Рабочая программа 11 класс
рабочая программа (11 класс) по теме

Рабочая программа по литературе 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№  городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рассмотрено                  Согласовано                    Утверждено

на заседании МО                          Зам.директора  по УР                   Директор

Протокол №_____                      Ф.И.О._____________                   Ф.И.О._______________

от «___»__________                               (подпись)                                                   (подпись)          

                                                          «___»_________2010                           «___»________2010        

Рассмотрено

на заседании методического

совета  Протокол №___

    от «___»_____________

Рабочая программа

по литературе

для 11 класса основного общего образования  (базовый уровень)

                 

Нефтекамск 2010

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл., 10-11 кл.  Автор программы- Г.И. Беленький, 2004г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.

Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-методическое обеспечение.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа  для 11класса рассчитана на 99 учебных часов ( из расчета 3 часа в неделю ).

.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. анализ и интерпретация произведения;
  7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Рабочая программа для шестого класса рассчитана на 68 учебных часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю). Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых  произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение и сопоставление;
  3. умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  4. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  5. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  6. осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  7. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  8. составление плана, тезиса, конспекта;
  9. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  10. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  11. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. ,10-11 кл. Автор программы- Г.И. Беленький, 2004г.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Программа реализована в учебнике В,А,Чалмаева, С,А,Зинина, Литература20 в., - М., Русское слово, 2009.

           

             

Тема

Часы

      Да

    План.

та

Факт.

Вид учебного занятия

Требования к ЗУН

Примечание

 1

Историко- культурная ситуация конца 19- начала 20 века. Русская литература рубежа веков.

1

4 09

Лекция, беседа

Своеобразие русской литературы 20 века.  Историко- культурная ситуация рубежа веков. Понятие «Серебряный век».

  2

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества.

Осуждение бездуховности существования в рассказе «Господин из Сан- Франциско» 

1

7 09

Беседа

Краткий обзор жизненного и  творческого пути Бунина. Философское содержание рассказа.

3          

Философичность лирики Бунина.      Рассказы о любви. Сборник «Темные аллеи»

1

8 09

Беседа

Своеобразие стиля Бунина. Психологизм рассказов о любви. Роль детали

4          

А.И. Куприн жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет». «Что это: было любовь или сумасшествие?

1

11 09

Беседа

Мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств. Образы героев: восхищение или трезвая оценка

5          

Воплощение нравственного идеала в повести Куприна  «Олеся».

1

14 09

Беседа

Идея и худ-ые особенности повести

6          

Сочинение по творчеству И. Бунина и А. Куприна.

1

15 09

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

7            

Традиции русской сатиры в прозе А. Аверченко.

1

18 09

Лекция

Навык художественного пересказа. Навык

8          

Модернизм в русской поэзии. В.Я. Брюсов. Отточенность образов и стиля. Проблематика произведений.

1

21 09

Лекция с элементами беседы

Символизм, акмеизм, футуризм. Представители. Личность поэта Брюсова, значение его творчества

9        

Акмеизм.

Н. Гумилев. Трагическая судьба поэта. Романтический герой лирики.  

1

22 09

Лекция

Личность поэта. Черты акмеизма в лирике

10  

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай»

1

25 09

Практикум

      Мир образов. Взгляд на Россию, ее историю. Умение интерпретировать текст.

11

 Понятие о футуризме Обзор творчества поэтов-футуристов..

1

28 09

Лекция с элементами беседы

12

 Эгофутуризм. «Король поэтов» И. Северянин.

1

29 09

Лекция с элементами беседы

Личность поэта. Черты эгофутуризма. Основные мотивы творчества

13

А.А. Блок личность и творчество.

Романтический мир раннего Блока.

1

2 10

Лекция с элементами беседы

Личность поэта. Настроение  и тональность стихотворений Блока. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире поэта

14

«Это все о России». Тема Родины в творчестве Блока

1

5 10

Лекция с элементами беседы

Глубокое, проникновенное чувство Родины

15

Художественное своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме»

1

6 10

Лекция с элементами беседы

Анализ стихотворения,

настроение поэта.

16

Поэма блока «Двенадцать». Осмысление событий 1917 года.

1

9 10

Беседа.

Полемический характер поэмы, ее худ-ые особенности Навык аналитического чтения

17

Сюжет поэмы и ее герои.

1

12 10

Беседа.

Образ-символ. Навык аналитического чтения

18

«Вечные» образы и «вечная» тема в поэме.

1

13 10

Беседа.

Неоднозначность трактовки финала. Навык аналитического чтения

19

Сочинение по творчеству Блока.

  1

16 10

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

20

Творческие индивидуальности Серебряного века.

1

19 10

Семинар

Навык монологической речи, устного выступления

21

Что значит быть

писателем- классиком в России 20 века? М. Горький. Очерк жизни и творчества.  

1

20 10

Лекция с элементами беседы

. Первые десятилетия советской литературы. Личность Горького

22

Романтические бунтари  Максима Горького. «Старуха Изергиль»,«Ма

кар Чудра»  

1

23 10

Лекция с элементами беседы

Особенности романтизма Горького

23

«Бывшие люди» в изображении писателя.«Чел

Каш», «Коновалов», «Супруги Орловы»

1

26 10

Беседа

Соотношение романтизма и реализма у Горького

24

Пьеса Горького  «На дне». Особенности жанра и конфликта.  

1

27 10

Беседа

Социально-философская драма. Новаторство Горького

25

«Во что веришь - то и есть». Роль луки в драме «На дне».

1

30 10

Дискуссия, беседа

Позиция утешительной

лжи. Навык аналитической

беседы

26

Вопросы о правде  в драме «На дне»

1

17 11

Беседа

«Три правды» в пьесе Умение дискутировать

27

Очерки  М. Горького «Л. Толстой»,     «В.И. Ленин»

1

17 11

Беседа

Литературный портрет. Навык аналитического чтения

28

Публицистика М. Горького. Трагическая хроника эпохи в «Несвоевременных мыслях»

1

20 11

Беседа

Взгляд Горького на события революции

29

Сочинение по творчеству Горького.

1

20 11

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

30

«Любовь – это сердце всего».     В. Маяковский о любви.

1

23 11

Беседа

Особенности поэтики  Навык аналитического чтения

31

«Пою мое Отечество». Патриотическая лирика Маяковского

1

24 11

Беседа

Тема Родины и революции в творчестве

32

С. Есенин как национальный поэт.

1

27 11

Лекция с элементами беседы

Личность поэта. Особенности твор-ческого метода.

33

Глубокое чувство родной природы и Родины.

1

30 11

Анализ стихотворений

Народность творчества. Умение анализ-ть поэтический текст

34

Любовная лирика Сергея Есенина

1

1 12

Анализ стихотворений

Навык аналитического чтения

35

«Анна Снегина» –поэма о судьбе человека и Родины.

1

4 12

Лекция с элемен

 Отражение в поэме истории страны. Автобиографичес

кие мотивы

тами беседы

36

Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина»

1

7 12

Беседа

Мир образов. Лирика и эпос в произведении

37

Трагизм поэмы Есенина «Черный человек»

1

8 12

Беседа

Глубокий психологизм, трагический пафос поэмы

38

А.А. Ахматова. Личность и творчество.

1

11 12

Лекция с элементами беседы

Личность поэта

39

Лирика Ахматовой. Глубина, яркость переживаний. Тема поэта и поэзии.

1

15 12

Беседа

Традиции русской поэзии в творчестве. Мотивы и настроения лирики

40

41

Тема Родины и гражданского мужества. Трагизм поэмы «Реквием»

2

18 12

21 12

Анализ стихотворений

Отражение «страшных» лет истории страны

42

М. Цветаева. Сложная судьба поэта. Важнейшие темы творчества.

1

22 12

Лекция с элементами беседы

Личность поэта. Важнейшие темы творчества

43

Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Образ лирической героини

1

25 12

Беседа

 Трагичность поэтического мира. «Высокая простота» стиля

44

Сочинения по творчеству поэтов «серебряного века» (Есенин, Ахматова, Цветаева).

1

25 12

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

45

Е. Замятин. Роман- антиутопия  «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве.

1

28 12

Лекция с элементами беседы

Проблематика произведения. Особенности жанра. Гуманистическая направленность

46

А. Платонов. Рассказы и повести. Высокий пафос и острая сатира в творчестве.

1

29 12

Беседа

Судьба писателя. Своеобразная стилистика произведений

47

М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.

1

12 01

Лекция с элементами беседы

. Личность писателя. Новаторство в темах, идеях, стилистике

48

«Блеск и нищета» экспериментов русской интеллигенции. «Роковые яйца», «Собачье сердце»

1

15 01

Беседа

«Шариковщина» как социальное и моральное явление. Навык монологической речи

49

Мастерство Булгакова-сатирика в романе «Мастер и Маргарита». Композиция романа.

1

18 01

Беседа

Сочетание фантастики с философско-би-блейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм

50

Проблема творческой свободы художника и ее решение на страницах романа.

1

19 01

Беседа

Проблема творчества и судьбы художника. Навык монологи-ческой речи, устного высказывания

51

Трагическая любовь героев. Конфликт с окружающей пошлостью.

1

22 01

Беседа

Уникальность образа Маргариты. Любовь и творчество – две основы, противо-стоящие злу.

52

Философско –      этические проблемы 1романа «Мастер и Маргарита». Тема совести.

1

25 01

Анализ произведения

Навык аналитической беседы

53

Сочинение по творчеству           М.А. Булгакова.

1

26 01

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

54

Тема революции и гражданской войны в литературе .А. А Фадеев «Разгром» . Нравственные проблемы в романе.

1

29 01

Лекция с элементами беседы

Умение составлять конспект. Навык  аналитической беседы.

55

Тема интеллигенции и революции в романе. Современная полемика о романе.

1

1 02

Лекция с элементами беседы

 

Одностороннее  освещение темы интеллигенции и революции

56

Б. Пастернак. Творческая судьба писателя. Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции.

1

2 02

Лекция с элементами беседы

Судьба Б. Пастернака Идейно-художест-венное своеобразие романа «Доктор Живаго»

57

Живаго и его оппоненты. Женские образы в романе.

1

5 02

 Анализ произведения

Образ Лары –образ России. Навык монологической речи

58

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

1

8 02

Лекция с элементами  беседы

Сведения о биографии писателя. Уме-ние конспектировать

59

Роман- эпопея «Тихий дон». Донское казачество на страницах романа.

1

9 02

Анализ произведения

Жанр произведения. Полемика вокруг авторства. Нравственные устои казачьего мира

60

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

12 02

21 02

Беседа

Изображение войны 1914 г. Психология  человека на войне. Навык устного высказывания

61

Россия в муках великого перелома.

1

15 02

22 02

 Анализ произведения

Глубина постижения исторических про-цессов. Правдивое изображение Гражданской войны

62

Женские судьбы в романе «Тихий дон»

1

16 02

22 02

Беседа

Яркость характеров и жизненных коллизий. Навык аналитической беседы

63

Трагедия Григория Мелихова.

1

19 02

26 02

Беседа

Навык монологической речи, навык ана-литической беседы

64

Сочинение по роману  М.А. Шолохова «Тихий Дон»

1

22 02

26 02

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

65

Литература русского зарубежья. Обзор. «А может быть,  России вовсе нет…». Лирика Г. Иванова, В. Набокова.    

1

26 02

1 03

Лекция

Ностальгические мотивы в стихотворениях поэтов-эмигран-тов. Навык анализа лирических произведений

66

Роман В. Набокова «Машенька». Традиции русской классики.

1

1 03

1 03

Беседа

Особое раскрытие темы утраченной Родины. Особенности набоковского стиля

67

Отношение героев к потерянной России. Образ Машеньки - символ утраченной Родины.

1

2 03

Беседа

Навык аналитической беседы

68

Тема Великой Отечественной войны в литературе

1

5 03

Лекция

Усвоение понятий «психологический натурализм», «лейтенантская проза», «окопная правда»

69

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда». Нравственная стойкость героев.

1

9 03

Лекция с элементами  бесед

Проявление «скрытой теплоты патриотизма» в героях

70

К.Д. Воробьев «Это мы, Господи» «Убиты под Москвой». Трагизм молодого поколения.

1

12 03

Лекция с элементами  бесед

Навык художеств. пересказа. Умение определять основную мысль произведения

71

В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях.

1

15 03

Беседа

Сохранение человечности и высоты души в условиях войны. Психология человека на войне.

72

Тема войны в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие»

1

16 03

Анализ произведения

Раскрытие темы бесчеловечности войны через изображение женщины-солдата

73

«У войны не женское лицо». По произведениям С. Алексиевич.

1

19 03

Анализ произведения

Навык монологической речи. Навык художеств. пересказа

74

«Слова, пришедшие из боя…» ВОВ в стихотворениях и песнях

1

22 03

Анализ стихотворений

Лирика о войне. Навык выразительного чтения

75

Поэзия середины века. Б. Пастернак. Основные темы лирики

1

23 03

Лекция с элементами  беседы

Дать представление о раннем творчестве

поэта,закрепление умения анализировать

текст

76

Б. Пастернак. Тема поэзии и поэта. Философская лирика.

1

5 04

Анализ стихотворений

Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия в лирике поэта

77

Н.А. Заболоцкий. Человек и природа в поэзии. Тема жизненного подвига в поэзии.

1

6 04

Лекция с элементами  беседы

Особенности лирики поэта. Навык анализа лирического произведения

78

А. Т. Твардовский. Личность писателя.

1

9 04

Лекция

Личность писателя.

79

Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к истории страны (по лирике Твардовского).

1

12 04

Анализ стихотворений

Особенности лирики поэта

80

Поэма Твардовского «Василий Теркин». Самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю.

1

13 04

Беседа

Обзор с учетом изученного ранее. История создания. Обобщенность образа главного героя

81

Поэма «По праву памяти»- поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины.

1

16 04

Беседа

Высокое граждан-ское самосознание автора, чувство ответственности за все, совершающееся в стране.

82

А. Солженицын. Личность и творчество. Новый взгляд в литературе на трагический конфликт эпохи.

1

19 04

Лекция с элементами  беседы

Личность писателя

83

«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

1

20 04

Беседа

Образ праведника в творчестве писателя. Тема и идея произведения

84

«Есть женщины в русских селеньях..» А.И. Солженицын «Матренин двор». Тема праведничества.

1

23 04

Анализ произведения

Социальные и нрав-ственные вопросы произведения. Тревога писателя за нравств. климат общества

85

Тема русской деревни в творчестве Ф. Абрамова «Пряслины»

1

26 04

Беседа

Тетралогия. Семья Пряслиных как типичная крестьянская семья, сохраняющая лучшие народ. черты. Навык художеств. пересказа

86

В. Распутин «Последний срок». Тема отцов и детей в повести.

1

27 04

Анализ произведения

Нравственное величие русской женщины

87

«Странные люди», «чудики» в рассказах В. Шукшина.

1

30 04

Беседа

Особенности прозы Шукшина. Навык художеств. пересказа

88

Сочинение по деревенской прозе.

1

3 05

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

89

Ч. Айтматов. Проблематика романа «Плаха»

1

4 05

Беседа

Основные проблемы романа. Навык художеств. пересказа

90

В. Астафьев. «Царь- рыба». Взаимоотношение человека и природы.

1

7 05

Лекция , беседа.

Навык аналитической беседы

91

Поэзия последних десятилетий. Е.Евтушенко. Гражданственность в лирике.

1

10 05

Беседа

Усвоение понятия «поэзия шестидесятников». Особенности лирики Евтушенко. Навык выразительного чтения

92

А. Вознесенский- «уникальное поэтическое явление.

1

11 05

Лекция , беседа

Особенности лирики. Навык выразительного чтения.

93

Н. Рубцов. Лирика как сердечный порыв к вечному дому – России, к деревне.

1

14 05

Лекция , беседа

Сложная судьба поэта. Навык анализа лирических произведений

94

И.А. Бродский. Особенности лирики.

1

17 05

Лекция , беседа

Особенности лирики

95

Поэты- барды. Авторская песня. Б. Окуджава.

1

18 05

Мелодическое богатство, искренность его произведений

96

В. Высоцкий – человек-эпоха. «Обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное» слово В. Высоцкого.

1

21 05

Лекция , беседа.,.

анализ произведений

Явление Высоцкого. Тематическое богатство, психологическая достоверность, искренность. Мотивы баллады и басни.

97

Современная публицистика. Основные темы и жанры.

1

24 05

Лекция , беседа

Памфлет. очерк

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА

В результате изучения литературы в 11 классе ученик должен

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  1. содержание изученных литературных произведений;
  1. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX вв., этапы их творческой эволюции;
  2. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  3. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
  4. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
  4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  7. сопоставлять литературные произведения,
  8. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  9. выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  10. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  11. составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
  12. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. участия в диалоге или дискуссии.

                        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

                                                  ( 99 часов)

Историко- культурная ситуация конца 19- начала 20 века. Русская литература рубежа веков.

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества.

Осуждение бездуховности существования в рассказе «Господин из Сан- Франциско» 

Философичность лирики Бунина.      Рассказы о любви. Сборник «Темные аллеи»

А.И. Куприн жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет». «Что это: было любовь или сумасшествие?

Воплощение нравственного идеала в повести Куприна  «Олеся».

Сочинение по творчеству И. Бунина и А. Куприна.

Традиции русской сатиры в прозе А. Аверченко.

Модернизм в русской поэзии. В.Я. Брюсов. Отточенность образов и стиля. Проблематика произведений.

Акмеизм.

Н. Гумилев. Трагическая судьба поэта. Романтический герой лирики.  

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай»

 Понятие о футуризме Обзор творчества поэтов-футуристов..

 Эгофутуризм. «Король поэтов» И. Северянин.

А.А. Блок личность и творчество.

Романтический мир раннего Блока.

«Это все о России». Тема Родины в творчестве Блока

Художественное своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме»

Поэма блока «Двенадцать». Осмысление событий 1917 года.

Сюжет поэмы и ее герои.

«Вечные» образы и «вечная» тема в поэме.

Сочинение по творчеству Блока.

Творческие индивидуальности Серебряного века.

Что значит быть

писателем- классиком в России 20 века? М. Горький. Очерк жизни и творчества.  

Романтические бунтари  Максима Горького. «Старуха Изергиль» ,«Макар Чудра».

 

«Бывшие люди» в изображении писателя.«Чел

Каш», «Коновалов», «Супруги Орловы»

Пьеса Горького  «На дне». Особенности жанра и конфликта.  

«Во что веришь - то и есть». Роль луки в драме «На дне».

Вопросы о правде  в драме «На дне»

Очерки  М. Горького «Л. Толстой»,     «В.И. Ленин»

Публицистика М. Горького. Трагическая хроника эпохи в «Несвоевременных мыслях»

Сочинение по творчеству Горького.

«Любовь – это сердце всего».     В. Маяковский о любви.

«Пою мое Отечество». Патриотическая лирика Маяковского

С. Есенин как национальный поэт.

Глубокое чувство родной природы и Родины.

Любовная лирика Сергея Есенина

«Анна Снегина» –поэма о судьбе человека и Родины.

Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина»

Трагизм поэмы Есенина «Черный человек»

А.А. Ахматова. Личность и творчество.

Лирика Ахматовой. Глубина, яркость переживаний. Тема поэта и поэзии.

Тема Родины и гражданского мужества. Трагизм поэмы «Реквием»

М. Цветаева. Сложная судьба поэта. Важнейшие темы творчества.

Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Образ лирической героини

Сочинения по творчеству поэтов «серебряного века» (Есенин, Ахматова, Цветаева).

Е. Замятин. Роман- антиутопия  «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве.

А. Платонов. Рассказы и повести. Высокий пафос и острая сатира в творчестве.

М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.

«Блеск и нищета» экспериментов русской интеллигенции. «Роковые яйца», «Собачье сердце»

Мастерство Булгакова-сатирика в романе «Мастер и Маргарита». Композиция романа.

Проблема творческой свободы художника и ее решение на страницах романа.

Трагическая любовь героев. Конфликт с окружающей пошлостью.

Философско  –  этические проблемы 1романа «Мастер и Маргарита». Тема совести.

Сочинение по творчеству           М.А. Булгакова.

Тема революции и гражданской войны в литературе .А. А Фадеев «Разгром» . Нравственные проблемы в романе.

Тема интеллигенции и революции в романе. Современная полемика о романе.

Б. Пастернак. Творческая судьба писателя. Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции.

Живаго и его оппоненты. Женские образы в романе.

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

Роман- эпопея «Тихий дон». Донское казачество на страницах романа.

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

Россия в муках великого перелома.

Женские судьбы в романе «Тихий дон»

Трагедия Григория Мелихова.

Сочинение по роману  М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Литература русского зарубежья. Обзор. «А может быть,  России вовсе нет…». Лирика Г. Иванова, В. Набокова.    

Роман В. Набокова «Машенька». Традиции русской классики.

Отношение героев к потерянной России. Образ Машеньки - символ утраченной Родины.

Тема Великой Отечественной войны в литературе

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда». Нравственная стойкость героев.

К.Д. Воробьев «Это мы, Господи» «Убиты под Москвой». Трагизм молодого поколения.

В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях.

Тема войны в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие»

«У войны не женское лицо». По произведениям С. Алексиевич.

«Слова, пришедшие из боя…» ВОВ в стихотворениях и песнях

Поэзия середины века. Б. Пастернак. Основные темы лирики

Б. Пастернак. Тема поэзии и поэта. Философская лирика.

Н.А. Заболоцкий. Человек и природа в поэзии. Тема жизненного подвига в поэзии.

А. Т. Твардовский. Личность писателя.

Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к истории страны (по лирике Твардовского).

Поэма Твардовского «Василий Теркин». Самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю.

Поэма «По праву памяти»- поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины.

А. Солженицын. Личность и творчество. Новый взгляд в литературе на трагический конфликт эпохи.

«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

«Есть женщины в русских селеньях..» А.И. Солженицын «Матренин двор». Тема праведничества.

Тема русской деревни в творчестве Ф. Абрамова «Пряслины»

В. Распутин «Последний срок». Тема отцов и детей в повести.

«Странные люди», «чудики» в рассказах В. Шукшина.

Сочинение по деревенской прозе.

Ч. Айтматов. Проблематика романа «Плаха»

В. Астафьев. «Царь- рыба». Взаимоотношение человека и природы.

Поэзия последних десятилетий. Е.Евтушенко. Гражданственность в лирике.

А. Вознесенский- «уникальное поэтическое явление.

Н. Рубцов. Лирика как сердечный порыв к вечному дому – России, к деревне.

И.А. Бродский. Особенности лирики.

Поэты- барды. Авторская песня. Б. Окуджава.

В. Высоцкий – человек-эпоха. «Обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное» слово В. Высоцкого.

  Современная публицистика. Основные темы и жанры.

                                        ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

                 

                          Наименования тем

                  Количество часов

     Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

 1

Историко- культурная ситуация конца 19- начала 20 века. Русская литература рубежа веков.

1

1

  2

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества.

Осуждение бездуховности существования в рассказе «Господин из Сан- Франциско» 

1

1

3          

Философичность лирики Бунина.      Рассказы о любви. Сборник «Темные аллеи»

1

1

4          

А.И. Куприн жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет». «Что это: было любовь или сумасшествие?

1

1

5          

Воплощение нравственного идеала в повести Куприна  «Олеся».

1

1

6          

Сочинение по творчеству И. Бунина и А. Куприна.

1

1

7            

Традиции русской сатиры в прозе А. Аверченко.

1

1

8          

Модернизм в русской поэзии. В.Я. Брюсов. Отточенность образов и стиля. Проблематика произведений.

1

1

9        

Акмеизм.

Н. Гумилев. Трагическая судьба поэта. Романтический герой лирики.  

1

1

10  

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай»

1

1

11

 Понятие о футуризме Обзор творчества поэтов-футуристов..

1

1

12

 Эгофутуризм. «Король поэтов» И. Северянин.

1

1

13

А.А. Блок личность и творчество.

Романтический мир раннего Блока.

1

1

14

«Это все о России». Тема Родины в творчестве Блока

1

1

15

Художественное своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме»

1

1

16

Поэма блока «Двенадцать». Осмысление событий 1917 года.

1

1

17

Сюжет поэмы и ее герои.

1

1

18

«Вечные» образы и «вечная» тема в поэме.

1

1

19

Сочинение по творчеству Блока.

  1

1

20

Творческие индивидуальности Серебряного века.

1

1

21

Что значит быть

писателем- классиком в России 20 века? М. Горький. Очерк жизни и творчества.  

1

1

22

Романтические бунтари  Максима Горького. «Старуха Изергиль»,«Ма

кар Чудра»  

1

1

23

«Бывшие люди» в изображении писателя.«Чел

Каш», «Коновалов», «Супруги Орловы»

1

1

24

Пьеса Горького  «На дне». Особенности жанра и конфликта.  

1

1

25

«Во что веришь - то и есть». Роль луки в драме «На дне».

1

1

26

Вопросы о правде  в драме «На дне»

1

1

27

Очерки  М. Горького «Л. Толстой»,     «В.И. Ленин»

1

1

28

Публицистика М. Горького. Трагическая хроника эпохи в «Несвоевременных мыслях»

1

1

29

Сочинение по творчеству Горького.

1

1

30

«Любовь – это сердце всего».     В. Маяковский о любви.

1

1

31

«Пою мое Отечество». Патриотическая лирика Маяковского

1

1

32

С. Есенин как национальный поэт.

1

1

33

Глубокое чувство родной природы и Родины.

1

1

34

Любовная лирика Сергея Есенина

1

1

35

«Анна Снегина» –поэма о судьбе человека и Родины.

1

1

36

Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина»

1

1

37

Трагизм поэмы Есенина «Черный человек»

1

1

38

А.А. Ахматова. Личность и творчество.

1

1

39

Лирика Ахматовой. Глубина, яркость переживаний. Тема поэта и поэзии.

1

1

40

41

Тема Родины и гражданского мужества. Трагизм поэмы «Реквием»

2

1

1

42

М. Цветаева. Сложная судьба поэта. Важнейшие темы творчества.

1

1

43

Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Образ лирической героини

1

1

44

Сочинения по творчеству поэтов «серебряного века» (Есенин, Ахматова, Цветаева).

1

1

45

Е. Замятин. Роман- антиутопия  «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве.

1

1

46

А. Платонов. Рассказы и повести. Высокий пафос и острая сатира в творчестве.

1

1

47

М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.

1

1

48

«Блеск и нищета» экспериментов русской интеллигенции. «Роковые яйца», «Собачье сердце»

1

1

49

Мастерство Булгакова-сатирика в романе «Мастер и Маргарита». Композиция романа.

1

1

50

Проблема творческой свободы художника и ее решение на страницах романа.

1

1

51

Трагическая любовь героев. Конфликт с окружающей пошлостью.

1

1

52

Философско –      этические проблемы 1романа «Мастер и Маргарита». Тема совести.

1

1

53

Сочинение по творчеству           М.А. Булгакова.

1

1

54

Тема революции и гражданской войны в литературе .А. А Фадеев «Разгром» . Нравственные проблемы в романе.

1

1

55

Тема интеллигенции и революции в романе. Современная полемика о романе.

1

1

56

Б. Пастернак. Творческая судьба писателя. Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции.

1

1

57

Живаго и его оппоненты. Женские образы в романе.

1

1

58

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

1

1

59

Роман- эпопея «Тихий дон». Донское казачество на страницах романа.

1

1

60

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

1

61

Россия в муках великого перелома.

1

1

62

Женские судьбы в романе «Тихий дон»

1

1

63

Трагедия Григория Мелихова.

1

1

64

Сочинение по роману  М.А. Шолохова «Тихий Дон»

1

1

65

Литература русского зарубежья. Обзор. «А может быть,  России вовсе нет…». Лирика Г. Иванова, В. Набокова.    

1

1

66

Роман В. Набокова «Машенька». Традиции русской классики.

1

1

67

Отношение героев к потерянной России. Образ Машеньки - символ утраченной Родины.

1

1

68

Тема Великой Отечественной войны в литературе

1

1

69

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда». Нравственная стойкость героев.

1

1

70

К.Д. Воробьев «Это мы, Господи» «Убиты под Москвой». Трагизм молодого поколения.

1

1

71

В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях.

1

1

72

Тема войны в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие»

1

1

73

«У войны не женское лицо». По произведениям С. Алексиевич.

1

1

74

«Слова, пришедшие из боя…» ВОВ в стихотворениях и песнях

1

1

75

Поэзия середины века. Б. Пастернак. Основные темы лирики

1

1

76

Б. Пастернак. Тема поэзии и поэта. Философская лирика.

1

1

77

Н.А. Заболоцкий. Человек и природа в поэзии. Тема жизненного подвига в поэзии.

1

1

78

А. Т. Твардовский. Личность писателя.

1

1

79

Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к истории страны (по лирике Твардовского).

1

1

80

Поэма Твардовского «Василий Теркин». Самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю.

1

1

81

Поэма «По праву памяти»- поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины.

1

1

82

А. Солженицын. Личность и творчество. Новый взгляд в литературе на трагический конфликт эпохи.

1

1

83

«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

1

1

84

«Есть женщины в русских селеньях..» А.И. Солженицын «Матренин двор». Тема праведничества.

1

1

85

Тема русской деревни в творчестве Ф. Абрамова «Пряслины»

1

1

86

В. Распутин «Последний срок». Тема отцов и детей в повести.

1

1

87

«Странные люди», «чудики» в рассказах В. Шукшина.

1

1

88

Сочинение по деревенской прозе.

1

1

89

Ч. Айтматов. Проблематика романа «Плаха»

1

1

90

В. Астафьев. «Царь- рыба». Взаимоотношение человека и природы.

1

1

91

Поэзия последних десятилетий. Е.Евтушенко. Гражданственность в лирике.

1

1

92

А. Вознесенский- «уникальное поэтическое явление.

1

1

93

Н. Рубцов. Лирика как сердечный порыв к вечному дому – России, к деревне.

1

1

94

И.А. Бродский. Особенности лирики.

1

1

95

Поэты- барды. Авторская песня. Б. Окуджава.

1

1

96

В. Высоцкий – человек-эпоха. «Обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное» слово В. Высоцкого.

1

1

97

Современная публицистика. Основные темы и жанры.

1

1

                   Учебно- методическое обеспечение

    Русская литература 20 в. 11 класс: Учебник-практикум для обшеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.И.Лысого.- М.:Мнемозина,2003.

Егорова Н.В., ЗолотареваИ.В. Поурочные разработки по русской литературе 20в.11класс.М.»ВАКО»,2003.

Литература и современность: Статьи о литературе. Сост.А.Коган. М.:Художественная литература, 1989.

Соколов А.Г. Судьбы русской эмиграции1920-х годов. М.:МГУ,1991.

 

В.В.Борисова, Т.Н.Дорожкина. Сочинение как жанрово определенный текст и его риторический фундамент.-Уфа, 2006.

Литература.11класс:филологический анализ художественного текста:элективный курс/ авт.-сост. И.В.Арисова.-Волгоград:Учитель,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...