Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
статья на тему

Решетняк Зинаида Григорьевна

Критерии здоровьесьережения на уроке, их краткая характеристика и способы применения их на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_zdorovesberezheniya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

 в учебно-воспитательном процессе

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и способы применения их на уроке представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Применение

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

Соответствует нормам СанПиН

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, выполнение письменных заданий, анализ произведений, списывание и т.д.

Присутствуют все виды деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

Применяю все виды преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Применяю различные методы работы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Присутствуют на каждом уроке

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Присутствуют на каждом уроке

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик- ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность - безразличие).

Взаимоотношения на уроке комфортные, психологический климат благоприятный, работа проходит в атмосфере сотрудничества

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Применяются на каждом уроке

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности.

Смена видов деятельности позволяет предупреждать утомление

Анализ научно-методической литературы и практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

Правило 1. Правильная организация урока с учетом всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Правило 2. Использование всех каналов восприятия с учетом типов функциональной организации полушарий мозга (аудиальное, визуальное, кинестетическое).

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся (учет биоритмологического оптимума работоспособности школьников в течение учебного дня, в дни учебной недели; учет возрастных особенностей детей).

Правило 4. Учет интенсивности умственной деятельности при организации урока (три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности).

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  1. 5-25-я минута – 80%;
  2. 25-35-я минута – 60-40%;
  3. 35040-я минута – 10%.

Все эти правила применяю в организации учебной деятельности учащихся.

Психолого-педагогические технологии здоровьясбережения также применяются в моей педагогической деятельности. Для снятия эмеционального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания. Это способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, к более высоким результатам. Этому же способствует и комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, системно-деятельностного подхода, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, которые являются основными в моей деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе. Проблемы сохранение здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе...

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с детьми с ОВЗ»

Принцип здоровье сберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов. В результате чег...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } ...