Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
статья

Зуева Елена Владиславовна

 Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Человек, в высоком смысле этого слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

В последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на  уроки. Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно-ориентированного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx115.69 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы

        Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Человек, в высоком смысле этого слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

     В последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на  уроки. Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно-ориентированного обучения.

      Технология личностно-ориентированного обучения, во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии, во-вторых, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения. Личностно-ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшить отставание,  расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

        Данная технология реализуется как через урок, так и через внеклассные мероприятия.  Все предметы гуманитарного цикла рассматриваются в тесной взаимосвязи. Например,  уроки русского языка дают знания о строении и правилах правописания Слова, литература - это искусство Слова.

         Умение работать с текстами разного вида, отбирать, систематизировать, анализировать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях является одним из основных в современной школе. С пятого класса необходимо вести работу по развитию читательской компетенции обучающихся, чтобы в дальнейшем у школьников сформировались не только вышеперечисленные навыки работы с печатной информацией, но и повышалась общая грамотность, и развивался интерес к художественному произведению.

          Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из них не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у большинства людей, выражаясь словами К.И.Чуковского, «мысли выскакивают растрёпанными и полуодетыми, словно спросонья».

         Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не с установлением табу, а поиском действительно эффективных путей по формированию языковой личности.

          Сегодня, как никогда, для педагога важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, практического опыта.

          На уроках русского языка и предметах гуманитарного цикла надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.

          Цели образования определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное образование связано, в первую очередь, с личностно-ориентированными технологиями обучения предметов гуманитарного цикла. На уроках предметов гуманитарного цикла предполагается совершенствование всех видов деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма). Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке, после уроков (внеклассная работа) и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Главное же внимание уделяется работе с текстами. 

           На уроках истории, обществознания и литературы учащиеся составляют рассказы по картинкам, используя схемы, опорные конспекты и опорные сигналы. Схема помогает учащимся составить связный рассказ, опираясь на отдельные данные. Схема и опорный конспект положительно влияют на логику изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи учащихся.

           Одним из учебных умений учащихся по истории является умение давать характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. В овладении этим умением учащимся помогают различные памятки - алгоритмы, в которых прописаны пошаговые действия. Пользуясь такими памятками, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Но для достижения прочного овладения данным умением работа должна проводиться в системе, из урока в урок, а не случайно. Только при условии постоянной отработки этого умения алгоритм прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ об историческом лице или событии логично, плавно, без ненужных пауз.

           Большую роль в формировании исторических знаний играют исторические источники - документы, книги. Использование письменных исторических источников в процессе обучения, во-первых, позволяют сделать изложение материала наглядным, во-вторых, даёт возможность учащимся через образы прошлого почувствовать колорит эпохи, в-третьих, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию.

           Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной - это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя. Необходимо также обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.

           Итак, «язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

           Речь - это источник душевного богатства человека. Но только красивая и правильно звучащая речь способна ласкать человеческий слух. Но для того, чтобы речь была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как учащимся, так и учителю.

Читателю сейчас порассуждать угодно:

«А чтенье книжек модно, иль не модно?»

У молодых на этот счёт такое мнение:

«Ведь есть компьютер, Интернет,

Зачем же напрягать воображение?»

Но книга - это жизненная жила,

И слов сплетению дана большая сила,

Та, что росла и ширила культуру,

И создала для нас литературу.

О многом мы узнаем в книжных строках:

О мудрости людей и о своих истоках,

О войнах, жизни прадедов, отцов,

О тайнах, шедших к нам из глубины веков.

Учёные, преодолев рутину бед,

Оставили нам в книгах добрый след.

Из книг мы узнаём о быте городов, селений,

О непрерывной связи целых поколений.

В часы невзгоды книга нам утеха,

Она излечит душу человека.

Любовь и мудрость пронесёт сквозь годы,

Объединяет нации, народы.

Избавит от проблем больших и малых,

И формирует наши идеалы.

Пускай живёт российская культура,

И славится её литература!

И в каждом доме пусть, от севера до юга,

Книга непременно станет другом!

       C:\Users\zyeva\Pictures\книжка.jpg                                            E:\Мои картинки\Это интересно знать!.jpg                   

C:\Users\zyeva\Pictures\перо.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

Технология использования интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассматривается технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы, область применения, формы интеграции, типы интегированных уроков, опыт работы учителя по дан...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Выступление на тему "Применение структур сингапурского метода обучения на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Данная работа посвящена приёмам сингапурской технологии как активным методам, использеумым на уроках русского языка и литературы, благодаря которым у учащихся повышается интерес и уровень усвоения зна...

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с...

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...