Воспитательная роль уроков родного (русского)языка
статья по теме

Скорнякова Галина Вадимовна

Родным языком ребенок овладевает в раннем детстве,до того ,как

станет первоклассником.В чем же особенности изучения русского языка

как  родного в школе? Можно ли обучать родному языку так,чтобы

учащиеся действительно им владели в совершенстве?

      Изучая методическую литературу и обобщая собственный опыт ,я

хочу высказать своё мнение по данному вопросу .

      Родной язык является средством приобщения личности школьника к

жизни и культуре общества,в котором он родился и живет ,а также к

культуре человечества ,то есть родной язык выступает основой

формирования человека

      Кто,как не учитель русского языка, поможет детям разобраться в

культурном и <<внекультурном>> творчестве ?

      Не секрет ,что в художественных произведениях современных

авторов происходит аргонизация родного языка,которя влияет и на

переосмысление духовных ценностей: любви,дружбы,семьи,уважения

к старшим,к прошлому своей страны и народа.

      Поэтому важно,чтобы на уроках родного языка анализируемый

словесный материал был высоко художественен и актуален по

содержанию,имел воспитательную ,нравственную ценность.

      Прежде всего , это должны быть тексты о собственной жизни

молодых, о взаимоотношениях с миром , с окружающими,старшим

поколением.

      Для старшеклассников остро стоит проблема взаимоотношений с

родителями.

      В конце 1 полугодия в 9 классе я прелагаю написать сочинение -

рассужение по прослушанному тексту <<Твоя мама >>.

<<Ты проснулся...Нет, тебя разбудила мама.умывшись,ты съел завтрак,

приготовленный мамой.А когда вернулся из школы ,у мамы уже был готов

обед, хоят она сама только что вернулась с роботы.

А когда ты заболел ,помнишь ,как выхаживала тебя мама,сколько

бессонных ночей провела у твоей постели ?

      Есть страшная легенда . Потребовала злая красавица у юноши,

полюбившего её, живое сердце его матери.

     Темной ночью совершил сын злодейство .Когда нес материнское

сердце в руках, упал, ударился о камень и вдруг услышал, как оно

прошептало:<<Тебе не больно,сынок?>>Богато и щедро сердце матери.А

твоё?...>> 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rol_urokov_rodnogo_russkogoyazyka.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

                       

         Воспитательная роль уроков родного (русского)языка

                     

      Родным языком ребенок овладевает в раннем детстве,до того ,как

станет первоклассником.В чем же особенности изучения русского языка

как  родного в школе? Можно ли обучать родному языку так,чтобы

учащиеся действительно им владели в совершенстве?

      Изучая методическую литературу и обобщая собственный опыт ,я

хочу высказать своё мнение по данному вопросу .

      Родной язык является средством приобщения личности школьника к

жизни и культуре общества,в котором он родился и живет ,а также к

культуре человечества ,то есть родной язык выступает основой

формирования человека

      Кто,как не учитель русского языка, поможет детям разобраться в

культурном и <<внекультурном>> творчестве ?

      Не секрет ,что в художественных произведениях современных

авторов происходит аргонизация родного языка,которя влияет и на

переосмысление духовных ценностей: любви,дружбы,семьи,уважения

к старшим,к прошлому своей страны и народа.

      Поэтому важно,чтобы на уроках родного языка анализируемый

словесный материал был высоко художественен и актуален по

содержанию,имел воспитательную ,нравственную ценность.

      Прежде всего , это должны быть тексты о собственной жизни

молодых, о взаимоотношениях с миром , с окружающими,старшим

поколением.

      Для старшеклассников остро стоит проблема взаимоотношений с

родителями.

      В конце 1 полугодия в 9 классе я прелагаю написать сочинение -

рассужение по прослушанному тексту <<Твоя мама >>.

<<Ты проснулся...Нет, тебя разбудила мама.умывшись,ты съел завтрак,

приготовленный мамой.А когда вернулся из школы ,у мамы уже был готов

обед, хоят она сама только что вернулась с роботы.

А когда ты заболел ,помнишь ,как выхаживала тебя мама,сколько

бессонных ночей провела у твоей постели ?

      Есть страшная легенда . Потребовала злая красавица у юноши,

полюбившего её, живое сердце его матери.

     Темной ночью совершил сын злодейство .Когда нес материнское

сердце в руках, упал, ударился о камень и вдруг услышал, как оно

прошептало:<<Тебе не больно,сынок?>>Богато и щедро сердце матери.А

твоё?...>>

     Никого из учащихся не оставляет равнодушным данная тема.

Большинство из них с большой теплотой и любовью высказываются о

сових родителях.Не вызывает сомнения, что следующие выдержки

искренни: <<Мама-это моё начало, моя подруга, учитель.Папа-это моя

защита.Родители-моя опора>>.<<Мне кажется, что я не смогла бы жить в

этом мире без маминой поддержки, без ее слов:<<Вставай, солнышко!>>

каждое утро.

     Как сделать, чтобы общечеловеческие ценности стали близки не

только мне, но и детям?

     Этот вопрос мысленно задаю себе при подготовке к любому уроку.

     Ученик не может глубоко освоить то, что им не пережито, что не

входит в сферу его жизненных интересов. Это возможно лишь,если

построить обучение на чувстве, переживании.

     Одним из первых текстов, которые пишут на моих уроках

ученики,-<<Моя визитка>>или<<Обращение к потомкам>>.

Использование известного в практической психологии приёма помогает не

только узнать учеников, понять их, но и какие именно трудности испытывают

учащиеся при создании текстов.Главное в этой модели-освоение языка

учащимися в процессе создания текста, постижение ими на собственном

опыте закономерностей этой деятельности.

 Естественно, учителю необходимо прежде самому разобраться в этих

закономерностях, понять, как с помощью текста человек ориентируется в

жизненных ситуациях, выражает себя, своё отношение к ситуации, свои

чувства, переживания. "Что такое язык?"- писал Л.Н.Толстой.-Прежде

всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли.

Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои

идеи, свои чувства в язык... он также как бы пронизывается этим

способом выражения.

 Успех обучения родному языку зависит от личности учителя: его

культуры, обаяния, доброты, искренности, терпения, творческих порывов.

 И если обобщить всё, о чем я говорила, то мои взгляды умещаются в

следующих положениях:

 1. Уроки родного (русского) языка должны оставаться очагом

культуры для носителей данного языка.

 2. Самый лучший педагог- слово писателя.

 3. На уроках важнее не то, что получил ученик, и не только то, что

узнал, а что прибавилось к его нравственному, эстетическому и

патриотическому опыту.

 4.Язык должен осмысливаться как национальное явление.

Мой главный принцип- подходить к своему делу творчески, с душой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная роль уроков родного (русского)языка

                                                      ...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности"

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности" предназначена учителям родного русского языка, работающим  в 8 классе,  и призвана сопровождать урок по...

Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"

Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:•  углубить представление о фольклоре,  гуманной направленности устного  народного творчества;•  форм...

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"...