Рассуждение на дискуссионную тему
методическая разработка (8 класс) по теме
Данная разработка урока в 8 классе "Рассуждение на дискуссионную тему" предлагается коллегам-словесникам, учащимся.
Она поможет определить основные понятия данного вида работы, усвоить её структуру, понять логику, алгоритм, осознанно подходить к подбору речевых клише с перспективой на успешную итоговую аттестацию на ГИА и ЕГЭ.
Урок успешно опробован в рамках экспериментальной работы по теме: "Создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся 7-9-ых классов на уроках гуманитарного цикла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rassuzhdenie_na_diskussionnuyu_temu.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Урок русского языка
в 8 классе
в рамках экспериментальной работы
«Создание условий по формированию универсальных учебных действий
учащихся 7-9-ых классов на уроках гуманитарного цикла»
по теме:
«Рассуждение на дискуссионную тему»
Учитель-экспериментатор
Еремеева Алевтина Ефимовна
г. Октябрьский
Республика Башкортостан
Тема: Рассуждение на дискуссионную тему
Цели:
- Вырабатывать умение писать сочинение-рассуждение на дискуссионную тему
- Закреплять умение анализировать текст
- Развивать связную монологическую речь, навыки пересказа текста, построения рассуждения, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции
- Воспитывать уважительное отношение к слову, мыслям и чувствам других людей
Оборудование:
- Словари орфографические и толковые, тематические словари-справочники
- Компьютер
- Рабочие материалы для презентации
Технология: групповая работа
Ход урока №1
- Организационный момент
- 1) Проверка домашнего задания: карточки № 305, 306: по 1-му предложению каждой группе. Проверка умения видеть и исправлять ошибки.
2) Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа (экран, индивидуальные карточки) (цепочка-круг).
NB Выполняя 3 следующих задания, попытайтесь определить тему урока.
Карточка I:
л_гическое единство
об_бщение
ра?суждение
т_зис
_ргумент
д_казательство
ум_заключение
д_ску?сия
д_ску_ионный
д_скутировать и д_ску_ировать.
Обсудить, вставить букву. Есть ли особое мнение? Сверить со словарём, найти правильный ответ.
– Мнение экспертов
3) Определить лексическое значение слов:
Карточка II:
дискутировать/дискуссировать
рассуждение
тезис
аргументы
дискуссионный
4) К какому термину применимы слова:
а) это утверждаемое, то, что надо доказывать, объяснять или опровергать (тезис)
б) аргументы, доводы, обоснования, объяснения (доказательство)
в) главный вопрос от тезиса к доказательству (почему?)
г) Посмотрите на схему
Схема текста-рассуждения
Утверждаемое (тезис)
Почему это так?
(потому что, так как, оттого что)
Аргумент 2
Аргумент 1
Скажите, завершена ли она? У нас есть тезис (утверждаемое), аргументы для доказательства. Логично ли на этом завершить работу?
– (Нужно сделать вывод, т.е. то, что доказано, объяснено или опровергнуто)
Схема текста-рассуждения
Утверждаемое (тезис)
Почему это так?
(потому что, так как, оттого что)
Аргумент 2
Аргумент 1
Вывод
- 1. Зная типичное строение текста, можем ли мы определить тему нашего урока?
Тема – это что? (то, о чём говорится на уроке) О чём же?
– Надо ли учиться рассуждению на дискуссионную тему?
– Зачем?
– Как это делать? (определяем цели)
Тема и цели урока (открыть запись на доске).
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ, ИХ ПРИЗНАКИ. НА КАКОЙ ВОПРОС ДАЁТСЯ ОТВЕТ. О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ. ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
2.
Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической последовательности.
Этот тип речи имеет следующую структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события) и развязку (конец события).
В тексте даётся ответ на вопрос: Что происходит с человеком/ предметом?
Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Этот тип речи имеет следующую структуру: общее представление о предмете, описание отдельных признаков предмета, вывод, заключение, авторская оценка.
В тексте даётся ответ на вопрос: Каков предмет/ человек?
Тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и следствиях какого-либо явления, события.
Этот тип речи состоит из трёх частей: тезиса (какая-то мысль), доказательства (или опровержения) этого тезиса, вывода (заключения).
В тексте даётся ответ на вопрос: Почему человек/ предмет такой? Почему он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
В нужной ячейке таблицы о типах речи напишите: «рассуждение».
– Зачитать характеристику типа речи текста.
( )
Упр. №4, стр.103
Схема «Языковые средства связи рассуждения».
ТЕЗИС
(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)
Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим и т.п.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
(аргументы, доводы обоснования, объяснения)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД
(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Работа с карточками по группам:
а) Упр. №5, стр.104
Перед вами средства связи частей текста-рассуждения.
Почему? Вот почему; во-первых; обобщим сказанное; итак; таким образом; это можно объяснить так; во-вторых; следовательно; это можно доказать таким образом; кроме того; именно поэтому; и наконец; приведём доказательства этого; а главное.
Выпишите слова и предложения в следующем порядке:
1) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства______________________________
___________________________________________________________________________________
2) языковые средства доказательства____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3) средства связи доказательства и вывода_______________________________________________
___________________________________________________________________________________
Для учителя:
1) Почему? Вот почему, это можно доказать таким образом. Приведём доказательства этого (4)
2) Во-первых, во-вторых, кроме того, а главное (4)
3) Обобщим сказанное, итак, таким образом, следовательно, именно поэтому, и наконец (6)
б) Взаимопроверка (II-ая группа проверяет работу I-ой и наоборот, IV-ая – III-ей и наоборот, VI-ая – V-ой и наоборот) – Чтение вслух.
- Физкультминутка
- Работа по карточкам
Упр. №7, стр.106, вариант А
Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.
Вывод.
Приём пищи – это одна из самых естественных, несколько раз в день повторяющихся процедур. Несмотря на это именно во время еды очень часто нарушаются правила хорошего тона.
Совершенно естественно, что нам очень неприятно находиться около человека, который громко чавкает, хлюпает носом и фыркает, мясо разламывает руками, заменяя ими нож и вилку, а пальцами ковыряет в зубах. И ещё очень неприятно смотреть на человека, который во время еды болтает с набитым ртом, разбрызгивая вокруг себя капельки слюны и кусочки пищи, вертится и мешает остальным как следует поесть. Кроме того, при таком поведении за столом у человека и окружающих его людей портится аппетит.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упр. №7, стр.106, вариант Б
Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.
Доказательства (не менее двух) к предложенным тезису и выводу.
Компьютер – друг или враг?
(О каком сочинении-рассуждении говорит заголовок текста?)
Компьютер… Как прочно он вошёл в нашу жизнь и стал её неотъемлемой частью.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Упр.№301 (учебник)
Ход урока №2
- А) Работа над упр. №301 (групповая), №302 (сочинение-рассуждение). Ваши помощники – таблицы.
– Кто согласен с мнением автора?
- Можно ли допустить, что мнение автора не бесспорно?
Б) Чтение сочинений, отзыв о них.
- Итог урока:
- Чему учились на уроке?
– Из каких элементов состоит сочинение-рассуждение?
– Комплименты соперникам, товарищам (оценка)
- Д/з: упр. №№303, 304 (разбор)
Карточка I: л_гическое единство об_бщение ра?суждение т_зис _ргумент д_казательство ум_заключение д_ску?сия д_ску_ионный д_скутировать и д_ску_ировать |
Карточка II: дискутировать/дискуссировать рассуждение тезис аргументы дискуссионный |
Схема текста-рассуждения Утверждаемое (тезис) Почему это так? (потому что, так как, оттого что) Аргумент 2 Аргумент 1 |
Схема текста-рассуждения Утверждаемое (тезис) Почему это так? (потому что, так как, оттого что) Аргумент 2 Аргумент 1 Вывод |
Упр. №1, стр.58
Восстановите схему
Тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и следствиях какого-либо явления, события.
Этот тип речи состоит из трёх частей: тезиса (какая-то мысль), доказательства (или опровержения) этого тезиса, вывода (заключения).
В тексте даётся ответ на вопрос: Почему человек/ предмет такой? Почему он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Этот тип речи имеет следующую структуру: общее представление о предмете, описание отдельных признаков предмета, вывод, заключение, авторская оценка.
В тексте даётся ответ на вопрос: Каков предмет/ человек?
Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической последовательности.
Этот тип речи имеет следующую структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события) и развязку (конец события).
В тексте даётся ответ на вопрос: Что происходит с человеком/ предметом?
Упр. №4, стр.103
Схема «Языковые средства связи рассуждения».
ТЕЗИС
(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)
Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим и т.п.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
(аргументы, доводы обоснования, объяснения)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД
(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упр. №5, стр.104
Перед вами средства связи частей текста-рассуждения.
Почему? Вот почему; во-первых; обобщим сказанное; итак; таким образом; это можно объяснить так; во-вторых; следовательно; это можно доказать таким образом; кроме того; именно поэтому; и наконец; приведём доказательства этого; а главное.
Выпишите слова и предложения в следующем порядке:
1) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) языковые средства доказательства____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) средства связи доказательства и вывода_______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упр. №7, стр.106
Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.
А. Вывод.
Приём пищи – это одна из самых естественных, несколько раз в день повторяющихся процедур. Несмотря на это именно во время еды очень часто нарушаются правила хорошего тона.
Совершенно естественно, что нам очень неприятно находиться около человека, который громко чавкает, хлюпает носом и фыркает, мясо разламывает руками, заменяя ими нож и вилку, а пальцами ковыряет в зубах. И ещё очень неприятно смотреть на человека, который во время еды болтает с набитым ртом, разбрызгивая вокруг себя капельки слюны и кусочки пищи, вертится и мешает остальным как следует поесть. Кроме того, при таком поведении за столом у человека и окружающих его людей портится аппетит.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Доказательства (не менее двух) к предложенным тезису и выводу.
Компьютер… Как прочно он вошёл в нашу жизнь и стал её неотъемлемой частью.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Именно поэтому современному человеку очень трудно, а порой и невозможно, обойтись без компьютера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Презентация к уроку развития речи в 7 классе по теме: "Сочинение на дискуссионную тему по картине К. Васильева "Нашествие"". (Программа и учебник под редакцией М. М. Разумовской)
В 7 классе по программе М.М. Разумовской много уроков развития речи. Ребята сельской школы мало знают о художниках и их творении. Уроки развития речи по картине неоценимы в плане воспитания и развития...
Урок развития речи в 6 классе. Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.
Урок развития речи в 6 классе Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.Тип урока: изучение нового материалВид: к...
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Рассуждение на дискуссионную тему»
Паралимпийцы гордятся своей страной, а мы гордимся ими. А мы, здоровые люди, должны еще больше приносить пользу своей Родине....
Конспект урока по теме «Высказывания на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение» . 6 класс.
Данная методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку. В технологическую карту урока включён материал с использованием алгоритма написания сочинения ...
Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.
Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....