Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса учащихся.
статья по русскому языку по теме
В данной работе идет речь о фразеологических оборотах и их роли в обогащении словарного запаса учащихся. Роль фразеологизмов велика. Фразеологизм имеет ряд существенных признаков: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения, расчлененность своего состава (раздельнооформленное строение). Устойчивость и воспроизводимость понятия соприкасающиеся, но не тожественные. Все языковые единицы, обладающие устойчивостью, воспроизводимы, но не все воспроизводимые образования наделены устойчивостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса учащихся.
Проблема, с которой нам приходится сталкиваться ежедневно, состоит в том, что словарный запас учащихся довольно беден, речь груба, а порой звучит и табуированная лексика. Дети очень слабо отвечают устно, не могут объяснить ход своих мыслей, затрудняются дать логически развернутый ответ. Многие учащиеся стесняются отвечать у доски, так как порой неправильно произносят слова, не понимают значения слов, у них скудный словарный запас.
На наш взгляд одним из способов обогащения словарного запаса школьников является активное внедрение в их речь фразеологических оборотов. О фразеологии написано множество статей, книг, а интерес к этой области языка не иссякает. Ведь с детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан человеку во владение. И внимательное отношение к своей и чужой речи, хорошее понимание всех оттенков слова, владение языковой культурой – эта задача современного общества. Русский язык – это национальный язык русского народа, обладающего высочайшей культурой. Русский язык в наше время – связующее звено великого многонационального Российского государства с людьми всей планеты. Русское слово – это голос мира, страстный призыв к равенству, братству и дружбе всех народов, во имя мира.
Важно донести до учащихся, что красивая, грамотная русская речь – это один из показателей уважения к своему народу и своей стране. Дети должны понять, чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык, на котором говоришь; лучше и говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи.
Мы считаем, что одним из мощных факторов обогащения словарного запаса школьников являлось и является, по сей день работа по изучению фразеологических оборотов. Ведь фразеологическое богатства русского языка огромно. И только тот, кто любит родную речь, кто знает ее хорошо, тот ощутит радость свободного владения ею. Наша задача состоит в том, чтобы зародить в сердцах обучающихся желание к познанию нового, интересного и актуального на сегодняшний день материала.
Что же такое фразеологизмы?
Слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, они образуются нами в речи по мере надобности. Каждое слово в них сохраняет самостоятельное значение и выполняет функцию отдельного члена предложения. Например, читать интересную книгу, идти по улице пешком. Но есть словосочетания, которые называются несвободными, связанными, или фразеологическими. В них слова, соединяясь вместе, теряют свое индивидуальное лексическое значение и образуют новое смысловое целое, которое по семантике приравнивается к отдельному слову, например: пустить красного петуха - поджечь, бить баклуши - бездельничать, с минуты на минуту - скоро, с булавочную головкумаленький.
Как правило, такие сочетания закрепляются в языке в результате частой и длительной, иногда многовековой практики употребления. Одно и то же сочетание может выступать то как свободное, то как связанное в зависимости от контекста и значения.
Например: Он закрыл глаза и быстро уснул - Деканат закрыл глаза на недостойное поведение студента.
Фразеология (от греческого phrasis "выражение" и logos "учение, наука") - совокупность лексически неделимых, целостных по значению, воспроизводимых в виде готовых речевых единиц сочетаний слов.
Фразеологизмы можно разделить на группы с точки зрения происхождения и традиции использования:
- выражения из разговорно-бытовой речи: заговаривать зубы, потерять голову, чудеса в решете, на безрыбье и рак рыба, в сорочке родился;
- выражения из профессиональных сфер употребления: ставить в тупик, зеленая улица - из словоупотребления железнодорожников; топорная работа, без сучка, без задоринки - из речи столяров;
- выражения из книжно-литературной речи:
а) термины и обороты из научного обихода: центр тяжести, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, довести до белого каления;
б) выражения из произведений художественной литературы: "А ларчик просто открывался" (И. Крылов); "с чувством, с толком, с расстановкой", «карету мне, карету», «злые языки страшнее пистолета», «счастливые часов не наблюдают» (А. Грибоедов); "живой труп" (Л. Толстой); "Дело пахнет керосином" (М. Кольцов).
Для развития у учащихся интереса к фразеологизмов в своей речи можно применять следующие упражнения.
- «Встать в стихотворение фреологические обороты».
Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
– Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
И утки и гуси – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет, –
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка наврет, не поймешь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»
- «Замени фразеологизм одним словом».
Реветь в три ручья (плакать)
Водить за нос – (обманывать)
Намылить шею - (побить)
Зарубить на носу - (запомнить)
Нос к носу – (близко, рядом)
- «О чем идет речь».
1. Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело – (нос)
2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные – (уши)
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит – (ветер)
4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело, ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться, ее просит рваная обувь, она в голове у путаников – (каша)
5. Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом, ее набирают в рот, ею нельзя разлить неразлучных друзей, в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими- (вода)
6. Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего – (язык)
- «Подбери синонимы»
Синонимы: Антонимы:
Ни слуху ни духу Жить душа в душу
Пальчики оближешь Хоть пруд пруди
Тьма кромешная Рукой подать
Закрывать глаза на что-то Чуть свет
Куры не клюют Давать волю языку
- «Найди в стихотворных строчках фразеологизмы».
1. Живите, ближнего любя!
Ведь это просто и понятно:
Не трудно выйти из себя,
А как войти потом обратно
2. В жизни есть тропики, есть пути...
Выбирай их очень осторожно!
Тяжело в доверие войти –
Выйти из него мгновенно можно!
3. Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
4. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
5. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь
О них обычно говорят:
«Водой не разольешь».
6. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.
7. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши вянут.
8. За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
9. Ну и мастер!.. Не трудится – мается.
За работу возьмется едва –
Даже в маечке умудряется
Делать дело спустя рукава.
10. Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Фразеологизмы (фразеологические средства) отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение фразеологии составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость и образность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...
Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....
Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"
Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/23/picture-186037-1461390041.jpg)
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309372-1381053178.jpg)
Исследовательский проект по теме самообразования "Обогащение словарного запаса учащихся 5 класса"
Здесь собран опыт работы по теме "Обогащение словарного запаса учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/02/picture-373152-1675347226.jpg)
Особенности применения игровых технологий в целях обогащения словарного запаса учащихся в современной школе
Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273563-1601461035.jpg)
Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
Мастер-класс о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...