Интернет-ресурсы по русскому языку.
книга (6 класс) по теме

Тремасова Лариса Васильевна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5  классе.

( Урок – путешествие в страну Фонетика)

     Один из заключительных уроков в 5  классе по теме: «Фонетика» (Повторение и обобщение пройденного материала). Задача учителя – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не разочаровала детей, а наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, поэтому выбрана игровая технология.  Соблюдены необходимые условия:

-соответствие путешествия  учебно-воспитательным целям урока;

-доступность для учащихся данного возраста.

Тема урока: Фонетика.  (Повторение и обобщение пройденного  материала).

Цели:  1. повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах

                русского алфавита, закрепить навык их произношения и написания;

            2. освоить новые знания о неизвестных сторонах русского языка;

            3. прививать любовь к родному слову, русской речи.

Задачи:

           -развитие творческого мышления;

           -формирование интереса к предмету;

           -развитие умения высказываться на лингвистическую тему, применять

            ранее полученные знания в новой ситуации.

Оборудование урока: карта страны Фонетика на магнитной доске,

                                       презентация в программе Power Point,

                                       мультимедийная  система, таблицы по теме,

                                       цветные жетоны.

                                                Ход урока:

1.Вводное слово учителя. Целеполагание:

    Сегодня мы с вами проведём урок – путешествие по удивительной стране Фонетика. Карта этой страны перед вами. На ней указаны станции следования. (Назвать цели урока)

Проблемный вопрос урока:

Нужно ли изучать законы фонетики?

Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? За правильные ответы я вам буду выдавать цветные жетоны, по которым мы в конце урока определим лучших знатоков фонетики.

Девизом урока будут слова: (записать в тетрадь)

                                              « Кто знает АЗ да БУКИ, тому и книги в руки».

-Как вы понимаете это высказывание?

              (Знание алфавита даёт человеку возможность познать многое через

              чтение книг).

       Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать, создал много пословиц о роли азбуки в познании. Прочитаем пословицы:

                            Аз да буки – начало науки.

                            Сперва аз да буки, а там и науки.

                            Аз, буки, веди страшат, как медведи.

                            Буквы кривые, да смысл прямой.

                            Без букв и грамматики не учатся математике.

- О чём сказано в этих пословицах? Чем отличается последняя пословица от предыдущих? Запишите одну из пословиц в тетрадь.

Обучение грамоте было очень трудным на Руси, давалось оно зубрёжкой. Вот как об этом написала Н.Кончаловская в книге «Наша древняя столица»:

                            В старину учились дети –

                            Их учил церковный дьяк.

                            Приходили на рассвете

                            И учили буквы так:

                            А.да Б как Аз да Буки,

                            В как Веди, Г – глагол,

                            И учитель для науки

                            По субботам их порол.

2. Актуализация знаний.

- Как называется наука, которая изучает язык?

        (Лингвистика – наука о языке, в ней есть разделы, изучающие различные его стороны: звуки речи, слова, предложения.)

-Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка?

        (Фонетика знакомит со звуками речи, учит правильно произносить их.)

- А какой раздел изучает начертания букв, их виды?

        (Графика)

Задание №1.

       С состав названных слов входят части «фон» и «граф». Придумайте и запишите слова, в состав которых входит этот элемент (по вариантам)

                 1 вариант                                         2 вариант

                      -фон                                                  - граф (ия)

-Отгадайте загадку:

                   Чёрные, кр…вые,

                    В. од…ночку все н…мые.

                    Встанут в ряд –

                    Сейчас заг…в…рят. (буквы)

- Сколько же букв в русском языке? (33)

Задание №2

    Списать, вставить пропущенные буквы. (Ученик выполняет задание у доски).

-На какую орфограмму пропущена буква? (Безударные гласные в корне слова).

-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?

Задание №3.

Расположи название стран (разделов) Русского Языка в алфавитном порядке:

                               

                                Фонетика, Морфология. Орфоэпия, Графика, Орфография,

                                Пунктуация, Синтаксис, Морфемика, Лексика, Грамматика

Вывод: - Для чего же нужно знать алфавит?

Мы продолжаем наше путешествие. И следующая станция называется Звуковая.

- Много ли звуков имеется в русском языке?

  Ответить на этот вопрос не просто. Звуки человеческой речи не пересчитаешь, их множество. Даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные. Есть ведь просто варианты произношения, которые зависят от твоего настроения, от того, простужен ли ты или нет…Отдельно взятые звуки сами по себе не обозначают ни предметов, ни их признаков, ни действий.

-И всё-таки, сколько звуков названо в школьном учебнике? Как отличить на письме звуки и буквы? (Звуки помещаются в квадратные скобки).

Задание №4

 Из звуков [ п ], [ р ], [ к ]  и [ а ], [о ], [ ы ] составьте слова, запишите их в транскрипции.

-Какова же роль гласных звуков в русском языке? Сколько их?

Гласных – 6, то есть в 6 раз меньше, чем согласных. Но от этого их роль не снижается. Именно гласные звуки делают нашу речь мелодичной, благозвучной: «даны они для пенья». Этому же служат такие согласные звуки, как [р] [л] [м] [н] [й] Их называют «звучными» или сонорными согласными.

Чтение стихотворения С. Есенина:

                        Белая берёза под моим окном

                        Принакрылась снегом, точно серебром.

-Какой сделали речь гласные и звучные согласные? (Напевной, благозвучной).

Задание №5.

Перед вами два животных: жаваруга и мамалына. Нрав у них разный.

-Какое из них ласковое, а какое злое? Что в названиях животных помогло вам определить их нрав?

      Мы выяснили, что звуки делают нашу речь либо плавной, напевной, либо резкой, что знание законов фонетики очень важно при написании стихов.

Но мы не можем не вспомнить о самых богатых буквах, которые могут играть двойную роль. Что это за буквы?

Раскрыть значения букв Е, Е, Ю, Я.

Задание №6

Найти в отрывке из стихотворения В.Каменчук слова с буквами Е, Е, Ю, Я, записать их в 2 столбика. Какие звуки они обозначают?

                           

 Родная речь.

Средь белого света,                                       У звёзд, у людей ли,

Средь чёрной земли                                      У птичьей ли стаи

Не в странствиях где-то                                Есть место рожденья,

Мы речь обрели:                                            Есть речь их родная.

 Мы продолжаем наше путешествие. И у нас на пути станция Орфографическая.

- С каким орфографическим правилом связаны буквы Е, Е, Ю, Я?

Чтобы ответить на вопрос, попробуйте расшифровать схему:

                                                                       е

                                Ъ  --------------------------ё

                                                                       ю

                                                                       я

Задание №7

Запишите слова, распределяя их в 2 столбика.

Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис..и, мурав…и, раз…ём.

Мы прибываем на станцию Орфоэпическую. Что изучает орфоэпия?

(Раздел языкознания, где изучаются правила образцового литературного произношения).

Задание №8

Записать по рядам слова, расставить в них ударения. Помните, что

Ошибка в ударении                                      Ни молодым, ни старым

Граничит с преступлением,                         Нельзя одним ударом

Пускай запомнит стар и млад                      Не то, что нужно, ставить под удар.

портфель                             щавель                             стаканы

средства                              документ                         шофёр

магазин                                километр                        договор                      

Задание №9

Прочитайте слова, правильно произнесите их:

Дачный                        скучно                            чтобы                       почта

ночной       [чн ]         конечно       [ шн]           что         [ шт ]         нечто    [ чт]

точный                        нарочно                                                            мачта

отлично                       отлично

И заканчиваем мы наше путешествие на стации Фонетический разбор.

Задание №10.

Выполните фонетический разбор слов по рядам:

Снег, всё, цепь, вьюга, клюв, ёж.

3.Заключительное слово учителя.

Наше путешествие закончилось, но на карте страны Фонетика остались ещё территории, не охваченные сегодня нашим вниманием. Вы ещё не раз встретитесь с ними.

4. Рефлексия

Что же мы сегодня повторили? Что вам понравилось на уроке?

Надеюсь, вы убедились, как важно знать законы фонетики и графики, чтобы правильно говорить и писать. А теперь определим лучших знатоков фонетики по числу полученных жетонов. (Награждение учеников медалями «Знаток фонетики»).

   

Домашнее задание: нарисовать страну Фонетика, выполнить фонетический разбор слов упр. 304.



Предварительный просмотр:

Конференция по литературе в 11 классе

Тема: Россияне – лауреаты Нобелевской премии по литературе.

Провела учитель литературы

       Тремасова Л.В.

Цель: развить познавательную деятельности учащихся.

Задачи:

1.приобщение к основам исследовательской деятельности;

2.формирование навыков работы с литературой и другими видами источников;

3. пробуждение интереса к творческому поиску.

4.воспитание чувства любви и уважения к прошлому своего Отечества.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Срок проведения: 26 января 2009г.

Участники конференции: учащиеся 11-х классов гимнази№3

План проведения конференции:

1.Вступительное слово учителя.

2.Доклады учащихся с презентациями.

3.Викторина «Из истории Нобелевской премии по литературе».

4. Письменный отзыв учащихся о конференции.

Ход конференции:

1. Вступительное слово учителя с презентацией.

В мире немало почётных  званий, наград и премий.

Литературные премии мира

Премия Хьюго

 Премия имени Сервантеса

  Премия Джеймса Тейта

  Премия Orange

  Нобелевская премия по литературе

  Международная премия имени Г.-Х. Андерсена

  Международная литературная премия Астрид Линдгрен

  Гринцане Кавур

  Гонкуровская премия

  Букеровская премия

  The Carnegie Medal

  IMPAC

     Премия, учрежденная шведским инженером-химиком, изобретателем и промышленником Альфредом Бернхардом Нобелем и названная в его честь Нобелевской, является самой престижной в мире и самой критикуемой.

      Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в семье преуспевающего шведского промышленника. В 1895 году Нобель обнародовал в Париже своё ставшее знаменитым «Завещание», согласно которому весь его капитал, достигший к тому времени 30 миллионов крон (около 10 млн. долларов по тогдашнему курсу), обращался в особый фонд, он был помещён в акции, облигации и займы.  Проценты с него должны были ежегодно присуждаться в виде именных премий за научные открытия предыдущего года, наиболее способствовавшие прогрессу и процветанию человечества.

        Поначалу Нобель учредил 4 премии: в области математики, физики, химии, медицины и физиологи. Позже добавил также литературную премию – за создание произведений, наиболее полно отражающих «стремление к идеалу». Нобель не был чужд литературе: сам писал и оставил потомкам несколько неопубликованных поэм и романов

 Награда состоит из золотой медали с изображением А. Нобеля и соответствующей надписью, диплома и, самое главное, чека на денежную сумму. Размер последней зависит от прибылей Нобелевского фонда. Согласно завещанию Нобеля, составленному 27 ноября 1895 года, его капитал (первоначально свыше 31 млн. шведских крон) был помещен в акции, облигации и займы. Доход от них ежегодно делится на 5 равных частей и становится премиями за самые выдающиеся мировые достижения в физике, химии, физиологии или медицины, литературы и за деятельность по укреплению мира.

       Решения Шведской академии принимаются  в обстановке строгой секретности. Нобелевский комитет оглашает только число претендентов на ту или иную премию, но не называет их имен. Злые языки также утверждают, что премия подчас дается по политическим, а не литературным мотивам. Главный козырь критиков и хулителей - обойденные «Нобелевкой» Лев Толстой, Набоков, Джойс, Борхес.

      Премии Нобеля вручаются вручается ежегодно 10 декабря – в годовщину смерти Нобеля в Концертном зале столицы Швеции – Стокгольме. Здание было построено в 1923 году. Зал вмещает до двух тысяч гостей. Именно в этом зале получал премии И.Бунин, описавший церемонию вручения награды в очерке «Нобелевские дни». Первые премии вручал король Оскар 2. Правила Шведской Королевской академии запрещают упоминание имен потенциальных обладателей премии не только в прессе, но и в частных беседах. Накануне вручения награды члены Нобелевского комитета голосуют за одного из пяти кандидатов из короткого списка, содержание которого остается тайной. В течение 6 месяцев после получения «Нобелевки» лауреат должен выступить с Нобелевской лекцией по тематике своей работы. Король Карл 16 Густав внёс в торжественную церемонию существенные изменения. Теперь король с королевой находятся с лауреатами на сцене. Памятный диплом в папке из тесненной кожи и золотая медаль в футляре красного дерева вручаются в центре белого круга, вытканного на  синем ковре. На медалях с одной стороны отчеканены профиль Нобеля с датами его рождения и смерти, а на другой – аллегорические фигуры, символизирующие различные области знания. На медали, вручаемой лауреатам по литературе, изображена муза поэзии – Эрато, перед ней – фигура поэта, под ними подпись по- латыни: «Шведская академия».

Согласно официальному списку, Нобелевскими премиями награждены 17 россиян.

 Наши соотечественники становились обладателями «Нобелевки» в области литературы 5 раз: 1933 год – И. Бунин, 1958 год – Б. Пастернак (под давлением советских властей отказался от премии), 1965 год – М. Шолохов, 1970 – А.Солженицын и 1987 – И. Бродский.

2 .Доклады учащихся о лауреатах Нобелевской премии.

1 .И.А.Бунин (1933 год)

2. Б.Л.Пастернак (1958 г.)

3. М.А.Шолохов (1965 г.)

4. А.И.Солженицын (1970 г.)

5. И.А.Бродский (1987 г.)

3.Викторина «Из истории Нобелевской премии по литературе».

  1. Кем и когда была учреждена Нобелевская премия?
  2. Когда вручается Нобелевская премия? (10 декабря)

1.В Стокгольме перед вручением премии И. Бродскому передали:

-галстук Пастернака

-фрак Солженицына

-очки Бунина

-портсигар Шолохова

2.В официальном списке Нобелевских лауреатов значится без гражданства:

-И.А.Бунин (1933 год)

-.Б.Л.Пастернак (1958 г.)

- М.А.Шолохов (1965 г.)

- А.И.Солженицын (1970 г.)

- И.А.Бродский (1987 г.)

3. Кто под давлением советских властей отказался от Нобелевской премии?

 (1958 год – Пастернак под давлением советских властей отказался от премии),

4. Кому была присуждена Нобелевская премия « За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»?

(И. Бунин))

3. Письменные отзывы о конференции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конференция «Российские писатели – лауреаты Нобелевской премии по литературе»

Слайд 2

План проведения конференции: 1.Вступительное слово учителя. 2.Доклады учащихся с презентациями. 3.Викторина «Из истории Нобелевской премии по литературе». 4. Письменный отзыв учащихся о конференции.

Слайд 3

Литературные премии мира Премия Хьюго Премия имени Сервантеса Премия Джеймса Тейта Премия Orange Нобелевская премия по литературе Международная премия имени Г.-Х. Андерсена Международная литературная премия Астрид Линдгрен Гринцане Кавур Гонкуровская премия Букеровская премия T he Carnegie Medal IMPAC

Слайд 4

Альфред Бернхард Нобель

Слайд 5

Медаль Нобелевской премии

Слайд 6

Нобелевские медали

Слайд 7

Иван Бунин

Слайд 8

Борис Пастернак

Слайд 9

Михаил Шолохов

Слайд 10

Александр Солженицын

Слайд 11

Иосиф Бродский



Предварительный просмотр:

                               Открытый урок в 11 классе

Тема: Библейские мотивы в поэзии серебряного века.

Цели урока: 

           Познакомить учащихся с шедеврами русской поэзии на библейские темы.

           Закрепить навыки самостоятельной работы с книжными источниками и                    

            поэтическими произведениями.

           Воспитать духовно-нравственный потенциал учащихся.

Задачи:

Формировать мировоззренческие идеи на материале нравственных общечеловеческих библейских мотивов.

Все вглубь и ввысь. А не дойду до цели —

на то и жизнь, на то и воля Божья.

Борис Чичибабин

                 Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

В 1918 г. в охваченной революционными потрясениями Москве Валерий Брюсов пишет совершенно не соответствующее духу наступающего времени стихотворение, строки которого могли бы послужить эпиграфом к любому изданию библейской поэзии:

 

Какой поэт, какой художник

Не приходил к тебе, любя:

Еврей, христианин, безбожник —

Все, все учились у тебя.

 

Некоторые литературоведы утверждают, что тему стихотворения подсказал поэту не кто иной, как сам «буревестник революции» Максим Горький: «Может быть, Библия даст Вам сюжет, тему, достойные Вашей работы? Там так много прекрасного и никем еще не использованного», — писал великий пролетарский писатель признанному вождю русского символизма.

В самом деле, библейские мотивы, «образы святые» (строка из той же брюсовской «Библии», давшая название целому разделу в одном из последних лирических сборников поэта), идеи богоискательства, богоборческие порывы очень популярны в среде русской творческой интеллигенции на рубеже XIX — XX веков.

И сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с уже ставшей для нас традиционной темой Библейских мотивов. Но если в прошлом учебном году на Пасхальных чтениях мы говорили о библейских мотивах в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, то сегодня  проследим развитие библейской темы в поэзии серебряного века.

В процессе нашего урока мы с вами должны будем ответить на проблемный вопрос:

 Как и ради чего поэты связывают или соотносят создаваемые ими образы с образами Библии?

II. Выступления учащихся, анализ стихотворений на библейские темы (индивидуальные задания):

Группа №1.

Библейская лирика А.Ахматовой

1). «Анна Ахматова, «русская Сафо». Она жила на рубеже веков, когда русская литература была полна тревожными предчувствиями и предсказаниями. В своих стихах она передаёт настроения того времени. Нам, людям, живущим в другое время, трудно представить эту неотступную пытку страхом, который казался хуже самой смерти:

 Лучше бы на площади зелёной                                                                                                                                                                              На помост некрашеный прилечь

И под крики радости и стоны

Красной кровью до конца истечь.

Прижимаю к сердцу крестик гладкий:

Боже, мир душе моей верни!

Запах тленья обморочно сладкий

Веет от прохладной простыни.

 Но поэт не может остаться  под властью страха: тогда он перестаёт быть поэтом.  В годы, когда ей закрывают дорогу в печать, лишая слова и хлеба, Ахматова пишет цикл «Библейских стихов» (1921-1924), словно бы ограждая себя от сатанинских сил, отказываясь бояться.

 Ее стихотворение «Лотова жена» основано на библейской легенде об уничтожении двух городов – Гоморры и Содома, где царил разврат, жители предавались порокам. Разгневанный Господь решил стереть с лица земли города, населенные грешниками. Но перед этим послал туда двух ангелов в образе прекрасных юношей спасти семью праведника Лота. Поздней ночью вошли гости в дом Лота, но тотчас собралась толпа мужчин, требуя выдать им красивых юношей. Но Лот по законам гостеприимства не мог этого сделать, он предпочел бы отдать на растерзание толпе своих дочерей…

Тогда Юноши вошли на крыльцо и поразили людей, осаждавших дом Лота, слепотой. А юноши велели  уходить праведнику из города, забрав семью. Лот с семьей вышел из родного города, направляясь в Сигору. А города Содом и Гоморра тотчас были испепелены. Однако, жена Лота, отойдя от Содома, оглянулась и сразу

Взглянула – и, скованы смертною болью,
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

В стихотворении Анны Ахматовой «Лотова жена» выражена глубокая скорбь и боль жены Лота, вынужденной покинуть стены родного дома, где она была счастлива. Она оглянулась

На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на дом, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где Милому мужу детей родила.

Лучшие мгновения ее жизни остались там, за стенами города. И она отдала свою жизнь за единственный взгляд.

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньше ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

2). « В 30-е гг. А. Ахматова, стремясь осмыслить народную трагедию тоталитарного века, вновь прибегает к библейской теме. Она пишет похожее на псалом «Распятие».

 Чтение и анализ стихотворения: «Стихотворению предпослан эпиграф из церковного песнопения: « Не рыдай Мене, Мать, во гробе зрящи». «Распятие» создавалось сначала как самостоятельное произведение, затем вошло в «Реквием» X главой. В 1 строфе на торжественной ноте повествуется о распятии Христа:

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Мене оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Казнь Иисуса Ахматова называет «великим часом», потому что своей смертью Иисус искупил грехи людей и стало возможным (свершилось) духовное возрождение человечества.

А. Ахматова не изображает глумление толпы над Спасителем (праведность выше порока). Она передает сострадание тех, кто может взять эти муки на себя: «Магдалина билась и рыдала», «ученик любимый каменел» от горя, а скорбящая мать стояла молча, ведь страдание ее было велико…

3)А сейчас мы прослушаем стих. , которое стало поэтическим кредо поэта.

Задание: Запишите слова, которые кажутся вам особенно значимыми.

Кого когда-то называли люди

Царём в насмешку, Богом в самом деле,

Кто был убит – и чьё орудье пытки

Согрето теплотой моей груди…

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима – все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утёс,-

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово (1945)?

Выписанные слова: люди, Бог, убит, орудье пытки, смерть, печаль, слово.

Главная мысль: Бог вечен, его заповеди, его жертва. А люди - преходящи. Добрые, злые, страшные, имеющие и не имеющие - все.

Бог и Слово поэта. В этой мысли Ахматова близка к пушкинскому пониманию роли поэта и поэзии: Поэт обязан выражать Божьи истины, учить переосмысленному, понятому им слову Божию. В награду за выполнение долга – рождение царственного Слова – его ждёт трагическая судьба избранного Богом.

4).Поэма «Реквием»

17 месяцев (1938-1939) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Л.Гумилёва. Однако поэма имеет не только личное значение.

Первые строки – знак апокалипсического мира: «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»

Для описания событий, очевидцем которых была Ахматова, поэтесса выбирает библейский масштаб. Библейские сюжеты традиционно воспринимаются как вобравшие в себя возможные коллизии человеческой жизни. Библейские, в том числе и апокалипсические мотивы пронизывают всю поэму. В поэме нет проклятий и осуждений. Почему? Почти два тысячелетия тому назад весь народ осудил на казнь сына Божьего, предал его. А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит друг друга казнить. По сути, палачи – сами люди. Они молчат, они терпят, они страдают, они предают, они казнят. Поэт описывает происходящее, постоянно испытывая чувство вины за весь народ, за всю «безвинную Русь»

Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. Тем, кто мучил, и тем, кто был замучен. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Три голоса, звучащие в ней: матери, поэта и историка – в конце поэмы сплетаются с голосами целого поколения, всего народа.

Чтение наизусть отрывка из поэмы

5. Мини-дискуссия.

Учитель: «Поэт Игорь Северянин, осмыслив произошедшие в России исторические события – революцию и Гражданскую войну – пишет стихотворение «Народный суд. Используя вопросно-ответную форму стиха, поэт обращает внимание читателей на нравственную проблему:

Зачем православные Бога забыли?
Зачем шли на брата, рубя и разя?
И скажут они: «Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя!»

(Обсуждение проблемы). Что вы думаете по этому поводу?

( Примерные ответы детей: «Я думаю, нельзя верить в идею, если она торжествует через кровопролитие», «Никакая идея не стоит человеческих жертв, какой бы великой она не казалась»).

Учитель: «Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» предупредил читателей, что нельзя преступать Завет Христа «Не убий!» во имя идеи. Но кто слышит «пророков в своем Отечестве»? Ведь «столбовая дорога человечества уставлена столбами, на которых распяты его пророки…»

Группа №2      

Н. С. Гумилев, поэт Серебряного века. Романтик, конкистадор,    путешественник. 

Им создан удивительный поэтический мир. Поэтическая страна Н. С. Гумилева населена рыцарями, золотыми драконами. Там сверкают серебряные водопады, благоухает голубая лилия…

Все стихи Гумилева пронизаны глубоким философским смыслом». Значительную часть поэтического наследия поэта составляют стихи и поэмы, наполненные евангельскими мотивами и образами, проникнутые любовью к главному действующему лицу Нового Завета – Иисусу Христу.

Он идёт путём жемчужным

По садам береговым,

Люди заняты ненужным,

Люди заняты земным.

***

Вас зову я навсегда,

Чтоб блюсти иную паству

И иные невода.

Лучше ль рыбы или овцы

Человеческой души?

Вы, небесные торговцы,

Не считайте барыши.

Ведь не домик в Галилее

Вам награда за труды,-

Светлый рай, что розовее

Самой розовой  звезды.

Строки эти глубоко трогают человеческую душу. Невольно задумываешься о том, что это стихотворение – своего рода предупреждение человечеству о предстоящих бедах как наказание за его жадность, чёрствость души.

В мемуарах жены старшего брата поэта, Дмитрия, говорится об истоках атмосферы, окружавшей братьев в родительском доме: «Дети воспитывались в строгих принципах православной религии. Мать часто заходила с ними в часовню поставить свечку, что нравилось Коле. С детства он был религиозным и таким же оставался до конца своих дней – глубоко верующим христианином. Коля любил зайти в церковь, поставить свечку и иногда долго молился перед иконой Спасителя». И в этих  же воспоминаниях находим слова самого поэта: «Как осторожно надо подходить к ребёнку! Как сильно меня потрясло, когда я впервые услышал о страданиях Спасителя!» Иисус Христос становится нравственно-этическим идеалом Гумилёва, а Новый Завет его настольной книгой.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога!

Не один десяток стих. и поэм Гумилёва создан на основе евангельских легенд, притч, наставлений:

«Блудный сын», «Ворота рая», «Храм твой, господи, в небесах» и др.

 В душе его  происходит постоянная борьба, он мечется между двумя непримиримыми чувствами – гордыней и смирением.

Пусть в мире есть слёзы, но в мире есть битвы.

На то ли, отец, я родился и вырос,

Красивый, могучий и полный здоровья,

Чтоб счастье побед заменил мне твой клирос

И гул изумлённой толпы -  славословья,

Я больше не мальчик, не верю обманам.

Надменность и кротость – два взмаха крыла.

( из поэмы «Блудный сын»)

Но чувство смирения было надолго спрятано в душе того, кто воспевал бесшабашных мореплавателей, готовых вслед за ним воскликнуть:

И умру я не на постели

 При нотариусе и враче,

А \в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всём открытый,

 Протестантский, прибранный рай,

 А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: «Вставай!»

(«Я и Вы»)

В других стихах обнаруживается спрятанное в недрах души стремление искупить грехи человеческие, освободиться от пут мирской суеты и соблазнов цивилизованного «рая».

В мой самый лучший светлый день,

В тот день Христова Воскресенья,

Мне вдруг примнилось искупленье,

Какого я искал везде.

Мне вдруг почудилось, что нем,

Изранен, наг, лежу я в чаще,

И стал я плакать надо всем

Слезами радости кипящей.

(«Счастье»)

Постепенно Гумилёв приходит к мысли, что человек – игрушка в руках неба и  надежды иной раз перечёркиваются мгновенно, по воле всемогущего рока:

Все мы, святые и воры,

Из алтаря и острога,

Все мы – смешные актёры

В театре господа бога.

(«Театр»)

Короткая жизнь поэта и его творчество с полным правом можно назвать служения родному слову, народу, Богу. Совмещая в себе талант поэта, философа, учёного, Гумилев пронёс «пламенную страсть» и любовь.

Стихи Гумилёва отличаются свободой духа, мастерством слова и глубиной мысли. Размышления о земном пути человека, о вечных ценностях, о душе, о смерти и бессмертии. Он замечательно определил цену слова, причем именно в библейском аспекте:  

В оный день, когда над миром новым

Бог склонил лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города. —

Но забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог.

И в Евангелии от Иоанна –

Сказано, что слово это Бог.

 В этой же книге «Шатёр» есть стихотворение-завещание – «Мои читатели». Спокойное, мудрое. О том, как

…сразу припомнить

Всю жестокую, милую жизнь,

Всю родную, странную Землю

И представ перед ликом Бога

С простыми и мудрыми словами,

Ждать спокойно Его суда.

 «Философское осмысление библейского сюжета мы видим в его стихотворении «Выбор». В 1 строфе поэт напоминает нам о строительстве Вавилонской башни: «Созидающий башню сорвется…» Гордыня – один из пороков человеческих. Возомнивший себя равным Богу будет наказан.

Во 2 строфе Гумилев обращается к истокам библейского псалма о полководце Аврилехе. Он приказал разрушить город до основания, но был раздавлен обломками плит и молил своего оруженосца избавить его от страшных мук.

Сеющий смерть ее и пожнет…

3 группа учащихся

 Ал. Блок – гениальный русский поэт Серебряного века. 

   Философская концепция его поэзии заключается в отображении русского национального мировосприятия. Душа русского человека раскрывается в стихотворении А. Блока «Вот он – Христос - в цепях и розах». Поэт показывает, как образ Спасителя сливается с нравственной стихией русской души:

В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно.
Убогий художник создал небо,
Но лик и синее небо одно.

И если в пейзажи Есенина «всегда вкраплен человек», то в пейзажах Ал. Блока незримо присутствует Спаситель. Перед нами неброский, неяркий, до боли знакомый русский пейзаж:

   …..немного грустный.
За ним восходит хлебный злак.
На пригорке лежит огород капустный,
Березки и елки бегут в овраг.

Эти строчки напоминают нам нестеровский пейзаж с картины «Видение отроку Варфоломею». Здесь выражена сокровенная красота стародавней Руси. И пейзажная лирика Блока, и пейзажи Нестерова вызывают в нас чувства любви к родной земле.

Стих. «Апокалипсис»

 И Дух и Невеста говорят: приди.

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли.

Всё дышавшее ложью

Отшатнулось, дрожа.

Предо мной – к бездорожью

Золотая межа.

Заповеданных лилий

Прохожу я леса.

Полны  ангельских крылий

Надо мной небеса.

Непостижного света

Задрожали струи.

Верю в Солнце Завета,

Вижу очи твои.

Образы и настроения Апокалипсиса в высшей степени характерны для поэзии Блока. Только в отличие от распространенного до нынешнего дня понимания этой книги как повествования о конце света, Блок читает её так, как она создана  Иоанном:  это повествование о тяжком, мучительном пути к Солнцу Завета, к освобождению мира от скверны.

Поэт предчувствует страшные, воистину апокалипсические испытания, которые ждут Россию: это ясно ощутимо в стих. «Рождённые в годы глухие…» (1914). Но вера в Солнце Завета не оставляет его:

Я.отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеётся берегу.

Люблю вечернее моленье

 У белой церкви над рекой,

Предзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

Падёт туманная завеса.

Жених сойдёт из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрезжит брачная заря.    (1902)

III. Выводы:

   Проанализировав сегодня на уроке стихи поэтов серебряного века, мы увидели, что почти любое из них внутренне, энергетически связано с Библией. Стихи или напрямую соотносятся с определённым библейским текстом, сюжетом, героем, либо это философское осмысление того или иного аспекта неисчерпаемой мудрости Книги Книг. Эти произведения (условно) могут быть далеки от библейской тематики, но автор использовал в своём арсенале библейские образы, ассоциацию. Почему?

(Ответы учеников, составление кластера)

  1. «Библия – это Книга Книг», жизнеописание народов, история, путь к спасению.
  2. Библейские мотивы в русской литературе XIX – начале XX веков содержит в себе богатейшее нравственное начало.
  3. Библейские мотивы в искусстве вообще получили широкое развитие  в произведениях русских писателей и поэтов… Библия – источник вдохновения.
  4. Библейские мотивы в произведениях русских писателей и поэтов – сложное многоплановое явление.

Заключительные слова учителя:  Во многих представленных сегодня стихотворениях явственно проступает понимание того, к чему ученые с помощью новейших компьютерных программ приходят только сейчас: видимый, доступный текст Библии — лишь вершина айсберга, а в подлинном, скрытом от нас смысле Книги Книг закодировано и прошлое, и настоящее, и будущее всего человечества.

Другой узник ГУЛАГа, чьи строки вынесены в эпиграф урока, подарил нам глоток надежды, верно обозначив, вопреки жестоким реалиям бытия, единственно возможный вектор движения души — вглубь и ввысь:

 

Еще могут сто раз

на позор и на ужас обречь нас,

Но, чтоб крохотный светик

в потемках сердец не потух,

Нам дает свой венок —

ничего не поделаешь — Вечность,

И все дальше ведет —

ничего не поделаешь — Дух.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Выступление Л.В.Тремасовой на педсовете    «Место технологий в инновационной деятельности гимназии»

       Тема педагогического совета  выбрана не случайно, т.к. она отражает современный взгляд на организацию учебного процесса. Использование в практике работы учителя педагогических технологий – один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса.

Для того чтобы осознанно выбирать те или иные педагогические технологии, самим их проектировать, каждый учитель должен понимать их сущностные характеристики и реальные возможности.

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью школьника. А реализовать это можно, используя различные современные педагогические технологии, адекватные поставленным задачам.

Именно использование педагогических технологий позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.

Основная цель педсовета:   Определение места педагогических технологий в образовательной деятельности нашей гимназии.

Задачи педсовета:

  1. Рассмотреть теоретические основы проблемы использования педагогических технологий в образовательном процессе.
  2. Представить  лучший  опыт учителей гимназии  по использованию   педагогических технологий.

3.    Обсудить  результаты применения новых педагогических  

       технологий с учителями гимназии.

  1.   Наметить пути дальнейшего освоения педагогических технологий.
  2.  Формирование творческо-поисковой деятельности педагогов  

  гимназии.

План проведения педагогического совета:

  1. Обоснование выбора темы, цели и задачи педсовета (замдиректора по УВР Л.В.Тремасова )
  2. Теоретическая часть: определение понятия «педагогическая технология», его взаимосвязь с методикой и дидактикой, классификация педагогических технологий (замдиректора по УВР Л.В.Тремасова)
  3. Работа творческих групп, представление лучшего опыта работы (выступления учителей):

 -Использование интерактивных технологий как условие обеспечения  качества образования. (Н.Е. Шейко )

 - Информационные технологии (Е.М. Нестерова, А.А. Геженко)

- Здоровьесберегающая технология (А.А.Акимова )

- Игровая технология (начальная школа).

  -  Технология ассоциативного метода в инновационном обучении

 (Н.В.Фетисова)

4.  Подведение итогов работы творческих групп.

5. Разное.

6.Принятие проекта решения педсовета.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций, а под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Существует очень много инновационных направлений. Для проведения данного педсовета были выбраны именно педагогические технологии, т. к. в условиях существующей классно-урочной системы они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит каким бы то ни было серьёзным коррективам; педагогические технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации образования и личностно ориентированного подхода; обеспечивают интеллектуальное развитие школьников, их самостоятельность. Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности школьника, к развитию творческой личности. А так как наша школа работает над методической темой «Формирование общеучебных компетентностей учащихся на основе личностно ориентированного подхода в обучении с использованием информационных технологий»   и ставит своей целью непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции, то считаю, что тема, вынесенная на заседание педагогического совета, достаточна актуальна.  

     В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий на данном педсовете нашими учителями были выделены следующие:

-Использование интерактивных технологий как условие обеспечения качества образования. (Н.Е. Шейко )

 - Информационные технологии (Е.М. Нестерова, А.А. Геженко)

- Здоровьесберегающая технология (А.А.Акимова )

- Игровая технология (начальная школа).

  -  Технология ассоциативного метода в инновационном обучении

 (Н.В.Фетисова)

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая технология». Оно не имеет общепринятого и однозначного толкования.

Пед. технология обучения – это система, в которой последовательно воплощается на практике заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс (Беспалько В.П.)

Хочу отметить, что возникают  трудности в понимании взаимодействия терминов «педагогическая технология», «методика» и «дидактика».  Необходимо разграничить эти понятия и установить их взаимосвязь.

         Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Она является общей для всех. Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии. Поэтому понятие «методика» шире понятия «технология», т.к. методика включает и выбор технологии для целесообразности проведения работы. Если методика направлена на решение следующих задач: чему учить? зачем учить? как учить?, то технология обучения, прежде всего, отвечает на последний вопрос с одним существенным дополнением: как учить результативно?

Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети и т.п. Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Технология его гарантирует. Именно в ней заключён теоретико-практический инструмент деятельности учителя по освоению и внедрению конкретной методики в свою педагогическую деятельность.

2. Выступления учителей.

 Познакомившись с теорией вопроса о педагогических технологиях, с практическим опытом работы учителей по использованию педагогических технологий на уроках, мы можем прийти  к выводу, что современный подход к обучению требует полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации. Ученик должен стать главным действующим лицом на уроке. Реализация этого невозможна без использования педагогических технологий. Но ни одна пед. технология в наших конкретных условиях не универсальна.

Каковы же условия эффективного использования технологии?

- знание теории;

-установка учителя на инновационную технологию;

-анализ имеющихся технологических ресурсов;

-умение планировать деятельность;

-умение организовывать деятельность;

-умение осваивать свой опыт через рефлексию;

-умение сочетать различные технологии и перестраивать их.



Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы

Русский язык

Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка"

http://rus.1september.ru

Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык"

http://www.gramota.ru

Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала

http://language.edu.ru

Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http://www.philolog.ru/dahl/

Имена.org — популярно об именах и фамилиях

http://www.imena.org

Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка

http://www.gimn13.tl.ru/rus/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Крылатые слова и выражения

http://slova.ndo.ru

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

http://www.mapryal.org

Мир слова русского

http://www.rusword.org

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

http://www.ruscorpora.ru

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка

http://www.stihi_rus.ru/pravila.htm

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология:

электронные лингвокультурологические курсы

http://gramota.ru/book/ritorika/

Российское общество преподавателей русского языка и литературы:

портал "Русское слово"

http://www.ropryal.ru

Рукописные памятники Древней Руси

http://www.lrc_lib.ru

Русская грамматика:

академическая грамматика Института русского языка РАН

http://rusgram.narod.ru

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

http://www.philol.msu.ru/rus/galya_1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

http://character.webzone.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

http://www.svetozar.ru

Свиток — История письменности на Руси

http://www.ivki.ru/svitok/

Система дистанционного обучения "Веди" — Русский язык

http://vedi.aesc.msu.ru

Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой

http://slovesnik_oka.narod.ru

Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку

http://likbez.spb.ru

Центр развития русского языка

http://www.ruscenter.ru

Филологический портал Philology.ru

http://www.philology.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников

http://learning_russian.gramota.ru



Предварительный просмотр:

Литература для летнего чтения

на 2013-2014 учебный год

Учитель литературы Тремасова Л.В.

6 б класс

  • Русская литература XIX века:
  • Древнерусская литература «Повесть временных лет»
  • Басни Крылова.
  • Пушкин А. «Дубровский», «Повести Белкина»
  • Гоголь Н. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
  • Лесков Н. «Левша», «Человек на часах», "Тупейный художник", "Обман", "Пигмей".
  • Тургенев И. "Записки охотника» («Бежин луг»)
  • Чехов А. "Толстый и тонкий", "Хирургия", "Налим", "Беззащитное существо", "Жалобная книга" и другие рассказы.
  • Русская литература XX века:
  • Куприн А. «Чудесный доктор
  • Грин А. «Алые паруса»
  • Платонов А. "В прекрасном и яростном мире".
  • Астафьев В. «Конь с розовой гривой».
  • Распутин В. «Уроки французского».
  • Шукшин В. Рассказы.
  • Искандер Ф. «Тринадцатый подвиг Геракла», «Первое дело», "Запретный плод", "Мученики сцены", "Вечерняя дорога", рассказы о море.
  • Булычев Кир "Заповедник сказок"
  • Железников В. "Чудак из шестого "Б"", "Путешествие с багажом", "Чучело"
  • Зощенко М. Рассказы для детей
  • Зарубежная литература:
  • Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
  • Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея».
  • Брэдбери Р. "Третья экспедиция"
  • Мериме П. «Матео Фальконе».
  • Генри О. "Вождь краснокожих"
  • Дюма А. "Три мушкетёра"
  • Конан Дойл А. "Горбун"
  • Купер Ф. "Последний из могикан", "Следопыт", "История с привидением"
  • Линдгрен А. "Приключения Калле Блюмквиста", рассказы
  • Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Сказание о Ките", "Белое безмолвие", "Там, где расходятся пути".
  • Майн Рид Т. "Всадник без головы"
  • Сетон-Томпсон Э. "Тито", "Мальчик и рысь", "Мустанг-иноходец", "Лобо",
  • "Домино", "Улыбчивый певец", "По следам оленя"
  • Стивенсон Р. "Остров сокровищ"
  • Твен М. "Приключения Гекльберри Финна"
  • Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"
  • По Э. "Овальный портрет"
  • Сент-Экзюпери А. «Маленький принц».

9 а класс

  • Русская литература:
  • "Слово о полку Игореве".
  • Фонвизин Д. "Недоросль".
  • Карамзин Н. "Бедная Лиза".
  • Жуковский В. Баллады. «Светлана».
  • Грибоедов А. "Горе от ума"
  • Пушкин А. "Евгений Онегин", стихи.
  • Лермонтов М. "Герой нашего времени", стихи.
  • Гоголь Н. "Мертвые души".
  • Достоевский Ф. «Белые ночи».
  • Островский А.Н. «Бедность не порок».
  • Чехов А. "Тоска".
  •  Бунин И. Сборник рассказов «Тёмные аллеи».
  • Шолохов М. "Судьба человека"
  • Булгаков М. "Похождения Чичикова"
  • Поэзия XX века:
  • Ахматова А.
  • Блок А.
  • Есенин С.
  • Маяковский В.
  • Цветаева М.
  •  Заболоцкий Н.
  • Пастернак Б.
  • Твардовский А.Т.
  • Зарубежная литература:
  • Данте А. «Божественная комедия».
  • Шекспир У. Сонеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интернет-ресурсы для учителя русского языка

интернет-ресурсы для учителя русского языка...

Интернет-ресурсы, необходимые учителям русского языка и литературы.

В данном документе представлены ссылки на интернет-ресурсы, которые могут быть полезны в работе учителя русского языка и литературы....

Методический материал "Интернет-ресурсы для учителей русского языка и литературы"

Методический материал в виде презентации. Презентация может быть полезна учителям русского языка и литературы, так как в ней речь идет о возможностях интернета на уроках русского языка и литературы....

Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы

Данный ресурс раскрывает возможности использования "Мобильного класса" на уроках русского языка и литературы...

Использование интернет-ресурсов на уроках русского языка

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

Использование интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы

Использование интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы...