Урок литературы в 9 классе на тему: "Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества "
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Урок позволяет изучить материал о жизни и творчестве писателя с использованием ИКТ.Расширяет кругозор учащихся в области литературы и искусства, воспитывает уважительное отношение к классической литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernyshevskiy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор школы  _______/Башаева А.Д./

Урок литературы в 9 классе

Тема: Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества

Цели:

  • Изучение материала о жизни и творчестве писателя с использованием информационных технологий
  • Расширение кругозора учащихся в области литературы и искусства.
  • Воспитывать уважительное отношение к классической литературе.

Оборудование: Портрет писателя, выставка книг, высказывания о Чернышевском, презентации учащихся, ноутбук

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока.

  1. Вступительное слово учителя о Н.Г. Чернышевском

   *  Н.Г. Чернышевский вошёл в русскую культуру как экономист, философ, публицист, литературный критик и прозаик.

 Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил. Впервые искусство к чему-то обязывало, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор.  Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.

* Знакомство учащихся с книжной выставкой

  1. Основные даты жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского 

Представление презентации, заранее подготовленной ученицей /П. Татьяна/

* 1828, 12 (24) июля -   в г. Саратов в семье священника родился Николай Гаврилович Чернышевский. До 14-летнего возраста он воспитывался и обучался дома. СЛАЙД 1

*  1842 г. - Чернышевский был определен для продолжения образования в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики). СЛАЙД 2

*1846-1850 -  Не окончив полного курса обучения в духовной семинарии,  уехал в Петербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, он был зачислен студентом университета. СЛАЙД 3

* 1851-1853 -  По окончании университета в  Чернышевский вернулся в Саратов и начал работать преподавателем словесности в гимназии СЛАЙД 4                                            

*1853 -  . Весной Чернышевский вступил в брак с дочерью саратовского врача Ольгой Сократовной Васильевой.                          

Скоро после женитьбы вместе с молодой женой он переехал в Петербург.

Осенью  Чернышевский начал сдавать экзамены, а к концу года в основном была готова и диссертация на тему “Эстетическое отношение искусства к действительности”. Начало работы в журнале «Современник» СЛАЙД 5

*1855- Чернышевский делает окончательный выбор между «Современником» и «Отечественными записками» в пользу первого. Став  одним из ведущих сотрудников журнала, который возглавлял Н. А. Heкpaсов, Н. Г. Чернышевский заявил о себе как публицист, литературный критик, писатель, философ, который во мнoгoм следовал традициям В. Г. Белинского.  Защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». СЛАЙД 6

*1862-1863 -  Чернышевский был арестован по обвинению в противогосударственной деятельности и заключён в  Алексеевский paвeлин Петропавловской крепости.                  

 Создание романа «Что делать» СЛАЙД 7

 * 1864 года сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудниках сроком 14 лет, а затем поселить в Сибири навсегда.

 Гражданская казнь на Мытнинской площади Петербурга. В знак  лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.  20 мая - отправлен на Kaтopгy в Восточную Сибирь.  СЛАЙД 8

1889 г. -  благодаря усиленным хлопотам сына Чернышевско му разрешено было вернуться в Саратов.

Переехав в родной город, он почувствовал прилив сил и стал питать надежду на то, что ему удастся развернуть большую творческую деятельность. Но этой надежде не суждено было осуществится. 17 октября 1889 года  перестало биться сердце  борца за свободу и счастье трудового народа, великого мыслителя и революционера Николая Гавриловича Чернышевского.СЛАЙД 9

4. Эстетическая теория Н.Г.Чернышевского

1.Слово учителя

         Диссертация Чернышевского-важнейший этап в развитии науки об искусстве. Этот труд помог понять, что прекрасное в искусстве неразрывно связано с познанием жизни, с проникновением в сложный мир человеческих отношений и что важнейшее назначение искусства - воспитывать человека в духе высоких общественных и нравственных идеалов.

2. Содержание эстетической теории Чернышевского в презентации М. Рустема

*   Осенью 1853 года Чернышевский возобновляет работу над диссертацией. Тема   привлекла        внимание еще в студенческие годы «Эстетические отношения искусства к действительности.» Стремление четко, убедительно и абсолютно по-новому увидеть, осознать и оценить мир во всей eгo сложности охватывало и эстетические воззрения Чернышевского-философа. Он утверждает, что искусство должно обращаться к жизненно важным проблемам: «Художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведений искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «Да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» «Общественное в жизни - вот содержание искусствa - постулат, с которым едва ли стоит спорить.  СЛАЙД 2

*   В центре внимания Чернышевского-вопрос о соотношении искусства и жизни, о прекрасном т.е о наиболее совершенном в искусстве  «Интересуясь явлениями жизни, человек не может... не произносить о них cвoeгo приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если бы и хотел, отказаться от произношения приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в eгo произведении - вот новое значение искусства» - такова позиция Н.Г. Чернышевского. СЛАЙД 3

*  В основе диссертации Чернышевского лежит мысль, что источником прекрасного в                                      искусстве является жизнь, так как именно в ней сосредоточено для человека самое прекрасное и значительное. СЛАЙД 4

* Чернышевский был первым мыслителем, который связал представление народа о прекрасном с представлением о разумном и здоровом труде. Итак, искусство должно воспроизводить жизнь, объяснять ее, произносить приговор тому, что изображено: «Высшее назначение искусства» - быть «учебником жизни». Увидеть, оценить, вести себя в соответствии с этими оценками - такова логика эстетической теории, которая связана и с этическими позициями философа.  СЛАЙД 5

* Утверждая четкую материалистическую позицию («Прекрасное есть жизнь»), Н.Г. Чернышевский обозначает и роль субъективных моментов: «...Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»; «Таким образом, объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека». Интересно, как он иллюстрирует причины различных представлений о красоте. «Простолюдин и член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково; потому неодинаково понимают они и красоту человеческую... » СЛАЙД 6

* Эстетическая теория определяла оценки произведений, о которых писал Н.Г.Чернышевкий, была использована при создании романа «Что делать?». СЛАЙД 7

                5. Чтение наизусть отрывка из романа «Что делать» /К. Роксана/

Учитель:

Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла. Вы сейчас слышали, какая светлая мечта: «Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести». Разве можно с этим спорить?

 - Да.

 - Почему?

6.Составление письменного высказывания  по данному вопросу с последующим аргументированным выступлением учащихся.

         7. Составление кластера по теме урока

Подводя итоги урока, давайте определим, что мы можем сказать о Чернышевском.

8. Д/з Подготовить индивидуальные сообщения на тему «Особенные люди»

                Рустем - Рахметов

Таня – Вера Павловна

Роксана - Кирсанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Роль книг в нашей жизни"

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Роль книг в нашей жизни" к УМК Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман....

«Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)

Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока :  пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м...

Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни".

Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни"....

Урок литературы 9 класс II, VIII вида "Н.А.Некрасов «Жизнь и творчество»"

Урок литературы для коррекционной школы II, VIII вида...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...