Конспект урока литературы в 5 классе "Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино""
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Андрюнина Екатерина Геннадьевна

Данный материал представляет собой технологическую карту в соответствие с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_borodino.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по литературе в 5 классе

«Бородинская битва и русский солдат в стихотворении Лермонтова «Бородино».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Мотивация учебной деятельности

Ребята, я приветствую вас на уроке литературы.

-Какие исторические события, связанные с героическим прошлым нашей Родины, нашли отражение в произведениях художественной литературы?

А как вы думаете, почему?

К сожалению, в наше время тоже происходит много событий, требующих от людей этих качеств.

-Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить?

 

А давайте вспомним с вами былинных героев.

Скажите, пожалуйста, кто, по-вашему, может называться богатырем?

Кто такой богатырь?

Какие черты характера присущи человеку, которого вы назвали бы богатырем?

На прошлом уроке вы узнали о М.Ю. Лермонтове, о том, что ему была интересна тема Отечественной войны. Исходя из того, о чем мы начали говорить сегодня, сформулируйте тему нашего урока

А какие цели и задачи мы поставим перед собой на этом уроке?

-Великая Отечественная войн, Отечественная война 1812 года.

В них показаны храбрость, мужество, честь и бесчестие, патриотизм и предательство.

-Эти проблемы актуальны всегда.

-Война в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, события на Украине.

Отвечают на вопросы учителя

Составляется кластер в тетради.

      Богатырь-

-сильный человек;
-храбрый;
-справедливый;
-мужественный;
-любящий свою Родину.

Бородинская битва и русский солдат в стихотворении «Бородино»

изучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

научиться анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы;

-воспитывать чувство любви к Родине.

2

Организация познавательной деятельности

Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям- это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Сегодня мы с вами будем говорить об одном из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ.


На прошлом уроки мы разделились на три группы: историки, лингвисты и литературоведы. Домашнее задание вы также получили по группам. Давайте послушаем доклад историков о Бородинской битве. Во время прослушивания обратите внимание на иллюстрации, которые будут на экране

На прошлом уроке мы узнали, что учеными было вычислено реальное историческое лицо, на которого очень похож образ главного героя  стихотворения. О нем нам сейчас расскажут историки

Доклады историков о Бородинской битве, доклад о прототипе главного героя стихотворения

Бородинское сражение (носившее характер главного, решающего сражения двух армий) состоялось 26 августа 1812 года около села Бородино под Москвой. Русские войска под командованием Михаила Кутузова в результате героической обороны сорвали план Наполеона разгромить русскую армию в генеральном сражении. Численность русских войск в этом сражении – примерно 155 тысяч человек, из которых погибло чуть меньше трети (45,6 тысяч человек); численность французов почти 134 тысячи человек, из которых погибло чуть меньше половины (55 тысяч человек). Численность орудий: 640 русских орудий против 587 французских.

1 сентября – военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2–6 сентября – пожар Москвы. Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь – декабрь – окончательный разгром французских армии и изгнание его остатков за пределы России.

Прототипы героев стихотворения «Бородино».

 Удивительно, но ученые почти наверняка «вычислили» прототип «дяди» – старого солдата, от лица которого ведется повествование о Бородинской битве. Это унтер-офицер лейб-гвардии Литовского (затем Московского) пехотного полка Андреев. Лермонтов хорошо знал этого человека. В 1836 году, когда художник П. Заболотский писал портрет ветерана, исполняя заказ к грядущему 25-летию Отечественной войны 1812 года, Михаил Юрьевич брал уроки живописи у этого художника и часто посещал его мастерскую.

               Здесь-то и состоялось знакомство поэта со старым солдатом. Андрееву нравился любознательный лейб-гусарский корнет, уважительно называвший его дядей, и он с явным удовольствием делится с поэтом своими воспоминаниями о «дне Бородина». А вспомнить ветерану, конечно же, было что. Например, как насмерть стояли «литовцы» в каре (построение пехоты в форме квадрата для круговой обороны) на высоте у Семеновского ручья, отражая атаки «улан с пестрыми значками и драгун с конскими хвостами». Как подполковник Тимофеев растянул фронт своего батальона, расставив взводы не в три, как было принято, а в две шеренги, и, создав тем самым у неприятеля иллюзию размещения у Семеновского крупной воинской части, приостановил наступление французов. И как, несомый солдатами на ружьях, вел их в атаку на захваченную было врагами высоту смертельно раненый подполковник Шварц, не пожелавший покинуть поле боя. Эти рассказы старого унтера и вдохновили Лермонтова на создание одного из лучших его произведений, ставшего гимном мужеству русского солдата.

 Но какие бы подвиги ни совершали «литовцы» в Бородинском бою, Лермонтов считал, что судьба сражения решалась не у села Семеновского, а на Курганной высоте, в центре русской позиции. Именно туда «отправил» он «дядю» Андреева отражать атаки французов, превратив его из пехотинца в артиллериста. И именно там, как свидетельствовали участники боя, прогремел ставший известным всей России яростный призыв, выраженный Лермонтовым просто и ясно:  «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой...»

           Подобные слова произнес полковник Федор Федорович Монахтин, в день битвы исполнявший обязанности начальника штаба 6 пехотного корпуса русской армии, которого многие исследователи считают наиболее вероятным прототипом лермонтовского «слуги царю, отца солдатам».

3

Реализация поставленных целей, работа с текстом

Давайте теперь обратимся непосредственно к тексту стихотворения и выразительно его прочитаем.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрации к нему.

 

В какой форме построено стихотворение?

 

Вы обратили внимание на то, от чьего имени ведется повествование?

А каким вы его себе представляете?

Учитель предлагает рассмотреть картину В.А. Тропинина «Старый солдат» и сравнить, чем похожи эти персонажи.

Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении? Послушаем доклад лингвистов.

 В это время предлагаю вам выполнить такое задание: соедините слово с его значением

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя
Мусью – сударь, господин
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.
Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы- люди другой веры, иноземцы,  враги

Флеши   (из исторической справки) старинные (до начала 20 в.) полевые, реже долговременные укрепления  для прикрытия важных направлений и пунктов .

Беседа по тексту

Почему русские войска отступали?

Какие чувства испытывали русские воины?



Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой?

А как ведут себя французы и почему?

Что обещали русские солдаты своему командиру?

Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? Найдите подтверждение в тексте.

Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный. Ядра сыпались со всех сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца. Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».

Михаил Юрьевич Лермонтов так нарисовал эту картину, что мы без труда все  наглядно представляем, ощущаем накал того страшного боя.

А какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор? Группа литературоведов представит нам сейчас основные выразительные средства, которые использовал автор. Ваша задача во время их доклада заполнить таблицу, как минимум 2 примерами на каждое средство

Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак,

Метафоры: ушки на макушке, ломить стеною, постоим головою, сражен булатом, гора кровавых тел, считать мы стали раны.

Сравнения: умремте ж под Москвой, как наши братья умирали; французы двинулись, как  тучи; земля тряслась-как наши груди.

Выразительное чтение, просмотр иллюстраций

Стихотворение построено в форме диалога. Это разговор дух и более лиц

От лица старого солдата, который был участником героического сражения.

Старый воин-артиллерист, он имел дело с пушками, на груди –ордена, он был ранен, на лице шрамы. Он очень горд за себя и за своих товарищей

Группа учеников «Лингвисты» делают доклад по незнакомым словам из стихотворения, остальные ученики в этот момент выполняют задание по соотнесению слова с его значением

Вынуждены были отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления.

Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух.

Русские солдаты готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Деловито, без страха и суеты готовятся к бою.

Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями.

Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад.

Да, удалось. На это указывают строки:

И клятву верности сдержали

                 Мы в Бородинский бой.

Литературоведы называют сравнения, эпитеты и метафоры, а остальные в это время заполняют таблицу

4

Рефлексия

В начале урока мы говорили о богатырях. Герои Бородинской битвы. Они богатыри?
Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.

- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений?

- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? 

 Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?  

Напишите пожалуйста синквейн по теме нашего сегодняшнего урока. Ключевые слова: патриотизм, Бородино, Родина и т.д.

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

- Шевелить мозгами

- Краем  уха

   

Домашнее задание: выучить наизусть, иллюстрацию сделать

Да. Они богатыри. Эти люди обладали огромной моральной силой.

Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу.

 

Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. Русская армия одержала нравственную победу над французами.

Произведение актуально, потому что тема защиты Родины -  всегда актуальна тема

Пишут синквейн, оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

Mодель урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»

Тема для модели урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»...

Урок : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»

Урок : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)

Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü  развить умение формулировать определение ...

План – конспект урока литературы в 6 классе Тема: « Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Урок литературы для обучающихся 6 класса. Тема "Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века". Данный урок составлен на основе учебника Коровина....

Конспект урока литературы «Лицейская дружба в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «19 октября» (1825 г.) и «19 октября» (1827 г.).

Цели урока:  познакомить учащихся со стихами поэта, посвящёнными лицейской дружбе;  обогатить учащихся знаниями о жизни и творчестве Пушкина и его друзей – лицеистов; обучать...