Воспитательная роль уроков родного (русского)языка
статья по теме
Родным языком ребенок овладевает в раннем детстве,до того ,как
станет первоклассником.В чем же особенности изучения русского языка
как родного в школе? Можно ли обучать родному языку так,чтобы
учащиеся действительно им владели в совершенстве?
Изучая методическую литературу и обобщая собственный опыт ,я
хочу высказать своё мнение по данному вопросу .
Родной язык является средством приобщения личности школьника к
жизни и культуре общества,в котором он родился и живет ,а также к
культуре человечества ,то есть родной язык выступает основой
формирования человека
Кто,как не учитель русского языка, поможет детям разобраться в
культурном и <<внекультурном>> творчестве ?
Не секрет ,что в художественных произведениях современных
авторов происходит аргонизация родного языка,которя влияет и на
переосмысление духовных ценностей: любви,дружбы,семьи,уважения
к старшим,к прошлому своей страны и народа.
Поэтому важно,чтобы на уроках родного языка анализируемый
словесный материал был высоко художественен и актуален по
содержанию,имел воспитательную ,нравственную ценность.
Прежде всего , это должны быть тексты о собственной жизни
молодых, о взаимоотношениях с миром , с окружающими,старшим
поколением.
Для старшеклассников остро стоит проблема взаимоотношений с
родителями.
В конце 1 полугодия в 9 классе я прелагаю написать сочинение -
рассужение по прослушанному тексту <<Твоя мама >>.
<<Ты проснулся...Нет, тебя разбудила мама.умывшись,ты съел завтрак,
приготовленный мамой.А когда вернулся из школы ,у мамы уже был готов
обед, хоят она сама только что вернулась с роботы.
А когда ты заболел ,помнишь ,как выхаживала тебя мама,сколько
бессонных ночей провела у твоей постели ?
Есть страшная легенда . Потребовала злая красавица у юноши,
полюбившего её, живое сердце его матери.
Темной ночью совершил сын злодейство .Когда нес материнское
сердце в руках, упал, ударился о камень и вдруг услышал, как оно
прошептало:<<Тебе не больно,сынок?>>Богато и щедро сердце матери.А
твоё?...>>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rol_urokov_rodnogo_russkogoyazyka.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная роль уроков родного (русского)языка
Родным языком ребенок овладевает в раннем детстве,до того ,как
станет первоклассником.В чем же особенности изучения русского языка
как родного в школе? Можно ли обучать родному языку так,чтобы
учащиеся действительно им владели в совершенстве?
Изучая методическую литературу и обобщая собственный опыт ,я
хочу высказать своё мнение по данному вопросу .
Родной язык является средством приобщения личности школьника к
жизни и культуре общества,в котором он родился и живет ,а также к
культуре человечества ,то есть родной язык выступает основой
формирования человека
Кто,как не учитель русского языка, поможет детям разобраться в
культурном и <<внекультурном>> творчестве ?
Не секрет ,что в художественных произведениях современных
авторов происходит аргонизация родного языка,которя влияет и на
переосмысление духовных ценностей: любви,дружбы,семьи,уважения
к старшим,к прошлому своей страны и народа.
Поэтому важно,чтобы на уроках родного языка анализируемый
словесный материал был высоко художественен и актуален по
содержанию,имел воспитательную ,нравственную ценность.
Прежде всего , это должны быть тексты о собственной жизни
молодых, о взаимоотношениях с миром , с окружающими,старшим
поколением.
Для старшеклассников остро стоит проблема взаимоотношений с
родителями.
В конце 1 полугодия в 9 классе я прелагаю написать сочинение -
рассужение по прослушанному тексту <<Твоя мама >>.
<<Ты проснулся...Нет, тебя разбудила мама.умывшись,ты съел завтрак,
приготовленный мамой.А когда вернулся из школы ,у мамы уже был готов
обед, хоят она сама только что вернулась с роботы.
А когда ты заболел ,помнишь ,как выхаживала тебя мама,сколько
бессонных ночей провела у твоей постели ?
Есть страшная легенда . Потребовала злая красавица у юноши,
полюбившего её, живое сердце его матери.
Темной ночью совершил сын злодейство .Когда нес материнское
сердце в руках, упал, ударился о камень и вдруг услышал, как оно
прошептало:<<Тебе не больно,сынок?>>Богато и щедро сердце матери.А
твоё?...>>
Никого из учащихся не оставляет равнодушным данная тема.
Большинство из них с большой теплотой и любовью высказываются о
сових родителях.Не вызывает сомнения, что следующие выдержки
искренни: <<Мама-это моё начало, моя подруга, учитель.Папа-это моя
защита.Родители-моя опора>>.<<Мне кажется, что я не смогла бы жить в
этом мире без маминой поддержки, без ее слов:<<Вставай, солнышко!>>
каждое утро.
Как сделать, чтобы общечеловеческие ценности стали близки не
только мне, но и детям?
Этот вопрос мысленно задаю себе при подготовке к любому уроку.
Ученик не может глубоко освоить то, что им не пережито, что не
входит в сферу его жизненных интересов. Это возможно лишь,если
построить обучение на чувстве, переживании.
Одним из первых текстов, которые пишут на моих уроках
ученики,-<<Моя визитка>>или<<Обращение к потомкам>>.
Использование известного в практической психологии приёма помогает не
только узнать учеников, понять их, но и какие именно трудности испытывают
учащиеся при создании текстов.Главное в этой модели-освоение языка
учащимися в процессе создания текста, постижение ими на собственном
опыте закономерностей этой деятельности.
Естественно, учителю необходимо прежде самому разобраться в этих
закономерностях, понять, как с помощью текста человек ориентируется в
жизненных ситуациях, выражает себя, своё отношение к ситуации, свои
чувства, переживания. "Что такое язык?"- писал Л.Н.Толстой.-Прежде
всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли.
Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои
идеи, свои чувства в язык... он также как бы пронизывается этим
способом выражения.
Успех обучения родному языку зависит от личности учителя: его
культуры, обаяния, доброты, искренности, терпения, творческих порывов.
И если обобщить всё, о чем я говорила, то мои взгляды умещаются в
следующих положениях:
1. Уроки родного (русского) языка должны оставаться очагом
культуры для носителей данного языка.
2. Самый лучший педагог- слово писателя.
3. На уроках важнее не то, что получил ученик, и не только то, что
узнал, а что прибавилось к его нравственному, эстетическому и
патриотическому опыту.
4.Язык должен осмысливаться как национальное явление.
Мой главный принцип- подходить к своему делу творчески, с душой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...
Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности"
Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности" предназначена учителям родного русского языка, работающим в 8 классе, и призвана сопровождать урок по...
Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"
Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:• углубить представление о фольклоре, гуманной направленности устного народного творчества;• форм...
Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"
Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"...