Урок литературы в 9 классе на тему: "Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества "
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок позволяет изучить материал о жизни и творчестве писателя с использованием ИКТ.Расширяет кругозор учащихся в области литературы и искусства, воспитывает уважительное отношение к классической литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyshevskiy.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы _______/Башаева А.Д./
Урок литературы в 9 классе
Тема: Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества
Цели:
- Изучение материала о жизни и творчестве писателя с использованием информационных технологий
- Расширение кругозора учащихся в области литературы и искусства.
- Воспитывать уважительное отношение к классической литературе.
Оборудование: Портрет писателя, выставка книг, высказывания о Чернышевском, презентации учащихся, ноутбук
Ход урока:
- Орг. момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Вступительное слово учителя о Н.Г. Чернышевском
* Н.Г. Чернышевский вошёл в русскую культуру как экономист, философ, публицист, литературный критик и прозаик.
Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил. Впервые искусство к чему-то обязывало, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.
* Знакомство учащихся с книжной выставкой
- Основные даты жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского
Представление презентации, заранее подготовленной ученицей /П. Татьяна/
* 1828, 12 (24) июля - в г. Саратов в семье священника родился Николай Гаврилович Чернышевский. До 14-летнего возраста он воспитывался и обучался дома. СЛАЙД 1
* 1842 г. - Чернышевский был определен для продолжения образования в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики). СЛАЙД 2
*1846-1850 - Не окончив полного курса обучения в духовной семинарии, уехал в Петербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, он был зачислен студентом университета. СЛАЙД 3
* 1851-1853 - По окончании университета в Чернышевский вернулся в Саратов и начал работать преподавателем словесности в гимназии СЛАЙД 4
*1853 - . Весной Чернышевский вступил в брак с дочерью саратовского врача Ольгой Сократовной Васильевой.
Скоро после женитьбы вместе с молодой женой он переехал в Петербург.
Осенью Чернышевский начал сдавать экзамены, а к концу года в основном была готова и диссертация на тему “Эстетическое отношение искусства к действительности”. Начало работы в журнале «Современник» СЛАЙД 5
*1855- Чернышевский делает окончательный выбор между «Современником» и «Отечественными записками» в пользу первого. Став одним из ведущих сотрудников журнала, который возглавлял Н. А. Heкpaсов, Н. Г. Чернышевский заявил о себе как публицист, литературный критик, писатель, философ, который во мнoгoм следовал традициям В. Г. Белинского. Защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». СЛАЙД 6
*1862-1863 - Чернышевский был арестован по обвинению в противогосударственной деятельности и заключён в Алексеевский paвeлин Петропавловской крепости.
Создание романа «Что делать» СЛАЙД 7
* 1864 года сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудниках сроком 14 лет, а затем поселить в Сибири навсегда.
Гражданская казнь на Мытнинской площади Петербурга. В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов. 20 мая - отправлен на Kaтopгy в Восточную Сибирь. СЛАЙД 8
1889 г. - благодаря усиленным хлопотам сына Чернышевско му разрешено было вернуться в Саратов.
Переехав в родной город, он почувствовал прилив сил и стал питать надежду на то, что ему удастся развернуть большую творческую деятельность. Но этой надежде не суждено было осуществится. 17 октября 1889 года перестало биться сердце борца за свободу и счастье трудового народа, великого мыслителя и революционера Николая Гавриловича Чернышевского.СЛАЙД 9
4. Эстетическая теория Н.Г.Чернышевского
1.Слово учителя
Диссертация Чернышевского-важнейший этап в развитии науки об искусстве. Этот труд помог понять, что прекрасное в искусстве неразрывно связано с познанием жизни, с проникновением в сложный мир человеческих отношений и что важнейшее назначение искусства - воспитывать человека в духе высоких общественных и нравственных идеалов.
2. Содержание эстетической теории Чернышевского в презентации М. Рустема
* Осенью 1853 года Чернышевский возобновляет работу над диссертацией. Тема привлекла внимание еще в студенческие годы «Эстетические отношения искусства к действительности.» Стремление четко, убедительно и абсолютно по-новому увидеть, осознать и оценить мир во всей eгo сложности охватывало и эстетические воззрения Чернышевского-философа. Он утверждает, что искусство должно обращаться к жизненно важным проблемам: «Художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведений искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «Да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» «Общественное в жизни - вот содержание искусствa - постулат, с которым едва ли стоит спорить. СЛАЙД 2
* В центре внимания Чернышевского-вопрос о соотношении искусства и жизни, о прекрасном т.е о наиболее совершенном в искусстве «Интересуясь явлениями жизни, человек не может... не произносить о них cвoeгo приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если бы и хотел, отказаться от произношения приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в eгo произведении - вот новое значение искусства» - такова позиция Н.Г. Чернышевского. СЛАЙД 3
* В основе диссертации Чернышевского лежит мысль, что источником прекрасного в искусстве является жизнь, так как именно в ней сосредоточено для человека самое прекрасное и значительное. СЛАЙД 4
* Чернышевский был первым мыслителем, который связал представление народа о прекрасном с представлением о разумном и здоровом труде. Итак, искусство должно воспроизводить жизнь, объяснять ее, произносить приговор тому, что изображено: «Высшее назначение искусства» - быть «учебником жизни». Увидеть, оценить, вести себя в соответствии с этими оценками - такова логика эстетической теории, которая связана и с этическими позициями философа. СЛАЙД 5
* Утверждая четкую материалистическую позицию («Прекрасное есть жизнь»), Н.Г. Чернышевский обозначает и роль субъективных моментов: «...Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»; «Таким образом, объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека». Интересно, как он иллюстрирует причины различных представлений о красоте. «Простолюдин и член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково; потому неодинаково понимают они и красоту человеческую... » СЛАЙД 6
* Эстетическая теория определяла оценки произведений, о которых писал Н.Г.Чернышевкий, была использована при создании романа «Что делать?». СЛАЙД 7
5. Чтение наизусть отрывка из романа «Что делать» /К. Роксана/
Учитель:
Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла. Вы сейчас слышали, какая светлая мечта: «Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести». Разве можно с этим спорить?
- Да.
- Почему?
6.Составление письменного высказывания по данному вопросу с последующим аргументированным выступлением учащихся.
7. Составление кластера по теме урока
Подводя итоги урока, давайте определим, что мы можем сказать о Чернышевском.
8. Д/з Подготовить индивидуальные сообщения на тему «Особенные люди»
Рустем - Рахметов
Таня – Вера Павловна
Роксана - Кирсанов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 8 классе по теме "Роль книг в нашей жизни"
Презентация к уроку в 8 классе по теме "Роль книг в нашей жизни" к УМК Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман....
«Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)
Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока : пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни".
Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни"....
Открытый урок литературы в 7-м классе по теме: "Он был поэтом!" (О жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова)
Открытый урок по литературе с яркой, красочной презентацией...
Урок литературы 9 класс II, VIII вида "Н.А.Некрасов «Жизнь и творчество»"
Урок литературы для коррекционной школы II, VIII вида...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...