Представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по теме
Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_innovacionnogo_pedagogicheskogo_opyta_uchitel1.docx | 62.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя
русского языка и литературы
МБОУ «Русско-Паевская средняя общеобразовательная школа»
Ерохиной Елизаветы Алексеевны.
Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы.
Актуальность и перспективность опыта
Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса становится развитие, развитие интеллектуальное, творческое, нравственное. Такого подхода к обучению от нас требует время, т.к. выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, а именно: самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем, иметь возможность найти в жизни свое место; самостоятельно критически творчески мыслить; грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Добиться означенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я остановилась на Технология РКМЧП
Технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению. После долгих наблюдений за деятельностью учащихся на уроках я пришла к выводу, что нельзя развивать речь, опираясь только на предметные знания, т. к. этого явно недостаточно, речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна. Вывод, речь и критическое мышление надо развивать одновременно.
Во-вторых, мы работаем с текстами. ТРКМЧП предлагает оригинальные приемы и методы работы , позволяющие развивать мыслительные операции. Произведения русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения. Обращаясь к художественному тексту, ученик вступает в новый диалог с писателем, временем, культурой, познаёт неистощимый потенциал слова, окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и переживанием. На уроках литературы применение методов и приемов технологии РКМЧП возможно практически на любом уроке
В-третьих, главная цель любого урока литературы – воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Одним словом, человека не боящегося мыслить. Применение на уроках технологии РКМЧП способствует этому..
Концептуальность
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Наличие теоретической базы опыта
Более 3-х лет я. применяю технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы. За это время изучила серьезные источники по описанию данных методов
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования
(Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);
Ведущая педагогическая идея
Формирование таких черт, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии. Этому способствуют такие аспекты технологии РКМЧП, как: активность субъектов; организация групповой работы в аудитории; развитие навыков общения; идея ценности личности; связь обучения с жизнью.
Оптимальность и эффективность средств
Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия:
- сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме;
- затем познакомиться с новой информацией;
- потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их можешь применить.
Если посмотреть на эти стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.
Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализация имеющегося опыта или знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как изучение нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально несет технология КМ?
Элементы новизны, содержатся в методических приемах и ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности.
Методы развития критического мышления
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Программа РКМЧП не отрицает полезное старое. Она даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.
Результативность опыта.
Предложенная технология позволяет реализовать цели развития критического и творческого мышления, умений объективной оценки и принятия решений. При организации обучения в этой технологии создаются условия, направленные на веру в успех. Технология РКМЧП помогла достичь следующих результатов: ежегодно учащиеся 5-11 классов принимают участие в школьных предметных олимпиадах, представляют школу на муниципальном этапе всероссийских олимпиад, занимают призовые места. В 2012 году ученица 11 класса стала победителем муниципального этапа и участвовала в республиканской олимпиаде.
В этом учебном году в выпускном классе три кандидата на золотую и серебряные медали.
У обучающихся развит интерес к предмету. Выпускники успешно сдают ЕГЭ по русскому языку.
Возможность тиражирования.
Мною созданы и пополняются база уроков с презентациями, работы размещены в сети Интернет.
Я выступала по данной теме на районных семинарах учителей русского языка и литературы. Проведены уроки по данной технологии на муниципальном уровне.
- Конкурс «Учитель года». Урок «Дети и война».
- Мастер-класс по рассказу Юрия Буйды «Все больше ангелов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Интеграция на уроках истории и обществознания....
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....