Ментальность о образование
материал по теме
Предварительный просмотр:
Григорьева Н. В.
Ментальность и образование
В современном гуманитарном знании сохраняют актуальность проблемы, связанные как с теоретическим осмыслением категории «ментальность», так и с исследованием содержания российской ментальности. Не смотря на неоднозначную трактовку понятия ментальности, многих исследователей, обратившихся к изучению этого феномена, объединяет отношение к ней как особой системе: «системе глубинных способов видения мира»; «системе привычек сознания»; «системе качественных и количественных социально-психологических особенностей человека или социальной группы» и т.д. При этом такие свойства ментальности, как глубинность, стереотипность, устойчивость, не мешают воспринимать ее как подвижную систему: одновременно замкнутую и открытую, препятствующую и стимулирующую развитие культуры.
Будучи живой системой, ментальность имеет противоречивую природу и воплощает в себе дуальную оппозицию новации и традиции. А потому она способна выступать одновременно в роли фактора, продуцирующего социальный прогресс, и фактора, сдерживающего чрезмерно быстрые и чрезмерно крупные социальные изменения. В первом случае ментальность создает новые программы активности, во втором – воспроизводит привычные образцы деятельности. Обе стороны дуальной оппозиции ментальности – новация и традиция – необходимы, и между ними в идеале должно быть равновесие, своеобразный баланс.
В этой связи представляется важным выявление таких «менталеемких» сфер, которые могли бы указать на «технологически» реальные возможности формирования ментальности, способной поддержать равновесие, баланс между традиционными и инновационными сторонами жизни общества.
Представляется, что одной из таких сфер может быть образование, универсальный, многоаспектный социальный институт, влияющий на «стартовые» идеалы и ценности личности. Как и другие компоненты, образование испытывает влияние ментальности. Но в отличие от других форм культуры эта сфера способна оказывать более эффективное обратное воздействие на нее. Преимущество данной сферы обусловлено ее массовостью, включенностью всего социума в образовательное пространство. Эффективность ее объясняется выходом на преимущественно детскую и молодежную среду, открытую для восприятия соответствующих ценностных установок, правил, традиций, «опыта коллективного бытия». Наконец, в отличие от других форм культуры, взаимодействие образования и ментальности значительно менее длительное в силу конечности во времени образовательно-воспитательного процесса для того или иного контингента учащихся. А потому в пределах образовательной сферы можно говорить о предварительных результатах использования ментальных ресурсов и обратного воздействия на них.
Вопрос о ментальном основании образования особенно остро встает в периоды смены образовательных парадигм. Проблемы, возникающие с реформированием отечественного образования, во многом объясняются игнорированием особенностей российской ментальности. Учет последней вовсе не означает бойкотирование нововведений, пришедших из европейской образовательной системы (положений Болонского процесса), и слепое отстаивание традиций прежнего советского образования. Вместе с тем, оценка российской ментальности исключительно как препятствия для формирования новой парадигмы образования, была бы не совсем корректной и непродуктивной. Ментальность – это не то явление, которое можно было бы проигнорировать или отменить. Ничто новое не может войти в жизнь, обрести подлинное социальное бытие, не укоренившись в сознании, не имея ментальной основы. Те же ментальные барьеры, тормозящие развитие, способны выступать и в роли фильтров, сдерживающих чуждые, неорганичные для нашей культуры процессы, такие как рационализация и дегуманизация образования, культ «полезного знания», сфокусированного на бизнес-ценностях и т.д. А потому знание и использование собственных ментальных ресурсов может стать своеобразной стратегией по трансформации положений того же Болонского процесса, их адаптации к особенностям отечественной образовательной парадигмы.
Представляется, выявление особенностей менталитета российского социума, влияющих на формирование личностных и гражданских качеств молодежи, способен приобрести статус педагогической проблемы, что позволяет говорить о менталеобразующей функции образования. Содержание ее заключается в сохранении, по мере возможности, таких ментальных особенностей российской культуры, как сознательный патриотизм; созерцательный характер православного мировосприятия, детерминирующий совершенствование личности в ее стремлении к Абсолюту; приоритет духовного над материальным; соборность; гармоничное соотношение национального и общечеловеческого; созерцательность, образность, эмоциональность и т.д. Вместе с тем образование способно выполнять и менталепреобразующую функцию, предполагающую корректировку и вытеснение таких «ментальных» недостатков, как правовой нигилизм, патернализм, бесхозяйственность, отсутствие планирования, выразившееся в пресловутом «авось», как наклонности дразнить счастье и верить в удачу.
В условиях реформирования образования необходимо помнить, что именно ментальность может послужить катализатором инновационных процессов, выступить фактором, формирующим гражданскую идентичность, фактором цивилизационной безопасности России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов.
В статье освещается опыт использования ментальных карт на уроках английского языка....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ В РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Ментальная карта к уроку литературы в 11 классе и методический комментарий к ней. Может быть спользована на этапе обобщения работы по творчеству М.А.Булгакова....
Что такое ментальная карта?
Эта статья содержит сведения об удивительном и очень эффективном способе фиксирования информации - ментальных картах, о том, для чего они нужны, как их составлять и использовать в учебном процессе. В ...
"Ментальная карта" Мастер-класс для педагогов или старшеклассников
Знакомство с технологией "ментальная карта" и копьютерными редакторами картоидов...
Статья "Роль проектно-исследовательской деятельности в обогащении ментального опыта учащихся"
Т.Е. Галатоноваучитель технологии высшей категории МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковойпобедитель ПНПО 2009 г. Нижний Новгород Роль проектно-исследовательской деятельности в обогащении ментальног...
Ментальная карта урока литературы по теме "Маленький человек" в творчестве русских и современных писателей
Ментальные карты помогают педагогу группировать новый материал, экономят время при подготвоке к уроку....
Конспект доклада "Экологическое воспитание и образование обучающихся с ментальными нарушениями".
Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности по темам: "Заповедники России", "Экология окружающей среды"....