Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе.
методическая разработка (5 класс) на тему

Бурмантова Марина Николаевна

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе.

 

Проблемы сохранение здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

 

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебном процессе, можно разделить на 3 основные группы:

1)Технологии,обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.

  1. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

  2. Разнообразные психолого-педагогические технологии,используемые на уроке и во внеурочной деятельности педагогами.

Рассмотрим подробно эти группы технологий:

  1. Технология,обеспечивающая гигиенические оптимальные условия образовательного процесса

 

 

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: 
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

 



 

 

2)Оптимизация (от латинского optimum- наилучшее)- процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. Двигательная активность- это важный элемент здоровье -сберегающих технологий в обучении. Школьники, имеющие 1 группу здоровья,имеют достаточный уровень ежедневной двигательной активности. Обычно такие дети занимаются в кружках,секциях,спортивных состязаниях . Школьники, со 2 и 3 группой здоровья обычно недостаточно активны в движении. Обычно они имеют какие-либо отклонения в здоровье,могут страдать хроническими заболеваниями. Наибольший оздоровительный эффект бывает достигнут только при оптимальной величине суточной двигательной активности.

 

Возраст( в годах )

Продолжительность двигательной активности ( в часах )

8-10

11-14

15-17(м)

15-17(д)

3,0- 3,6

3,6-4,8

4,8-5,8

3,6-4,8

 

  1. Психоло-педагогические технологии здоровьесбережения

в) Снятие эмоционального напряжения

б) Создание благоприятного психологического климата на уроке.

в) Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

  • Технологии личности-ориентированного обучения

  • Педагогика сотрудничества

  • Технологии развивающего обучения

  • Технология уровневой дифференциации.

  • Технология раскрепощенного развития детей.

Роль педагога в здорвьесберегающей педагогике.

  • Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления

  • Владеть основами здорового образа жизни

  • Устанавливать контакты с коллективом учащихся

  • Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение

  • Проанализировать развитие своих учащихся

  • Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления

  • Личным примером учить учащихся заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей

 

 

Вывод: Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организации образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.odt25.41 КБ

Предварительный просмотр:

     

  Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе.

Проблемы сохранение здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

 Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебном процессе, можно разделить на 3 основные группы:

      1)Технологии,обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.

  1. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
  2. Разнообразные психолого-педагогические технологии,используемые на уроке и во внеурочной деятельности педагогами.

        Рассмотрим подробно эти группы технологий:

  1. Технология,обеспечивающая гигиенические оптимальные условия образовательного процесса

         

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: 
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудниче ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

 


     

     2)Оптимизация (от латинского optimum- наилучшее)- процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. Двигательная активность- это важный элемент здоровье -сберегающих технологий в обучении. Школьники, имеющие 1 группу здоровья,имеют достаточный уровень ежедневной двигательной активности. Обычно такие дети занимаются в кружках,секциях,спортивных состязаниях . Школьники, со 2 и 3 группой здоровья обычно недостаточно активны в движении. Обычно они имеют какие-либо отклонения в здоровье,могут страдать хроническими заболеваниями. Наибольший оздоровительный эффект бывает достигнут только при оптимальной величине суточной двигательной активности.

Возраст( в годах )

Продолжительность двигательной активности ( в часах )

8-10

11-14

15-17(м)  

15-17(д)

3,0- 3,6

3,6-4,8

4,8-5,8

3,6-4,8

  1. Психоло-педагогические технологии здоровьесбережения

                в) Снятие эмоционального напряжения

                б) Создание благоприятного психологического климата на уроке.

                в) Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

  • Технологии личности-ориентированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии развивающего обучения
  • Технология уровневой дифференциации.
  • Технология раскрепощенного развития детей.

Роль педагога в здорвьесберегающей педагогике.

  • Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления
  • Владеть основами здорового образа жизни
  • Устанавливать контакты с коллективом учащихся
  • Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение
  • Проанализировать развитие своих учащихся
  • Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления
  • Личным примером учить учащихся заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей

Вывод: Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организации образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Критерии здоровьесьережения на уроке, их краткая характеристика и способы применения их на уроке....

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с детьми с ОВЗ»

Принцип здоровье сберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов. В результате чег...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } ...