Представление собственного инновационного педагогического опыта
материал

Нефедова Елена Анатольевна

 

Вы знаете, мне по – прежнему верится, что если останется жить Земля, высшим достоинством Человечества станут когда-нибудь учителя. 

Р.Рождественский

 

                                          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstovlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта учителя мордовского(эрзянского) языка,

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» г.о. Саранск Республики Мордовия,

Нефедовой Елены Анатольевны.

Введение

          Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

        Работая с детьми, я заметила, что мал у них интерес ко всему национальному, как-то с нежеланием относятся и родители, и дети к своему национальному достоянию. Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды, мало и литературы на эту тему. И я подумала: «Кто же, если не мы, учителя, будем приобщать детей к национальной культуре, воспитывать любовь к своему родному краю и гордость за свой родной народ».

«Формирование у ученика уважительного отношения к изучению мордовского (эрзянского, мокшанского) языка , культуры мордовского народа, национальных традиций и обычаев»

Актуальность и перспективность опыта

        Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения, формирования целостной системы универсальных знаний, учений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.

       Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования.

          В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мордовского (мокшанского, эрзянского) языка переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, поддерживания интереса к обучению.

           Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение школьников к эрзянскому языку. Изучение культуры своего народа. Привить любовь к своей малой Родине . Хотелось бы чтобы они  дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов, знали стихи мордовских поэтов.

Теоретическая база

          В течение всего времени преподавания мордовского (мокшанского, эрзянского) языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. На своих уроках постоянно пользуюсь разработками из журналов «Чилисема», «Сятко».

       Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, планы-конспекты открытых уроков и  внеклассных  мероприятий. Это уроки по теме "Ярсамось", "Вирень чувтотне", "Наша - Родина Мордовия" и другие. Внеклассные мероприятия "Мой край - моя Мордовия", "Творчество С.М.Люлякиной", "Саразкесэ".

       Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала для проверки знаний учащихся. Данный материал я использую на уроках и в процессе подготовки. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательных технологий, как метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить уроки.

       Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы состоит в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Технология опыта

           Технология опыта  – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обученности, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

      В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: активизируются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

           Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. В своей работе наряду с традиционными уроками использую следующие технологии личностно-ориентированного обучения:

  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Обучение в сотрудничестве (Работа в малых группах).
  • Модульное обучение.
  • Игровые технологии.
  • Технология разно-уровневого обучения.

        Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение пяти лет показал, что этот вид обучения имеет преимущества у учащихся.

Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогло мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно-коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации). Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность.

          Основная цель уроков игровой педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода.

           Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

        Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.

        Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.

Результативность опыта

          На уроках мордовского эрзянского языка создаю комфортную психологическую атмосферу, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:

- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения  эрзянского языка;

- формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

         В период с 2019 по 2022 год качественный показатель обучения находится в пределах 88- 100%, учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний эрзянского языка. Ежегодно мои ученики принимают участие в предметных олимпиадах по мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку.

Предмет

Класс

Год

% качества

% обученности

Эрзянский язык

2-ые классы

2019-2020 уч.год

100%

100%

3-ие классы

100%

100%

4-ые классы

88%

100%

2-ые классы

2020-2021 уч.год

100%

100%

3-ие классы

100%

100%

4-ые классы

98%

100%

2-ые классы

2021-2022 уч.год

100%

100%

3-ие классы

100%

100%

4-ые классы

98%

100%

Результаты участия обучающихся в предметной олимпиаде

по мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку.

 

Фамилия имя обучающихся

Предмет

Диплом

1

Ломшина Софья  

Эрзянский язык

Победитель, 2019г

2

Ломшина Софья

Эрзянский язык

Призёр, 2018г

3

Тюрина Анна

Эрзянский язык

Призёр, 2019г

4

Аношкина Мария

Эрзянский язык

Призёр, 2018г

5

Кривошеева Вероника

Эрзянский язык

Призёр, 2019г

6

Ломщина Ольга

Эрзянский язык

Призёр, 2019г

7

Борин Денис

Эрзянский язык

Призёр, 2022г

8

Коробова  Елизавета

Эрзянский язык

Призёр, 2022г

9

Долгова Мария

Эрзянский язык

Призёр, 2022г

10

Бусарова Мария

Эрзянский язык

Призёр, 2022г

11

Москаева Ксения

Эрзянский язык

Призёр, 2022г

            Также неоднократно участвовали во Всероссийской олимпиаде по эрзянскому языку и культуры «Эрий вал», приуроченной памяти основателя первого эрзянского букваря,  где 5 победителей в 2019г

Позитивные результаты в городском видеоконкурсе чтецов «Мелодия родного языка» с 2019 по 2022год

Фамилия имя обучающихся

Диплом

1

Баркова Кира

Победитель 2019г

2

Лисовенко Кирилл

Победитель, 2020г

3

Ломшина Софья

Победитель, 2020г

4

Ермошина Вероника

Победитель, 2020г

5

Голынова Анастасия

Призёр, 2019г

6

Бусарова Мария

Призёр, 2019г

7

Шиляева Ольга

Призёр, 2018г

8

Тюрина Анна

Призёр, 2018г

9

Аношкина Мария

Призёр, 2018г

10

Манаева Валерия

Призёр, 2022г

11

Галаш Софья

Призёр, 2022г

       А также призер в  городском конкурсе «Мой край – моя Мордовия», номинация «Литературное творчество», Артамонова Мирослава, 2019г

 В МГПУ им М.Е. Евсевьева проходил региональный  конкурс (ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ»- в котором 3 призёра - Умыскова Юлия и Носкова Анастасия, Евстигнеева Ангелина -2021г, Рябышева Елизавета и Жиронова Екатерина – 2022г,

И  призер (2 место) в республиканском конкурсе творческих работ Чавкин Кирилл, МГПУ им М.Е. Евсевьева

Список литературы:

1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.– С.57.

2. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.– С.269.

3. Ведущий образовательный портал России «Прошколу.ru» https://proshkolu.ru/user/zorkina93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...