Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
статья
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Человек, в высоком смысле этого слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.
В последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на уроки. Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно-ориентированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 115.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Человек, в высоком смысле этого слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.
В последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на уроки. Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно-ориентированного обучения. |
Технология личностно-ориентированного обучения, во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии, во-вторых, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения. Личностно-ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшить отставание, расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. |
Данная технология реализуется как через урок, так и через внеклассные мероприятия. Все предметы гуманитарного цикла рассматриваются в тесной взаимосвязи. Например, уроки русского языка дают знания о строении и правилах правописания Слова, литература - это искусство Слова.
Умение работать с текстами разного вида, отбирать, систематизировать, анализировать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях является одним из основных в современной школе. С пятого класса необходимо вести работу по развитию читательской компетенции обучающихся, чтобы в дальнейшем у школьников сформировались не только вышеперечисленные навыки работы с печатной информацией, но и повышалась общая грамотность, и развивался интерес к художественному произведению.
Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из них не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у большинства людей, выражаясь словами К.И.Чуковского, «мысли выскакивают растрёпанными и полуодетыми, словно спросонья».
Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не с установлением табу, а поиском действительно эффективных путей по формированию языковой личности.
Сегодня, как никогда, для педагога важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, практического опыта.
На уроках русского языка и предметах гуманитарного цикла надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.
Цели образования определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное образование связано, в первую очередь, с личностно-ориентированными технологиями обучения предметов гуманитарного цикла. На уроках предметов гуманитарного цикла предполагается совершенствование всех видов деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма). Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке, после уроков (внеклассная работа) и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Главное же внимание уделяется работе с текстами.
На уроках истории, обществознания и литературы учащиеся составляют рассказы по картинкам, используя схемы, опорные конспекты и опорные сигналы. Схема помогает учащимся составить связный рассказ, опираясь на отдельные данные. Схема и опорный конспект положительно влияют на логику изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи учащихся.
Одним из учебных умений учащихся по истории является умение давать характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. В овладении этим умением учащимся помогают различные памятки - алгоритмы, в которых прописаны пошаговые действия. Пользуясь такими памятками, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Но для достижения прочного овладения данным умением работа должна проводиться в системе, из урока в урок, а не случайно. Только при условии постоянной отработки этого умения алгоритм прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ об историческом лице или событии логично, плавно, без ненужных пауз.
Большую роль в формировании исторических знаний играют исторические источники - документы, книги. Использование письменных исторических источников в процессе обучения, во-первых, позволяют сделать изложение материала наглядным, во-вторых, даёт возможность учащимся через образы прошлого почувствовать колорит эпохи, в-третьих, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию.
Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной - это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя. Необходимо также обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.
Итак, «язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Речь - это источник душевного богатства человека. Но только красивая и правильно звучащая речь способна ласкать человеческий слух. Но для того, чтобы речь была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как учащимся, так и учителю.
Читателю сейчас порассуждать угодно:
«А чтенье книжек модно, иль не модно?»
У молодых на этот счёт такое мнение:
«Ведь есть компьютер, Интернет,
Зачем же напрягать воображение?»
Но книга - это жизненная жила,
И слов сплетению дана большая сила,
Та, что росла и ширила культуру,
И создала для нас литературу.
О многом мы узнаем в книжных строках:
О мудрости людей и о своих истоках,
О войнах, жизни прадедов, отцов,
О тайнах, шедших к нам из глубины веков.
Учёные, преодолев рутину бед,
Оставили нам в книгах добрый след.
Из книг мы узнаём о быте городов, селений,
О непрерывной связи целых поколений.
В часы невзгоды книга нам утеха,
Она излечит душу человека.
Любовь и мудрость пронесёт сквозь годы,
Объединяет нации, народы.
Избавит от проблем больших и малых,
И формирует наши идеалы.
Пускай живёт российская культура,
И славится её литература!
И в каждом доме пусть, от севера до юга,
Книга непременно станет другом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...
Технология использования интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы
В данной статье рассматривается технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы, область применения, формы интеграции, типы интегированных уроков, опыт работы учителя по дан...
Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала ...
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...
Выступление на тему "Применение структур сингапурского метода обучения на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
Данная работа посвящена приёмам сингапурской технологии как активным методам, использеумым на уроках русского языка и литературы, благодаря которым у учащихся повышается интерес и уровень усвоения зна...
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с...
Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...