урок словесности "А вы умеете писать письма?"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Потапова Елена Алексеевна

открытый урок - заседание общества эпистолярного жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mou.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №54»

Трусовского района

Урок словесности

«А вы умеете писать письма?»

Заседание общества любителей эпистолярного жанра

Потапова Е.А.,

учитель русского языка и

литературы

Астрахань, 2007 г.

Урок словесности

«А вы умеете писать письма?»

Заседание общества любителей эпистолярного жанра

Потапова Е.А.

Учитель русского языка и литературы.

Урок в 9 «А» классе

Цели и задачи:

- расширить знания учащихся об эпистолярном жанре как одном из способов написания сочинения;

- показать значение переписки в жизни человека;

- познакомить школьников с историей письма;

- совершенствовать навыки работы с произведениями эпистолярного жанра;

- воспитывать толерантность, уважение, внимание.

Материалы и оборудование:

- образцы писем;

- текстовые задания;

- «эпистолярная лексика»;

- таблица с речевыми клише;

- компьютерные слайды.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые друзья. Сегодня хорошее весеннее утро, надеюсь, и весь день для нас будет хорошим. Мы начинаем заседание любителей эпистолярного жанра. Сегодня у нас необычное заседание: в нем принимают участие «историки», «собкоры» и «практики».

Ах, эти письма, письма. Как приятно их получать. Но, к сожалению, из-за новых средств связи в России год от года пишут все меньше писем. Как показывают результаты многих исследовательских компаний тех, кто звонит по обычным и мобильным телефонам, посылает краткие сообщения, составляют 87,2% и только 2,2% людей продолжают писать традиционные письма.

И чтобы возродить традиции эпистолярного жанра вот уже несколько лет в Российской Федерации стартует конкурс «Лучший урок письма» (компьютерный слайд)

Наше заседание посвящено этой теме. Письмо и почта имеют свою историю. Обратимся к историкам и дадим им слово.

II. Историки. Сообщение учащихся.

1. Еще в глубокой древности появилась потребность в обмене информацией, тогда она передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже с устными сообщениями стали посылать гонцов, они заучивали «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывали его адресату.

Зарождение письменности положило начало курьерской и почтовой связи. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Гонцы сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, слово «почта» и произошло от латинского выражения «mansion pozita» - «станция в пункте»…

2. Посылка вестей на территории России известна с древнейших времен. Впервые на Руси слово «почта» вошло в обиход в IX-м веке. Тогда почта представляла собой почтовую гоньбу для доставки частной корреспонденции между крупными городами. Города Киев и Новгород были главными в Киевской Руси. На дорогах Киевской Руси родилась «Ямская почта». Вдоль дорог стояли «ямские дворы», где уставших лошадей заменяли свежими. Эстафета удивляла иностранцев быстротой поездок на дальние расстояния. Ямская гоньба в XII-XV веках помогла наладить на Руси почтовую связь. В XV веке появляются первые почтовые учреждения. С годами география доставки почты распространилась на всей территории России.

Практик.

Уважаемые господа. Я хочу прервать вас. Я в недоумении. Почему же, имея такое богатое прошлое, этот жанр уходит от нас?

Собственные корреспонденты.

  1. По мере широкого распространения обычных и мобильных телефонов и сети Интернет письма, написанные от руки, постепенно уходят в прошлое. Результаты выборочного опроса, проведенного центром общественных исследований газеты «Цзефан жибао» показывают, что возраст и образовательный уровень играют важную роль в выборе формы общения. Очень незначительная часть лиц моложе 35 лет пишет письма и звонит по обычным телефонам, большинство же пользуется мобильной связью и посылает краткие сообщения.

Нами был проведен опрос в параллели 9 классов: из 63 опрошенных пользуются эпистолярным жанром 27 учащихся. Над этим стоит задуматься.

  1. Согласно данному опроса 86,2% корреспондентов отмечают, что без современных средств общения уже не обойтись. Сегодня почта представляет своим клиентам самый широкий спектр услуг, среди которых традиционные почтовые отправления, ускоренные отправления первого класса, экспресс-почта, доставка периодических изданий, электронные переводы, Интернет услуги, продажа авиа и ж/д билетов, оплата коммунальных услуг, выплата пенсий и пособий и многое другое.

Практик.

Но не будем забывать о нашем главном вопросе – жанре «письмо».

Историк.

Друзья! Я хочу добавить интересные факты из истории письма. Это интересно знать каждому:

Самое маленькое письмо в 40 слов ереванский мастер Эдуард Казарян написал на сантиметровом кусочке человеческого волоса.

75 лет переписывались между собой Ида Макдугал из австралийского города Тасмания с Ритой Нортон из английского графства Кент.

Вальтер написал своим друзьям 210 писем, и каждое из них можно считать литературным произведением.

В эпистолярном жанре лидирует Бернард Шоу, который написал 250 тысяч писем!

Виктор Гюго, желая узнать, как продается его новый роман «Отверженные», отправил в адрес его издателей Харстома и Блакетта письмо: «?». Издатели, не мудрствуя лукаво, также лаконично ответили: «!».

(по мере сообщения данные появляются на слайде)

Практик.

Да, курьезы на этом не кончаются. Но хочется узнать, а умеем ли мы сами писать письма?!

III. Слово учителя.

Уважаемые друзья! Переходим к практической части нашего заседания. Я хочу напомнить вам слова замечательных писателей XX-го века:

Нельзя писать в пустоту. Работая надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова.

К. Паустовский

Я понял вдруг, что настоящая картина, как и стихотворение, должна посвящаться кому-то, она должна адрес иметь.

Д. Гранин

Меня никогда не отпускает мысль, что я пишу для кого-то. Обязательно для кого-то.

В. Катаев

(по мере сообщения данные появляются на слайде)

Письма бывают разные: официальные и неофициальные. Сравним два фрагмента писем:

Словарная работа и характеристика данных писем по следующим критериям:

- адресат;

- информация;

- задачи.

Здравствуй, дорогая мама!

Спасибо тебе за твое чудесное письмо. Читая его, я как будто побывала дома. Приятно было узнать, что весна в этом году подарила такие прекрасные теплые деньки, что, возможно, наш сад даст хороший урожай…

До свидания, мамочка.

Целую. Твоя дочь.

Уважаемый Петр Иванович!

В ответ на Ваш запрос от 14.05.07 г сообщаем,  что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 17.05.07 всю необходимую научно-деловую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.

Оргкомитет

IV. Работа над таблицей с речевыми клише, используемые в частной переписке, и правилами написания писем:

Речевые штампы, используемые в письмах родным и близким

Возможные части текста письма

Примеры

Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки

Мои дорогие мама и папа!
Получил(а) твое письмо…
Давно не было письма…
Получил(а) твое (ваше) письмо, сразу не ответил(а), потому что…

Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях.

Опишу Вам, как идет жизнь дома или в школе…
Я хочу рассказать Вам (тебе)…
У меня много новостей, расскажу обо всем по порядку…

Вопросы к адресату

Как вы живете?
Как ваше здоровье?
Какие у вас новости?

Благодарность

Спасибо за внимание…
Спасибо за то, что положили мне теплые вещи…

Просьба писать письма

Я прошу Вас (тебя) писать мне… (ответить мне на письмо)…
Жду ответа.

Приветствие. Прощание.

Передайте большой привет…
До свидания…
До скорой встречи…

Концовка и подпись. Дата и место написания, если их нет в начале письма.

Крепко целую…
Любящая (ий) вас…
6 сентября 2006 года.

 

15 основных правил искусства написания писем.

•  Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона) .
•  Письмо лучше писать от руки
(это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются) .
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки
(если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки) .
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения
(при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат) .
•  Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме
(или о последней встрече) .
•  Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей
(следует спросить сначала о делах адресата).
•  Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
•  Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
•  Письмо должно быть написано грамотно
(если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю) .
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни
(не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время) .
•  Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

(данные появляются на слайде)

V. Практическое задание «Собери письмо» (Восстанови письмо, правильно распределив его на части).

Дерзайте.

До встречи.

Классный руководитель.

Было бы очень здорово, если бы вы поздравили с этим событием своих одноклассников.

Благодарю за ваши чудесные письма. Я еще раз убедилась, что не ошиблась в вас. Вы удивительные и замечательные ребята, любящие учиться, заниматься спортом, играть и читать.

Скоро в вашей жизни произойдет удивительное событие – Последний звонок.

Последний звонок на урок

Запомните вы навсегда.

Пусть много пройдет дорог,

Пусть время отмерит года,

Но этот последний звонок –

От детства к юности шаг.

Звенит вам, как счастье, залог

В больших и прекрасных делах.

Дорогие друзья!

(правильный образец появляется после прочтения учащихся на слайде)

VI. Самостоятельная работа.

Написание письма-напутствия, письма-поздравления своим одноклассникам.

Чтение работ по желанию учащихся. Оформление конверта и отправление адресату.

VII. Подведение итогов.

Наше заседание подошло к концу.

Должны ли современные средства связи вытеснять традиционное письмо?

Вывод.

Несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо – это не просто носитель информации, оно может рассказать о своем авторе. Письмо – это разговор душ на расстоянии. Получать письма в конверте – огромное удовольствие. Пишите письма.

VIII. Домашнее задание.

Написать письмо

«Письмо другу»

«Моему учителю»

«Письмо моей семье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"

Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...

Урок словесности Тема «Содружество искусств» (произведения скульптуры в лирике Пушкина)

На уроке рассматривается отношение А.С.Пушкина к   пластическим видам искусства (живописи, скульптуре)....

Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"

Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....

Статья. Уроки словесности - уроки культуры и нравственности.

Статья посвящена роли учителя-словесника в формировании и воспитании молодого поколения на уроках русского языка и литературы....

Тема урока СБО: 1. Виды писем. 2. Порядок отправления писем различного вида.

Тема урока СБО: Виды писем. Порядок отправления писем различного вида....


 

Комментарии

Потапова Елена Алексеевна

данный урок был дан во время проведения конкурса на "Лучший урок письма"в 2007году. Надеюсь, что материал, который был использован на уроке будет полезен для проведения уроков, посвящённых эпистолярному жанру

Потапова Елена Алексеевна

данный урок был дан во время проведения конкурса на "Лучший урок письма"в 2007году. Надеюсь, что материал, который был использован на уроке, будет полезен для проведения уроков, посвящённых эпистолярному жанру