Правила для начальных классов по татарскому языку
материал по теме
Предварительный просмотр:
№1
Мой, маленький друг, ты помнишь, что на вопрос «КЕМ?» отвечают слова, означающие людей. Например, малай (мальчик), укучы (ученик), Саша.
А на вопрос «НӘРСӘ?» отвечают слова, обозначающие животных, птиц, а также любые неживые предметы. Например, дәфтәр (тетрадь), карга (ворона).
Мой маленький друг, теперь ты смело можешь спрашивать у мамы и папы, у друзей:
БУ КЕМ? – Это кто?
БУ НӘРСӘ?- Это что?
№2
Мой маленький друг, если хочешь спросить, “какая кошка, какой мальчик, какое яблоко”, то скажи так:
НИНДИ?
Китап нинди?(Книга какая?)-Китап кызыл (Книга красная).
№3
Мои маленькие помощницы –МЫ/-МЕ помогут тебе спросить:
Это дедушка?-Бу бабаймы?
Это тетрадь?- Бу дәфтәрме?
№4
Мой маленький друг, есть слово ТҮГЕЛ, которое так и норовит быть первым, везде пройти вне очереди.
Помни!
ТҮГЕЛ всегда стоит после слова, к которому оно относится.
НЕ яблоко – алма ТҮГЕЛ.
НЕ красный – кызыл ТҮГЕЛ.
№5
Если хочешь узнать кому приналежит данный предмет и ответить на вопрос КЕМНЕКЕ? (чей, чья), то к словам будут присоединяться аффиксы –НЫКЫ/-НЕКЕ. Например, китап кемнеке?-Китап Сашаныкы.
№6
Если предметов много, то зови на помощь –ЛАР или –ЛӘР.
Китаплар-книги
Дәфтәрләр-тетради
НО ПОМНИ!
-НАР или –НӘР прибавляются, если слово оканчивается на согласные М, Н, Ң
УрманНАР(леса), урамНАР(улицы), таңНАР
№7
Мой маленький друг, если нужно спросить “сколько?”, скажи НИЧӘ?
А в ответ говори:
биш МАЛАЙ – пять мальчиков;
җиде өстәл – семь столов
№8
В русском алфавите 33 буквы, в татарском – 39. Он отличается от русского алфавита буквами: ә, ө, ү, җ, ң, һ.
Аа Әә Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Җҗ Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн ң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя
а о у ы твердые гласные
ә и ө ү э(е) мягкие гласные
б в г д ж җ з й л м н р ң звонкие
согласные
п ф к т ш ч с х һ ц щ глухие
согласные
№9
Мой маленький друг, буква –М поможет сказать:
МОЯ сестра – МИНЕМ апаМ;
МОЁ яблоко – МИНЕМ алмаМ
Помни, что –М дружит со словами, оканчивающимися на гласный звук.
№10
Мой маленький друг, -ЫМ и –ЕМ помогут тебе сказать:
МОЯ тетрадь – МИНЕМ дәфтәрЕМ;
МОЙ стол – МИНЕМ өстелЕМ;
МОЙ карандаш – МИНЕМ карандашЫМ.
Помни, что –ЫМ и –ЕМ дружат со словами, оканчивающимися на согласную.
№11
Если слово оканчивается на –К, то перед –ЫМ, -ЕМ происходит чудесное превращение К в Г:
күлмәК (платье) – күлмәгЕМ.
Если слово оканчивается на П, то перед –ЫМ и –ЕМ П превращается в Б:
туП (мяч) – тубЫМ (мой мяч)
№12
Буквы -Ң, -ЫҢ, -ЕҢ помогут мне сказать, что предмет принадлежит тебе:
ТВОЕ яблоко – синең алмаҢ;
ТВОЯ тетрадь – синең дәфтәреҢ.
Помни, что –Ң друит только со словами, оканчивающимися на гласный звук, а –ЫҢ и –ЕҢ со словами, оканчивающимися на согласный звук.
№13
Если слово оканчивается на –К, то перед –ЫҢ, -ЕҢ происходит чудесное превращение К в Г:
күлмәК (платье) – күлмәгЕҢ.
Если слово оканчивается на П, то перед –ЫҢ и –ЕҢ П превращается в Б:
туП (мяч) – тубЫҢ (твой мяч)
№14
Если предмет принадлежит ему(ей), то сказать об этом помогут –Ы и –Е:
аның кулЫ – его(её) рука;
аның күзЕ– его(её) глаз.
Перед –Ы и –Е тоже происходит чудесное превращение К в Г, П в Б:
аның күлмәГЕ– её платье,
аның тубЫ – его мяч.
№15
Если предметы принадлежат ему(ей), то сказать об этом тебе помогут –СЫ и –СЕ.
Помни, что –СЫ, -СЕ дружат со словами оканчивающимися на гласный звук:
аның апаСЫ – его(ее) сестра;
аныҢ бүлмәСЕ – его(ее) комната.
Общая таблица
Минем тактам, дәфтәрем
Синең тактаң, дәфтәрең
Аның тактасы, дәфтәре.
№16
Если мы хотим сказать, что предмет наш(безнең), то сказать об этом помогут –-БЫЗ/-БЕЗ после гласных, а -ЫБЫЗ/-ЕБЕЗ после согласных:
безнең тактаБЫЗ – наша доска;
безнең тәрәзәБЕЗ – наше окно;
безнең дәфтәрЕБЕЗ – наша тетрадь;
безнең акбурЫБЫЗ – наш мел.
№17
Если мы хотим сказать, что предмет ваш(сезнең), то сказать об этом помогут –-ГЫЗ/-ГЕЗ после гласных, а -ЫГЫЗ/-ЕГЕЗ после согласных:
сезнең тактаГЫЗ – ваша доска;
сезнең тәрәзәГЕЗ – ваше окно;
сезнең дәфтәрЕГЕЗ – ваша тетрадь;
сезнең акбурЫГЫЗ – ваш мел.
№18
Если мы хотим сказать, что предмет их(аларның), то сказать об этом помогут –ЛАРЫ/-ЛӘРЕ:
аларның тактаЛАРЫ – их доска;
аларның тәрәзәЛӘРЕ – их окно;
аларның дәфтәрЛӘРЕ – их тетрадь;
аларның акбурЛАРЫ – их мел.
Общая таблица
Минем тактам, дәфтәрем
Синең тактаң, дәфтәрең
Аның тактасы, дәфтәре.
Безнең тактабыз, дәфтәребез
Сезнең тактагыз, дәфтәрегез
Аларның такталары, дәфтәрләре.
№19
Если действие выполняю Я(
мин), то говорю так:
мин сикерәМ – я прыгаю;
мин ашыйМ– я ем
№20
Но, если действие выполняешь ТЫ(син), то я скажу так:
син сикерәСЕҢ – ты прыгаешь;
син ашыйСЫҢ – ты ешь.
№21
Если действие выполняет ОН(ОНА)(ул), то говорю так:
ул сикерә - он(она) прыгает.
ул ашый – он(она) кушает;
№22
Если действие выполняем МЫ(без), то говорю так:
без сикерәБЕЗ– мы прыгаем;
без ашыйБЫЗ– мы кушаем.
№23
Если действие выполняете ВЫ(сез), то говорю так:
сез сикерәСЕЗ– вы прыгаете;
сез ашыйСЫЗ – вы кушаете.
№24
Если действие выполняют АЛАР(они), то говорю так:
алар сикерәЛӘР – они прыгают;
алар ашыйЛАР – они кушают.
Общая таблица
Мин ашыйм, сикерәм
Син ашыйсың, сикерәсең
Ул ашый, сикерә
Без ашыйбыз, сикерәбез
Сез ашыйсыз, сикерәсез
Алар ашыйлар, сикерәләр.
№25
Аффиксы –МЫЙ/-МИ указывают на то, что действие не происходит:
укый – укы+МЫЙ (не читает)
килә - кил+МИ (не придет)
Общая таблица
Мин ашамыйм, сикермим
Син ашамыйсың, сикермисең
Ул ашамый, сикерми
Без ашамыйбыз, сикермибез
Сез ашамыйсыз, сикермисез
Алар ашамыйлар, сикермиләр.
№26
Если хочешь ответить на вопрос КАЙДА? (где?), то к словам прибавляются аффиксы –ДА/-ДӘ, -ТА/ТӘ. –ДА/ДӘ после звонких согласных, а –ТА/ТӘ после глухих согласных.
урманДА – в лесу;
дәфтәрДӘ - в тетради;
китапТА- в книге;
сыйныфТА – в классе.
Аю урманДА яши. - Медведь в лесу живёт.
№27
Если хочешь ответить на вопрос КАЙДАН? (откуда?), то к словам прибавляются аффиксы –ДАН/-ДӘН, -ТАН/ТӘН, -НАН/-НӘН. –ДАН/ДӘН после звонких согланых, а –ТАН/ТӘН после глухих согласных, -НАН/-НӘН, если слово оканчивается М, Н, Ң
урманНАН – из леса;
дәфтәрДӘН - из тетради;
китапТАН- из книги;
сыйныфТАН – из класса.
Балалар мәктәпТӘН чыгалар. – Дети из школы выходят.
№28
Если хочешь ответить на вопрос КАЯ? (куда?), то к словам прибавляются аффиксы –ГА/-ГӘ, КА/КӘ. –ГА/ГӘ после звонких согласных, а –КА/КӘ после глухих согласных.
урманГА – в лес;
дәфтәрГӘ - в тетрадь;
китапКА- в книгу;
сыйныфКА – в класс.
Укучылар сыйныфКА кереләр. – Ученики в класс заходят.
№29
Есть слова, которые обозначают действие. Среди них есть слова, которые повелевают:
ят! – ложись! уйна! – играй!
эч! – пей! эшлә! – работай!
Есть слова, которые говорят о том, что он(она, оно) делает:
ул эшли - он(она) работает;
ул ята – он(она) лежит;
ул уйный – он(она) инграет
А если хочешь образовать в отрицательной форме, прибавь к концу слова –МА или МӘ
чят! ( ложись!)- ятМА!(не ложись!)
эч! (пей! ) - эчМӘ ! (не пей!)
уйна! ( играй!)- уйнаМА! (не играй!)
эшлә! (работай!)- эшләМӘ! (не работай!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест для 6 класса по татарскому языку т
тест по итогам 1-ой четверти для русскоязычных учащихся , обучающихся по программе Р.З.Хайдаровой...
Урок по геометрии в 9 классе на татарском языке
Урок-зачет "Мәйдан һәм радиусны исәпләү формулалары"...
Урок по геометрии в 10 классе на татарском языке
Урок "Үзара перпендикуляр туры һәм яссылык төзү"...
Открытый урок в 8 классе по татарскому языку
Открытый урок в 8 классе на тему " Нурихан Фәттахның "Итил суы ака торур" әсәре буенча дәрес - викторина"....
контрольная работа 8 класс по татарскому языку за 1 четверть
Контрольная работа проводится в 8 классе за1 четверть для русскоязычных учащихся по учебнику Хайдарова. Контрольная работа содержит задания типа А,В,С по пройденным темам....
ГИА. 9 класс по татарскому языку.
ГИА. 9 класс по татарскому языку....
Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса с татарским языком обучения
Рабочая программа для 6 классов по татарскому языку. В лицейских классах 4 часа татарского языка....