Тропы и фигуры речи
учебно-методический материал по литературе (9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Тропы и фигуры речи
Наименование | Толкование | Примеры | Роль в языке | |
Выразительные средства фонетики | Ассонанс | Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков | И веют древними Ее упругие шелка. (А.Блок)
| Подчеркивает звучание отдельных слов, создают определенный звуковой образ. Например, в приведенных строках Блока повтор узкого, закрытого [е] усиливает таинственность, загадочность героини. |
Аллитерация | Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков | Свищет ветер, серебряный ветер, // В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) | В строке Есенина скопление шипящих [ш’], [ж], [ш] передает шум ветра, шелест сухого снега, создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит | |
Выразительные средства словообразования | Паронимы | Однокоренные слова, близкие по звучанию и по значению | Лебеди летят над Лебедянью, // А в Медыни золотится мед. (А.Межиров) | Придают тексту дополнительную выразительность |
Парономасы | Разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению | 1) Не глух, а глуп. | Создают в тексте комический или юмористический эффект | |
Тропы (выразительные средства лексики) | Сравнение | Троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) дается через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству. | 1) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин) | Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица). |
Метафора | Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. | 1) Нос корабля; ножка стола; заря жизни; говор волн; закат пылает и др. Утро года (А.Пушкин); | Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли. | |
Метафора | 4) особый изобразительный прием – реализация метафоры (когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа) | 4) «Разрываюсь на части». |
| |
Олицетворение | Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных | Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Лермонтов) | Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления | |
Метонимия | Вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными (на основании внешней или внутренней связи между ними). На переносное значение слова накладывается прямое значение. | 1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов); | Как и эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. | |
Синекдоха | Разновидность метонимии: значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними. | 1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов); | Делают речь более сжатой и экономной; яркой, выразительной, динамичной | |
Синекдоха | 3) определенного числа вместо неопределенного; | 3) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.Гоголь); |
| |
Эпитет | Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. | 1) Седое море; пламенная речь; | Дают образную характеристику предмета; выступают как средство детализации, типизации и оценки образа | |
Гипербола | Художественное преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) | Придает речи выразительность; в фольклоре служит средством создания художественного образа | |
Литота | 1. Определение предмета путем отрицания противоположного. | 1) Не дорого ценю я громкие слова, // От коих не одна кружится голова. (А.Пушкин) | Является (как и гипербола) средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи | |
Перифраз | Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета | Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему | Способствуют выразительности языка; являются средством связи предложений в тексте; являются средством выражения авторской позиции | |
Ирония | Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка | Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) | В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла | |
Сарказм | Злая, горькая или гневная насмешка | В стихотворении Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм |
| |
Гротеск | Художественный прием, подчеркивающий искажение или смещение норм действительности; основан на совместимости контрастов: реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора | Пример гротеска – образ Органчика из «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина | Гротескные образы отличаются резкой карикатурностью, преувеличением, контрастностью, они разрушают гармоническое восприятие жизни, вносят тревогу, ожидание нового и т.д. | |
Каламбур | Фигура, основанная на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению | Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М.Херасков) | Обычно создает в тексте комический эффект | |
Фигуры (синтаксические средства | Инверсия | Нарушение прямого порядка слов. | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов) | Подчеркивает смысловую значимость отдельных слов, придает всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи. Инверсия также может связывать части текста. В поэтической речи создает напевность, мелодичность |
Градация | Фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака | 1) То не конский топ, не людская молвь, // Не труба трубача с поля слышится, // А погодушка свищет, гудит, // Свищет, гудит, заливается. (А.Пушкин); | Придает особую выразительность фразе, усиливает смысловое и эмоциональное значение предыдущих слов. Помогает передать чувства героя | |
| 2) А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А.Пушкин) |
| ||
Антитеза | Художественный прием, в основе которого – резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т.п. | Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой. (А.Пушкин) | Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Применяется как композиционный прием | |
Оксюморон | Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающими значениями | 1) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин); | Придает выражению оригинальность и выразительность. | |
Риторический | Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа | Что ищет он в стране далекой? // Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) | Является средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому. Усиливает эмоциональный характер высказывания | |
Риторическое | Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) |
| |
Фигуры (синтаксические средства выразительности) | Риторическое обращение | Фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | О Волга! После многих | Служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия окружающего. |
Умолчание | Оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. | Но мне ли, мне ль, любимцу государя… // Но смерть… но власть… но бедствия народны… (А.Пушкин) | Передает состояние предельной взволнованности героя | |
Эллипсис | Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации | Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой) | Придает выражению динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность; придает речи взволнованный характер. | |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | 1) Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький); | Усиливает энергию, силу утверждения мысли. Придает речи ритмичность | |
Анафора | Повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | 1) Не напрасно дули ветры, | Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку | |
Эпифора | Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) | Эпифора позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по тропам и фигурам речи
Этот материал необходим для подготовки к ГИА по русскому языку. Он является рабочим материалом для тренировок в умении находить изобразительно-выразительные средства языка....
Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»
Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи» в 2-х вариантах....
ЕГЭ. В-8. Задания по теме: «Тропы и фигуры речи»
Подборка заданий В8 по материалам тестов ЕГЭ...
Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."
Презентация по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В 8».
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В8. »Класс: 10. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Базо...
Презентация" Тропы и фигуры речи"
Презентация...
Тропы и фигуры речи, презентация
Материал обобщающий для подготовки к ЕГЭ в 11 классе по теории литературы...