Ё и О после шипящих в корнях
методическая разработка (5 класс) по теме

Урок в 5 классе  по теме" О и ё после шипящих в корнях слов" . Ребята самостоятельно ставят задачи урока и формулируют правило. В уроке собран богатый иллюстративный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  в 5 «А» классе

« Правописание Ё и О после шипящих в корнях слов»

( первый урок по теме)

Задачи урока:

Образовательные задачи

Знать причины возникновения трудностей при написании О и Ё  после шипящих в корне слова;

знать условия выбора букв о и Ё;

уметь строить рассуждение  по объяснению орфограммы;

побуждать учеников к само- и взаимоконтролю

Развивающие задачи 

Навыки грамотного письма и устной речи;

Умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы ;

Интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом;

Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать; сравнивать, делать выводы.

Воспитательные задачи 

Ответственность за результат своего труда и труда своего товарища;

Умение оценить свои возможности;

Тип урока: 

по источнику получения знаний – практический;

по уровню активности познавательной деятельности – репродуктивный;

Оборудование:

компьютер; мультимедийная презентация

раздаточный материал.

средства наглядности

Приемы:

использование приемов мышления( анализа и сравнения)

использование ТСО и средств наглядности

Методики:

игровая технология

 проблемная технология

Уровневая дифференциация

Личностно- ориентированная

Коллективная работа, работа в группах

Ход урока:

1.Орг. момент 

Уч-ль : Открыли тетради, записали:

 « Четырнадцатое ноября. Классная работа»

              - Кто отсутствует?

2. Мотивация

- желание активно работать на уроке, заинтересовать в нем  уч-ся, иллюстрации к изучаемому материалу.

3. Орфоэпия.

 Уч-ль: Давайте начнём урок с орфоэпической разминки. По цепочке чётко проговариваем  

               слова.

СЛАЙД 2

4. Повторение изученного.

Уч-ль: Давайте вспомним, ребята, над какой темой мы сейчас работаем?

Ученики: Правописание безударных гласных в корнях слов.

Уч-ль: На какие три группы можно разделить все безударные гласные? Посмотрите внимательно на слайд.

СЛАЙД 3

Работа у доски и в тетрадях. Ребята распределяют слова по столбикам, объясняя орфограммы.

Уч-ль:    Чтобы заполнить третий столбик, нам необходимо повторить правило    

                  правописания корней с чередованием. Воспользуемся алгоритмом, который        

                  составили вчера на уроке.

СЛАЙД 4   СЛАЙД 5

Ребята проговаривают правило, опираясь на алгоритм на проекторе.

Уч-ль: А теперь давайте заполним столбик с чередующимися гласными.

5. Тренировочные упражнения.

СЛАЙД 6

Ребята устно объясняют слова, расположенные на 6 слайде.

Задача: проговорить правило правописания орфограммы.

                                                                       СЛАЙД 7

Уч-ль:    Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Уч-к: Раз текст содержит много слов с шипящими,  значит мы будем говорить о правописании  О и Ё  после шипящих в корне слова;

Уч-ль: Правильно. Исходя из этой проблемы, назовите тему урока?

Уч-к: Я думаю, что темой нашего урока  будет «Правописание  О и Ё  после шипящих в корне слова ».

Уч-ль: Мы сегодня мы как настоящие ученые будем исследовать правописание О и Ё  после шипящих в корне слова ».

 (Записать тему урока в тетрадь).

СЛАЙД 8

Уч-ль: Какие цели поставим перед собой?

Уч-к:  -Изучить правописание  О и Ё  после шипящих в корне слова ».

               - уметь объяснить выбор орфограммы  

 6.Проблемная ситуация.   Изучение нового материала. 

СЛАЙД 9

Уч-ль: посмотрите на слайд 9. Сделайте выводы. Когда после шипящих пишется Ё и когда О?

Уч-к:   Если можно проверить, чтобы на этом месте слышалась  е, значит пишется Ё.

Уч-ль: Правильно. Посмотрите на следующий слайд.

СЛАЙД 10

Правило правописания Ё и О после шипящих в корнях слов.

7. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах.

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Физминутка

 Учитель: 1.Закройте глаза – откройте. 2. Посмотрите в окно на самую дальнюю точку – и на кончик носа. 3. Переведите взгляд на потолок, в пол, влево, вправо.

Чтоб глаза твои зоркие были,
            Чтоб в очках тебе не ходить, 
            Эти лёгкие движенья 
            Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.

      А теперь по кругу быстро, 
     Словно стрелочка часов,
     Проведём глазами дружно,
     Ну, а дальше будь здоров!

Теперь все вы отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.

Уч-ль. Мы прибываем на станцию ИГРОВАЯ..

СЛАЙД 13

Уч-ль: Давай проверим,  решим задание « Четвёртый лишний»

Ребята записывают слова в тетрадь, объясняя, по какому принципу выбрано лишнее.

СЛАЙД 14

Уч-ль:  Отгадаем загадки, получим слова на нашу орфограмму.

СЛАЙД 15

Уч-ль: Рефлексия . ( подведение итогов)

Уч-ль: Чем занимались на уроке. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании данной орфограммы.

Уч-к:  Правило.

Уч-ль: Оцените свой вклад в достижение поставленных на уроке целей. Аргументируйте свой ответ.

Уч-к: Я понял, что….

           Теперь я могу…

            Материал урока мне был….

                                                                   СЛАЙД 16  

Уч-ль:  А теперь посмотрим, как вы справитесь с самостоятельной работой. Откройте маленькие тетрадочки и спишите слова, вставив Ё  или О.

Смотрите на подсказку : !0  : 4

Уч-ль: Вот мы и прибыли на конечную станцию .

Слайд 17

Запишите домашнее задание: Домашнее задание по выбору и по уровням сложности:

ВЫБИРАЙ:

1. Творческие натуры могут сочинить свою историю  со словами на данную орфограмму.

 

2. Упражнение    №   312, 313

  3. Можете сделать презентации, тесты, кроссворды

МБОУ

«Дрезненская гимназия»

Открытый урок  по русскому в 5 А классе.

Тема:

«Правописание Ё и О после шипящих в корнях слов»

Учитель русского языка

                                                  и литературы:

                                                 Шевчик Н.В.

14 ноября 2012 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок в технологии «Дидактический цикл»...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

буквы Ё-О после шипящих в корне.

использовать в 5 классе при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"....

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...