Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование (10 класс) на тему

Перминова Ольга Владимировна

Рабочая программа расчитана для учащихся НПО ( 78 часов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное образовательное казённое учреждение

среднего профессионального образования

Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий

Оричевский филиал

(отделение НПО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Перминовой Ольги Владимировны

/первая квалификационная категория/

Ф.И.О., категория

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1-2 курс

предмет, курс и т.п.

                                                                                           Утверждаю:

                                                                                           Директор колледжа

                                                                                            -------------------------------

                                                                                            М. А. Кайгородов

                                                                                            «___»____________20___г

                                                                                           

2011 г

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по профессии: 37.14.

Пояснительная записка

.

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089

Программа по русскому языку для обучающихся по профессии 37.14 «Тракторист-машинист с/х производства»   предполагает повторение, обобщение и систематизацию знаний, полученных в школе.

Цель данного предмета – углубление знаний по лексике и стилистике русского языка, закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи:

  1. Изучить материал следующих разделов русского языка: лексика, фразеология, лексикография, стилистика, фонетика, графика, орфоэпия, морфемика и словообразование, орфография и морфология, синтаксис и пунктуация, культура речи.
  2. Обогатить словарь обучающихся, связанный с будущей профессией.

Целесообразно «крупноблочное» изучение материала. В связи с поставленными целями в программу предполагается включить следующие разделы русского языка.

  1. Лексика. Фразеология. Лексикография
  2. Стилистика
  3. Фонетика. Графика. Орфоэпия
  4. Морфемика и словообразование
  5. Орфография
  6. Морфология
  7. Синтаксис и пунктуация
  8. Культура речи

Итоговый контроль осуществляется посредством контрольных работ с последующим анализом.

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения учебного предмета

1. Общие учебные умения

Ученик должен

        знать/понимать:

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

2. Специальные предметные умения (предметные результаты)



















































Ученик должен уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

3. Метапредметные результаты

  1. владение всеми видами речевой деятельности;
  2. применение приобретённых знаний, умений и навыков в

повседневной жизни;

  1. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
  2. овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

4. Личностные результаты

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Тематический план учебной дисциплины



Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

Практ.

занятия

Раздел 1 Лексика.Фразеология.Лексикография.

10

5

Раздел.2.Стилистика

4

2

Раздел 3.Фонетика.Графика.Орфоэпия

Раздел 4. Морфемика и словообразование.

Раздел 5.Орфография

 Раздел 6.Морфология.

4

3

6

6

22

3

3

17

Тема 6.1. Имя существительное.

2

1

Тема 6.2.Имя прилагательное.

3

1

Тема 6.3. Имя числительное.

2

1

Тема 6.4. Местоимение.

2

1

Тема 6.5. Глагол.

2

1

Тема 6.6. Причастие.

Тема 6.7  Деепричастие.

2

2

1

1

Тема 6.8. Наречие.

4

2

Тема 6.9. Предлоги. Союзы. Частицы.

3

1

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

20

13

Тема 7.1. Простое предложение.

1

1

Тема 7.2. Предложения с однородными членами

1

1

Тема 7.3. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

2

1

Тема 7.4. Вводные слова, обращения и междометия.

2

1

Тема 7.5. Сложносочинённое предложение.

2

1

Тема 7.6. Сложноподчинённое предложение.

2

1

Тема 7.7. Бессоюзное предложение.

2

1

Тема 7.8. Сложное предложение с разными видами связи.

2

1

Тема 7.9. Прямая и косвенная речь.

2

1

Тема 7.10. Употребление знаков препинания.

Раздел 8. Культура речи.

Итоговый урок

4

4

2

3

2

1


Итого


78


38

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Лексика. Фразеология. Лексикография.

Обучающиеся  должны знать:

  1. понятие о лексике и лексикологии
  2. что такое омонимы, антонимы, синонимы
  3. что значит лексика современного русского языка с точки зрения происхождения сферы её употребления.
  4. понятие о фразеологии и фразеологических единицах
  5. понятие о лексикографии

Уметь:

  1. отличать омонимы от многозначных слов, синонимы от антонимов
  2. отличать фразеологические обороты от свободных словосочетаний
  3. пользоваться различными типами словарей русского языка.

Понятие о лексике и лексикологии. Словарный состав языка и словарный запас человека. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы и антонимы.

Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русская лексика. Старославянизмы. Иноязычные слова.

Лексика современного русского языка с точки зрения сферы её употребления.

Фразеологические единицы русского языка. Источники фразеологизмов.

Русский национальный язык и литературный язык. Словари русского языка.

Практические занятия: Синонимы и антонимы. Многозначность слов. Омонимы.

Раздел 2.Стилистика.

Обучающиеся  должны знать: 

- функциональные стили русского языка, их особенности

Уметь:

  1. различать функциональные стили речи и правильно использовать их в различных ситуациях
  2. правильно оформлять деловую бумагу (автобиографию, заявление, протокол, расписку, авансовый отчёт, заявку и т.п.)

Функциональные стили русского языка.

Практические занятия: Стили речи. Анализ текста.

Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Обучающиеся  должны знать: 

- понятие о звуках и буквах русского языка

- правила постановки ударения.

Уметь:

- классифицировать гласные и согласные звуки

- правильно использовать постановку ударения.

Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме.

Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Практические занятия: Фонетический разбор слова. Постановка ударения.

Раздел 4. Морфемика и словообразование.

Обучающиеся  должны знать: 

- элементы слов русского языка (морфемы)

- морфологические и неморфологические способы словообразования.

Уметь:

- проводить морфемный разбор слова

- различать и выделять способы словообразования

Состав слова, его современная структура. Исторические изменения в структуре слов.

Основные способы образования слов в русском языке.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Практические занятия: Словообразовательный разбор.

Раздел 5.Орфография.

Обучающиеся должны знать: 

  1. основные орфографические правила по нижеупомянутым темам;
  2. правописание всех частей речи;

Уметь:

  1. опознавать слова с безударными гласными, находить опорное слово, владеть способами проверки данного написания, в случае необходимости – осуществлять работу по словарям;
  2. дифференцировать группы слов с чередованием гласных в корне;
  3. применить способы проверки слов с согласными, неподходящими в слабой позиции по звонкости – глухости, твёрдости-мягкости, по месту образования;
  4. объяснить двойные согласные на стыке приставки и корня, корня и суффикса, в сложно-сокращённых словах (типа главврач), в иноязычных словах (иррипация.);
  5. различать приставки пре и при;
  6. применять правило правописания о и е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях имён, наречий, глаголов, глагольных форм. Обобщать и разграничивать группы слов в зависимости от вида выполняемой работы;
  7. разграничивать частицы не и ни и правильно употреблять в предложении;
  8. выполнять работу, связанную с правописанием н и нн в суффиксах полных и кратких причастий:

-в суффиксах отглагольных прилагательных

-в суффиксах наречий на о и е, образованных от прилагательных

-в суффиксах существительных, образованных от прилагательных;

  1. владеть навыками слитного и раздельного написания не с различными частями речи.

Понятие об орфографии и орфограмме. Морфологический принцип русской орфографии. Прописные буквы. Употребление ь знака для обозначения на письме мягкости согласных и грамматических форм. Правописание безударных гласных корня слова. Чередование гласных в корнях слов. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Приставки пре и при. Правописание на стыке приставки и корня. Сочетание согласных букв. Правописание гласных после шипящих и ц. Перенос слов.

Практические занятия:

- Правописание безударных гласных корня.

- Чередование гласных в корнях слов. Непроизносимые согласные.

- Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные.

- Двойные согласные.

- Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Правописание приставок пре и при.

- Правописание на стыке приставки и корня. Сочетание гласных букв.

- Правописание гласных после шипящих и ц.

- Общие правила правописания сложных слов.

- Не и ни с различными частями речи.

- Н и нн в различных частях речи.

Раздел 6. Морфология

Обучающиеся должны знать: 

  1. правописание всех частей речи;
  2. употребление различных частей речи;

Уметь:

  1. определять части речи
  2. применять знания по морфологии в практической работе.

Тема 6.1.Имя существительное.

Правописание и и е в Р.,Д.,П.п. ед.ч. Правописание существительных в Р.п. мн.ч. Правописание сложных имён существительных.

Практические занятия: буквы щ, ч в суффиксах щик, чик, суффикс ек-ик, о-е после шипящих в суффиксах.

Тема 6.2.Имя прилагательное.

Употребление некоторых форм прилагательных, правописание окончаний имён прилагательных. Правописание Т.п. некоторых фамилий и названий населённых пунктов. Правописание прилагательных с суффиксами н и нн. Правописание суффиксов -к- и –ск- прилагательных. Прилагательные с суффиксами –ов-,-ев-,-чив-,-лив-,-чат-,-оньк-,-еньк. Правописание сложных прилагательных.

Практические занятия: Правописание творительного падежа некоторых фамилий и названий населённых пунктов. Правописание суффиксов прилагательных.

Тема 6.3.Имя числительное.

Значение и употребление. Правописание числительных.

Практические занятия: Правописание числительных: ь на конце и в середине числительных.

Тема 6.4.Местоимение.

Значение и употребление местоимений. Правописание местоимений.

Практические занятия: Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

Тема 6.5.Глагол.

Спряжение. Правописание.

Практические занятия: Правописание глаголов (правописание гласных в суффиксах глаголов; ь в глаголах повелительного наклонения; окончания глаголов во 2-м лице мн. числа повелительного наклонения, в изъявительном наклонении у глаголов II лице мн.ч. повелительного наклонениия, в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения и I спряжения.) (1 ч.)

Тема 6.6.Причастие и деепричастие.

Изменение причастий. Правописание суффиксов причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Употребление деепричастий.

Практические занятия: Употребление деепричастий. Правописание не в причастиях и деепричастиях.

Тема 6.7.Наречие.

Практические занятия:

- Правописание наречий. Правописание н и нн во всех частях речи.

- Практические занятия:

- Правописание наречий н и нн в наречиях;

- Ь после шипящих на конце наречий;

- а,о,у на конце наречий;

- Не и ни в местоименных отрицательных наречиях.

Тема 6.8.Предлоги. Союзы. Частицы.

Употребление некоторых предлогов. Правописание предлогов, союзов, частиц. Правописание не с различными частями речи.

Практические занятия: 1. Разграничение и употребление частиц не и ни. Обороты не кто иной, как, не что иное, как…и никто иной не и ничто иное не…во всех падежах. 2.Непроизводные и производные предлоги, союзы, частицы. Их отличие от соответствующих существительных, местоимений, наречий с непроизводными предлогами и частицами (в течение –в течении, чтобы –что бы, зато – за то, тоже –то же, итак – и так).

Раздел 7.Синтаксис и пунктуация.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды предложений по цели высказывания, по интонации, по характеру грамматической основы, по наличию второстепенных членов и т.д.;
  2. когда ставиться тире между подлежащим и сказуемым;
  3. виды придаточных предложений;
  4. какие знаки препинания ставятся в бессоюзных сложных предложениях;
  5. о знаках препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Уметь:

  1. согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;
  2. ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, обособленными членами, с сравнительными оборотами, вводными словами и предложениями;
  3. отличать союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях;
  4. заменять придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами;
  5. заменять бессоюзные предложения союзными, прямую речь косвенной;
  6. правильно оформлять цитаты.

Тема 7.1.Простое предложение.

Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Восклицательные предложения. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым.

Родительный падеж при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного два, три, четыре и существительного в Р.п. Различие предлогов на –с и в-из при обозначении места.

Практические занятия: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тема 7.2.Предложения с однородными членами.

Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами.

Практические занятия: Предложения с однородными членами.

Тема 7.3.Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения.

Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Обособленные приложения и дополнения. Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства. Сравнительные обороты.

Практические занятия: Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Тема 7.4.Вводные слова, обращения и междометия.

 Вводные слова и предложения. Обращение. Междометия и слова-предложения да и нет.

Тема 7.5.Сложносочинённое предложение.

Сложное предложение. Союзы в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Тема 7.6.Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённое предложение с одним придаточным. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.     Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Тема 7.7.Бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Тема 7.8.Сложные предложения с разными видами связи.

 Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Тема 7.9.Прямая и косвенная речь.

Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Тема 7.10.Употребление знаков препинания (обобщение).

Свод правил употребления знаков препинания.

Практические занятия: Выполнение упражнений.

Раздел 8. Культура речи.

Обучающиеся должны знать:

- типы норм литературного языка

- качества речи

Уметь:

- правильно говорить и писать

- работать с лингвистическими словарями

     Культура речи, её предмет и задачи. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.

    Нормы литературного языка. Вариантность нормы.

    Коммуникативные качества хорошей речи: точность, ясность, выразительность, уместность.

    Справочная литература о культуре русской речи. Типы лингвистических словарей.

Практические занятия:

План-конспект академической речи (лекции). Публичное выступление.

Итоговый урок.


 

Средства контроля

            Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  1. учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
  2. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
  3. учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

           Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Преобладающей формой текущего контроля выступает

- письменный опрос:

  1. диктант,
  2. самостоятельные и контрольные работы,
  3. тестирование,
  4. подготовка рефератов,
  5. развивающие тестовые задания,
  6. тест достижений

               - устный опрос:

  1. собеседование,
  2. защита проектов,
  3. зачёт,
  4. деловые игры,
  5. опрос с помощью контролирующих устройств.

Список литературы:

Основная:

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы.-М., ООО «Русское слово – РС», 2008.

Греков В.Ф., Крючков Л.А., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М.,1988.

Дополнительная:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М.,1968
  2. Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий 10-11 классы. - М., Дрофа, 1997.
  3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Голуб И.Б. ЕГЭ-2009. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!/                 И.Б. Голуб. – М.: Эксмо,2009.
  5. Греков В.Ф., Горбушина Л.А. Диктанты: Творческие, подготовительные, контрольные упражнения. – М.: ЮНВЕРС, 1997.
  6. ЕГЭ-2009: Русский язык. Репетитор./ И.П. Цыбулько, С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.
  7. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь.-М.,1980.
  8. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка.-М.,1981.
  9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов.-М,.1985.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., Любое изд.
  11. Орфографический словарь русского языка.-М.,1963.
  12. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку./ Н.М. Шанский, С.И. Львова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2001.
  13. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум – справосник для 10-11 классов. – М.: Издательство «Флинта», издательство «Наука», 1997.
  14. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сб. упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы.
  15. Семенюк А.А. Уроки углублённого изучения русского языка. –М., Просвещение.1994.
  16. Справочник школьника: 5-11 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
  17. Толковый словарь/Под ред. Д.Н.Ушакова –М., Любое изд.
  18.  Хаблак Г.Г. Русский язык: упражнения и диктанты для поступающих в вузы. – М.: Школа – Пресс, 1996.

Средства обучения

Таблицы

Словари

Дидактические материалы

Приложение

Тематика рефератов

      В.И.Даль. Хождение за словом. Толковый словарь живого великорусского языка.

       Исторический путь русского языка.

         Язык средств массовой коммуникации.

       Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение.

       Язык и власть.

        Русский язык в международном общении.

        Русский язык в межнациональном общении.

        Вопросы экологии языка.

        Языковая литературная норма, её типы.

Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка.

Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Язык и культура.

Культура речи. Нормы русского языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Русское письмо и его эволюция.

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Русская пунктуация и ее назначение.

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их   применения.

Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

Словари русского языка и сфера их использования.

Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

Диктанты

Приближение ночи.

Летний вечер угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли.

(133 слова)

        Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.

      Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, - все готовится к ночному покою. Ночные тени ложатся не только на на море, но и на берег. Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо.

(165 слов)

Нормы оценок по русскому языку:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

Оценка диктантов

        Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

         При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)     В переносе слов;

2)     На правила, которые не включены в школьную программу;

3)     На еще не изученные правила;

4)     В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)     В передаче авторской пунктуации.

        Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

         При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1)     В исключениях из правил;

2)     В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)     В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4)     В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5)     В написании ы и  и после приставок;

6)     В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7)     В собственных именах нерусского происхождения;

8)     В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9)     В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

       Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

       Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

      Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

         Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

        При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.         

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

       Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.)

     С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

    При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

    Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

     Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

     Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование курса «Русский язык».

Учебник: Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык 10-11 классы.

Раздел

№ Урока

Тема и содержание урока

Практическая работа

ИКТ и пособия

Лексика. Фразеология.

Лексикография. 10ч.

1-2

Лексика. Фразеология.

Лексикография.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Изобразительно – выразительные средства русского языка.

§ 1-3.

Тренировочные упражнения.

Презентации «Слово и его значение»; «Выразительные средства языка».

3-4

Основные выразительные средства языка.

Омонимы, их употребление. Паронимы, их употребление.

§ 4-5.

Тренировочные упражнения.

Презентация «Выразительные средства языка».

5-6

Основные выразительные средства языка.

Антонимы, их употребление.

Синонимы, их употребление.

§ 6-7.

Тренировочные упражнения.

Презентация «Синонимы», «Антонимы».

7-8

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы.

§ 8-10.

Тренировочные упражнения.

Презентация «Устаревшие слова и неологизмы».

9-10

Фразеологические единицы и их употребление.  Лексикография.

§ 11-12.

Проверочный диктант

Словари русского языка.

Стилистика.

4ч.

11-12

Стили русского языка.

Понятие о стилистике. Научный стиль и его особенности.

§ 112-114.

Написать заявление; автобиографию.

Презентации по стилям речи.

13-14

Стили русского языка

Разговорный стиль и его особенности.

Художественный стиль и его особенности.

Анализ текста.

§ 115-117.

Практическая работа: анализ текста.

Презентации по стилям речи. Схема лингвистического анализа текста.

Фонетика.

Графика.

Орфоэпия.

4ч.

15-16

Фонетика. Графика.

Звуки и буквы.  Фонетический разбор слова.

§ 13.

Практическая работа: фонетический разбор слова.

Раздаточный материал «Упражнения для закрепления».

17-18

Орфоэпия.

Основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков.

§ 14.

Практическая работа на закрепление.

Раздаточный материал для закрепления изученного.

Морфемика и словообразование.

6ч.

19-20

Состав слова. Морфемный состав слова.

Морфема. Основа слова. Окончание. Корень слово. Приставка, суффикс, постфикс.

§ 15.

Проверочное тестирование.

Презентация «Морфемика»; раздаточный материал с тестовыми заданиями.

21-22

Словообразование. Словообразовательный разбор.

Способы словообразования.

§ 16.

Творческий диктант.

Презентация «Словообразование».

23-24

Образование самостоятельных и служебных частей речи. Формообразование.

Образование самостоятельных и служебных частей речи.

§ 17.

Словообразовательный разбор.

Презентация «Способы словообразования».

Орфография. 6ч.

25-26

Орфография.

Правописание звонких и глухих согласных. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

§ 18-22.

Коллективная работа над заданием – тестом.

Презентация «Орфография».

27-28

Орфография.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках.

§ 23-27

Тренировочные упражнения на закрепление.

29-30

Орфография.

Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ь и Ъ. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

§ 28-31.

Контрольный диктант.

Морфология. 22ч.

31-32

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор существительного. Правописание падежных окончаний. Гласные в суффиксах существительных. Правописание сложных существительных.

§ 32-35.

Тренировочные упражнения.

Презентация «Имя существительное»

33-34

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор прилагательного. Правописание окончаний и суффиксов прилагательных.

§ 36-38.

Тренировочные упражнения

Презентация «Имя прилагательное»

35

Имя прилагательное.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.

§ 39-40.

Проверочное тестирование

раздаточный материал с тестовыми заданиями

36-37

Имя числительное.

Числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение числительных. Правописание числительных. Употребление имен числительных в речи.

§ 41-44.

Зачёт по теме «Числительное»

Презентации «Имя числительное», «Повторение и обобщение по числительному», карточки с заданиями

38-39

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор. Правописание местоимений.

§ 45-46.

Цифровой диктант

Презентация «Местоимение», карточки с заданиями

40-41

Глагол.

Глагол как часть речи. Морфологический разбор. Правописание глаголов.

§ 47-48.

Проверочное тестирование

Презентации «Глагол», «Тест по теме Глагол»

42-43

Причастие.

Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор. Образование причастий. Н и НН в причастиях. Правописание суффиксов причастий.

§ 49-51.

Тестовая проверочная работа.

Презентации «Причастие», «Тренажер по причастию».

44-45

Деепричастие. 

Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор.

§ 52.

Самостоятельная работа по группам.

46-47

Наречие.

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия.

§ 53.

Тренировочные упражнения.

48-49

Наречие.

Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

§ 54.

Проверочный диктант с заданиями.

Раздаточный материал: задания к диктанту.

50-51

Предлоги. Союзы. Частицы. Междометия.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Союз как часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. Частицы. Правописание частиц. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор.

§ 56-64.

Тренировочные упражнения.

Презентация «Служебные части речи».

52

Контрольная работа по теме «Морфология. Части речи.»

Контрольная работа.

Синтаксис и пунктуация.

53-54

Простое предложение.

Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по структуре. Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Предложения с однородными членами.

§ 69-84.

Тренировочные упражнения.

Презентация «Простое предложение».

55-56

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

§ 85-90.

Самостоятельная работа по конструированию предложений.

Карточки с заданием.

57-58

Вводные слова, обращения и междометия.

Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно – восклицательные слова.

§ 91-93.

Выборочный цифровой диктант.

Карточки с заданием для закрепления.

59-60

Сложносочиненное предложение.

Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

§ 94-95.

тренировочные упражнения.

Презентация «Сложносочиненные предложения».

61-62

Сложноподчиненное предложение.

Выполнение тестового задания из презентации

Презентация «Сложноподчинённые предложения»

63-64

Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

§ 98.

Графический диктант

Презентация «Бессоюзное сложное предложение»

65-66

Сложное предложение с разными видами связи.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Синтаксический разбор данных предложений.

§ 86 (Греков).

Баранов с. 209-210.

Тестовая работа

Презентация «Сложные предложения с разными видами связи», раздаточный материал с тестовыми заданиями

67-68

Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге и цитатах.

§ 101-104.

Самостоятельная работа по конструированию предложений

Презентация «Прямая и косвенная речь», карточки с заданиями

69-70

Употребление знаков препинания.

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания.

§ 105-106.

Тренировочные упражнения

71-72

Употребление знаков препинания.

Авторская пунктуация.

§ 107.

Диктант с грамматическим заданием

Культура речи. 4ч.

73-74

Культура речи.

Язык и речь. Правильность русской речи.

§ 108-109.

Групповая работа по исправлению ошибок в студенческих сочинениях

Презентация «Культура речи»

75-76

Культура речи.

Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи.

§ 110-111.

Проверочная работа по культуре речи

Презентация «Великий и могучий молодёжный сленг и культура речи», карточки с заданиями

Итоговый урок. 2ч.

77-78

Итоговый урок.

Контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...