Тесты по тропам и фигурам речи
тест (9 класс) на тему
Этот материал необходим для подготовки к ГИА по русскому языку. Он является рабочим материалом для тренировок в умении находить изобразительно-выразительные средства языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тесты для подготовки к ГИА «Изобразительно-выразительные средства»
1.В каком предложении использована антитеза?
А. Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.
Б. Белый ест ананас спелый, чёрный – гнилью мочёный.
В. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Г. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья.
2. В каком примере использован параллелизм?
А. Ты вёл мечи на пир обильный.
Б. В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.
В. Я любуюсь тобою:
Твоими глазами, твоею улыбкой, твоими речами.
Г. В начале ноября ударили морозы, они были необычайно холодны.
3. Выберите примеры, содержащие эпифору.
А. Всюду снега. Белоснежные просторы радуют глаз.
Б. Степям и дорогам не кончен счёт,
Камням и порогам не найден счёт.
В. Голова представляла собой точную копию яйца… Лысой она была тоже, как яйцо.
Г. Приветствую тебя, пустынный уголок!...
4. В каком предложении использована инверсия?
А. Полночь сошла, непроглядная темень.
Б. Тучки грозовые по небу плывут.
В. День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
Г. Изумительная весна наступила.
5. В каком предложении использована анафора?
А. Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
Б. Жди меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди.
В. Мне бы только видеть тебя,
Мне бы только слышать твой голос…
Г. Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.
6. В каком предложении использована градация?
А. Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьётся ввысь…
Б. И тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.
В. Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым.
Г. Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.
Ответы: 1. Б, В; 2. Б,В; 3. Б,В; 4. Б,Г; 5. Б,В; 6. А,В,Г.
Задание1. Отметьте примеры, содержащие метафору.
- У меня в душе ни одного седого волоса.
- Ты вел мечи на пир обильный.
- Как чайка, парус там белеет в вышине.
- Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр.
Задание 2. Отметьте примеры, содержащие олицетворение.
- Улыбнулись сонные берёзки.
- В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
- И дряхл, и сед закат осенний.
- Плачет дождь, воет вьюга.
Задание 3. Отметьте примеры, содержащие метонимию.
- Чашка из серебра.
- Золото и серебро на столе.
- Это старинное серебро.
- Цепочка из серебра.
Задание 4. Отметьте примеры, содержащие эпитет.
- Золотое изделие.
- Золотой характер.
- Золотые руки.
- Золотые годы.
Задание 5. Отметьте примеры, содержащие синекдоху.
- Студент нынче пошёл не тот.
- Часок! Я сейчас освобожусь.
- И раб судьбу благословил.
- В сумерки луга похожи на море.
Задание 6. Отметьте примеры, содержащие сравнение.
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Красною кистью рябина зажглась.
- Как чайка, парус там белеет в вышине.
- Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
Задание 7. Отметьте примеры, содержащие гиперболу.
- Напугал до смерти!
- В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
- Василий принёс тысячу извинений.
- Тысячи людей в мире голодают.
Задание 8. Отметьте примеры, содержащие литоту.
- Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём…
- Стоит избушка на курьих ножках.
- От горшка два вершка.
- Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.
Задание 9. Отметьте примеры, содержащие парцелляцию.
- А на крутом пригорке,
Там, где спрятался жёлудь в норке,
Дуб стоял. Бородатый, бурый.
Очень жилистый. Очень хмурый.
- Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
- Я быстро шла. Почти бежала. Не догнать меня.
- …где их сейчас найдёшь, этих мальчишек? Они уж небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят. А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось.
Задание 10. Отметьте примеры, содержащие оксюморон.
- Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен…
- Нежный яд .
- Оптимистическая трагедия.
- К нему и птица не летит, и тигр нейдет.
Задание 11. Отметьте примеры, содержащие градацию.
- Ах, няня, няня! Я тоскую.
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..
2. Скоро стал просачиваться рассвет. Он ширился, расплывался, смывал бесцветную муть.
3. Прямо под моим окошком крестьянская усадьба. Домишко весь покосился, обветшал, вот-вот развалится.
4. И вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда кристальная.
Ответы.
Задание 1 (1, 4); задание 2 (1, 3, 4); задание 3 (2,3); задание 4 (2, 3, 4);
задание 5 (1, 2, 3); задание 6 (1, 3, 4); задание 7 (1, 2, 3); задание 8 ( 2, 3);
задание 9 (1, 3, 4); задание 10 (2, 3); задание 11 (1, 2, 3).
Определите средства выразительности.
Задание 1.
- Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
- Мужичок с ноготок.
- Ступеням и дорогам не кончен счёт,
Камням и порогам не найден счёт.
- Из ненавидящей любви.
- Село было обрадовано произошедшим событием.
А. метонимия Б. аллитерация В. литота Г. эпифора Д. оксюморон
Задание 2.
- И дряхл, и сед закат осенний.
- Пустых небес прозрачное стекло.
- А у милого лицо занимает всё крыльцо.
- Приветствую тебя, пустынный уголок.
- Нас было много на челне:
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
Вглубь мощны вёслы.
А. аллегория Б. перифраз В. олицетворение Г. гипербола Д. метонимия
Задание 3.
- Под ним струя светлей лазури.
- Буйная головушка поникла на его широкую грудь.
- И весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне.
- Лёд в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощёлкивает.
- Студент нынче пошёл не тот.
А. градация Б. сравнение В. эпитет Г. синекдоха Д. метафора
Задание 4.
- Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
- Дожить до седин.
- Ты красив – я страшен.
- Тучки грозовые по небу плывут.
- Лёгкая атлетика – королева спорта.
А. инверсия Б. риторический вопрос В. перифраз Г. метонимия Д. антитеза
Задание 5.
- День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
- Завыл, запел, взлетел под небо камень.
- Улыбнулись сонные берёзки.
- Зато читал Адама Смита.
- Когда же ты перестанешь опаздывать?
А. метонимия Б. метафора В. градация Г. олицетворение
Д. риторический вопрос
Задание 6.
- Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку.
- Великий город гудел, как сказочный улей.
- С ночи не унявшаяся, постоянная пурга, весь вечер перетрясшая, что-то ещё находила в сугробах, выбивала из них горсть-другую белого буса и тянула белые нитки наискось, через взлётную полосу, через лог, через дорогу, растягивала, пряла, сучила их на острое веретено зимы.
- Отговорила роща золотая.
- Откуда, умная, бредёшь ты, голова?
А. ирония Б. эпитет В. метонимия Г. сравнение Д. метафора
Задание 7.
- Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр.
- Не то на серебре – на золоте едал.
- В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.
4. Ты сер, а я, приятель, сед.
5. В час по чайной ложке.
А. гипербола Б. метафора В.метонимия Г. аллегория Д. параллелизм
Ответы. Задание 1.1 –аллитерация, 2 –литота, 3 –эпифора, 4 –оксюморон, 5 –метонимия.
Задание 2. 1 – олицетворение, 2 – метонимия, 3 – гипербола, 4 – перифраза, 5 – аллегория
Задание3. 1 – сравнение, 2 – эпитет, 3 – метафора, 4 – градация, 5 – синекдоха
Задание 4. 1 – риторический вопрос, 2 – метонимия, 3 – антитеза, 4 – инверсия, 5 – перифраза.
Задание 5. 1 – метафора, 2 – градация, 3 – олицетворение, 4 – метонимия, 5 – риторический вопрос
Задание 6. 1 – метонимия, 2 – сравнение, 3 – метафора, 4 – эпитет, 5 – ирония
Задание7. 1 – метафора, 2 – метонимия, 3 – параллелизм, 4 – аллегория, 5 – гипербола
Панова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа».
Адрес: 636300 село Кривошеино Томской области
улица Коммунистическая, дом 47, кв. 18
Дата рождения - 11.09. 1949 г..
Место рождения: д. Прорыто Каргасокского района Томской области
ИНН 700900289659
Страховое свидетельство № 046-050-288 28
Паспорт 69 01 № 334158 Выдан Кривошеинским РОВД 20 дек. 2001года
Телефоны: дом. 8 (38 251) 2-12- 67
Раб. 8 (38 251) 2-17 -65
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»
Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи» в 2-х вариантах....
ЕГЭ. В-8. Задания по теме: «Тропы и фигуры речи»
Подборка заданий В8 по материалам тестов ЕГЭ...
Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."
Презентация по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В 8».
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В8. »Класс: 10. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Базо...
Презентация" Тропы и фигуры речи"
Презентация...
Тропы и фигуры речи, презентация
Материал обобщающий для подготовки к ЕГЭ в 11 классе по теории литературы...
Тропы и фигуры речи
Тропы и фигуры речи...
Комментарии
Тропы и фигуры речи
Значение фразеологических оборотов