поля туман. (А. Пушкин) 2) Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. 3) Цветы росли прямо у кустов. 4) Плотной стеной темнели заросли камыша. 5) Щенок успел вырасти в толкового пса. 6) В доме еще не ложились спать. 7) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь. (К. Паустовский) 8) Я добрался до пихтовой заросли и расположился на крохотной полянке.(В. Бурлак) 9) Снежные хлопья все росли и обратились в огромных белых кур. (Г. Андерсен) 10) В густой тени елового леса растут лишь немногие растения. (И. Соколов-Микитов) 11) Вдоль стен располагались шкафы с книгами. 12) Мы предполагали выехать утром. 13) Густые кусты разрослись по склонам оврага. 14) Кратко изложи содержание параграфа. 15) Дом располагался на краю поселка. 16) Песня росла, разливалась. (И. Тургенев) 17) Волны выбросили на берег много водорослей. 18) Из семечка липы вырастает могучее дерево


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Слайд 2

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Наиболее распространены 3 способа сжатия: и сключение подробностей, деталей; о бобщение однородных явлений; Сочетание исключения и обобщения. Попробуем разобрать текст – отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

Слайд 3

Повествование ведётся от лица рассказчика. Он простой человек, поэтому речь его насыщена словами и выражениями, имеющими разговорный оттенок: подворачиваю к чайной, видать, парнишка, в кабине глушно … ВАЖНО!!! Вы должны использовать в изложении ключевые слова и сочетания. Попробуем определить ключевые слова в первом абзаце текста: подворачиваю к чайной, парнишка на крыльце, голодный, Ванюшка, прокачу, вскарабкался, глазёнки.

Слайд 4

1. ЗАВЯЗКА . Приезд героя к мальчику, обстоятельства знакомства. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 2. Разговор с малышом, его судьба. 3. Решение героя усыновить ребёнка. 4. КУЛЬМИНАЦИЯ : а) реакция мальчика на сообщение взрослого; б) переживания героя от случившегося. ПЛАН ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ

Слайд 5

В первом абзаце названо имя мальчика. Можно ли его опустить ? Обратимся к контексту. Как видно из отрывка, именно то, что взрослый знает имя мальчика, привлекает внимание Вани, возбуждает интерес и вызывает у ребёнка доверие. Слово ключевое, его выбрасывать нельзя. Что же можно сократить ? Приведённый текст насыщен прямой речью, которую с лёгкостью можно превратить в косвенную. Кроме того, можно «пожертвовать» некоторыми словами, несущими незначительную информацию.

Слайд 6

Сжатие первого абзаца. Подворачиваю к чайной, парнишка – на крыльце, по всему видать, голодный. Высунулся в окошко, кричу: «Эй, Ванюшка! Садись, прокачу». Он вздрогнул, соскочил, вскарабкался и тихо спросил у меня, откуда знаю, как его зовут. Я ему ответил, что человек я бывалый и всё знаю.

Слайд 7

СЖАТИЕ ВТОРОГО АБЗАЦА Я дверь ему открыл и посадил рядом с собой. Когда поехали, мой шустрый парнишка вдруг притих, то взглянет на меня, то вздохнёт. Такая птаха, а уже научился вздыхать. Стал я спрашивать о родных. Оказалось, что их у мальчонки не было – всех убило. Ночевал он где придётся.

Слайд 8

СЖАТИЕ ТРЕТЬЕГО АБЗАЦА Закипело во мне всё, и решил я, что возьму его к себе в дети. На душе сразу стало легко и светло. Спросил у него, знает ли, кто я такой ? Он вопросительно посмотрел на меня, а я произнёс: «Отец».

Слайд 9

СЖАТИЕ ЧЕТВЁРТОГО АБЗАЦА. Боже мой, что тут произошло! Кинулся ко мне, целует, кричит, что так долго ждал, когда я его найду. Прижался ко мне и дрожит. А у меня в глазах туман, тоже дрожь бьёт. Пока туман в глазах не прошёл, боялся ехать. Потом обнял его, потихоньку прижал к себе, развернул машину и поехал обратно, на свою квартиру.

Слайд 10

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы , так и всего текста в целом. Все предложения должны быть связаны друг с другом, а текст вашего изложения должен быть законченным и цельным произведением.



Предварительный просмотр:

Часть 2

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1—А7;
В1-В14.

(1)А в чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)А добро - это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

(7)Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом  глубокое различие. (14)В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

(15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

(16)Это как круги на воде. (17)Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(19)Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. (20)Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. (21)Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного.

(По Д. С. Лихачёву)

К каждому заданию А1 А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Что имеет в виду Д. С. Лихачёв, говоря о задаче, которую ставит перед человеком жизнь (предложение 4)?

  1. То, что необходимо выполнить, решить.
  2. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.
  3. Сложный вопрос, проблема, требующие разрешения.
  4. То, что мы в обиходе определяем этим словом как что-то сложное, трудновыполнимое.

А2. Почему автор считает стремление делать добро «самой большой целью жизни»?

  1. Большая цель добра начинается с малого, а потом захватывает всё более широкий круг вопросов.
  2. Человек, совершающий добрые поступки, становится мудрее.
  3. Нужно любить своих родителей, свой дом. свою страну.
  4. Добро – это счастье всех людей.

А3. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1. 2               2. 4                    3. 5                             4. 15

А4. В каком(их) предложении(ях) не используются антонимы?

1. 5               2. 6                    3. 11                         4. 14

А5. Почему, по мнению автора, «мелочь и крупное нельзя разделять»?

  1. Многое в жизни зарождается в детстве.
  2. В вопросах нравственности мелочей не бывает.
  3. Счастье человека слагается из многого.
  4. Нужно сначала учиться на «мелочах», а с возрастом браться за большие дела.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор считает, что большая цель добра начинается с малого?»

Большая цель добра начинается с малого, потому что…

  1. добро – это прежде всего счастье всех людей
  2. мелочь и крупное нельзя разделять
  3. многое начинается с мелочей, а со временем перерастает в крупное
  4. с годами человек становится мудрее.

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну».

  1. каламбур
  2. синекдоха
  3. гипербола
  4. градация

В1. Найдите в предложении 20синоним к слову НЕСОВЕРШЕНСТВО. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 15-17 выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 17-20 выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З- (С-), перед глухим согласным пишется буква С, перед звонким – З».

В4. Из предложений 5-9 выпишите слово(а), в котором(ых) правописание Н и НН определяется правилом: «В суффиксах наречий на –О, а также существительных, образованных от прилагательных, пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого они образованы».

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.

Постепенно расширяясь, (1) его привязанности распространяются на школу, (2) село, (3) город, (4) всю свою страну.

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения.

Любовь же и дружба, (1) разрастаясь и распространяясь на многое, (2) обретают новые силы, (3) становятся всё выше, (4) а человек, (5) их центр, (6) мудрее.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Это значит, (1) что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, (2) бороться с недостатками – как в  любимом человеке, (3) так и в окружающих людях.

В8. Из предложения 17 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 17.

В10. Среди предложений 5-9 найдите предложения однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 16 — 19 найдите предложение(-я), имеющее(-ие) приложение с уточняющим значением. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

В13. Среди предложений 16-21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 1 -6 найдите сложное предложение с различными видами союзной связи — сочинительной и  подчинительной. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения напишите номер задания: С2.1 или С2.2.

С2.1  Познакомьтесь с ситуацией, нарисованной художником.

Помогите Коле вспомнить структуру текста-рассуждения. Напишите сочинение на тему «Как строится рассуждение». Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст Д. С. Лихачёва. Найдите и приведите примеры из прочитанного текста, иллюстрирующие ваши размышления. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Добро – это прежде всего счастье всех людей».

Приведите в сочинение два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Задания Al - А5 (вариант 1)

А1. Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний.

  1. У каждого человека своя правда.
  2. Надо задумываться над последствиями своих поступков. 3). Не кивайте на других, когда сами виноваты.

4) Надо беречь красоту.

А2. Определите стиль и тип речи.

  1. Художественный стиль, описание.
  2. Разговорный стиль, повествование.
  3. Художественный стиль в сочетании с разговорным; описание и повествование с элементами рассуждения.
  4. Разговорный стиль; описание в сочетании с повествованием.

A3. Какое из данных слов употреблено в тексте в прямом значении?

  1. Согнулись (предложение 5);
  2. Запылало (предложение 6);
  3. Смеялись (предложение 7);
  4. Протягивали (предложение 7).

А4. В каком варианте ответа указано верное объяснение постановки запятой (2) в предложении:

Она выросла случайно, (1) незаконно, (2) пристроилась на обочине, (3) у высокого дощатого забора.

  1. Разделяет части сложного предложения;
  2. Разделяет однородные обстоятельства;
  3. Разделяет однородные сказуемые;
  4. Выделяет деепричастный оборот.

А5. Какое средство речевой выразительности использовано в предложении 5?

  1. сравнение;
  2. олицетворение;
  3. эпитет;
  4. метафора

        

Задания B1 – B10 (вариант 1)

Bl. Из предложения 18 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

  1. Определите способ образования слова БЕЗДУШНЫЕ (предложение 28).
  2. Из предложения 2 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

84.        Из предложений 17-20 выпишите слово, в котором правописание
определяется правилом: «Если у наречия есть приставка
по- и суффикс
-ому-/-ему-, оно пишется через дефис».

  1. Определите часть речи слова ВЛЮБЛЕННЫЙ (предложение 30).
  2. Из предложения 29 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
  3. Сколько грамматических основ в предложении 31?

В8.Определите вид сказуемого в предложении 12.

В9. Из предложений 4-7 выпишите номер предложения, осложненного обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

В10. Из предложений 10-16 выпишите номер односоставного назывного предложения.

        

Вариант 1

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А5, В1 - В10

(1)Выросла рябинка при дороге.

(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветку кудрявой головой.

(4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (б)Деревце запылало, как костер на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

(8)Шла мимо девочка.

(9)Увидела рябинку, поохала.

(10) - Возьму-ка я одну веточку. (11)Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12)И она была по-своему права.

(13)Ехал на машине усатый дядька.

(14)- Ух ты... (15)Прямо картинка... (16)Шикарно!

(17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19) - Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20)Что ж, он был тоже по-своему прав.

(21)Под вечер шли туристы.

(22) - Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23)Ну, Зинка, чур, всем по одной! (25)Мы народ организованный, должны подавать пример...

(26)Шел в сумерках влюбленный.

(27) - Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29)На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30)Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31)Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32)А Люсенька обрадуется.

(ЗЗ)На другой день приехал хозяйственник.

  1. - Что это еще за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
  2. -Убрать. (Зб)Срубить. (37)А то весь вид портит. (38)И он бы по-своему прав.

(39)В этой истории все правы. (40)Виноватых нет. (41)Но и рябинки тоже нет.

(по Н. Соколовой)

Задания Al - А5 (вариант 2)

А1. Почему автор текста считает, что современные игрушки плохие?

  1. Пластмассовые игрушки быстро ломаются.
  2. Они способствуют накоплению агрессивной фантазии ребенка.
  3. Это, в основном, игрушки-монстры.
  4. Такие игрушки не передать по наследству.

А2. Определите стиль и тип речи.

  1. Художественный стиль, рассуждение.
  2. Публицистический стиль, описание.
  3. Публицистический стиль, рассуждение.
  4. Официально-деловой стиль, повествование.

A3. Какое из данных слов употреблено в тексте в прямом значении?

  1. современные (предложение 6);
  2. закладывает (предложение 3);
  3. запрограммирован (предложение 8);
  4. источник (предложение 2).

А4. В каком варианте ответа указано верное объяснение постановки запятой

(2) в предложении:

Покупая игрушку, (1) важно понимать, (2) как она будет воздействовать на

ребенка.

  1. Разделяет части сложного предложения;
  2. Разделяет однородные обстоятельства;
  3. Разделяет однородные сказуемые;
  4. Выделяет деепричастный оборот.

А5. Какое средство речевой выразительности использовано в предложении 16?

  1. сравнение;
  2. олицетворение;
  3. эпитет;
  4. метафора.

Задания B1 – B10 (вариант 2)

Bl. Из предложения 12 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

82.        Определите способ образования слова ПОДРУЧНОГО (предложение 17).

  1. Из предложений 4-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  2. Из предложений 10 - 12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.

85.        Определите часть речи слова СТАВ (предложение 8).

86.        Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью
ПРИМЫКАНИЕ.

87.        Укажите количество грамматических основ в предложении 15?

В8.Определите вид сказуемого в предложении 5.

В9. Среди предложений 4-6 выпишите номер предложения, осложненного обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

В10. Из предложений 8-12 выпишите номер односоставного назывного предложения.

Вариант 2

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А5, В1 - В10

Игрушка.

(1)3адумывались ли вы над тем, что игрушка - это не просто забава? (2)Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, источник радости, условие для развития творческих способностей ребенка.  (З)Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла. (4)Она должна учить добру, мудрости и способности сопереживать другим.  (5)Игрушка должна быть доброй. (б)Однако современные психологи все как один твердят, что растет поколение,  воспитанное на игрушках,  которые  не только  не выполняют этой роли, но и воспитывают в ребенке жестокость и черствость. (7)Черепашки-ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым. (8)Став взрослым, такой ребенок будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры,  с чьей помощью происходило познание мира. (9)Но что же плохого в монстрах? (Ю)Это же только игрушки!  (11)Оказывается, любое проигранное ребенком действие способно   воспроизводить   себя   в   реальности.   (12)Если   ребенок   в   игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. (13)И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно проявится когда-нибудь в той или иной ситуации. (14)Игрушка программирует жизнь ребенка.     (15)Покупая     игрушку,     важно     понимать,     как     она    будет воздействовать  на ребенка.  (16)Кстати,  добрую игрушку не  обязательно покупать. (17)Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из этого подручного материала.

(По В. Абраменковой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кимы. Математика. 6 класс.

Для индивидуальных занятий учащихся, для группы обучающихся....

КИМы для 5 класса

Тестовые задания для проверки сформированности лексико-грамматических навыков...

КИМы для 5 класса

Тестовые задания для проверки сформированности лексико-грамматических навыков...

КИМы для 6 класса

Материалы для проведения лексико-грамматического тестирования в конце каждой четверти...

КИМы для 6 класса

Материалы для проведения лексико-грамматического тестирования в конце каждой четверти...

КИМы для 6 класса

Материалы для проведения лексико-грамматического тестирования в конце каждой четверти...

КИМы для 7 класса

Материалы для проведения лексико-грамматического тестирования...