«Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова».
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова».
Класс : 5
Цели урока: 1) наблюдение за развитием сюжета и поведением героев; выделение ключевых мотивов для характеристики текста, составление сценария диафильма в малых группах;
2)развитие творческого воображения;
3)воспитание гордости за Отечество, уважения к великому прошлому России и героям- защитникам.
Оборудование: историческая карта « Великая Отечественная война 1812 года», фрагмент аудиозаписи стихотворения, список непонятных слов, тесты, иллюстрации к стихотворению, титры.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы, цели урока .
3.Работа над основным материалом.
а) Вступительная беседа учителя с использованием эпиграфа, сопровождающаяся сообщениями учащихся.
б) Работа по карте «Великая Отечественная война 1812 года»
в) Работа в тетрадях с записью высказываний М.Ю.Лермонтова и А.П.Ермолова.
г) Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
д) Работа над списком непонятных слов.
е) Физминутка.
ж) Работа с учебником. Составление цитатного плана.
з) Создание диафильма
4 Подведение итогов урока ,домашнее .задание.
5.Оценивание работы учащихся на уроке.
.
.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о смелости, бесстрашии, подвиге, воинском долге защиты Отечества, связи поколений.
2.Сообщение темы, цели урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова».Мы проведем наблюдение за развитием сюжета и поведением героев, выделим ключевые мотивы для характеристики текста, поработаем над созданием диафильма.
3.Работа над основным материалом.
а ).Вступительная беседа учителя с использованием эпиграфа, сопровождающаяся сообщениями учащихся.
Ребята, знакомо ли вам слово Бородино? Давайте попробуем восстановить ваши знания об этом событии. Но вначале обратимся к словам М.Ю.Лермонтова, служащим эпиграфом к уроку:
« Москва, Москва… люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно.»
-Имеет ли отношение это высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?( сообщение ученицы- 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино , деревне в 124 километрах от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона , который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.)
-Что значило проиграть бой под Бородино? ( Открыть дорогу на Москву- значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства -сообщение ученицы-В русской армии , которой командовал М.Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной , икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит- России .Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и « против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней
уверенность в победе, так как русские войска остались непобежденными, ослабило ее наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне.
б). Работа по карте.
Ребята, на карте «Великая Отечественная война 1812 года» крупным фрагментом изображено это сражение. Покажите, где находится деревня Бородино? А как далеко Москва?
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
в).Работа в тетрадях: запишите замечательные высказывания М.Ю.Лермонтова и военачальника , героя Отечественной войны 1812 года А.П.Ермолова «У Бородино французская армия расшиблась о русскую!
г).Прослушивание в записи стихотворения «Бородино»( приложение №1)
Ребята ,давайте внимательно прослушаем текст стихотворения, обратим внимание на темп, звукопись., порядок строф. Это нам пригодится , когда на уроке мы будем работать над составлением цитатного плана, созданием диафильма.
д) Работа над списком непонятных слов.(приложение № 2 )
А сейчас мы , ребята, проведем словарную работу .Здесь выписаны непонятные для вас слова и указаны их значения. Как вы думаете, к какой тематике их можно отнести? Правильно, большинство из них относится к военной тематике. Здесь есть и иностранные слова. Из какого языка они к нам пришли?
е) Физминутка.
«Поймай комара»: руки раздвигаются в стороны- делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу- делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: « Медленно, медленно сводите руки ( не спугните комара) , произносите непрерывно звук «з-з-з», прихлопните комара, быстро разведите Куки в стороны, произойдет автоматический вдох».
«Гудение провода»:на доске написано сочетание букв: нунноннанненниннын .Произносите непрерывно это сочетание, берите короткий вдох, где вам удобнее, и продолжайте упражнение .Вскоре вы заметите, что появляется «второй» звук, непрерывный ,протяжный ,напоминающий гудение проводов. Звук «н» произносите так, как будто вы верхним кончиком языка, как молоточком, постукиваете о верхние зубы, легко, без нажима ,играя. Прислушайтесь к « гудению проводов». Теперь то же упражнение проделайте со звуком «м».
ж)Работа с учебником. Составление цитатного плана.
Ребята, я просила вас дома ознакомиться с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова .Сейчас на уроке мы прослушали аудиозапись. Понравилось ли оно вам? Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?А какие художественные приемы можно встретить в стихотворении? Правильно, это и сравнения, и метафоры,и риторические обращения. С какой целью поэт их использует? Верно, они позволяют с большей художественной
силой передать атмосферу боя, чувства русского воина-защитника Отечества. А теперь давайте проследим за сюжетом произведения, выделим значимы
смысловые части и вместе с тем сами еще раз обратимся к славным страницам истории России. На доске написаны пункты плана .Ваша задача -сопроводить цитатами эти пункты
1.Отступление ( « Мы долго молча отступали…)-3 строфа
2. Выбор места сражения (« И вот нашли большое поле»)-4 строфа
3. Ожидание боя (« Два дня мы были в перестрелке»)- строфы5,6
4. Ночь перед сражением (« Прилег вздремнуть я у лафета»)- строфа7
5. Клятва верности (« И умереть мы обещали»)- строфы8,9
6. Описание Бородинского сражения (« Вам не видать таких сражений»)-строфы10-12
7.Поле боя после сражения (« Тогда считать мы стали раны…»)-строфа13
з) Создание диафильма.(приложение3)
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Здесь ваши иллюстрации к этому произведению. Чтобы составить диафильм, вам нужно их последовательно расположить .Подумайте, каким кадром вы начнете ваш фильм и какую подпись под ним сделаете. Сделайте кадр с титрами к нему.(Титр-надпись на кадре, передающая слова действующих лиц или содержащая пояснительный текст в кинофильме, диафильме.) Прокомментируйте, пожалуйста, то, что у вас получилось. Молодцы!
4.А подвести итог урока я предлагаю вам тестированием.(приложение4)
В качестве домашнего задания попробуйте сделать еще 2-3 кадра к диафильму или выучить наизусть отрывок из стихотворения.
5. Оценки за урок.
Я хочу всех вас поблагодарить за активную работу на уроке. Все заслуживают оценки «отлично». Молодцы!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 2 г. Новоузенска
Саратовской области »
Методическая разработка урока
литературы в 5 классе
учителя Бедовлетовой С.С.
Стаж педагогической работы 27 лет
Новоузенск 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"
Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...
Кроссворд "Бородинская битва"
Материал подготовлен для конкурса к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Презентация кроссворда с рисунком воспитанника....
Mодель урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»
Тема для модели урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»...
Урок : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»
Урок : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»...
Урок литературы в 5 классе "М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изображение массового героизма русских солдат в Бородинском сражении"
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», вспомнить, какие исторические события легли в основу этого стихотворения; проанализировать стихотворение; разв...
Героизм русских солдат в битве при Бородино. 5 класс
Разработка урока. М.Лермонтов. "Бородино" 5 класс...
Конспект урока литературы в 5 классе "Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино""
Данный материал представляет собой технологическую карту в соответствие с требованиями ФГОС....