Урок-практикум ко дню славянской письменности и культуры.
план-конспект урока (6 класс) на тему
Конспект урока-практикума с презентацией и дополнительными материалами, который уместно будет провести к празднику 24 мая - Дню славянской письменности и культуры. Кроссворды, азбука и молитва распечатывается отдельно на парты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nachalo_slavyanskoy_pismennosti.docx | 131.19 КБ |
prezentaciya_na_klassnyy_chas.ppt | 2.58 МБ |
krossvord.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Урок-практикум в 6 классе на тему:
«Начало славянской письменности»
Люберцы 2013
Цели:
1. Познакомить учащихся с возникновением славянской письменности.
2. Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
3. Привить любовь к родному языку.
Задачи:
- Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;
- Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;
- Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.
Оборудование: компьютер, на стенде рисунки рукописных книг, высказывания о грамоте, азбуке. На доске размещена выставка буквиц.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, давайте с вами попробуем себе представить жизнь без письменности. Что было бы, если бы мы не умели писать?
Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.
Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т. п.
Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку и т.д.
Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы.
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Наш сегодняшний классный час и посвящен первой азбуке, длинной-длинной дороге славянских племен к письменности, к грамотности.
Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. С какого же года он стал отмечаться в нашей стране? Да, с 1987 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков.… Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
II. Слово учителя о Кирилле и Мефодии.
Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. Кирилл принял это имя перед смертью при пострижении в монахи, его мирское имя – Константин.
Родились они в семье византийского военачальника из города Салуни (современный город Салоники). Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли склонить ко злу. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский (эти имена можно записать на доске).
Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Он был защитником православия, спорил с еретиками (значение этого слова уточняется и записывается в тетрадях: еретик, мн. еретики – инакомыслящий, заблуждающийся, отступник от православной веры). Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.
В 863 году в Константинополь к греческому императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать веру на родном для славян языке. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе.
Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие, Псалтырь, Апостол и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.
Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.
По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.
В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола, вмешался Папа Иоанн VIII. Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.
Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.
В 1349 году в честь просветителей Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.
Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма.
Вспомним, что такое уставное письмо?
(Устав – это такое письмо, при котором буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами).
Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале.
Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.
Теперь вам легко представить, как выглядели книги в древности.
Как вы думаете что значит выражение «Прочитал бы от доски до доски»?
(«От доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Их украшали позолотой, драгоценными камнями).
Если внимательно изучить азбуку, кто-то, может быть, даже смог бы написать книгу…Главное - начать… с красной строки. Объясните, что это за строка.
(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).
К сожалению, до нашего времени не дошли книги, переведенные равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому мы считаем прародителем современного русского языка старославянский язык. Именно от старославянского зародился церковнославянский язык, ставший самым близким к кириллице.
Ученики пробуют составить план рассказа учителя для последующего его пересказа.
Возможный план рассказа учителя
1. Братья Кирилл и Мефодий в юности:
а) Константин – способный ученик;
б) библиотекарь при церкви;
в) на Олимпе вместе с Мефодием.
2. Кирилл и Мефодий идут на апостольское служение к хазарам.
3. Жизнь среди славян. Трудности и победы.
4. Борьба немецкого духовенства против учения Кирилла и Мефодия.
5. Смерть Кирилла и дальнейшая деятельность Мефодия.
6. Заключение Мефодия в тюрьму и недовольство народа.
7. Смерть Мефодия и учреждение праздника в честь святых.
III. Викторина «Кто внимательнее»
(возможные вопросы для викторины)
– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями, умом и знаниями)
– Какую должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополяв Моравию? (Проповедовать истинное учение, веру)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?
– В каком городе родились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий?
А. В городе Солуни
Б. В Херсонесе
В. В Константинополе
– В какой день прославляют св. братьев Кирилла и Мефодия?
А. 20 июня
Б. 24 мая
В. 15 марта
Сегодня мы ведем разговор о письменности, о книгах, о буквах. И я предлагаю вам вспомнить народную мудрость о книгах, грамоте, учении, которая выражается, прежде всего, в пословицах, поговорках, крылатых фразах. Если вы затрудняетесь, то можете найти подсказки в нашем кабинете (висят высказывания на доске, стенах и т.д).
Пословицы
Век живи, век учись.
Учиться никогда не поздно.
Ученье-свет, а неученье - тьма.
Сперва аз, буки, потом и все науки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Кто силен в науке, не знает скуки.
С мудрым знаться – ума набраться.
Красна пава перьем, а человек ученьем.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
А теперь несколько загадок:
1. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавиц,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
(Буквы алфавита)
2. Белое поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет.
(Бумага, буквы, пишущий)
3.Что находится между горой и долиной?
(Буква И)
4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА).
(На партах у учеников представлена славянская азбука.)
– Вглядитесь в очертания букв этой ушедшей азбуки. Какие буквы по очертанию сохранились в русской азбуке, какие вообще исчезли?
(Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси).
Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).
Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».
Учили каждую букву по ее названию. (Учитель может проиграть эту ситуацию с группой ребят.)
|
За каждую ошибку наказывали розгами.
– Послушайте отрывок из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» (читает подготовленный ученик).
Как церковный грамотей в старину учил детей
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.
Вопросы к классу:
– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?
А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький. (Инсценировка.)
Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алеша.
– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
– Веди.
– Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал. Это?
– Глаголь.
– Верно. А это?
– Аз.
– Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по которой учились наши предки?
IV. Слово учителя
В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас.
В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?
1-й ученик (демонстрирует букву). Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и е произносились совершенно одинаково.
До изгнания из азбуки букву «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.
2-й ученик (демонстрирует букву). «Ижица» выглядела, как римское v и чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».
3-й ученик. Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917–1918 годов эта буква писалась в конце слов после твердых согласных.
Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.
4-й ученик (демонстрирует букву). Давно забытая буква «фита» () и хорошо знакомая нам буква ф – «ферт» – передавли один и тот же звук, изначально, кстати, несвойственный русскому языку; когда-то обе буквы попали в старославянский язык из греческого вместо со словами, в которых они встречались. Например, слово финик восходит к греч. , а имя Федор
(еодоръ) содержит элемент («бог»). Фита встречалась намного реже: уже в греческом языке, на котором говорили солунские братья, она была архаизмом. Древнееврейские, египетские, арабские слова, пришедшие к нам через посредство греческого, а позже – латинские, английские, французские, немецкие и прочие – все они могли писаться только через ферт.
Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно означает «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».
V. Заключительное слово учителя
Таким образом, мы с вами узнали, какие изменения произошли в русской азбуке, в ее численном и буквенном составе. Немного познакомились со святыми, в честь которых названа была первая азбука. А теперь небольшая викторина.
VI. Викторина «Кто внимательнее»
– Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?
– Почему кириллица не дошла до нас?
– Кто внес изменения в русскую азбуку?
– Какую букву называли «буквой-страшилкой»? За что?
– Что значит ходить фертом? С какой буквой это связано?
– Какая буква была настоящим бездельником и самой дорогой буквой в мире? Почему?
– С какой буквой связано выражение прописать ижицу?
На парты раздается кроссворд с вопросами по всему классному часу.
Кроссворд
7п | с8 | ||||||||||||||||
1м | о | р | а | в | и | я | 2 ф | и | л | о | с | о | ф | ||||
о | л | ||||||||||||||||
с | 9м | г10 | у | ||||||||||||||
3в | о | е | н | а | ч | а | л | ь | н | и | к | ||||||
е | й | а | и | ||||||||||||||
т | г | ||||||||||||||||
и | о | ||||||||||||||||
т | 4а | л | ф | а 11 | в | и | т | ||||||||||
е | и | з | |||||||||||||||
л | с12 | ц | |||||||||||||||
5к | и | р | и | л | л | и | ц | а | |||||||||
а | |||||||||||||||||
в | |||||||||||||||||
я | |||||||||||||||||
н | |||||||||||||||||
6п | с | а | л | т | ы | р | ь |
| |||||||||
к | |||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||
й | |||||||||||||||||
По горизонтали:
1. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий.
2.Как современники называли Кирилла за его ученость?
3. Кем был отец славянских просветителей?
4. Совокупность букв или других знаков данной системы письма
5. Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита.
6. Книга, которая была переведена с греческого языка святыми братьями Кириллом и Мефодием.
По вертикали:
7. Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний?
8. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия?
9. Месяц года, в котором празднуется память святых братьев Кирилла и Мефодия.
10. Одна из двух древних славянских азбук.
11. Буква кириллического алфавита.
12. Как назывался язык, на который Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги?
В заключении учитель читает «Азбучную молитву» (На партах розданы листочки с текстом). Эта молитва считается одним из самых ранних славянских стихотворений и представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянской азбуки.
Аз сло́вом сим молю́ся Богу:
Бо́же, всея́ твари́ Зижди́телю,
Ви́димым и неви́димым,
Го́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго,
Да вдохне́т в сердце́ ми сло́во,
Еже бу́дет на успе́х всем,
Живу́щим в за́поведех Ти.
Ѕело́ бо есть свети́льник жи́зни
Зако́н Твой, свет стезя́м,
Иже и́щет ева́нгельска сло́ва
І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.
Ко креще́нию обрати́шася вси́,
Лю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,
Ми́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́.
Но мне ны́не простра́нно сло́во даждь,
О́тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,
Прося́щему по́мощи от Тебе́.
Ру́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,
Си́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.
Ты бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.
Упова́ние всех конце́в земли́.
Фарао́на мя зло́бы изба́ви,
Херуви́мску ми мысль и ум даждь.
Ѡ, Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́.
Целому́дренно да начну́ писа́ти
Чудеса́ Твои́ преди́вные зело́,
Шестокрыла́тых си́лу восприиму́.
Ще́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя,
Ѣ́вным сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,
Ю́же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,
Ѧзы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,
Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва
от всея́ тва́ри и дыхания
от вся ве́ки и наве́ки. Аминь
Молитва была составлена для лучшего запоминания азбуки. На основе первых славянских букв и возник наш современный русский алфавит.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Кроссворд
7 | 8 | ||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| ||||
|
| ||||||||||||||||
| 9 | 10 |
| ||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
| 4 |
|
| 11 |
|
|
| ||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
| 12 |
| |||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
По горизонтали:
1. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий.
2.Как современники называли Кирилла за его ученость?
3. Кем был отец славянских просветителей?
4. Совокупность букв или других знаков данной системы письма
5. Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита.
6. Книга, которая была переведена с греческого языка святыми братьями Кириллом и Мефодием.
По вертикали:
7. Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний?
8. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия?
9. Месяц года в котором празднуется память святых братьев Кирилла и Мефодия.
10. Одна из двух древних славянских азбук.
11. Буква кириллического алфавита.
12. Как назывался язык, на который Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День славянской письменности и культуры"
Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...
Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры
презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...
Конкурсная программа к Дню славянской письменности и культуры
Праздник и конкурсная программа с включением инсценировок...
Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры
Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...
Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»
24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...
«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Цель: воспитание уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....