Рассуждение на дискуссионную тему
методическая разработка (8 класс) по теме

Еремеева Алевтина Ефимовна

Данная разработка урока в 8 классе "Рассуждение на дискуссионную тему" предлагается коллегам-словесникам, учащимся.

Она поможет определить основные понятия данного вида работы, усвоить её структуру, понять логику, алгоритм, осознанно подходить к подбору речевых клише с перспективой на успешную итоговую аттестацию на ГИА и ЕГЭ.

Урок успешно опробован в рамках экспериментальной работы по теме: "Создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся 7-9-ых классов на уроках гуманитарного цикла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rassuzhdenie_na_diskussionnuyu_temu.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»

городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Урок русского языка

в 8 классе

в рамках экспериментальной работы

«Создание условий по формированию универсальных учебных действий

учащихся 7-9-ых классов на уроках гуманитарного цикла»

по теме:

«Рассуждение на дискуссионную тему»

Учитель-экспериментатор

Еремеева Алевтина Ефимовна

г. Октябрьский

Республика Башкортостан

Тема: Рассуждение на дискуссионную тему

Цели:

  1. Вырабатывать умение писать сочинение-рассуждение на дискуссионную тему
  2. Закреплять умение анализировать текст
  3. Развивать связную монологическую речь, навыки пересказа текста, построения рассуждения, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции
  4. Воспитывать уважительное отношение к слову, мыслям и чувствам других людей

Оборудование:

  1. Словари орфографические и толковые, тематические словари-справочники
  2. Компьютер
  3. Рабочие материалы для презентации

Технология: групповая работа

Ход урока №1

  1. Организационный момент
  2. 1) Проверка домашнего задания: карточки № 305, 306: по 1-му предложению каждой группе. Проверка умения видеть и исправлять ошибки.

2) Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа (экран, индивидуальные карточки) (цепочка-круг).

NB Выполняя 3 следующих задания, попытайтесь определить тему урока.

Карточка I:

л_гическое единство

об_бщение

ра?суждение

т_зис

_ргумент

д_казательство

ум_заключение

д_ску?сия

д_ску_ионный

д_скутировать и д_ску_ировать.

Обсудить, вставить букву. Есть ли особое мнение? Сверить со словарём, найти правильный ответ.

– Мнение экспертов

3) Определить лексическое значение слов:

Карточка II:

дискутировать/дискуссировать

рассуждение

тезис

аргументы

дискуссионный

4) К какому термину применимы слова:

а) это утверждаемое, то, что надо доказывать, объяснять или опровергать (тезис)

б) аргументы, доводы, обоснования, объяснения (доказательство)

в) главный вопрос от тезиса к доказательству (почему?)

г) Посмотрите на схему

Схема текста-рассуждения

Утверждаемое (тезис)

Почему это так?

(потому что, так как, оттого что)

Аргумент 2

Аргумент 1

Скажите, завершена ли она? У нас есть тезис (утверждаемое), аргументы для доказательства. Логично ли на этом завершить работу?

– (Нужно сделать вывод, т.е. то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

Схема текста-рассуждения

Утверждаемое (тезис)

Почему это так?

(потому что, так как, оттого что)

Аргумент 2

Аргумент 1

Вывод

  1. 1. Зная типичное строение текста, можем ли мы определить тему нашего урока?

Тема – это что? (то, о чём говорится на уроке) О чём же?

– Надо ли учиться рассуждению на дискуссионную тему?

– Зачем?

– Как это делать? (определяем цели)

Тема и цели урока (открыть запись на доске).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ, ИХ ПРИЗНАКИ. НА КАКОЙ ВОПРОС ДАЁТСЯ ОТВЕТ. О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ. ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

2.

Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической последовательности.

Этот тип речи имеет следующую структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события) и развязку (конец события).

В тексте даётся ответ на вопрос: Что происходит с человеком/ предметом?

Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Этот тип речи имеет следующую структуру: общее представление о предмете, описание отдельных признаков предмета, вывод, заключение, авторская оценка.

В тексте даётся ответ на вопрос: Каков предмет/ человек?

Тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и следствиях какого-либо явления, события.

Этот тип речи состоит из трёх частей: тезиса (какая-то мысль), доказательства (или опровержения) этого тезиса, вывода (заключения).

В тексте даётся ответ на вопрос: Почему человек/ предмет такой? Почему он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

В нужной ячейке таблицы о типах речи напишите: «рассуждение».

– Зачитать характеристику типа речи текста.

(                                                                                                                              )

Упр. №4, стр.103

Схема «Языковые средства связи рассуждения».

ТЕЗИС

(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)

Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим и т.п.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(аргументы, доводы обоснования, объяснения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД

(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Работа с карточками по группам:

а) Упр. №5, стр.104

Перед вами средства связи частей текста-рассуждения.

Почему? Вот почему; во-первых; обобщим сказанное; итак; таким образом; это можно объяснить так; во-вторых; следовательно; это можно доказать таким образом; кроме того; именно поэтому; и наконец; приведём доказательства этого; а главное.

Выпишите слова и предложения в следующем порядке:

1) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства______________________________

___________________________________________________________________________________

2) языковые средства доказательства____________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3) средства связи доказательства и вывода_______________________________________________

___________________________________________________________________________________

Для учителя:

1) Почему? Вот почему, это можно доказать таким образом. Приведём доказательства этого (4)

2) Во-первых, во-вторых, кроме того, а главное (4)

3) Обобщим сказанное, итак, таким образом, следовательно, именно поэтому, и наконец (6)

б) Взаимопроверка (II-ая группа проверяет работу I-ой и наоборот, IV-ая – III-ей и наоборот, VI-ая – V-ой и наоборот) – Чтение вслух.

  1. Физкультминутка

  1. Работа по карточкам

Упр. №7, стр.106, вариант А

Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.

Вывод.

Приём пищи – это одна из самых естественных, несколько раз в день повторяющихся процедур. Несмотря на это именно во время еды очень часто нарушаются правила хорошего тона.

Совершенно естественно, что нам очень неприятно находиться около человека, который громко чавкает, хлюпает носом и фыркает, мясо разламывает руками, заменяя ими нож и вилку, а пальцами ковыряет в зубах. И ещё очень неприятно смотреть на человека, который во время еды болтает с набитым ртом, разбрызгивая вокруг себя капельки слюны и кусочки пищи, вертится и мешает остальным как следует поесть. Кроме того, при таком поведении за столом у человека и окружающих его людей портится аппетит.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упр. №7, стр.106, вариант Б

Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.

Доказательства (не менее двух) к предложенным тезису и выводу.

Компьютер – друг или враг?

(О каком сочинении-рассуждении говорит заголовок текста?)

Компьютер… Как прочно он вошёл в нашу жизнь и стал её неотъемлемой частью.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Упр.№301 (учебник)

Ход урока №2

  1. А) Работа над упр. №301 (групповая), №302 (сочинение-рассуждение). Ваши помощники – таблицы.

– Кто согласен с мнением автора?

- Можно ли допустить, что мнение автора не бесспорно?

Б) Чтение сочинений, отзыв о них.

  1. Итог урока:

- Чему учились на уроке?

– Из каких элементов состоит сочинение-рассуждение?

– Комплименты соперникам, товарищам (оценка)

  1. Д/з: упр. №№303, 304 (разбор)

Карточка I:

л_гическое единство

об_бщение

ра?суждение

т_зис

_ргумент

д_казательство

ум_заключение

д_ску?сия

д_ску_ионный

д_скутировать и д_ску_ировать

Карточка II:

дискутировать/дискуссировать

рассуждение

тезис

аргументы

дискуссионный

Схема текста-рассуждения

Утверждаемое (тезис)

Почему это так?

(потому что, так как, оттого что)

Аргумент 2

Аргумент 1

Схема текста-рассуждения

Утверждаемое (тезис)

Почему это так?

(потому что, так как, оттого что)

Аргумент 2

Аргумент 1

Вывод

Упр. №1, стр.58

Восстановите схему

                 

Тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и следствиях какого-либо явления, события.

Этот тип речи состоит из трёх частей: тезиса (какая-то мысль), доказательства (или опровержения) этого тезиса, вывода (заключения).

В тексте даётся ответ на вопрос: Почему человек/ предмет такой? Почему он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Этот тип речи имеет следующую структуру: общее представление о предмете, описание отдельных признаков предмета, вывод, заключение, авторская оценка.

В тексте даётся ответ на вопрос: Каков предмет/ человек?

Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической последовательности.

Этот тип речи имеет следующую структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события) и развязку (конец события).

В тексте даётся ответ на вопрос: Что происходит с человеком/ предметом?

Упр. №4, стр.103

Схема «Языковые средства связи рассуждения».

ТЕЗИС

(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)

Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим и т.п.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(аргументы, доводы обоснования, объяснения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД

(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упр. №5, стр.104

Перед вами средства связи частей текста-рассуждения.

Почему? Вот почему; во-первых; обобщим сказанное; итак; таким образом; это можно объяснить так; во-вторых; следовательно; это можно доказать таким образом; кроме того; именно поэтому; и наконец; приведём доказательства этого; а главное.

Выпишите слова и предложения в следующем порядке:

1) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) языковые средства доказательства____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) средства связи доказательства и вывода_______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упр. №7, стр.106

Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.

А. Вывод.

Приём пищи – это одна из самых естественных, несколько раз в день повторяющихся процедур. Несмотря на это именно во время еды очень часто нарушаются правила хорошего тона.

Совершенно естественно, что нам очень неприятно находиться около человека, который громко чавкает, хлюпает носом и фыркает, мясо разламывает руками, заменяя ими нож и вилку, а пальцами ковыряет в зубах. И ещё очень неприятно смотреть на человека, который во время еды болтает с набитым ртом, разбрызгивая вокруг себя капельки слюны и кусочки пищи, вертится и мешает остальным как следует поесть. Кроме того, при таком поведении за столом у человека и окружающих его людей портится аппетит.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Доказательства (не менее двух) к предложенным тезису и выводу.

Компьютер… Как прочно он вошёл в нашу жизнь и стал её неотъемлемой частью.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Именно поэтому современному человеку очень трудно, а порой и невозможно, обойтись без компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Презентация к уроку развития речи в 7 классе по теме: "Сочинение на дискуссионную тему по картине К. Васильева "Нашествие"". (Программа и учебник под редакцией М. М. Разумовской)

В 7 классе по программе М.М. Разумовской много уроков развития речи. Ребята сельской школы мало знают о художниках и их творении. Уроки развития речи по картине неоценимы в плане воспитания и развития...

Урок развития речи в 6 классе. Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Урок  развития речи в 6 классе           Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.Тип урока: изучение нового материалВид: к...

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Рассуждение на дискуссионную тему»

Паралимпийцы гордятся своей страной, а мы гордимся ими. А мы, здоровые люди, должны еще больше приносить пользу своей Родине....

Конспект урока по теме «Высказывания на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение» . 6 класс.

Данная методическая разработка  соответствует  требованиям, предъявляемым к современному уроку. В технологическую карту урока включён материал с использованием алгоритма написания сочинения ...

Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.

Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....