Конкурсная программа к Дню славянской письменности и культуры
методическая разработка (русский язык) на тему

Праздник и конкурсная программа с включением инсценировок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_slavyanskoy_pismennosti_2012.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК  СЛАВЯНСКОЙ  ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Путешествие в историю письменности

Конкурсная программа

Подготовила  учитель

МКОУ «Алфимовская СОШ»

Ступинского района

 Московской области

Федорова Т. Б.


Цель праздника: 

сохранение подлинной языковой культуры

развитие у подростков лингвистического и исторического мышления

воспитание бережного отношения к языку и его ценностям.


Оформление зала:

Репродукции из рукописных книг, детские работы, плакаты с пословицами и поговорками о славянской азбуке. В центре сцены - икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, задник оформлен традиционными орнаментами и буквицами, современная и церковно-славянская азбуки. Стол и стулья для сценок, на столе «Корзина Знаний » с конвертами.


Возможная программа подготовки  домашних заданий:

1. Конкурс на лучшую буквицу (формат А-4, изобразительные средства на усмотрение учителя). Выставка заранее монтируется в зале, где проходит праздник. Оценка работ и определение победителей проводят члены жюри до начала программы. Объявление результатов при подведении итогов

2. Конкурс на лучшую Пропись (Можно заменить его конкурсом на лучшую тетрадь или словарик). 

Сценарий проведения

1.Вступление ведущих 1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности  писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.

2. Слово учителя. Сегодня мы собрались почтить их память конкурсной программой, в которой участники зарабатывают баллы, получая жетоны за каждый правильный ответ. Члены театрального кружка подготовили для вас в путешествие во времени и пространстве. Вы окажетесь в разных ситуациях, увидите события из истории письменности. И каждый раз вам предстоит назвать время, место и действующих лиц. Всякий раз, когда вы будете испытывать затруднения, вам поможет КОРЗИНА ЗНАНИЙ. Обращайтесь к ней за помощью. Желаем удачи!


СЦЕНКА 1 Детство Кирилла и Мефодия

 Звучит фонограмма «шум моря». На сцене два подростка. Один из них старше. Он бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке»

Младший : (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.

 Старший. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги  все от греков.

 Младший. А почему у славян нет своих книг?

 Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.

 Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке). Старший. А « Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.

 Младший: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.

Старший. Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.

 Младший. Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.

 На сцене появляется учитель. Он слышит разговор мальчиков.

 Младший. Учитель, посмотри, у нас получаются новые буквы!

Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны пергамена – латинский и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Всякий кто хочет научиться писать – должен учиться греческому языку. Старший: Учитель! Но ведь сказано: «Свет христов просвещает всех»! Все люди – дети Божии и достойны просвещения.

Учитель. Да, но если начать переводить священные книги на варварские наречия язычников, может исказиться их смысл, который есть – Слово Божие. Пусть лучше учат греческий, и через познание укрепляются в вере.
Младший. Но на изучение языков уходит много времени. И учителей так мало. Вот если бы дать людям читать книги на их родном языке.
Старший. Должно быть, это укрепит их в вере…
Учитель. Да, но потребуется новый алфавит, новая орфография и долгие-долгие годы на перевод всех книг. Во всей империи вряд ли найдутся ученые мужи, способные на такой труд. Нужно быть избранником Божиим, чтобы справиться с такой задачей. (Обращаясь в зал, громко) Кто же за такое возьмется? (Меняет интонацию). Пойдемте, нам пора начинать урок! (Удаляется)
Начинает звучать греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним. Младший мальчик на молча смотрит вперед, как бы вглядываясь в будущее. Музыка становится громче.

1 Ведущий:

Вопросы по 1 сценке:
1. Кто были эти мальчики, которых мы сейчас видели на сцене?
2. В какой стране они родились, в каком городе, в каком веке?
3. В какой стране началась их переводческая деятельность и как эта страна называется сейчас?
4. Какая книга первой вышла из-под пера первоучителей?
5. Кто еще повторил подвиг св. равноапостольных Кирилла и Мефодия для народов, не имеющих своей письменности. Когда это было?

3.Конкурс «Что означает пословица?» (Запись, плакат или файл презентации готовятся заранее)

«Начать с азов» (с начала)

«Не миновать ему глаголя» (виселицы)

«Выписывать мыслете» (пьяная походка)

«Стоят фертом» (подбоченясь)

«Сделать на ять» (отлично)

«Прописать ижицу» (наказать розгой)

Правильно ответившие получают жетоны.


СЦЕНКА 2 В типографии Ивана Федорова. Москва. 1564 год.

В одном углу сцены двое. Они перекладывают стопки листов. С другого конца из-за задней кулисы выбегает мальчик. Внезапно он останавливается, пытаясь рассмотреть вывеску ПЕЧАТНЫЙ ДВОР.

Мальчик. Чего это там?
1 взрослый. А ты зайди, сам посмотри.
Мальчик. (осторожно приближается. Рассматривает.) Ух, ты! И чего же это будет!
2 взрослый. Книга будет.
Мальчик. (недоверчиво). Книга? Книги пером и чернилами пишут, а тут какие-то столбы да доски.
1 взрослый. А мы буквы из олова отливаем, а потом складываем одна к другой и печатаем. Так вот страницы и выходят.
Мальчик. А можно мне буковку потрогать?
2 взрослый. А ты грамоту-то разумеешь? Ну-ка возьми букву, на которую твое имя начинается.
Мальчик (достает букву М). Вот, Мыслете моя буква будет!
1 взрослый. И как же тебя звать?
Мальчик. Я сын бондаря Якова Казарина. Научите меня вот так буквы складывать. Я вам подсобить могу. Вы теперь новый лист набирать будете?
2 взрослый. Да разве мы по одному печатаем? Мы сразу много одинаковых делаем. Вот сегодня заканчиваем работу – вон новых книг появится! (показывает на стопки книг)
1 взрослый. Ты, брат, погоди! Я вот хочу Букварь напечатать! *Для пользы русского народа!* Чтобы в каждом доме своя книга была - детишек обучать. (** Надпись на букваре)
Мальчик. И у меня и у моих братьев свой букварь будет?!
2 взрослый. Придет время – обязательно будет! (громко, обращаясь в зал, держа в руках большую книгу) А вот запомни сегодняшний день - первая на Руси книга напечатана!

Музыка.

2 Ведущий:

Вопросы по 2 сценке:

1.Кто был перед нами на сцене?

2. Какой день просил запомнить Иван Федоров?

3. Какая книга была закончена в тот день?

4.Конкурс «Прикрепи слово» 

На заранее приготовленные плакаты (откидной доске) с нарисованными контурами лица и тела  предлагается прикрепить слова: 

  глава, власы, чело, очи, зеницы, ланиты, уста, выя, брада, персты, десница.


СЦЕНКА 3 Реформа азбуки Петра 1

На сцене лавка, стол.

 Дед. Все нынче не так! Посмотришь раньше на человека – борода, шуба соболья, сразу видать – боярин. (Комично) А теперь – лицо голое, платье куцее. Не поймешь – то ли купец, то ли кто. Ладно бы сами так ходили, а то и детей обряжают.
Мальчик (читает). Наш – Есть - НЕ, Буки – Он - БО, НЕБО…
Входит отец.
Дед. (ворчливо) Боярин, а работает, как простой ремесленник, раньше этих кораблей не было - и ничего, жили.
Отец: Андрей, я тебе книгу принес.
Дед. Что еще за книга? Он еще и Часослов не весь прочитал.
Отец: Успеет, тятя, прочтет. (Протягивает подбежавшему сыну) Держи, сынок!
Сын. (медленно читает) Г- е – о – м – е –т - р -и –я. (Указывает пальцем на страницу). А это что?
Отец: Это цифры, чтобы числа обозначать. Может, теперь, в навигацкую школу поступишь. Нужны России ученые люди.
Дед: (заглядывает в книгу). Это что за цифры такие? Испокон веку на Руси числа буквами писали. Аз – один. Веди – два. Чем плохо?
Мальчик (радостно) Дедуля, так же легче! Сразу видно, где число, а где слово написано!
Дед (продолжая вглядываться, с горечью): А слова-то, слова! И-эх!
Мальчик. (утешающее) Конечно, дедушка, эти буквы не такие красивые, но зато простые! Их писать легче.
Дед: Все бы вам легче!
Отец. (Обращаясь к залу). С новыми буквами наукам обучаться будем! (Кладет руку сыну на плечо). Правда, сынок?

Вопросы по 3 сценке:

1.Какой момент истории государства Российского предстал сейчас перед нами? Время? Правление? Событие?

2.Какая книга была напечатана первой новым гражданским алфавитом?

3.Какие буквы Российская Академия Наук была вынуждена вернуть в русскую азбуку в том 18 веке?


5. Конкурс  «Счет по буквам» (Запись на доске, плакат или файл презентации готовятся заранее)



6. Учащийся читает стихотворение Сергея Крыжановского 

«Старославянский язык»:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»


7. Слово учителя. Мы очень часто употребляем их, не задумываясь, какой путь проделало слово, прежде чем навсегда остаться в русском литературном языке. Никто не задумывается, почему мы говорим здравоохранение, а не здоровоохоронение, хладокомбинат, а не холодокомбинат и т.д. И уж конечно никто из любителей футбола не задается вопросом о том, почему голкиперов именуют вратарями, а воротарями.

С фонетической стороны церковнославянизмы характеризуются неполногласными сочетаниями -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских полногласий -оро-, -оло- -ере-, -еле-.

Конкурс «Подберите пару по неполногласию»

ворота - холод - хоромы - голод - дерево - серебро – здоровый – молодой

(Запись, плакат или файл презентации готовятся заранее)


Сценка 4. Реформа азбуки 1918. В типографии.

На сцене двое (мастер и подмастерье). Они приводят в порядок кем-то разбросанные вещи (коробки, ящики и пр.).
Мастер. Ну, вот наконец-то убрались. Сколько шуму-то было! Наганом угрожали. Сдавайте, говорят, ненужные литеры!
Подмастерье. А почему они «ненужные»?
Мастер. Да, вот послушай… (Берет газету «Известия», читает декрет):
«В целях освобождения школы от непроизводительного труда (
делает выразительную паузу, поднимает лицо):

Исключить букву t (ять) с последующей заменой ее через е

Исключить букву A (фита) с заменой ее через ф.

Исключить букву B (и десятеричная) с заменой ее через и.

Исключить букву ъ ( ер) в конце слов.» (Немая пауза).

Подмастерье. Как же это мы завтра раздел “Объявлений” набирать будем? “ОБЯВЛЕНИЯ”, что ли? Ведь все-все твердые знаки забрали.
Мастер. (с грустью, растерянно) Да, вот “Ведомости” уже через апостроф печатали. Ну, да ладно, ложись спать, завтра работы много.
Ложатся на лавки, засыпают. Звучит “волшебная” музыка.
В углу оживает неподвижная кучка букв. Они встают, подходят к авансцене.
Ижица (маленькая, с тонким голоском, мотает головой): Не верю, не верю, не верю, не верю! (Меняет интонацию) Господи, что же это делается?! Исключили!? Так ведь меня еще при Императоре Петре Великом пытались исключить, да не смогли без меня обходиться, вот Академия Наук меня и восстановила! Потому как без ижицы миръ от м1ра отличить? И кто такие будут «м1роносицы»? Опять же, как поговорку-то правильно понимать «Все мы одним м1ромъ мазаны»?
И десятеричная. (очень худенькая, говорит с достоинством). А меня при Петре Великом одну оставляли, без сестрицы (показывает на букву И, которая стоит насупившись). А теперь спорили-спорили, кто лучше, да и поступили наоборот.
И восьмеричная. (толстенькая, флегматичная). А ведь хотели опять как тогда, сестрицу оставить, она, мол, тоньше (комично разводит руки, показывая свою полноту. И десятеричная при этом грустно выпрямляет худенькие плечики). Бумагу, мол, будем экономить! (С сарказмом) Целый 1 процент!
И десятеричная. Эх, графа Толстого на них не нашлось! Пойти, теперь отличи «Войну и мир» Льва Николаевича от «Войны и м1ра» Маяковского?! (Если в слове, обозначающем это понятие, букву и в корне изменить на i, оно поменяет смысл МИРЪ – спокойствие, тишина (как взаимоотношения), МIРЪ - пространство, окружающий мир.)

Фита. (Торжественно, с пафосом, на греческом) «Пистево ис эна феон патера…» В европейских языках чего только нет: одни и те же звуки разные буквы передают, да еще и по несколько согласных кряду. Но ведь никто и не смеет орфографию менять, а у нас-то, у нас-то! (С болью). Одно слово, безбожники!
Ять. Это что же теперь получается? Осёлъ и осtлъ теперь одинаково будут писать? А как теперь существительное мtлъ отличить от глагола мелъ? А падежные окончания? (Поворачивается к залу, говорит протяжно) Ох, и намучаются наши школьники с безударными гласными!

Вопросы по 4 сценке

1. К какому времени относится эта сценка? Какие события тогда происходили?

2. О каком мире говорила буква Ижица, кто такие мироносицы и что означает поговорка “Одним миром мазаны”?
3. О каком мире идет речь в названии романа Толстого и поэмы Маяковского?

4.На каких языках говорила буква Фита и что она процитировала?


8 Конкурс. Прочесть текст из древней книги, написанный в соответствии с древней традицией без разделения на слова. (Можно предложить начало «Слова о полку Игореве»)


9. Конкурс «Произнеси слово без запинки» (Запись, плакат или файл презентации готовятся заранее)

Переосвидетельствоваться


Персонифицированный


Частнопредпринимательский


Человеконенавистнический


БЕСПЕРСПЕКТИВНЫЙ


Легкоусваиваемый


Тысячадевятьсотвосьмидесятидевятимиллиметровый



10. Подведение итогов (жюри считает количество сданных учениками жетонов и подписывает грамоты)


11.Показ социальной рекламы о сбережении языка.

12. Награждение




Грамота

Знатоку русского языка


_________________________________________


призеру конкурсной программы,

 посвяшенной Дню славянской

 письменности и культуры


24 мая 2012г.




К ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ ИКУЛЬТУРЫ

(дополнительные материалы)


Интересный факт. В Повести Временных Лет святой Нестор Летописец написал о том, что русский язык и славянский – это одно целое. Конечно, за много веков язык заметным образом изменился. Но вот, что интересно. В начале ХХ века крупнейшие русские ученые-лингвисты провели эксперимент, и выяснили, что 55% русского языка – это церковнославянизмы. В ХХ веке русский язык претерпевал, пожалуй, частые бурные преобразования. Прежде всего, мы знаем, была изменена орфография. Часть букв были упразднены. К слову сказать, другие языки себе этого не позволяли. И вот во второй половине ХХ века ученые вновь стали исследовать язык по новейшему методу «меченых атомов», и что же оказалось. В газетной статье-передовице были выявлены те же 55 %!



Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! 





Стихотворения

К ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ


Ф.И. Тютчев
Нас всех, собравшихся на общий праздник снова,
Учило нынче нас евангельское слово
В своей священной простоте:
«Не утаится Град от зрения людского,
Стоя на горней высоте».
Будь это и для нас возвещено не всуе -
Заветом будь оно и нам,
И мы, великий день здесь братски торжествуя,
Поставим наш союз на высоту такую,
Чтоб всем он виден был - всем братским племенам.





Константин Случевский
От буквы греческой, с ее красивой вязью,
Возникли очерки и нашего письма;
В нем, в день рожденья букв,

сплотились крепкой связью
Заветы веры и печать ума.
Такого не было нигде возникновенья
Науки в вере! Азбука взросла
У нас в дыхании церковного тепла,
В словах Евангелья, приняв свое рожденье.

 Анатолий Гребнев

Во тьме немотою томилась
Вселенная тысячи лет.
И слово явилось, как милость
Душе обретающей свет....
И русскому сердцу любезна
Бурлит, не смолкая на миг,
Его животворная бездна,
Его живоносный родник!.



 С. Крыжановский

Отчего, обжигая горло,

 Легендарная быль славян...

 Разбираю часами подряд:Сто-ро-на.
Сочетания «оло» и «оро» - Го-ло-са.
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»? До-ро-га.
«Человек некий име два сына...»

Я усвоил твердо азы:
Я прислушиваюсь к словам.

 С давних лет к открытости слога
Открывается в них Россия,

Тяготел славянский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День славянской письменности и культуры"

Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры

презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника, посвященного Дню  славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...

Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.

В материале урока содержится демонстрация  учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации,  знакомство учащихся с миссией просветителе...

Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла  и  Мефодия, Россия отмечает  День  славянской  письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...

«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Цель: воспитание  уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....