ОБОГАЩЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ
методическая разработка (5 класс) по теме

Чтобы добиться «свободного владе­ния русским языком», необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас учащихся, частью ко­торого является и фразеология. В на­стоящее время ученые-методисты, ана­лизирующие изменения в речи учащих­ся от класса к классу, отмечают тенден­цию к убыванию группы средств народно-поэтической фразеологии, ко­торая входит в речь учащихся через русский фольклор, бытовую речь роди­телей, художественную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obogashchenie_frazeologicheskogo_zapasa_uchashchihsya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ

Чтобы добиться «свободного владения русским языком», необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас учащихся, частью которого является и фразеология. В настоящее время ученые-методисты, анализирующие изменения в речи учащихся от класса к классу, отмечают тенденцию к убыванию группы средств народно-поэтической фразеологии, которая входит в речь учащихся через русский фольклор, бытовую речь родителей, художественную литературу. Одновременно, как указывает М. Р. Львов, использование языковых штампов от IV к X классу учащается более чем в 10 раз2. Это объясняется усилением влияния на речь учащихся научных текстов, а также публицистической и специальной технической литературы. В результате фразеологический фонд языка оказывается невостребованным, фразеологический запас — пассивным. Самым распространенным видом работы   по  фразеологии   в   школе   является семантизация фразеологизмов. В 9 из 13 заданий учебника русского языка для V—VI классов средней школы (изд. 1984 г.) предлагается установить значение фразеологизмов, в трех — подобрать лексические синонимы и только в одном рекомендуется определить оценочную (положительную или отрицательную) роль фразеологизма в тексте. Среди этих' задании много самостоятельных творческих работ, например: узнайте об истории местоимения сей, установив его значение по толковому словарю; определите, почему оно устарело; вспомните, в каких устойчивых словосочетаниях оно употребляется в современном языке; по фразеологическому словарю проверьте, верно, ли вы судите об их значении. Напишите мини-рассказ «Забытое местоимение».

Приводим текст одной из ученических  миниатюр.

«Указательное местоимение сей употреблялось в значении «этот»: на сей раз — на этот раз, в июле сего года — в июле этого года. Постепенно местоимение этот стало главным, да и незачем было в языке иметь два однозначных местоимения. А слово сей осталось в некоторых фразеологических оборотах и в составе сложного слова сейчас. Когда мы произносим выражения сию минуту, сию секунду, мы вовсе не утверждаем, что дело будет сделано в течение минуты или секунды, мы говорим, что сделаем его очень быстро. Фразеологизм от сих до сих, наверное, родился в школе, где учитель отчеркивал в книге задание ученикам: от верхней строки до нижней строки. Фразеологизм ни с того ни с сего имеет значение «без причины».

Так фразеологические обороты сохранили для нас забытое местоимение.

Иначе невозможно предупредить ошибочное выделение запятыми тех наречных     фразеологизмов,     которые     построены по модели деепричастных оборотов. На заключительном этапе урока или   в   качестве   домашнего   задания учащимся предлагается вспомнить и записать те фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия (не покладая рук, сложа руки, скрепя сердце, положа руку на сердце, сломя голову, повесив, голову, спустя рукава, засучив рукава, не переводя дух и др.). Затем выясняется,   с   какими   словами   они   обычно сочетаются   (трудиться,  сидеть, соглашаться и т. д.). Далее учащиеся должны   установить   синонимические   связи фразеологизмов: они заменяются синонимами   (усердно, без дела, неохотно, небрежно и т. д.).

— Что обозначают фразеологизмы в составе данных словосочетаний, дополнительное действие или признак действия? — спрашивает учитель. Установив семантическую общность фразеологизмов и наречий, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что фразеологические обороты не требуют обособления. Далее школьники записывают и расставляют знаки препинания в предложениях:

I) Мама месила тесто, засучив рукава.— Отец привык работать засучив рукава. 2) Поглядывая на нашу работу, Андрей предпочитал все же сидеть сложа руки.— Учитель призывал нас сидеть спокойно, положив руки на парты.

Можно предложить учащимся заменить зависимое слово в данных словосочетаниях фразеологическим оборотом (согласиться неохотно — скрепя сердце, смотреть пристально — не отрывая глаз, трудиться неустанно — не покладая рук).

На повторительно-обобщающем уроке проводится творческий диктант с такими   дополнительными   заданиями:

1.  Замените выделенные слова и сочетания   слов   фразеологическими   оборотами.

2.  Дайте заголовок рассказу, используя пословицу.

Целую четверть, Юра работал на уроках плохо (спустя рукава).

Дома он тоже ничего не делал (сидел сложа руки). За домашние задания Юра

брался неохотно (скрепя сердце). В конце четверти с дневником, полным двоек, мальчик печально шел домой. «Надо после каникул  усердно (засучив рукава) приниматься за работу»,— думал он. Предполагаемый   заголовок:   «Что   посеешь, то и пожнешь».

Следует отметить, что школьники работают с фразеологическим материалом  охотно; подобные задания способствуют развитию их языкового чутья, умению видеть фразеологизмы в тексте, а также правильно употреблять их в собственной устной и письменной речи. Кроме того, задания по фразеологии помогают повысить воспитательный потенциал урока. Фразеологизмы метко и кратко характеризуют отношение народа к тем или иным человеческим качествам, поступкам, действиям, общественным проблемам. «Сгустки разума», заключенные в их семантике, отлично усваиваются учениками.

Фразеология не только не мешает усвоению грамматики, но даже способствует более осознанному формированию языковых умений учащихся. Привлечение фразеологического материала используется для создания проблемной ситуации на уроке (различить фразеологизмы и омонимичные свободные словосочетания), служит средством занимательности, стимулирует самостоятельность школьников, развивает их творческую активность.

Так, например, на уроке итогового повторения лексики в V классе  я провожу работу со стихотворением В. Суслова «Как работает слово». Учащимся предлагается на слух выписать фразеологические обороты, определить их значение, выявить признаки фразеологизмов: воспроизводимость (так говорят), неизменяемость (нельзя сказать «молоко в рот набрал»), переносное значение всего словосочетания в целом, не связанное с прямым лексическим значением входящих в него слов. Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех  пор  уж  немало воды утекло...

О смелом мы вправе сказать наперед:

—  Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А гуси и утки сухие всегда; Заметили люди: как с гуся вода. Случалось с тобою — ты  правил  не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал? Лентяй отдыхает, а время идет —. Под  камень   лежачий  вода   не   тенет. Сказать болтуну мы порою не прочь:

—  Довольно, мол, воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду, ты дело давай!» Работать впустую! Ты скажешь потом: Не дело, мол, воду носить решетом. Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

Упражнения  весьма разнообразны: выписать фразеологизмы из текста и определить их лексическое и грамматическое значение; составить словосочетания или предложения с данными фразеологическими единицами; составить текст, используя опорные фразеологизмы; составить словарную статью, характеризующую данный устойчивый оборот; подобрать самостоятельно иллюстративный материал (из произведений, изучаемых на уроках литературы и внеклассного чтения); определить стилистическую принадлежность фразеологизмов, их соответствие избранному автором стилю; определить ситуацию использования указанных словосочетаний; заменить фразеологизмы синонимичными или антонимичными словами; составить фразеологическую цепочку; исправить ошибки в употреблении фразеологизмов и т. д. Наиболее эффективными, по мнению учителя, являются те упражнения, где предлагается работа с текстом. Именно в тексте проявляется семантическое и стилистическое своеобразие этих единиц, их эмоционально-воздействующая      сила.

Текст дает как бы образец использования фразеологизма в речи, обусловливает ассоциативный ряд, который способствует активизации фразеологических средств в речи учащихся. Приводим  примеры заданий  такого  рода:

1.  Найдите в приведенном отрывке фразеологические обороты, замените их синонимичными словами или словосочетаниями. Что   изменилось   при   этом?    Сопоставьте стилистическую    окраску    фразеологизмов и  стиль  текста.   Докажите,   что   наиболее уместными    в    данном    тексте    являются выражения, употребленные автором.

Время стирает с лица земли военные шрамы в виде окопов и дзотов. На веки вечные останется память о героических делах наших отцов и дедов, до последней капли крови сражавшихся за святая святых — свободу Родины. (Е. Федорковский).

2.  Усовершенствуйте текст, заменив просторечные фразеологизмы литературными.

От страха Сережа закричал благим матом и как угорелый бросился в кусты. Ему казалось, что неведомый зверь гонится за ним и как пить дать схватит, стоит лишь замедлить бег.

Для справок: что есть силы, со всех ног, во что бы то ни стало.

Подобные задания развивают чувство стиля, формируют умение правильно и целесообразно употреблять фразеологизмы в собственной речи. Однако анализ текстов формирует только нормативные речевые умения школьников, для развития их коммуникативных умений по фразеологии необходима система работы по включению оборотов в текст.

В ходе подготовки к написанию сочинения учащиеся анализируют таблицу, определяют соответствие указанных оборотов стилю и теме текста, определяют сочетаемость фразеологизмов и их грамматические свойства, составляют предложения. Использование фразеологизмов делает речь учащихся выразительной, точной и образной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса учащихся.

В данной работе идет речь о фразеологических оборотах и их роли в обогащении словарного запаса учащихся. Роль фразеологизмов велика. Фразеологизм имеет ряд существенных признаков: устойчивость, воспро...

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...

Исследовательский проект по теме самообразования "Обогащение словарного запаса учащихся 5 класса"

Здесь собран опыт работы по теме "Обогащение словарного запаса учащихся"...

Особенности применения игровых технологий в целях обогащения словарного запаса учащихся в современной школе

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать...