Интеллектуальная игра по литературному краеведению
методическая разработка (10 класс) по теме

Харрасова Эльмира Накибовна

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого С.Т. Аксакову, М.В. Нестерову, Ф.И. Шаляпину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

по литературному краеведению для учащихся 10-11 классов

Цель. Познакомить учащихся с литературным творчеством С.Т. и К.С. Аксаковых, с краеведческой литературой, мемуарами, связанными с пребыванием С.Т. Аксакова, М.В. Нестерова, Ф.И. Шаляпина в Уфе. Развивать у учеников эстетический вкус, творческое воображение, актерские способности. Воспитывать любовь к родному краю, формировать интерес к культурной жизни  города Уфы.

Подготовительная работа. Чтение произведений С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника», К.С. Аксакова «Вальтер Эйзенберг»; мемуаров М.В. Нестерова «Давние дни», книги М. Чванова «Корни и крона». Посещение Башкирского Государственного Художественного музея имени М.В. Нестерова. Прослушивание грамзаписей с голосом Ф.И. Шаляпина. Инсценирование небольших эпизодов из произведений С.Т. Аксакова  «Детские годы Багрова-внука» и К.С. Аксакова «Вальтер Эйзенберг».

Оборудование. Набор открыток Башкирского Государственного Художественного музея им. М.В. Нестерова. Выпуск I и II, М., 1986. Пластинки с записью романса М. Глинки «Сомнение» на стихи Н. Кукольника в исполнение Ф. Шаляпина и Е. Нестеренко. Запись детской песенки П.И. Чайковского «Мой Лизочек так уж мал…»

 Участников игры можно  поделить на две группы. Это придаст игре дух соревновательности.  Игра состоит из пяти этапов.

Ход игры.

Вопросы к командам.

I. С.Т. Аксаков. Семья Аксаковых. «Детские годы Багрова-внука».

1. Назовите журналы, авторов произведений, которые читал в детстве Сережа Багров.

Н.И. Новиков «Детское чтение для сердца и разума»;

Кейль «Зеркало добродетели и благонравия для детей»;

Херасков, Сумароков, Карамзин;

И. Кампе «Детская библиотека»

1. Какие сказки, рассказанные С. Багрову ключницей Пелагеей, упоминаются в повести?

«Царь-девица»,

«Иванушка-дурачок»,

«Жар-птица»,

«Змей-Горыныч»,

«Аленький цветочек»

2. В 1941 г. в Детиздате вышла книга «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова со статьей известного русского писателя, побывавшего в Уфе. Назовите имя писателя, скрывавшегося под псевдонимом Ф. Человеков.

Андрей Платонов (М.А. Чванов. «Корни и крона»)

2. В повести С.Т. Аксакова в главе «Летняя поездка в Чурасово» есть такой эпизод – чтение стихотворения «Спор» книги Ив. М. Долгорукова Сережей Багровым и старшей дочерью Миницких:

Я

Луч солнца греет и питает,

Что может быть его светлей?

Он с неба в руды проникает…

Миницкая

Все так, да мука мне милей

Я

Когда весной оно проглянет

И верх озолотит полей,

Все вдруг цвести, рождаться станет

Миницкая

Все так, да мука мне милей.

Я

Вперед не спорь, да будь умнее

И знай, пустая голова,

Что всякой логики сильнее

Любезной женщины слова

Миницкая

Все так, да Долгоруков мне милей!


Что в жизни Аксакова предвосхищает этот эпизод?

Деятельность С.Т. Аксакова как театрального и литературного критика, а также увлечение его декламацией и театром. («Из такого чтения выходило что-то драматическое. Я много и усердно хлопотал, передавая мои литературные убеждения…»)

3. Назовите праздник, который отмечался только в семье Аксаковых? С кем он связан?

30 ноября – праздник Вячки. Его установил К.С. Аксаков в честь кн. Вячко, который погиб при осаде Куксгавена (Карамзин «История государства Российского»)

3. Назовите рецепт «аксаковских крендельков».

«Фунт сливочного масла, три четверти фунта сахара, 5 яиц;

желтки растереть с сахаром, белки сбить в пену; смешать все и замесить негустое тесто, наделать мелких крендельков и смазать смесью желтка со сливками»

(М.А. Чванов. «Корни и крона»)

II. М.В. Нестеров. «Давние дни».

1. Назовите как можно больше картин, в которых Нестеров изобразил природу Урала.

«На родине Аксакова»,

«Родина Аксакова»,

«Ранняя весна» (эскиз «Два лада»),

«В Уфе»,

«На Урале»,

«Три старца»,

«Симеон Верхотурский»,

«На горах»

1. Среди предложенных иллюстраций найдите картины М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

«Цветы», «Черемуха» (И. Левитан)

«Амазонка», «Река Белая» (М. Нестеров)

2. Расскажите сюжет, изображенный М.В. Нестеровым на картине «Видение отроку Варфоломею».

Когда Варфоломей достиг отроческого возраста, его вместе с братьями отдали учиться, но, несмотря на усердие, грамота ему никак не давалась. Однажды, разыскивая по велению отца лошадей, он увидел под деревом стоящего на молитве старца в иноческих одеждах, рассказал ему о своем огорчении, попросил помолиться о нем. Чудный старец ласково выслушал мальчика, благословил и, достав кусочек просфоры, велел съесть, сказав: «Дается тебе знамение благодати и разумения Святого писания». (ж. «Юный художник», №10, 1993)

2. Расскажите историю замысла и создания картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

На  полученные от Третьякова за «Пустынника» деньги Нестеров поехал в Италию. На одной из страниц итальянского альбома он делает наброски пейзажа Капри. Не докончив его, он переворачивает страницу и на ее исподе рисует наброски будущего «Видения».

Уже в Уфе больной Нестеров, упав с подставки, рвет холст картины. 3 недели он работал на новом холсте, «как голодный».

(М.А. Чванов. «Корни и крона»)

3. С помощью ограниченных средств и здесь присутствующих зрителей покажите  «Амазонку» М.В. Нестерова как живую картину.

3. С помощью ограниченных средств и здесь присутствующих зрителей покажите  «Христову невесту» М.В. Нестерова как живую картину.


III. Ф.И. Шаляпин.

1. О какой картине М.В. Нестеров писал И.С. Турыгину: «Ты спрашиваешь, есть ли у меня на картине «Шаляпины»? На пространстве 5 ½ аршина изображено 20 фигур, из них 4 «святых». Остальные 16, женщины и мужчины, грешные и праведные, Шаляпины… и не Шаляпины»?

Картина М.В. Нестерова «Святая Русь».

2. Прослушайте запись романса «Сомнение» М. Глинки на стихи Н. Кукольника в исполнение 2-х певцов. Определите голос Ф.И. Шаляпина.

1-ая запись – голос Ф.И. Шаляпина.

3. Как известно, Ф.И. Шаляпину не довелось встретиться с С.Т. Аксаковым. Какой факт вы можете назвать свидетельствующим о пересечении судеб Шаляпина и Аксаковых?

Правнук С.Т. Аксакова Сергей Сергеевич Аксаков, композитор, музыковед, написал статью для газеты «Заря» после бенефиса Шаляпина, где дал восторженный отклик на выступление великого певца.

IV. Вопросы команд

1. Какая связь между детской песенкой П.И. Чайковского «Мой Лизочек так уж мал…» и семьей С.Т. Аксакова?

Марии Сергеевне посвящено стихотворение брата Константина «Мой Марихен так уж мал…», впоследствии положенное на музыку П.И. Чайковским с изменением имени на «Лизочек».

2. В каком здании, расположенном ныне в Кировском районе г. Уфы,  довелось петь Ф.И. Шаляпину? Как оно называлось раньше и сейчас?

Здание Дворянского Собрания. Институт искусств. Ныне – здание Академии искусств, возле которого стоит памятник Ф. Шаляпину.

3. Что связывает между собой С.Т. Аксакова и М.В. Нестерова?

Уфа – родина

Абрамцево

Имя и образ Сергия Радонежского

Оба пейзажисты (писатель Аксаков и художник Нестеров)

Имя Ольга (внучка С.Т. Аксакова и дочь – М.В. Нестерова)

4. Что связывает между собой имена М.В. Нестерова и Ф.И. Шаляпина?

Уфа, ее центр (сейчас Кировский район столицы)

Абрамцево

Нестеров подарил Шаляпину этюд «Абрамцево»

В творчестве интересовала духовность созданных образов.

V. Инсценирование фрагментов из произведений С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и К.С. Аксакова «Вальтер Эйзенберг».

Использованная литература.

1. С.Т. Аксаков. Избранные сочинения. М.: «Современник», 1984.

2. К.С. Аксаков. Вальтер Эйзенберг // Ярмарка колдовства. Пермь: «Книжный мир», 1994.

3. И.С. Аксаков. «И слово правды…» Уфа: БКИ, 1986.

4. М. Чванов. Корни и крона. Уфа: БКИ, 1991.

5. Г. Ф. Гудков, З.И. Гудкова. С.Т. Аксаков. Семья и окружение. Уфа: БКИ. 1991.

6. Э.Л. Войтоловская. С.Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. Л.: Изд-во «Детская литература», 1982.

7. М.В. Нестеров. Давние дни. Уфа: БКИ, 1986.

8. М.В. Нестеров. Воспоминания. М.: Современный художник, 1985.

9. И. Шретер. Высочайшее из званий – художник // Юный художник. №7. 1993.

10. Н. Квилидзе. Сергий Радонежский // Юный художник. № 10, 1993.

11. И.П. Пеняев. Первые шаги Ф.И. Шаляпина на артистическом поприще. М., 1903.

12. В. Петелин. Восхождение. М.: Советский писатель, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Литературное казино"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. Выявляет уровень начитанности детей, знание литературных героев, авторов афоризмов....

Интеллектуальная игра по краеведению для учащихся 5 класса "Удмуртия моя"

Цель:  1. Воспитание любви и уважения к родному краю.Расширение кругозора. Обобщение знаний об Удмуртии.Развитие творческих способностей учащихся.Организация досуга.Оборудование и реквизит:...

Интеллектуальные игры по удмуртскому языку и краеведению

Интеллектуальные игры по удмуртскому языку и краеведению можно провести в рамках предметной недели или в честь Международного дня родных языков. Возраст учащихся - 5 - 8 классы. Материал ориенти...

Литературный вечер в форме интеллектуальной игры "Самый умный"

Литературный вечер в форме интеллектуальной игры "Самый умный" для старшеклассников...

Литературная интеллектуальная игра "Своя игра"

Литературлуг оюнну тыва дыл болгаш чогаал неделязынга ажыглап болур.Уруглар торээн чогаал кичээлдеринге алган билиглерин оюнну ойнап тургаш билиин шылгап болур.Зачет-кичээлге база ажыглап болур.тыва д...

Литературная интеллектуальная игра «Наш Пушкин».

Данный урок может быть использован после изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина или как урок внеклассного чтения. Ребятам необходимо заранее порекомендовать перечитать ска...

Интеллектуальная игра «Литературный ринг» по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели:1. Проверка знания текста художественного произведения.   Углубление понимания идейно–художественного богатства  произведения.         Формирование навыка аналитичес...