Внеклассное мероприятие в 8 классе
методическая разработка (8 класс) по теме
Данный материал можно использовать на уроках литературы при изучении поэзии, в частности, темы Великой Отечественной войны в литературе, или при проведении внеклассного мероприятия, классного часа. Материал позволяет не только услышать стихотворения поэтов-фронтовиков, но и познакомиться с их судьбой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по теме "Поэзия моя, ты -из окопа" | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 8 КЛАССЕ
Тема. «Поэзия моя, ты – из окопа…»
Цель. Познакомить учащихся с поэзией и трудной судьбой
поэтов-фронтовиков.
Нравственно-эстетическое осмысление проблемы исторической
памяти.
Оборудование. Портреты поэтов-фронтовиков, сборники стихотворений,
(выставка), декорации для инсценировки.
Ход мероприятия.
Учитель. С каждым днём становятся всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Скоро наш народ будет отмечать 55 годовщину Победы над фашистской Германией. Это уже более полувека! Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
«Когда это будет, не знаю…
В тени белоствольных берёз
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слёз…
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выведет к армии маршал,
Не видевший этой войны…
Ведущий. Да, время неумолимо идёт вперёд, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт и свыше четырёхсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, надевшие военную форму. Это Алексей Сурков, Николай Тихонов, Константин Симонов… Под Ленинградом сложил жизнь Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров. Под Новороссийском погиб Павел Коган; в боях под Сталинградом – Михаил Кульчицкий.
Минута молчания.
Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей – все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Сегодня мы вспомним некоторых из них: Юлию Друнину, Мусу Джалиля, Павла Когана, Александра Твардовского, Константина Симонова…
Чтец 1. Звучит стихотворение Давида Самойлова «Сороковые».
Чтец 2. «Когда началась война, - вспоминала поэтесса, - я, ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдёт без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх «опоздать» погнал меня в военкомат уже 22 июня.»
Звучит фрагмент из песни «Священная война».
Чтец 3. Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Чтец 4. «Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей. Опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться.»
Чтец 5. Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ведущий. Для Ю. Друниной война закончилась 21 ноября 1944года, когда, после тяжёлого ранения, её признали негодной к несению военной службы. Но странная, непонятная для других болезнь – «фронтовая ностальгия» - преследовала её всю жизнь.
Чтец 6. Звучит стихотворение Ю. Друниной
«Я родом не из детства, из войны…»
Ведущий. «…Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Есть жизнь после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь – «жизнь после смерти…» Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать»
Эти слова, обращённые к жене и дочери, были написаны Мусой Джалилем в канун его отъезда на фронт в начале 1942 года.
Чтец 1. Подвиг поэта был подготовлен всей его жизнью. С 26 июня 1942 г., когда тяжело раненный, оглушённый взрывной волной, политрук Муса Залилов попал в плен к гитлеровцам, до 25 августа 1944 г., когда над головой сверкнул нож фашистской гильотины, прошёл 791 день. 791 день лицом к лицу со смертью.
Ведущий. В тюрьме Моабит в нечеловеческих условиях фашистской неволи Муса Джалил создал свои лучшие стихи, полные ненависти к врагу, веры в победу, любви к Родине. Эти стихи составили «Моабитскую тетрадь». Одно из самых потрясающих стихотворений цикла вы сейчас услышите.
На экране проецируется фото ребёнка из концлагеря.
Чтец. «Варварство» М. Джалилъ.
Звучит песня в исполнении В. Высоцкого
«На братских могилах».
Ведущий. Мы говорим о героическом поколении. Как же удавалось юношам и девушкам 40-х годов, вчерашним школьникам, выстоять, не сломаться, не потерять себя?
Чтец 1. К суровым испытаниям был готов и Павел Коган, пытавшийся ещё в Финскую войну уйти добровольцем на фронт
Вспоминает Алексей Леонтьев:
«Весной 41 стоим во дворе. Зашёл разговор о войне. Прищурившись на солнце, Пашка как-то просто и тихо сказал: «Я с неё не вернусь, с проклятой, потому что полезу в самую бучу».
В приказе по Литературному институту от 10 октября 1941 г. сказано: «Студента 4 курса Когана П.Д. числить в отпуске до возвращения из Красной Армии».
Чтец 2. (на фоне музыки Свиридова из к/ф «Метель»)
Из писем поэта.
«Мне хочется отослать тебе кусочек этой фронтовой ночи, простреленной пулемётами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь в ней рядом со мной. И спокойная моя бодрость наполовину от этого… А в трёхстах метрах отсюда – опоганенная вражьими сапогами земля. Край, в котором я родился, где первый раз птиц слышал. Так вы и существуете рядом – любовь моя и ненависть моя!»
«3-го был бой, а 4-го – день моего рождения. Я шёл и думал, что остаться живым в таком бою всё равно, что ещё раз родиться… Должно быть, мы умели крепко любить в юности. Я сужу об этом по тому, какой лютой ненависти я научился… Родной, если со мной что-нибудь случится – напиши обо мне, о парне, который много хотел, порядочно мог и мало сделал…»
Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя.»
Чтец 3. Лейтенант Павел Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит под Новороссийском 23 сентября 1942 г.
… Они нас выдумают снова –
Косая сажень, твёрдый шаг –
И верую, найдут основу,
И не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась.
Мы были всякими. Но, мучаясь,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И всё-таки пробьёмся мы!
Чтец 1. Александр Твардовский.
О многом писал поэт в годы войны. Разные наблюдения, детали, факты входили в его лирику. Но за всем этим вставал главный герой, творец, победы – солдат. А самый знаменитый солдат – это, пожалуй, рядовой Василий Тёркин, созданный Александром Твардовским. Вот что сам автор говорит о нём в поэме «Василий Тёркин»:
Чтец 2. Жить без пищи можно сутки
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой, -
Без тебя, Василий Тёркин,
Вася Тёркин – мой герой
Инсценировка.
Фрагмент из поэмы «Василий Тёркин, глава Гармонь»
Автор. От глухой лесной опушки
До невидимой реки –
Встали танки, кухни, пушки,
Тягачи, грузовики,
Лёгковые – криво, косо,
В ряд, не в ряд, вперёд – назад;
Гусеницы и колёса
На снегу ещё визжат.
Тёркин (выходит, потирая руки).
Вот беда во всей колонне
Завалящей нет гармони,
А мороз – ни стать, ни сесть…
Автор. Снял перчатки трёт ладони,
Слышит вдруг:
Гармонь-то есть
Танкист 1. (подходит к Тёркину)
Тёркин. У кого гармонь, ребята?
Танкист 1. Да она-то здесь, браток…
Автор. Оглянулся виновато
На водителя стрелок.
Тёркин. Так сыграть бы на дорожку?
Танкист 1. Да сыграть – оно не вред
Тёркин. В чём же дело? Чья гармошка?
Танкист 1. Чья была, того, брат, нет…
Автор. И сказал уже водитель
Вместо друга своего:
Танкист 2. Командир наш был любитель…
Схоронили мы его.
Тёркин. Да нельзя так уж нельзя…
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну…
И ранение имею,
И контузию одну
И опять же – посудите –
Может, завтра – с места в бой…
Танкист 2. Знаешь, что,
Ну, сыграй ты, шут с тобой!
Автор. Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
(Тёркин наигрывает, звучит мелодия вальса)
Автор. Обогреться, потолкаться,
К гармонисту все идут.
Обступают.
(Подходят другие бойцы)
Тёркин. Стойте, братцы,
Дайте на руки подуть.
(отогревает руки)
Солдат 1. Отморозил парень пальцы, -
Надо помощь скорую.
Солдат 2. Знаешь, брось ты эти вальсы,
Дай-ка ту, которую…
Автор. И опять долой перчатку,
Оглянулся молодцом
И как-будто ту трёхрядку
Повернул другим концом.
(Тёркин играет плясовую)
И забыто – не забыто,
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый
И кому ещё лежать.
И кому траву живому
На земле топтать потом,
До жены прийти, до дому, -
Где жена и где тот дом!
Чтец 3. Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое.
Я знаю, никакой моей вины.
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Ведущий. На фронте спасал не только юмор, но и возможность раскрыть душу в письмах родным, любимым, которые звучат порой как исповедь…
Чтец 1(письмо звучит на фоне музыки). «Милая Танечка! Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строки? Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо… 22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда вернусь, увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди?... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьёт по врагу прицельным огнём, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз… Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За неё и умереть не страшно. Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придёшь. Да и будет ли она – могила-то?
Чтец 2. Удивительно, какие люди могли сохранить такую силу и чистоту чувств, каким дышит письмо танкиста А. Голикова жене от 28 июня 1941 г.
Это же чувство отражено в стихотворении Константина Симонова «Жди меня». Оно написано от имени солдата и обращено ко всем женщинам, которые ждут…
Ждать – это значит быть верной своему чувству, быть терпеливой и стойкой, не терять надежды, не забывать ни на мгновение о своём любимом, верить в его стойкость, мужество. В таком ожидании – великая сила и великая поддержка воину.
Чтец 3. На фоне музыки звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня»
Учитель. К.Симонов писал:
«О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа.
Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны в душах людей, и на теле земли.»
Будем же знать и помнить об этом потому что срока давности для памяти нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....