Сочиняем стихотворения вместе.
методическая разработка на тему
Что такое даймонд,синквейн,хокку? Подробная инструкция работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkvein.odt | 98.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАКОМИМСЯ....
Это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма.
Что такое синквейн?
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.
Правила написания синквейна
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.
Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.
Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.
Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Алгоритм написания синквейна.
▪ ▪ 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
▪ ▪ 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
▪ ▪ 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
▪ ▪ 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
▪ ▪ 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Использование синквейнов в школе
Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.
Примеры синквейнов
Синквейн на тему "НОВЫЙ ГОД".
1. НОВЫЙ ГОД.
2. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.
3. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.
5. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.
Синквейн на тему "Витамин".
1. Вещество
2. Полезное, необходимое
3. Поглощать, принимать, употреблять
4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.
5. Польза для здоровья
Что такое даймонд?
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Пример даймонда
▪ ▪ Гипербола
▪ ▪ Огромная, наибольшая.
▪ ▪ Преувеличивает, преумножает, расширяет.
▪ ▪ Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
▪ ▪ Преуменьшает, умаляет, суживает.
▪ ▪ Крохотная, наименьшая
▪ ▪ Литота.
Что такое диаманта?
Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и послед¬няя из которых — понятия с противоположным значени¬ем. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
▪ ▪ строчка 1: тема (существительное)
▪ ▪ строчка 2: определение (2 прилагательных)
▪ ▪ строчка 3: действие (3 причастия)
▪ ▪ строчка 4: ассоциации (4 существительных)
▪ ▪ строчка 5: действие (3 причастия)
▪ ▪ строчка 6: определение( 2 прилагательных)
▪ ▪ строчка 7: тема (существительное)
Пример диаманты
▪ ▪ Обломов
▪ ▪ Ленивый, добрый,
▪ ▪ Лежащий, мечтающий, умирающий.
▪ ▪ Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
▪ ▪ Работающий, решающий, живущий,
▪ ▪ Настойчивый, расчетливый
▪ ▪ Штольц.
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Что такое хайку(хокку)?
Алгоритм написания хайку:
▪ ▪ Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
▪ ▪ Строчка 2: Какого?
▪ ▪ Строчка 3: Как?
Примеры хайку
Снегирь
▪ ▪ Я видел птицу,
▪ ▪ Прилетевшую зимой,
▪ ▪ Красиво…
Тоска
▪ ▪ Я видела деревню
▪ ▪ С одним домом
▪ ▪ Тоскливо…
Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по стихотворению Ломоносова "Случились вместе 2 астронома..."
Урок включает рассказ о Ломоносове и работу со стихотворением "Случились вместе два астронома в пиру..." Сопровождается презентацией....
Сочини мелодию
творческая развивающая программа...
Урок «Риторика» 3 класс Сочиняем загадки
Урок «Риторика» 3 классСочиняем загадкиЗадача: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметовЦели: развивать монологическую речь, память...
Проблемный урок-исследование с элементами "погружения" в 11 классе. Тема: "Парадокс любви в стихотворении В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма,"
Данная методическая разработка урока литературы в 11 классе содержит авторские приемы анализапоэтического текста при помощи структурно-логической схемы,а также с использованием приема "МОЗАИКА АС...
урок литературы "Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."
презентация к уроку литературы 5 класс с дополнительным материалом к уроку по теме "Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»
Представлена методическая разработка проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...